Ольга Ижбулатова |
Так сложилось, что в российские библиотеки часто приходят работать люди, не имеющие профильного образования. Часть из них пришла в РГБ по приглашению знакомых или родственников. Кого-то привлекла романтическая атмосфера читальных залов и бесконечные полки книгохранилищ. Но первоначально всеми движет одно простое, но очень сильное чувство — любовь к книгам. Правда, на одних только чувствах в библиотеке долго не продержишься. Обязательно нужно идти учиться.
Вот, например, Ольга Ижбулатова, сотрудник Центра восточной литературы РГБ, пришла в библиотеку из любви к китайскому языку и китайской литературе. «Я недавно спустилась в наше хранение, посмотрела какие горы китайских книг там лежат. Чтобы это разобрать, потребуется по крайней мере год или два.
Скажу честно, руки чешутся». Ольга окончила ИСАА (Институт стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова), в РГБ работает уже полтора года, каталогизатором ЦВЛ — полтора месяца. В этом году поступила на Высшие библиотечные курсы. От обучения хочет получить знания о сохранности документов, реставрации и о таблицах ББК. «У нас хранятся очень ценные издания и нужно понимать, как с ними обращаться и содержать в надлежащих условиях. В будущем, мне бы хотелось углублять знания китайского языка и изучать другие родственные языки. Хочу стать первоклассным специалистом».
Специфика библиотечной деятельности такова, что здесь без профильного образования довольно сложно работать, а тем более продвигаться по карьерной лестнице. Именно поэтому в Российской государственной библиотеке создан учебный центр, в котором все желающие могут изучить тонкости библиотечной профессии, повысить свою квалификацию или продвинуть науку, поступив в аспирантуру и защитив кандидатскую или даже докторскую диссертацию. Именно в этот Центр 6 сентября Ольга пойдет учиться. Компанию ей составят еще порядка двадцати человек — сотрудники РГБ и других московских библиотек.
Интересный факт: первоначально профессии библиотекаря обучали только в РГБ. В 1920-х годах начали возникать и применяться на практике различные идеи по обучению библиотечной специальности сотрудников тогда еще Государственного Румянцевского музея, закладывались основы курсовой подготовки и переподготовки, нарабатывались методики обучения. Уже в 1924 году были созданы Высшие библиотечные курсы. А в 1930-м — Московский библиотечный институт (в дальнейшем был переименован в Московский университет культуры и искусства).
Смита Сенгупта |
Три года назад Высшие библиотечные курсы при РГБ окончила кандидат филологических наук Смита Сенгупта. «В библиотеке я работаю более 15 лет. А попала сюда следующим образом. В Центре восточной литературы была выставка, организованная посольством Бангладеш, на которой я работала переводчиком посла. И в этот день мне рассказали, что в фондах хранятся книги на бенгальском языке (это мой родной язык), а специалиста для работы с ним нет. Предложили ими заняться. Я согласилась. И вот до сих пор здесь работаю». С тех пор Смита успела получить вид на жительство в России и профильное библиотечное образование. «Моя начальница, Мария Емельяновна, которая всегда мне помогала и направляла, сказала: „Смита, если ты хочешь продолжать работать в библиотеке, — иди учиться“. И мы вместе с моей коллегой пошли». Полученные знания пригодились при выполнении нестандартных запросов читателей, когда нужно найти какую-нибудь редкую книгу или произведение малоизвестного автора. «Если раньше я полагалась на свое логическое мышление, то сейчас я точно знаю методологию поиска — как и что быстрее и легче найти. Спасибо курсам за это».
«В библиотеку я попала случайно. Ясным октябрьским днем, прогуливаясь по Моховой, увидела на доме вывеску журнала „Библиотечное дело“. Так как на тот момент я была без работы, решила просто заглянуть в отдел кадров РГБ и узнать, есть ли у них какие-нибудь вакансии. Предложили пойти в отдел библиотечного обслуживания читального зала новых поступлений. Я с легкостью согласилась. И вот работаю здесь уже пять лет». Это история Валентины Коренок, которая после своей случайной встречи с библиотекой решила не просто остаться, но и освоить профессию. Высшие библиотечные курсы она окончила два года назад. «Благодаря учебе я более грамотно стала относиться к работе и лучше понимать специфику деятельности нашей библиотеки в целом».
Диплом о высшем библиотечном образовании можно получить, если пойти учиться в профильный вуз. Вот история заведующей Учебным центром послевузовского и дополнительного профессионального образования РГБ Лидии Сергеевны Мартыновой. «Мой родственник, Василий Васильевич Серов, видный ученый, был заместителем министра культуры при Демичеве. Он окончил Московский библиотечный институт и, когда я училась в 10 классе, привел меня в этот вуз, провел по аудиториям. Так я стала учиться библиотечному делу. Окончила аспирантуру. И далее пошла работать в Патентно-техническую библиотеку. В 1968 году, когда открылся научно-исследовательский отдел, пришла в РГБ».
Валентина Коренок |
Сейчас получить ученую степень доктора или кандидата педагогических наук можно и в Российской государственной библиотеке. В год в среднем нашу аспирантуру оканчивают порядка 30 человек. Практическая значимость исследований зависит от области изысканий. Например, Татьяна Верхоланцева, заместитель заведующего отделом официальных и нормативных изданий РГБ, предложила свой метод организации и использования в современной библиотеке нормативных правовых актов Российской империи XIX — начала XX века. Теперь все законы Российской империи могут быть легко и быстро найдены и выданы читателю. Работать с этими документами стало намного проще. Ирина Карпова, сотрудник научно-исследовательского отдела редких книг РГБ, разработала метод обработки данных (персоналии, события, адреса, места и т. д.) из номеров газеты «Московские ведомости» (1756—1789 гг.). Абсолютно все данные (факты и даты) были распознаны и адаптированы для поиска. Это ощутимая помощь при проведении исторических исследований и реконструкции исторических событий.
В Учебном центре РГБ также изучают иностранные языки — английский, немецкий, испанский, итальянский и французский. Так в 2010/2011 году открылось 16 учебных групп, в которых в общей сложности занимаются 200 человек. Кто-то приходит ради своего личного интереса, но большинству библиотекарей знания необходимы для работы. Каталогизаторы, специалисты по обслуживанию и перспективному планированию регулярно выезжают на международные конференции, выступают с докладами, участвуют в круглых столах. Для комфортного общения в интернациональной библиотечной среде владение языком просто необходимо.
Сейчас наибольшей популярностью среди сотрудников библиотек пользуются краткосрочные курсы по информационно-компьютерным технологиям (специализации: Microsoft Office XP, Библиотечно-информационные технологии, Библиотечно-информационная деятельность). В 2010 году их посетили порядка 220 человек. Учитывая взятый Правительством РФ курс на компьютеризацию библиотечной среды, библиотекари просто обязаны освоить основные программы и сервисы.
В тоже время есть и обратная тенденция. Для работы в РГБ привлекаются IT-специалисты без библиотечного образования. И им, в свою очередь, необходимо прослушать специализированные курсы. Только таким образом у этих двух групп, иногда больше похожих на два воюющих лагеря, получится построить конструктивный диалог и продуктивную совместную работу над развитием библиотечной системы России.
Количество слушателей — сотрудников Российской государственной библиотеки,
|
Процентное соотношение сотрудников различных комплексов РГБ,
|
01. 09.2011
Библиотекари — работники, занимающиеся комплектованием фонда той или иной библиотеки. Они создают каталоги книг и других печатных изданий, заведуют справочно-информационными фондами. Также они ведут просветительскую работу среди людей, популяризируя разные книги и мотивируя население к чтению. Ну и конечно, библиотекарь — тот самый сотрудник, которого посетители всегда находят «на абонементе»: он выдаёт им книги и принимает их обратно, помогая в выборе нужной и интересной литературы.
Это непростая, но очень интересная профессия, обучиться которой сможет любой желающий. Главное — искренне любить книги и обладать определённым типом личности и характера.
Прежде всего, необходимо иметь представление о том, что такое библиотечное дело. Оно включает в себя несколько важных функций:
Библиотекарь регулярно следит за тем, в каком состоянии находится книжный фонд и обновляет его по мере необходимости.
Стать библиотекарем невозможно без знаний о том, какими бывают эти учреждения. В зависимости от личных склонностей и предпочтений человек может выбрать работы в одной из библиотек:
Люди, искренне любящие чтение, часто подумывают о том, чтобы приобрести профессию библиотекаря. Очевидно, что одной любви к книгам и знаний будет мало. Эта профессия требует определённых черт характера:
Больше всего профессия библиотекаря подходит людям, не стремящимся к постоянному движению и «экстремальным» ощущениям. Кстати, умение интенсивно общаться с людьми — навык, обязательный не для каждого представителя этой профессии. Например, можно получить учёную степень и устроиться на работу в библиотеку при высшем учебном заведении: там всегда спокойно, а коммуникативные навыки требуются самые простые.
Для того чтобы понять, сможете ли вы работать библиотекарем, рекомендуется лично побеседовать с людьми, работающими в этой сфере в течение многих лет. Они расскажут много интересного и поделятся личным опытом. Также опытные работники могут порекомендовать и учебное заведение, где вы сможете получить необходимое образование.
В зависимости от уровня и направления библиотеки можно закончить техникум (колледж) или ВУЗ. В среднем учебном заведении учащиеся получают специальность «Библиотечное дело» или «Библиотековедение». Поступить в колледж можно, окончив девять классов средней школы. Длительность учёбы составляет от двух до пяти лет и зависит от формы обучения, которую выбирает человек (очная, заочная или вечерняя).
В высших учебных заведениях есть специальность по библиотечно-информационной деятельности. Условия поступления здесь строже: необходима сдача ЕГЭ (русский язык, литература, история, обществоведение или иностранный язык на выбор). Длительность обучения составляет от четырёх до пяти лет.
Если вы твёрдо намерены стать библиотекарем по окончании обучения, надо стремиться к получению практического опыта работы ещё задолго до окончания колледжа или ВУЗа. Попытайтесь устроиться на работу в любую из подходящих библиотек. Кстати, многие учреждения часто берут студентов-практикантов. После практики многие из них имеют шансы остаться работать там постоянно.
В крупных городах руководство библиотек более строго подходит к выбору сотрудников и требует от соискателей, как минимум, высшего или профессионального образования. Тем не менее, бывает так, что человеку просто повезло и он смог устроиться работать, не имея специальной подготовки. Особенно это актуально на периферии и в небольших районных библиотеках общего назначения. В таких случаях профессии обучают на месте, и если у работника есть способности и мотивация, он входит в курс дела быстро и с удовольствием.
Тем не менее, повышать профессиональный уровень не помешает никогда. Для тех, кому нравится профессия библиотекаря, могут идеально подойти курсы профессиональной переподготовки по библиотечному делу. Они длятся меньше, чем повторное обучение в вузе или колледже, а пройти их сейчас реально и в заочном порядке. Например, в Современной научно-технологической академии представлена образовательная программа по направлению «Библиотечное дело», которая реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.
Поделиться:
Популярные статьи в категории:
27. 08.2019
725524
Как избавиться от мозолей на ногах?
05.06.2019
240633
Польза или вред фиников для организма
08.08.2019
214924
Неприятный запах ног: причины возникновения и способы лечения
21.12.2018
201890
Кому и как можно продлить сертификат медицинского специалиста?
ALA > Образование и карьера > Библиотечная карьера > Стать библиотекарем
Чем ты увлекаешься? Вы увлечены искусством, биологией, бизнесом, технологиями? Объедините свою страсть с желанием помогать другим и станьте библиотекарем.
Библиотекари работают в различных учреждениях, включая музеи, больницы, предприятия, публичные библиотеки, колледжи, университеты и школы. В своей работе библиотекари исследуют, инструктируют и подключают людей к технологиям. Библиотекари создают веб-сайты, оцифровывают архивы и управляют социальными сетями. Библиотекари работают с людьми всех возрастов, соединяя их с информацией, обучением и обществом.
Заработная плата библиотекарей и библиотечных работников варьируется в зависимости от квалификации человека, а также типа, размера и местоположения библиотеки. По данным Бюро статистики труда, средняя годовая заработная плата библиотекарей в 2018 году составляла 59 050 долларов США в год. Бюро статистики труда также сообщило, что ожидается, что занятость библиотекарей вырастет на 6 процентов в период с 2018 по 2028 год (это так же быстро, как средние темпы роста для всех профессий) 9.0003
Посетите Статистику занятости, чтобы получить последние национальные, государственные и местные данные о доходах библиотекарей.
Степень магистра библиотечного дела (MLS), предпочтительно по программе, аккредитованной Американской библиотечной ассоциацией (ALA), необходима для большинства должностей библиотекаря в большинстве публичных, академических и специальных библиотек. Школьным библиотекарям может не понадобиться MLS, но они должны соответствовать требованиям штата к обучению.
Выбор программы, аккредитованной ALA
Подавляющему большинству работодателей требуется степень магистра, аккредитованная ALA, для профессиональных должностей в библиотеках. Окончание программы, аккредитованной ALA, повышает мобильность карьеры и обеспечивает большую гибкость. Магистерские программы, аккредитованные ALA, можно найти в колледжах и университетах США, Канады и Пуэрто-Рико.
Найдите дополнительную информацию о том, как выбрать программу библиотечного дела, а также список аккредитованных школ в Справочнике ALA по библиотечным и информационным исследованиям, аккредитованным ALA
По мере того, как библиотечные услуги становятся более разнообразными, меняются и рабочие места в библиотеках. Библиотекари перестали быть единственными профессионалами, работающими в библиотеках. В библиотеках работают веб-разработчики, менеджеры знаний и ИТ-специалисты. Молодежные работники, сотрудники службы безопасности, архивариусы, реставраторы книг, школьные связи, социальные работники и менеджеры некоммерческих групп друзей — вот лишь некоторые из уникальных должностей, занятых в библиотеках.
Справочник школ, аккредитованных ALA
Справочник по профессиональным перспективам для библиотекарей в Бюро статистики труда содержит более подробную информацию об образовательных требованиях, рабочей среде и перспективах работы для библиотекарей и библиотечных работников.
Школа библиотечных и информационных наук Университета штата Сан-Хосе подготовила отчет под названием «Навыки MLIS в работе». Это ежегодный анализ последних карьерных тенденций для специалистов в области информации. В этом отчете рассматриваются возможности карьерного роста для лиц, имеющих степень магистра библиотечных и информационных наук (MLIS). В отчете указано, что в дополнение к должности библиотекаря следующий список репрезентативных должностей указывает на различные способы применения знаний библиотечной информации в различных профессиональных областях:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочтите отчет: Новые карьерные тенденции для специалистов в области информации 2017 (PDF)
Прочитайте интервью, проведенные Кейтлин Уильямс, доктором философии. с библиотечными работниками по различным специальностям библиотечной профессии.
Проект тюремной библиотеки: Интервью с Титусом Мулатара, менеджером филиала Свободной библиотеки Филадельфии
Интервью, проведенное Кейтлин Уильямс, доктором философии, опубликовано в августовском выпуске Информационного бюллетеня о трудовой жизни библиотеки за 2018 год.
Просто погрузись и учись! Совет от системного библиотекаря с непоколебимой верой в непрерывное обучение, стремлением служить другим и готовностью искать возможности изменить ситуацию
Опубликовано в апрельском выпуске Информационного бюллетеня о трудовой жизни за 2018 год. Это интервью, проведенное Кейтлин Уильямс, доктором философии. с Эйди Уикс, системным библиотекарем в Библиотеке наук о здоровье, в отделе библиотечных служб здравоохранения Орландо.
Где ты работаешь? Как изменить ситуацию для специалистов по оказанию первой помощи: познакомьтесь с Эдом Мецем, руководителем библиотечной программы в Национальном учебном центре по чрезвычайным ситуациям. Интервью, проведенное Кейтлин Уильямс, доктором философии, опубликованное в выпуске Library Worklife Newsletter за февраль 2018 года.
Познакомьтесь с сотрудником библиотеки, который использует свою страсть, творчество и 32-футовый грузовик для выполнения своей работы (вместе с джем-сейшенами на укулеле для своих посетителей!)
Интервью, проведенное Кейтлин Уильямс, доктором философии. с Бретань Берд, книжным библиотекарем библиотеки Льюиса и Кларка со штаб-квартирой в Хелене, штат Монтана. Опубликовано в декабре 2017 года номер Информационный бюллетень .
"Где вы работаете? Сочетание любви к музыке с отличными навыками ЛИС на отличном рабочем месте"
Эта статья взята из выпуска Library Worklife Newsletter за октябрь 2017 г. . Это интервью провела Кейтлин Уильямс, доктор философии. с двумя библиотекарями, работающими в библиотеке Зала славы рок-н-ролла в Огайо.
"The Bunheads are Dead" из журнала American Libraries Magazine . Кен Хейкок и Карла Гарнер обсуждают высокотехнологичные возможности карьерного роста в области библиотечной и информационной науки, а также то, как программы LIS адаптируются к изменяющимся потребностям отрасли .
Один день из жизни: варианты карьеры в библиотеке и информатике
Присцилла К. Шонц и Ричард А. Мюррей
Какая альтернатива? : Варианты карьеры для библиотекарей и информационных специалистов
Рэйчел Сингер Гордон
Переосмысление информационной работы: руководство по карьере для библиотекарей и других специалистов в области информации
Ким Дорити
Если вам интересно, что нужно, чтобы стать школьным библиотекарем, мы составили подробное руководство по требованиям штата к сертификации с текущими ссылками.
Школьные библиотекари сосредоточены на успехах учащихся и должны быть частью каждой школы и всех классов. Профессиональные или сертифицированные школьные библиотекари специально обучены для работы со студентами и имеют обширный библиотечный опыт, такой как исследования, информационная грамотность, книжные рекомендации и технологии в дополнение к их преподавательскому опыту. Они работают со студентами и другими учителями, чтобы каждый мог получить доступ к информации в различных форматах и чтобы чтение было интегрировано в учебную программу. Школьные библиотекари являются лидерами в своих школах и помогают развивать важные навыки у учащихся с раннего возраста, потому что они сосредоточены на результатах обучения и индивидуальных открытиях.
Ваши пожертвования финансируют исследования, которые помогают финансировать библиотеки!
Ежедневная работа со студентами сопряжена с тяжелым трудом и большим удовольствием. В некоторых штатах школьным библиотекарям требуется степень бакалавра в области образования и степень магистра в области библиотечного дела. Каждый библиотекарь также должен убедиться, что он соответствует требованиям штата, чтобы быть педагогом. Многие штаты предпочитают, чтобы те, кто получил степень магистра, посещали школу, аккредитованную Американской библиотечной ассоциацией (ALA). Это показывает, что библиотекарь соответствует определенным стандартам в своем образовании, чтобы получить степень.
ГИС-карта требований к школьным библиотекарям по штатам в сочетании с данными об академических достижениях
В сотрудничестве со Школой информации SJSU мы разработали эту ГИС-карту, на которой вы можете просмотреть требования штатов, чтобы стать школьными библиотекарями, а также дополнительные данные о школьных библиотекарях. школьные библиотеки и успеваемость учащихся. Нажмите прямо на карту или перейдите сюда, чтобы получить доступ к
Требования для того, чтобы стать школьным библиотекарем, различаются в зависимости от штата. Ниже приведен список требований, которые позволяют библиотекарю получить сертификат для школ в каждом штате: