Белый Кролик. Карманные часы. Безумное чаепитие. Улыбающийся Чеширский Кот. Перекрашенные розы и пироги с вареньем, колода карт и фламинго. И конечно, голубое платье и лента для волос. Даже без упоминания автора или названия книги вы наверняка сразу же догадаетесь, о чем речь. Эти персонажи и визуальные образы настолько узнаваемы, что считываются моментально.
С момента выхода «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла (настоящее имя писателя — Чарльз Доджсон) в 1865 году главная героиня сказки — любопытная, прагматичная, порой раздражительная маленькая девочка — превратилась в один из самых необычных литературных символов и визуальных икон. Она стала героиней множества мультфильмов, кинолент, модных съемок и сюрреалистичных картин. Ее узнаваемый образ не раз был запечатлен в виде иллюстраций: от оригинальных графичных рисунков Джона Тенниела до абстрактных и меланхоличных зарисовок Туве Янссон, которые сопровождали шведское издание книги 1966 года.
Алиса на безумном чаепитии, иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес», 1865
Victoria and Albert Museum, London
Благодаря новой выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта Alice: Curiouser and Curiouser Алиса из Страны чудес вновь оказывается в центре нашего внимания. Посредством эффектных декораций, VR-технологий и многочисленных экспонатов — от рукописных манускриптов до сценических костюмов — выставка подробно описывает историю появления персонажа, ее перевоплощения в различных источниках и культурное влияние за последние 156 лет. По следам Алисы прошло не одно поколение. Исследуемый ею загадочный мир, в котором живут безумные шляпники, пристрастные к кальяну гусеницы и мстительная Червонная Королева, стал полноценным культурным феноменом и распространился далеко за пределы книги.
Наследие Алисы обрело жизнь в самых разных областях искусства и поп-культуры и, конечно, не могло обойти стороной индустрию моды. На выставке представлено несколько ключевых работ таких дизайнеров, как Iris van Herpen, Viktor & Rolf и Vivienne Westwood. В 2015 году Вествуд даже стала автором обложки нового издания книги Кэрролла, отметив в предисловии ее неординарность и отрицание авторитета взрослых. Впрочем, это далеко не полный список дизайнеров, которые вдохновлялись сказочным миром Кэрролла. Страна чудес оказалась плодотворной почвой для творческих эскапад модных деятелей, а они, в свою очередь, сформировали наше представление об Алисе и других персонажах книги.
Популярное
Iris van Herpen на выставке Alice: Curiouser and Curiouser в Музее Виктории и Альберта
Courtesy V&A
Теперь, когда мы думаем о маленькой девочке, которая то растет, то уменьшается в размерах и неизменно оказывается в «чудесатых» ситуациях, то представляем ее в голубом платье и с фирменным ободком на голове. Эти элементы образа стали такими же узнаваемыми, как клетчатый сарафан Дороти и красные туфельки из «Волшебника из Страны Оз» (1939) или красная шапочка героини одноименной сказки Шарля Перро. При том, что в первой официальной версии книги, вышедшей с цветными иллюстрациями, ее платье было желтым.
Несмотря на прочие цветовые интерпретации наряда Алисы конца Викторианской эпохи, окончательно образ этого персонажа закрепился в массовом сознании после выхода диснеевского мультфильма 1951 года: копна светлых волос, то самое голубое платье и черные туфельки. В основу легли зарисовки художницы Мэри Блэр с отсылками к оригинальным иллюстрациям Тенниела, но переиначенные на новый, более современный лад. К тому моменту такой оттенок голубого уже был известен как Alice Blue — задолго до выхода мультфильма его ввела в обиход Элис Рузвельт Лонгворт, писательница и старшая дочь 26-го президента США Теодора Рузвельта. Силуэт платья с его пышной юбкой и узкой талией — отсылка к послевоенному New Look Кристиана Диора.
Популярное
Джон Гальяно (Червонная Королева), Алексис Роше (Король) и Наталья Водянова (Алиса) в Vogue US, декабрь 2003
Annie Leibovitz
Этим платьем на протяжении десятилетий вдохновлялось множество дизайнеров и фотографов. Достаточно вспомнить знаменитую съемку Энни Лейбовиц для американского Vogue 2003 года, где Наталья Водянова в роли Алисы примеряет несколько голубых нарядов, сшитых специально для нее. На каждом снимке главная героиня появляется в компании того или иного дизайнера, переодетого в персонажа книги или ее сиквела 1871 года. Основатели Viktor & Rolf Виктор Хорстинг и Рольф Снорен перевоплотились в близнецов Траляля и Труляля. Джон Гальяно — в Червонную Королеву. Тому Форду досталась роль Белого Кролика, а Стивену Джонсу — конечно, Безумного Шляпника. Бывший креативный директор американского Vogue Грейс Коддингтон вспоминала, что это была «утомительная, веселая» и вместе с тем «волшебная» съемка. Наталье Водяновой удалось объединить в своей героине детскую невинность и мрачное чувство юмора, став идеальным воплощением Алисы наших дней.
Наталья Водянова (Алиса), Стивен Джонс (Безумный Шляпник) и Кристиан Лакруа в Vogue US, декабрь 2003
Annie Leibovitz
Популярное
Позднее собственную версию «Алисы в Стране чудес» представил Тим Уолкер для календаря Pirelli 2018 года. Фотограф, известный своей любовью к эксцентричным персонажам, сказочным сюжетам и драматичным декорациям, создал собственный мир и по-новому интерпретировал классическую историю. Состав участников съемки был полностью «темнокожим»: роль Алисы досталась Даки Тот, которую одели в нежно-голубое мини-платье и туфли на огромных платформах, а суперзвезда дрэга Ру Пол сыграл Червонную Королеву.
Снимки Лейбовиц и Уолкера наглядно демонстрируют любовь мира моды к Алисе. Они забавные, причудливые и фантазийные. Эти работы позволяют зрителю погрузиться в выдуманный мир, населенный знакомыми с детства персонажами и сценариями. История Кэрролла дает простор для интерпретаций: в зависимости от точки зрения автора она может быть легкой и воздушной или, напротив, мрачной и нервирующей. Но в обоих случаях визуальное изображение имеет под собой идею абсурда. Конечно, нас привлекает вся нелепость этой Страны чудес. Мир, где бессмыслица и перевоплощения (что, к слову, является одной из функций одежды) — в порядке вещей.
Вряд ли найдется хоть один дизайнер, фотограф или стилист, который ни разу не использовал в своих работах отсылки к кроличьей норе или Зазеркалью, будь то Миучча Прада и ее любовь к ободкам для волос, визуальная эстетика Alice Temperley или коллекция футболок Comme des Garçons с принтами в виде кастомизированных иллюстраций Тенниела.
Популярное
Для многих из них Алиса также олицетворяет всю силу детского воображения. Те, кто работает в индустрии моды, нередко используют его потенциал, представляя себя ребенком, который наряжает любимых кукол или погружается в собственный выдуманный мир, полный нелепостей и фантазийных образов. Да и мы возвращаемся в него каждый раз, когда вспоминаем об Алисе.
Prada весна-лето 2019
Выставка Alice: Curiouser and Curiouser пройдет в Музее Виктории и Альберта до 31 декабря 2021 года.
выставкимузей виктории и альбертаНаталья Водяновакниги
Читайте такжеКниги
Какие книги на рабочем столе Кейт Миддлтон
Hayley Maitland
Путешествия
Наталья Водянова и Михаил Зыгарь — о новом сериале «Русские каникулы»
Ксения Соловьева
Афиша
Модные планы на выходные. 12–14 июня
Дарья Горшкова
Кто делает театры, в которых играют актеры с синдромом Дауна
Даша Масленникова
Энни Лейбовиц родилась в 1949 году в Коннектикуте. Она по праву является одной из самых знаменитых американских женщин-фотографов. Первые ее кадры были сняты в период пребывания на Филиппинах, во время войны во Вьетнаме. Вернувшись в Америку в 1970 году, она стала главным фотографом журнала Rolling Stone. Когда журнал начал печататься в цвете, она, как и многие другие фотографы того времени, осознала, что не имеет достаточно знаний для работы с новыми технологиями, и самостоятельно стала учиться мастерству цветной фотографии. Эта самостоятельность во многом способствовала появлению смелых цветов и неожиданных постановок в ее кадрах. В 1983 Лейбовиц начала работать с Vogue, снимать рекламные кампании и проекты для Михаила Барышникова, Американского театра балета и Бруклинской музыкальной академии. Выставки фотографий Лейбовиц организовывались в музеях и галереях по всему миру, в том числе в Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, Бруклинском музее, Национальной портретной галерее в Лондоне, и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Энни Лейбовиц, почетный член Королевского фотографического сообщества, обладает множеством фотографических наград и была признана Библиотекой Конгресса США живой легендой.
FORMENTO & FORMENTO АЛЬБЕРТ УОТСОН АРТУР ЭЛГОРТ БЕРТ ШТЕРН ВЕНДИ ПЭТОН ГИ БУРДЕН ГОВАРД ШАТЦ ГРЕГ ГОРМАН ГЬЕН МИЛИ ДЕНИС ПИЛ ДЖОВАННИ ГАСТЕЛ ДУГЛАС КИРКЛАНД ДЭВИД ЛАШАПЕЛЬ ЖАН-МАРИ ПЕРЬЕ ЖАНЛУ СЬЕФФ ЖЕРАР РАНСИНАН ИРВИН ПЕНН ЛИЛЛИАН БАССМАН МАЙЛЗ ОЛДРИДЖ МАРИО ТЕСТИНО МЕЛВИН СОКОЛСКИ МЕРТ И МАРКУС МИШЕЛЬ КОМТЕ НИК НАЙТ НОРМАН ПАРКИНСОН НОЭ СЕНДАС ОРМОНД ДЖИЛЬИ ПАОЛО РОВЕРСИ ПАТРИК ДЕМАРШЕЛЬЕ ПИТЕР ЛИНДБЕРГ РАССЕЛЛ ЯНГ РИЧАРД АВЕДОН СТИВ ШАПИРО СТИВЕН МАЙЗЕЛ УИЛЬЯМ КЛЯЙН ФРАНСИС ДЖАКОБЕТТИ ХЕЛЬМУТ НЬЮТОН ХЁРБ РИТЦ ХОРСТ П. ХОРСТ ШЕЙЛА МЕЦНЕР ЭЛЛЕН ФОН УНВЕРТ ЭЛЛИОТТ ЭРВИТТ ЭРВИН БЛЮМЕНФЕЛЬД ЭРИК МАДИГАН ХЕК
6
Поделись
Томас Мурейка
В то время как Renaissance начал меняться от прог-рока к поп-музыке новой волны, Энни Хаслам и Рой Вуд придумали эту маленькую жемчужину, чтобы удержать поклонников прога. «Энни в стране чудес» причудлива, фантастична и граничит с драгоценностью. Одним из основных моментов является классическая песня Rodgers & Hammerstein «If I Loved You» (которая является предшественником альбома Haslam One Enchanted Evening). Интересно сравнить версию "Nature Boy" на этом компакт-диске с ее пост-мулен-ружской интерпретацией песни на "One Enchanted Evening". В обеих версиях Хаслам попадает прямо в сердце этой прекрасной душевной песни. Хаслам приносит трубки, Вуд следит за тем, чтобы это выглядело странно, и в результате получается что-то для поклонников раннего Ренессанса, которые пропустили гораздо более интересный поворот группы в сторону мейнстрима. Интересно, что пройдет 22 года, прежде чем Хаслам выпустит еще один сольный альбом.
Название/Композитор | Исполнитель | Время | Поток | |||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Introlise/Если бы я был сделан из музыки | Энни Хаслам | 04:46 | |||
2 | Я никогда не верил в любовь Рой Вуд | Энни Хаслам | 03:39 | SpotifyAmazon | ||
3 | Если бы я любил тебя Оскар Хаммерштейн II / Ричард Роджерс | Энни Хаслам | 04:39 | SpotifyAmazon | ||
4 | Хуньоко | Энни Хаслам | 07:33 | SpotifyAmazon | ||
5 | Рокализ -- Элисон Рой Вуд | Энни Хаслам | 06:08 | |||
6 | Природа Мальчик Эден Ахбез | Энни Хаслам | 04:56 | SpotifyAmazon | ||
7 | Внутри моей жизни | Энни Хаслам | 04:51 | SpotifyAmazon | ||
8 | Иду домой | Энни Хаслам | 05:01 | SpotifyAmazon |
Грамотный Театральный Амбициозный Элегантный Сложный Осенний Разрабатывать Светоотражающий Церебральный Драматический Свет Изысканный Причудливый Задумчивый Сложный Нежный
Мечтать Воображение Тусовка
Подробнее изображения
A1A | Intolise | 0:30 | IF | 777100. | 4:29 |
A2 | Я никогда не верил в любовь Басс-Джон Кэмп
Автор – Вуд* | 3:38 | |||
A3 | If I Loved You Written-By – Rodgers & Hammerstein Written-By – Rodgers & Hammerstein | 4:38 | |||
A4 | Hunioco Written-By – Wood* Написано-Wood* | 7:32 | |||
B1 | Rockalise Аранжируется [Strings]-Луи Кларк Синтезатор0005 Аранжирован [Strings]-Луи Кларк Синтезатор [PolyMoog]-Луи Кларк Письменная-Вуд* | 6:08 | |||
B2 | Природовой мальчик | ||||
77777.![]() Письменная-Ахбез* Бас-Джон Кэмп Барабаны-Дейв Донован (2) . | Внутри моей жизни Бас – Джон Кэмп Письменное-лагерь* Бас-Джон Кэмп Письменная-лагерь* | 4:50 | |||
B4 | . Выйдя домой
Флейта – Луи Кларк Автор – Дворжак*, Фишер* Аранжировка [Brass, Choir] – Луи Кларк 06 |
«JW» и «()» в сокращении обозначают прессовочный завод Capitol Records Pressing Plant в Джексонвилле.
Новое представление | Annie In Wonderland (LP, Album, разворотный конверт) | Sire | 9147-6046 | Canada | 1977 | |
New Submission | Annie In Wonderland (LP, Album) | Sire | SR 6046 NP | Portugal | 1977 | |
Новое представление | Annie In Wonderland (LP, Album, Los Angeles Pressing, Gatefold) | Sire | SR 6046 | США | 1977 | |
Недавно отредактировано | Annie in Wonderland (LP, альбом, Winchester Pressing, Gatefold) | SIRE | SR 6046 | US | 1977 | |
69696696696696796.sssiserse 69696969669669666. |