Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.
Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.
Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.
Посмотрите на картинку и запомните главное!
Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.
На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:
А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.
Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:
Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.
Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.
Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.
Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.
Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.
Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.
Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.
Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:
Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.
Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ.
На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»
Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.
Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.
Содержание:
Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?
Сперва взгляните на изображение ниже:
Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?
Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи. Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.
Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:
Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:
Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.
Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.
Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда. Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:
Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:
Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.
Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву.
Взгляните на пример:
Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:
Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:
Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.
Скачать карточки
Пользоваться ими очень просто:
Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.
В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.
Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.
Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?
Если вы хотите научиться читать ноты для басового ключа, вы обратились по адресу! Все начинается прямо здесь.
В прошлом уроке мы подробно рассмотрели ключ F, включая его конструкцию и ситуации, в которых он чаще всего используется. Когда это введение позади, мы готовы запачкать руки и погрузиться в изучение нот.
Как и в случае со скрипичным ключом, мы собираемся связать ноты на нотоносце с соответствующими им нотами на клавиатуре фортепиано. Это даст нам визуальный способ думать о нотах. Такое мышление также дает нам преимущество в том, что мы всегда точно знаем, в каком октавном регистре мы находимся (что очень важно).
(Для более глубокого ознакомления с нотами ознакомьтесь с уроками "Музыкальный нотный стан" и "Введение в письменную музыку"). С4 (средний С). В басовом ключе C4 находится на 1-й строке регистра над нотным станом (как раз напротив скрипичного ключа):
Вот нота C4 на фортепианной клавиатуре:
Начиная с C4, мы будем двигаться мы спускаемся вниз по нотоносцу по одной ноте за раз, просто чтобы научиться разучивать ноты басового ключа.
Следующая нота ниже от C4 — B3, на месте прямо над нотоносцем:
Переместив еще одну ноту вниз, у нас есть A3, на верхней строке нотоносца:
Следующая нота внизу — G3, расположенная на самом верхнем месте нотоносца:
И так далее. Каждая строка или пробел получает следующую ноту вверх или вниз (в зависимости от того, в каком направлении вы идете).
Теперь, когда мы разобрались, мы выучим остальные ноты. Как и в случае со скрипичным ключом, мы максимально упростим ситуацию, разделив ноты басового ключа всего на 9 нот.0047 4 области — это должно сделать нашу работу намного проще!
Первая область, которую мы собираемся рассмотреть, называется Зона № 1 и состоит из нот от C3 до C4.
Вот он на нотоносце и на клавиатуре фортепиано:
Ниже вы найдете справочную таблицу для нот басового ключа в Зоне #1 (идет вниз от C4). График можно скачать здесь.
Далее идет Область № 2 , от B2 до C2:
Вот ваша Область № 2 справочная таблица (доступна для скачивания здесь):
Две области, которые мы уже обсуждали, охватывают Основная область басового ключа. Остальные области - это дальние расширения над и под нотоносцем.
Сначала посмотрим на область над посохом. Область #3 содержит ноты от D4 до G5:
Вот справочная таблица для Area #3 , с нотами, движущимися вверх от D4 (доступно для скачивания здесь):
Наконец, мы возвращаемся вниз под посохом. Область #4 содержит ноты от B1 до самой нижней ноты фортепиано, A0:
И еще раз, вот справочная таблица для Area #4 (скачать здесь):
Вот хороший трюк, который поможет идентифицировать ноту в басовом ключе для тех, кто уже знаком со скрипичным ключом. (Если вы еще не читали скрипичный ключ, вы можете сразу перейти к следующей части ниже.)
Представьте, что нота, на которую вы смотрите, написана скрипичным ключом. Затем просто возьмите результат, добавьте две ноты и вычтите две октавы.
Итак, например, если нота A4 в скрипичном ключе, это будет C3 в басовом ключе (мы добавляем 2 ноты к A4, что дает нам C5, затем вычитаем 2 октавы):
D5 в скрипичном ключе будет быть F3 в басовом ключе. Две ноты вверх, две октавы вниз:
C4 в скрипичном ключе будет E2 в басовом ключе:
Немного потренировавшись, вы сможете довольно быстро выполнить это преобразование. Очевидно, что чем лучше мы владеем скрипичным ключом, тем легче это будет. Однако имейте в виду, что конечная цель состоит в том, чтобы узнать ноты альтового ключа, просто глядя, без использования каких-либо уловок.
Если кому-то они могут быть полезны, мы упомянем некоторые мнемоники для изучения нот басового ключа.
Следующая мнемоника представляет линии нотоносца в басовом ключе:
G ood B oys D o F ine A всегда обозначают ноты D2, G2
Кроме того, вы можете использовать G ood B irds D on’t F ly A way. (Или попробуйте придумать свою, если хотите.)
Также есть хорошая мнемоника для пробелов басового ключа:
A ll C ows E at G rass.
Это ноты A2, C3, E3 и G3, от самого низкого места в нотоносце до самого высокого:
Хотя мнемотехника может быть полезной, у нее также есть несколько серьезных недостатков:
В другом уроке мы изучим несколько отличных практических приемов. Важно найти 1 или 2 техники, которые работают для вас, чтобы вы могли начать практиковать их каждый день. Даже пять минут в день будут работать; важнее практиковать последовательно, чем практиковать в течение длительного времени.
Image Attribution:
L1000876_v1 by Sigfrid Lundberg © 2012 CC BY 2.0
Самая низкая нота на фортепиано — A0, а самая высокая — C8. На фортепиано восемь полных или полных октав. A4 (400 Гц) — стандартная высота звука для оркестров и других ансамблей (западной музыки). Эта «ля» расположена в четвертой октаве.
Давайте сосредоточимся на нижней половине фортепиано. Это диапазон, записанный в басовом ключе. Басовый ключ также называется фа-ключом, и он напоминает богато украшенную барочную букву «фа». Символ басового ключа содержит «лампочку», которая находится на F-линии нотоносца. Линия F также проходит между двумя точками ключа. Одна точка находится над линией F; другой расположен под ним.
Чтобы лучше понять ноты басового ключа на фортепиано, начните с определения среднего тона C. Этот шаг также называется C4, поскольку он является четвертым C на фортепиано при движении слева направо или снизу вверх. Мы используем среднюю до, чтобы ориентироваться на инструменте, а для начинающих это часто верхняя нота, написанная в басовом ключе. Учащиеся среднего и продвинутого уровня могут видеть ноты басового ключа до G4 (но редко выше).
G4 чистая квинта выше среднего C. Строки бухгалтерской книги используются при написании нот выше или ниже нотоносца. Линии гроссбуха похожи на черточки, которые расширяют диапазон нотоносца в любом направлении (как выше, так и ниже).
Нижний конец басового ключа достигает A0. Это самая низкая нота на фортепиано. Нота A0 играется редко. В Jeux d’eau Мориса Равеля он используется, но вы не часто встретите его.
https://www.youtube.com/watch?v=jnKFIp7CahYВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Ravel – Jeux d'eau, ноты + аудио (https://www.youtube.com/watch ?v=jnKFIp7CahY)
A0 находится на клетке под шестой строкой нотоносца. Часто, когда используются очень низкие басовые ноты, композиторы пишут высоту тона на октаву выше и используют музыкальный символ 9.0200 8va или 8vb , чтобы указать исполнителю сыграть ноту (ноты) на одну октаву ниже. Когда применимо, 8va и 8vb пишутся под нотоносцем в басовом ключе.
Теперь, когда вы знаете самые высокие и самые низкие ноты басового ключа, давайте посмотрим, что вы будете читать большую часть времени. Вся фортепианная музыка написана на большом нотоносце (двойном нотоносце). Для начинающих верхний нотоносец обычно играет правой рукой и включает скрипичный ключ. Нижний нотоносец обычно играется левой рукой и содержит ноты басового ключа на фортепиано. Оба нотоносца содержат пять строк и четыре пробела. Снизу вверх строки басового ключа: G, B, D, F, A, а снизу вверх - басовый ключ пробелов - это A, C, E, G. В басовом ключе средняя C расположена на первой строке гроссбуха над нотным станом.
Если вы не можете вспомнить строки и пробелы басового ключа, вам следует использовать мнемонику (запоминающее устройство). Есть много устройств, которыми пользуются люди, и вы даже можете создать свое собственное.
Вот две мнемоники для запоминания всех нот басового ключа:
Строки: G ood B oys D serve F un A всегда
Пробелы: A ll C ows E at G rass
Вам также нужно будет прочитать пробелы и строки бухгалтерской книги под нотоносцем. Например, новички могут увидеть ноты F2 или E2. F2 находится на первой клетке под нотоносцем. E2 находится на полшага ниже и располагается на первой строке гроссбуха ниже нотоносца. Учащиеся среднего уровня могут видеть примечания C2 и A2. Эти поля расположены на второй и третьей строках бухгалтерской книги соответственно. Между ними (на пробеле) нота B2. Продвинутые учащиеся могут ожидать увидеть до шести строк бухгалтерской книги ниже нотного стана.
При чтении любого ключа вы должны уметь читать алфавит от A до G как вперед, так и назад. Когда вы поднимаетесь по клавиатуре, буквы перемещаются в правильном направлении (A, B, C, D, E, F, G). Однако многим учащимся трудно читать в обратном порядке от G до A (G, F, E, D, C, B, A). Вы должны уметь читать буквы в обратном направлении, опускаясь по клавиатуре. Это критический навык, и он повлияет на вашу способность ориентироваться в любом ключе. Помните, что в музыкальной вселенной всего семь букв (плюс соответствующие диезы и бемоли).
Диапазон басового ключа фортепиано используется по-разному. На верхнем конце этого диапазона аккорды можно создавать и (обычно) играть левой рукой. По мере того, как вы опускаете клавиатуру, аккорды начинают звучать слишком грязно, особенно при игре в виде блочного аккорда. Когда это происходит, композиторы часто арпеджиируют аккорды, чтобы сохранить ясность. В нижней полуторной октаве звук становится слишком густым и плотным для любого аккорда. В этом диапазоне вместо целых аккордов часто используются корни и квинты.
В блюзе и джазе используются однотонные басовые паттерны, такие как «ходячие» басовые партии и перетасовки буги-вуги «восемь в такт». Многие другие фанк-басовые паттерны также могут быть созданы, и в этом диапазоне эти ноты басового ключа обитают в той же зоне, что и электрический бас, струнный бас или туба. Наконец, для воспроизведения мелодий можно использовать регистр басового ключа.