Каталог
  

Пещерные города крыма


14 пещерных городов Крыма — обзор 2023, фото, описание, цены и отзывы

В Крыму пещерные города есть самые разные — как полноценные городища, где в прошлом жили люди, так и пещеры-крепости, действующие монастырские комплексы и храмы, уникальные для всей Европы объекты. Ниже — описания всех крымских пещерных городов с фото, описаниями и адресами.

Пещерный город Мангуп-Кале

  • Координаты на карте: 44.592830, 33.800848.

Наверное, это самый известный из крымских пещерных городов. В отличие от многих других подобных поселений, это было именно городище с постоянным населением, а не крепость, где укрывались при приближении врагов, и не монастырь. В XIV-XV веках Мангуп выступал столицей княжества Феодоро – сильного средневекового крымского государства.

Время заселения мангупских пещер – дискуссионный вопрос, но крепостью они стали к концу эпохи Великого переселения народов. За свою долгую историю город сменил много хозяев – им владели аланы, готы, византийцы, хазары и феодориты.

Причиной гибели Мангупа стало турецкое нашествие 1475 года – завоеватели осаждали гору-крепость 7 месяцев, но в конце концов овладели ею. После этого люди в пещерах и наземных строениях еще жили, но свое значение полис утратил и в XVIII веке обезлюдел полностью.

Сегодня пещерный комплекс Мангуп-Кале – охраняемая территория. Но посетить ее можно беспрепятственно – сюда постоянно водят экскурсии, да и самостоятельное посещение не запрещено.

Комплекс включает не только пещеры (их форма и размеры искусственно изменены, проложены туннели для перехода из помещения в помещение, устроены лестницы), но и наземные строения на плато. Они представляют собой остатки фортификационных сооружений (стен, башни) и хозяйственные конструкции.

Так как Мангуп являлся столицей Феодоро, он был приспособлен для осуществления отсюда руководящих функций. На территории обнаружены остатки княжеской резиденции, храма Константина и Елены и меньших церквей и часовен, хозяйственные помещения, пригодные для хранения больших запасов.

В одном из залов имеется колонна, гудящая при ударе, как барабан – хороший способ быстрой передачи информации. Пещерные сооружения сохранились лучше наземных, но и там, и там интересного много.


Не пропустите: Достопримечательности Бахчисарая


Пещерный город Чуфут-Кале

  • Координаты GPS: 44.741121, 33.923593.

Так получилось, что пещерные города в Крыму наиболее многочисленны в окрестностях Бахчисарая. Чуфут-Кале находится фактически в черте этого города и в свое время крепость эта была предметом пристального интереса татарских ханов.

Основателями Чуфут-Кале считают аланов, а время его возникновения относят к периоду Великого переселения народов. Город сыграл немалую роль в противодействии византийской экспансии, но вскоре исчез из документов, утратив не то значение, не то связь с другими поселениями.

В XII веке его населяли кипчаки — он даже был столицей их княжества. Но разгром со стороны эмира Ногая (был такой золотоордынский деятель) привел к очередному упадку. В XIV веке пещеры заселили караимы – и прожили в них до XIX века.

Чуфут-Кале — настоящий город, в нем жили постоянно, занимались хозяйством, решали административные проблемы. Кроме пещер (а их насчитывается более полутора сотен), в его структуре были и наземные строения.

Но они не сохранились — все построенное на плато Чуфут-Кале и окрестностях много моложе города, от более старых сооружений остались руины и фундаменты (и хорошо, если хоть остались). Однако мавзолей Джанике-Ханым, правившей городов в первой половине XV века — весьма интересное здание.

По конструкции город напоминает большой современный многоэтажный дом. Природные полости выровнены, им придана более-менее четкая форма, они соединены переходами и галереями.

Во многих комнатах есть окна – отверстия, выходящие на отвесный скальный обрыв; им придана четкая, иногда довольно замысловатая, форма. Среди помещений можно различить склады, жилые комнаты, караимские кенассы (святилища). В комплекс водят экскурсии, возможно и самостоятельное посещение, но немного заплатить все равно придется.


В тему: Экскурсии в Бахчисарае


Пещерный город Эски-Кермен

  • Координаты: 44.610985, 33.739417.

Хотя это довольно крупное поселение, в письменных источниках оно не упоминается, и об истории Эски-Кермен известно довольно мало (лишь то, что смогли обнаружить археологи).

Ориентировочно городище было создано византийцами в VI веке и разрушено татарами в XIV веке в результате штурма и захвата. Название «Эски-Кермен» – татарское, оно значит «старая крепость», а как называли свой город его жители неизвестно.

По мнению ученых горожане, занимавшиеся земледелием, виноделием и торговлей, жили в наземных жилищах, а пещеры (весьма обширные) использовали в качестве подвалов, складов, мастерских и убежищ при нападении врагов. Город имел и рукотворные укрепления – стены, дозорную башню, несколько ворот. Но они были срыты еще в VIII веке – вероятно, после какой-то военной неудачи.

Сейчас в Эски-Кермен можно увидеть высеченные в скалах лестницы, осадный колодец (вода в нем все еще есть), церкви Трех всадников и Успения Марии, особые ямы с вентиляцией для длительного хранения зерна и многое другое.

Посещать комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно, но на его территории нельзя останавливаться на ночевки, разводить костры и как-то вредить древним сооружениям.


В тему: Список красивых мест Крыма — ТОП-24


Пещерный город Кыз-Кермен

  • Координаты: 44.704880, 33.918104.

Об истории этого поселения – крупного и прекрасно укрепленного как природой, так и рукотворными стенами и башнями – также известно мало. По мнению археологов, появилось оно еще в античные времена, примерно в IV-III веках до н.э. и было разрушено хазарами в IX веке.

Люди проживали в Кыз-Кермен до XIII века, но военное значение город после хазарского нападения утратил. «Кыз-Кермен» – позднейшее татарское название, исходное же имя поселения неизвестно.

Сегодня в пещерном городе можно осмотреть как подземные сооружения, так и остатки наземных строений – стен, башен, городских ворот, жилых строений. Пещеры расположены в два яруса, помещениям и входам в них искусственно придана правильная форма.

Планировка довольно хаотичная, чем-то напоминает муравейник, так что надо быть внимательным, чтобы не потерять ориентацию. Жители Кыз-Кермен обустроили под землей жилые помещения, храмы, склады, залы для общих собраний и даже цистерны для хранения воды и приготовления вина. Сохранность некоторых подземных строений близка к идеальной.

Для посещения Кыз-Кермен потребуется удобная обувь – хотя местами тут можно перемещаться по древним каменным лестницам, все же они сохранились не везде, и есть участки, где подъем в гору затруднен.

Пещерная крепость Каламита

  • Координаты: 44.602935, 33.609073.

Каламита – не пещерный город в общем понимании. Основной частью этого комплекса является наземная крепость. Ее строительство в существующем варианте относится к периоду средневековья – феодоритский князь Алексий счел наличие такого укрепления полезным для защиты морской торговли Феодоро от генуэзцев.

Вероятно, именно этот князь и дал бастиону название «Каламита», то есть «хорошая пристань». Однако фортификационные сооружения на удобной площадке существовали и ранее – их строили в античное время для защиты от аваров.

Хотя Каламита задумывалась как наземная фортификация, название районе Инкерман, где она стоит, переводится как «пещерная крепость» (с турецкого). Действительно, в окрестностях форта существовало много городищ в пещерах – в основном их с первых веков нашей эры занимали христианские церкви и монастыри.

Сейчас при посещении Каламиты можно осмотреть некоторые из них – Дмитровскую и Пантелеймоновскую церкви, Климентовский монастырь (ныне действующий). Монастырские подземелья давали дополнительные возможности гарнизону, занимавшему наземную крепость Каламиту. В самой крепости сохранились несколько башен и остатки стен.

Сюйреньская крепость

  • Координаты: 44.632329, 33.835560.

Как и Каламита, Сюйрень – не пещерный город в полном смысле. Основная часть комплекса – наземная; до наших дней сохранились два больших отрезка стен из бутового камня, башня с часовней во втором ярусе, остатки жилых строений.

Об истории крепости известно немногое; археологи полагают, что это был замок местного феодала в средние века. Сюйренская крепость несколько раз снималась в кино. Однако в массиве мыса Куле-Бурун, на котором стоит крепость, имеется несколько природных пещер – в них обнаружены следы присутствия первобытных людей.

Имеются в камне также несколько искусственно обработанных полостей – они использовались для отжимания виноградного сока и приготовления вина (вероятно, владелец замка ценил благородный алкоголь). Также в обрыве мыса был проложен потайной ход для эвакуации населения крепости в случае ее захвата врагом (найдет в 1980 году).

Посетить комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно. Платить придется в обоих случаях, но цены для неорганизованных визитеров почти символические.

Пещерный город Тепе-Кермен

  • Координаты: 44.715298, 33.930715.

Тепе-Кермен – классическое крымское пещерное поселение. Его создание специалисты относят к VII веку, а упадок связан с захватом татарами в XIII веке. Еще некоторое время в городе жили люди, но в XIV веке он был заброшен окончательно.

Однако в период расцвета (X-XI века) город был одним из самых густонаселенных в регионе; он давал пристанище также жителям сельских поселений округи в случае нападений врагов.

Тепе-Кермен – крупный комплекс площадью более 1,2 га. Его пещерная часть насчитывает более 250 помещений, расположенных в три яруса. Среди них есть несколько церквей, жилые помещения, склады и мастерские. Частично сохранился также и некрополь с надгробиями и склепами. На стенах пещер можно найти надписи на греческом языке и иврите.

На поверхности частично сохранились оборонительные стены и ворота, а также 2 подъездные дороги. На плато Тепе-Кермен можно увидеть также руины трех церквей, но сохранились они плохо.

Хотя город долгое время подчинялся Хазарскому каганату, большинство его населения всегда составляли христиане. Также на плато можно увидеть канавки и углубления – они предназначались для сбора дождевой воды, так как в крепости не было осадного колодца.

Пещерный город Бакла

  • Координаты: 44.806658, 33.996775.

Бакла – самый северный из крымских пещерных городов. Этим определяется его важная особенность: это было именно поселение, для жизни, а не важный оборонный объект.

По мнению археологов, население тут занималось зерновым земледелием. Также Бакла служила своеобразным средневековым «торговым хабом». Город существовал в IV-XIII веках, хотя пещеры его заселялись еще со времен палеолита.

Сейчас на территории комплекса можно видеть многочисленные гроты. входы в которые по форме напоминают бобы. Сохранились также канавки для сбора дождевой воды и вырубленные в камне емкости для хранения зерна.

На поверхности уцелели части небольших сторожевых башен – все же без сооружений военного назначения ни один средневековый город не обходился. Неплохо сохранился также городской некрополь.

Водоснабжением поселения «ведал» небольшой родник. По следам на камне туристы могут убедиться, что ранее он был значительно полноводнее, чем сейчас.

Инкерманский пещерный монастырь

  • Координаты: 44.604231, 33.607798.

В античное время в Инкермане добывали строительный камень для нужд Херсонеса, из-за чего образовалось много искусственных пещер-катакомб. Их в V веке приспособили для своих нужд первые христианские монахи.

Монастыри в Инкермане в разное время существовали в разном числе; в результате многочисленных войн они приходили в упадок и снова возрождались. Тесная связь существовала у них с наземной крепостью Каламита.

Сейчас в пещерах инкерманских каменоломен действуют несколько церквей и Свято-Климентовский мужской монастырь (названный так по имени одно из первых римских пап, якобы сосланных сюда). Кроме того, в катакомбах частично сохранились другие культовые и жилые монастырские помещения, но из-за аварийного состояния посещать их не рекомендуется.

Доступ в монастырь (с ограничениями) возможен; доступны для сторонних посетителей и церкви. Многие строения в Инкермане интересны тем, что являются частично катакомбными, частично наземными – например, у Пантелеймоновской церкви в камне высечена алтарная часть.

Успенский пещерный монастырь

  • Координаты: 44.744865, 33.910649.

Монастырь находится недалеко от поселения Чуфут-Кале, но никак не связан с городом. Время его возникновения точно не установлено, но доминирует версия, что произошло это в конце VIII века, и основателями выступили беженцы из Византии, преследуемые тогда почитатели икон.

Об истории монастыря также известно не слишком много. В средние века он получал материальную поддержку от русских князей. А после османского завоевания Крыма не был разорен или закрыт и стал митрополичьей резиденцией. При советской власти монастырь не действовал, а во время Великой Отечественной войны в нем располагался госпиталь.

Сейчас монастырь опять является действующим – это важно знать при планировании посещения. Монастырские помещения частично наземные, расположены на скальных террасах, а частично пещерные. Так, в камне высечены кельи для монахов и разного рода склады. На одной из стен изображены самые знаменитые христианские храмы мира.

Монастырский комплекс пока восстановлен не полностью. В его составе были еще полностью пещерные церкви, которые сейчас реставрируются.

Пещерный монастырь Шулдан

  • Координаты: 44.591323, 33.771703.

Название монастыря переводится как «отдающий эхо» – из-за акустических особенностей местности. Вероятно, именно по этой причине гору с многочисленными гротами выбрали для поселения почитатели икон, бежавшие в веке из Константинополя от преследований. Считается, что монастырь был основан именно таким способом.

Поскольку предположительно основатели Шулдана были афонскими монахами. Опыт обустройства пещер у них был, и вскоре монастырь стал крупной, довольно богатой обителью. Занимались монахи традиционным для Крыма «бизнесом» – растили виноград и изготавливали вино. В период турецкого завоевания монастырь продолжал действовать, хоть и использовался турками в качестве крепости.

Монастырь действует и сейчас, являясь одновременно реабилитационным центром для людей «попавших в сложные жизненные обстоятельства». Он состоит из 20 пещерок-келий и храма, обустроенного в гроте. Современные монахи используют те же пещеры, что и их древние предшественники, но старая обстановка не сохранилась из-за обвалов и случаев вандализма.

Издалека видна башня-часовня с позолоченным куполом, но это – современное строение. Почитаемой местной достопримечательностью являются мощи, принадлежащие якобы основателям монастыря. Вообще наибольший интерес Шулдан вызывает у верующих, отзывы о визитах сюда оставляют именно они. Но комплекс одновременно является и охраняемым историческим заповедником.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

  • Координаты: 44.630907, 33.831110.

Это полностью пещерный монастырь. Его именуют также Федоровским или Ай-Тодором, так как он посвящен Федору Стратилату. Основание его относят к IX веку, а первыми насельниками числятся беженцы из Византии – дело для Крыма типичное.

Расцвет монастыря пришелся на XIV-XV века, когда ему покровительствовали правители княжества Феодоро. В ходе турецкого завоевания Крыма монастырь был разорен, монахи погибли или разбежались. Восстановление монастыря началось уже в наши дни – в 2001 году.

Центр монастыря – храм Федора Стратилата, обустроенный в большом естественном гроте. Творение природы монахи дополнили, оформив алтарную часть, вырубив ниши в стенах и даже изготовив каменные скамейки – ими и сейчас можно пользоваться. Понятно, что убранство храма – новое.

Также в комплекс входят 22 кельи, высеченные прямо в скале – современные монахи тоже в них живут. Комплексу принадлежит также самый длинный в мире грот, врезающийся в скалу на 140 м. По нему можно добраться до местного источника водоснабжения – родника, бьющего прямо из камня.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

  • Координаты: 44.695298, 33.884793.

Качи-Кальон – не собственно монастырь, а обитель с прилегающими поселениями. Жили в них виноделы и ремесленники-гончары. При необходимости они могли укрыться в пещерах от опасности.

Основание монастыря относят к VI веку, но пещеры в массиве Качи-Кальон заселяли еще первобытные охотники периода позднего палеолита. Здесь сохранились наскальные рисунки, датируемые неолитическим временем (то есть им около 10 тыс. лет).

Монахи же могли выбрать именно эту скалу из-за природного рисунка трещин, похожих по форме на крест. Но в целом об истории монастыря известно немного. Он был своеобразным «филиалом» Успенского монастыря в Бахчисарае.

Сейчас на территории пещерного комплекса снова проживают монахи. Но осмотреть его достопримечательности можно, и это не только кельи и храмы. На территории Качи-Кальона сохранился большой пещерный винодельческий комплекс – с давильнями, ямами для сока, хозяйственными помещениями.

По оценкам специалистов, комплекс мог переработать 250 тонн винограда в сезон. Два грота исполняли функции подземных церквей, причем один из них огромных размеров – до 40 м в высоту.

На территории Качи-Кальона располагается одна из самых известных в Крыму церквей – храм Анастасии Узорешительницы, более известный как Бисерный. Вся его отделка полностью выполнена из бисера. Храм принадлежит действующему скиту. Расположенный здесь же источник считается священным и целебным.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара

  • Координаты: 44.595267, 33.732947.

Крупный хозяйственно-религиозный комплекс расположен в Бельбекской долине. Предполагается, что монастырь основали выходцы из Византии в IX веке. Загадкой является происхождение его названия – собственных названий, похожих на «Мармара» в окрестностях нет, и перевести это слово у ученых не получается.

Монастырь был крупным, богатым комплексом, расположенным в пяти ярусах пещер. Имелись у него и наземные укрепления, ибо (как большинство ему подобных) монастырь исполнял и светские обязанности крепости. Однако туркам при захвате Крыма удалось его взять и разграбить.

Всего в монастыре более 50 помещений, но часть из них ныне недоступна в результате обвалов. Монахи использовали для своих нужд природные полости, вырубали камеры в камне сами. А также действовали комплексно, «дорабатывая» естественные пещеры, чтобы было удобнее пользоваться ими.

На территории комплекса сохранилось множество хозяйственных помещений, кельи, большие залы естественного происхождения. На втором ярусе обустроена галерея с каменными колоннами. Во многих помещениях были окна – отверстия в стенах, выходящие на обрыв скалы.

Имелось также кладбище (для захоронения покойников высекались своего рода склепы в скале), емкости для сбора дождевой воды и многие другие средневековые удобства. Ярусы соединялись каменными лестницами.

Сегодня Челтер-Мармара снова заселяется монахами, поэтому вопрос дальнейшего доступа туристов к комплексу остается открытым. Конечно, он будет возможен, но вот условия могут измениться.

Пещерные города на карте полуострова Крым

Как видно, в Крыму очень много увлекательнейших пещерных городов, достойных внимания современного туриста. На наших фото вы сможете в деталях рассмотреть все прелести этих воистину удивительных крымских достопримечательностей, к сотворению которых приложил руку не только человек, но и природа.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Пещерные города Крыма — путеводитель по отдыху в Крыму

Средневековое городище Чуфут-Кале. Фото: Marina-N

Список пещерных городов

• Чуфут-Кале • Мангуп • Эски-Кермен • Кыз-Кермен • Тепе-Кермен • Сюйренская крепость • Бакла • Успенский монастырь • Качи-Кальон • Инкерманский монастырь • Пещерный монастырь Челтер-Коба • Пещерный монастырь Шулдан • Кыз-Куле • Храм Донаторов

Историческая информация

«Пещерные города» — удивительные своеобразные историко-археологические памятники средневекового Крыма. Почти все они расположены в пределах Бахчисарайского района на горах-останцах, так называемых столовых горах Внутренней гряды Крымских гор, среди удивительной природы, которая на небольшом пространстве сосредоточила все, что поражает воображение — горы, леса, ущелья и головокружительные обрывы.

Мангуп-Кале. Вид из пещеры на мысу. Фото: Elena

В те далекие времена жить в богатых и удобных долинах было опасно, так как Крымский полуостров подвергался бесконечным набегам кочевых племен. В такие периоды людям, которые жили здесь, приходилось покидать свои жилища и уходить в горы, в безопасные места, либо поблизости строить оборонительные сооружения. К таким сооружениям, огражденным мощными оборонительными стенами с боевыми башнями, пещерами, неприступными казематами и естественными преградами — обрывистыми неприступными скалами, относятся «Пещерные города», построенные в VI–X вв. потомками тавров, скифов, сармато-аланов, греков-эллинов.

Дело в том, что население средневековой Таврики сформировалось на базе разноэтнических групп, пришедших на полуостров в разное время. Одним из древнейших обитателей полуострова были тавры, упоминание о которых встречается в письменных источниках. Возможно, по имени этих племен назывался полуостров в античный и средневековый периоды истории и до XV в. Византийский историк, писатель и военный деятель Прокипий Кесарийский называл полуостров Таврией, в древнерусских летописях он упоминается под названием Таврика. В XIII в. на полуостров вторгаются монголо-татары. Татарская администрация, обосновавшись в городе Солхате, в то время крупном торговом центре, дала ему новое название — Крым. В XV в., когда Солхат утратил свое значение, а татарская администрация переселилась в западную часть края, название Крым постепенно распространилось на весь полуостров.

В 1475 г. Крымский полуостров завоевывают турки. В течение 300 лет он находился под властью Османской империи.

После длительной борьбы России с Турцией за выход к южным морям Крым в 1783 г. был присоединен к России. Теперь «пещерные города» утратили свое первоначальное назначение. Их жители переселились в близлежащие города. «Пещерные города» опустели.

Пещерный монастырь Шулдан

В литературе первые сведения о «пещерных городах» встречаются в XIII в. Это, в основном, краткие упоминания в заметках путешественников, географических обзорах в некоторых исторических документах. Довольно подробное описание «пещерных городов» оставил Мартин Броневский — посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану. Мартин Броневский побывал в Крыму в 1578 г., и его рассказ представляет интерес как свидетельство очевидца.

Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П. С. Палласу, выдающемуся ученому XVIII в. Немало сделано в изучении «пещерных городов» видным исследователем Крыма академиком П. И. Кеппеном в XIX в. и нумизматом, историком и археологом А. Л. Бертье-Делагардом в конце XIX — начале XX в.

Археологические исследования «пещерных городов» продолжили современные ученые В. П. Бабенчиков, Е. В. Веймарн, А. Г. Герцен, О. И. Домбровский, Н. И. Репников, Д. Л. Талис, Ф. И. , А. Л. Якобсон и др.

Название «пещерные города» — условное. Застройка их состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначений. Наземные постройки сохранились плохо. Остались главным образом пещеры, давшие повод путешественникам XVIII–XIX вв. полагать, что они использовались для жилья. Отсюда и название городов «пещерные».

Пещерный город Бакла

Группы пещерных городов

«Пещерные города» в Крыму разделены исследователями на три группы.

В первую входят значительные по площади города — Экси-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен.

Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на небольшой площади (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Сюйренская крепость, Каламита, Кыз-Куле и др.

К третьей группе относятся христианские монастыри, высеченные в отвесных обрывах скал: Успенский, Челтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон и др. Они не имели специальных оборонительных сооружений. В пещерах располагались монашеские кельи, храмы, ризницы, усыпальницы и другие культовые и хозяйственные помещения.

Интересна история пещерных монастырей. Появляются они в конце VII — начале IX в. Возникновение их связывают с иконоборческим движением в Византии. Это движение по существу являлось внешним проявлением внутриполитической борьбы между светской властью Византии и монастырями, сосредоточившими в своих руках огромные земельные владения. Начало иконоборчеству положил византийский император Лев III Исавр, издавший в 726 г. эклогу против почитания икон. Новый император Константин V созвал церковный собор, который осудил иконопочитание как идолопоклонство. При этом преследовались совсем не религиозные цели — иконоборчество было лишь предлогом. Императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Крупные монастыри ликвидировались, их имущество и земли переходили в собственность государства, здания превращались в казармы, монахов силой заставляли вступать в брак или отправляли в армию. Они бежали в отдаленные области империи и за ее пределы. Массы беглых монахов стекались в Крым. Они и основали в долинах рек, в обрывистых скалах монастыри.

Пещерные города Крыма - Пеший тур -

6 дней Расстояние: 52 км Макс.высота: 583 м Цена: 200 евро

На юго-западе Крымского полуострова находятся очень интересные памятники средневековья - так называемые пещерные города. Они очень похожи на пещеры Каппадокии и расположены на отдельных скалистых плато гор Внутренней гряды Крыма над широкими долинами рек Альмы, Качи и Бельбека. Лучший способ увидеть их все - наша пешая прогулка по этой древней земле.

 

При своем появлении пещерные города были укрепленными поселениями, но в дальнейшем, по мере развития феодальных отношений, некоторые из них постепенно превратились в довольно крупные города-крепости (Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен, а с Х века - Чуфут-Кале).

Другие более мелкие укрепленные поселения, расположенные на труднодоступных высотах и ​​защищенные сторожевыми стенами, представляли собой феодальные замки или небольшие цитадели (Бакла, Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Кыз-Куле, Каламита и др. ), но их также называют пещерными городами.

Маршрут тура:

День 1. Симферополь, Бахчисарай, Ханский дворец, Успенский пещерный монастырь, крепость Чуфут-Кале.

Встреча на вокзале Симферополя (также возможна встреча в аэропорту). Переезд в Бахчисарай. Экскурсия в Бахчисарайский дворец и Успенский пещерный монастырь. Посещение пещерного города Чуфут-Кале и древнего обсидионального колодца. Установка палаточного лагеря у горы Бешик-Тау.(Авто 25 км, Пеший 10 км)

День 2. Пещерные города Тепе-Кермен и Кыз-Кермен, пещерный монастырь Качи-Кальён.

Подъем на вершину плато Тепе-Кермен - пещерный город. Посещение руин пещерного города Кыз-Кермен. Спуск в долину реки Кача. Качи-Кальон монастырь. Ночевка у реки.(Пеший переход 14км)

День 3. Пещерный монастырь Челтер-Коба, крепость Суйрен.

Прогулка по крымскому дубраве к монастырю Челтер-Коба. Переправа через реку Бельбек. Радиальный выход к крепости Суйрен.(Пеший переход 16км)

День 4.
Руины пещерного города Мангуп - столицы княжества Феодоро

Утром смотрим на руины крепости Суйрен, выходящие на то же плато. Сегодня мы едем в Мангуп. Эта пещера была столицей княжества Феодоро, включавшего в себя все виденные нами ранее горные города. Здесь остатки крепостной стены, базилики и княжеского замка. На руинах живут самые разные археологи и хиппи. Эти дауншифтеры живут на плато круглый год, рожают детей и украшают свои пещеры настенными росписями.

День 5. Пещерный монастырь Шелдан и пещерный город Эски-Кермен

Спускаемся на Мангуп и идем к монастырю Шелдал. Он был основан почти 2000 лет назад и сейчас вернул себе статус действующего. Далее посетим пещерный город Эски-Кермен. Благодаря экзотическому пейзажу он очень популярен у кинематографистов. Многие другие исторические и приключенческие фильмы были сняты на улицах, вырубленных в скале Эски-Кермен. Так же можем снять пару кадров с вашим участием.

День 6. Севастополь.

После ночевки в Пятом овраге спускаемся в село Терновка. Отсюда садимся на автобус до Севастополя - последний пункт нашего маршрута. Желающие продолжить отдых на море, исследовать Севастополь, увидеть руины Херсонеса или отправиться в Балаклаву, чтобы полюбоваться замком Чембало и другими достопримечательностями (например, Подземным заводом подводных лодок).

Карта туристического маршрута «Пещерные города Крыма»

Цифрами обозначены места ночлега. Зеленые точки - интересные места по маршруту. Кликайте по иконкам - там много интересного

 

Цена: 200 евро (включая оплату услуг гида, трехразовое питание)

Туры: Все туры, которые мы предлагаем, являются стандартными и рассчитаны на обычного человека, без специальной подготовки. Мы всегда можем изменить их и изготовить с учетом всех ваших пожеланий. Продолжительность туров и их сложность не являются догмой. С группой работает опытный гид-инструктор. Среднее время ежедневной ходьбы составляет 6 часов. На маршруте участники живут в палатках. Корм готовится на костре. На протяжении всего маршрута участники сами несут вещи и общественную ношу, носят воду, участвуют в заготовке дров. Во время маршрута удобства (туалет, душ) не являются стационарными (уровень природы). При заказе тура мы стараемся учесть все ваши пожелания по маршрутам, питанию и обслуживанию.
Питание: полный пансион (три раза в день). Пример меню: суп, молочные продукты, разные каши, макароны, чай, в ограниченном количестве сезонные овощи и хлеб.
Участников: можно пойти как одному, так и с семьей (дети) или с друзьями. Обычный размер группы от 6 до 15 человек. Средний возраст: 30 лет.

Стоимость тура: Цены могут быть изменены в зависимости от объема услуги, которую Вы хотели бы получить.

Перечень оборудования

Еще карта маршрута "Пещерные города Крыма"

Расписание походов по маршруту «Пещерные города».

Ниже указаны даты (начало - финиш) ближайших запланированных походов по маршруту «Пещерные города Крыма». Если предложенные даты Вас не устраивают - обращайтесь свяжитесь с нами.

Таких туров в расписании нет

Пещерные монастыри Крыма / Православие.Com

Дмитрий Кирюхин

Представляем вашему вниманию фотоэкскурсию по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен в Крыму.

Шулданский монастырь Христа Спасителя расположен недалеко от современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» означает «звучное эхо» или «недоступное место». Он состоит из двух пещерных церквей и двадцати помещений религиозно-хозяйственного назначения, расположенных в два яруса.

Монастырь основан в VIII веке монашескими иконописцами-беженцами из Византии в период борьбы с иконами императоров Исаврийской династии Льва и Константина Копронимов. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен на обрыве горы Челтер-Кая, недалеко от монастыря Шулдан, в версте к северо-западу от села Терновка на территории города Севастополя. Является объектом культурного наследия народов России федерального значения.

В переводе с крымскотатарского «Челтер» означает «решетка» или «сетка». Мармара — название средневековой деревни у подножия горы. Здесь более полусотни пещер, расположенных в четыре яруса. Четыре церкви, кельи, трапеза, хозяйственные и складские помещения. В древности их соединяли деревянные лестницы, балконы и галереи, напоминавшие ажурную решетку.

Недалеко от этих монастырей находится средневековый город-крепость Эски-Кермен. В переводе с крымскотатарского название означает «старая крепость». Город построен на столообразном горном плато, ограниченном скалами глубиной до 100 футов. Он является одним из самых посещаемых пещерных городов Крыма и входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В этом городе существовало несколько пещерных церквей, вырубленных в скалах в двенадцатом-тринадцатом веках, с множеством фресок.

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Рассвет на Черном море

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

По дороге к монастырю Шулдан

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Башня-часовня над Шулданским монастырем

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вид с башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вид на Севастополь с башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Панорама монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вход в монастырь

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В монастыре

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Роспись башни-часовни

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вход в храм

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Церковный колокол

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В главном храме монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В главном храме монастыря

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Сотовый

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В монастыре

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Скалы по дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

По дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Скалы по дороге к монастырю Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В монастыре Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Панорама монастыря Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Храм св. Саввы Освященного в монастыре Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вид из окна на храм Св. Саввы

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Икона Святителя Николая

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Церковь Николая Чудотворца

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Дар Фонда св.

Андрея Первозванного монастырю св. Саввы Освященного в Челтер-Мармаре в память перенесения мощей св. Андрея Первозванного из Богоявленского собора г. Москвы в Крым 30 июля -30 августа 2016 г.

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Монастырь Челтер-Мармара

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Древний город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Древний город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В церкви пещерного города Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Пещерный город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие. ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Пещерный город Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В одной из пещер Эски-Кермен, с остатками фресок

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В одной из пещер Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

В одной из пещер Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Вид из пещеры Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.ру

вк фб тв Хорошо @ г+ ЖЖ

Панорама города Эски-Кермен

Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.


Learn more