Урок сольфеджио №13 пентатоника, советы преподавателей 22/ / Урок сольфеджио №13: Пентатоника
Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь. Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Записаться
На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:
Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.
В современном сольфеджио довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:
Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:
Рисунок 1. Мажорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.
Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:
Рисунок 2. Минорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.
Статью утвердил
27.04.2020
Как поставить певческое дыхание
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения...
Подробнее
Как брать высокие ноты баритону
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же,...
Подробнее
Играть в ансамбле - круто
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры...
Подробнее
Контакты
ООО "МузШок" УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X
Copyright @ МузШок 2023
Имя *
Телефон (с кодом) *
Смотрите на других страницах по теме "Блюз":
занятие 2 (Блюзовый лад)
занятие 14 (Горизонты блюзовой пентатоники)
001 Блюз жестяной крыши (игра под плюс)
002 Две пьесы по теме блюз (игра под плюс)
Кул блюз (игра под минус, ф-но, к-бас, сакс, ударные)
Тоническая функция блюза (статья)
Блюзовая пентатоника (статья)
Минорный блюз (статья)
Материалы Дополнительного курса:
Блюзовый лад
Интеграция ионийского лада с блюзовым
Блюзовый лад - занятия
Занятия с ритмом в блюзовом ладу
Вы находитесь на первом занятии Подробного курса джазовой импровизации. Для доступа к практической игре и ряду других уроков потребуется регистрация. Что представляет из себя сам курс смотрите здесь. Материалы данного курса теперь бесплатные. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наш курс уроков начинается с изучения блюза. Это не случайно - блюз оказал большое влияние на формирование и становление джаза. Вместе с тем, он строится на принципах, радикально отличающихся от принципов построения классической доджазовой музыки, чего нельзя открыто утверждать по поводу спиричуэлов и регтаймов.
В блюзе стоит выделить две интересные для нас вещи, которые он в себе несет: 1) форма, 2) блюзовый лад
Форма блюза. Квадрат разбивается не на два или четыре, а на три предложения. Поэтическая строка, как правило, короче музыкальной, и потому огромное значение имеют паузы солиста, заполняемые отыгрышами оркестра (музыканта).
I7 / IV7 / I7 / I7 /
IV7/ IV7/ I7/ I7/
V7/ IV7/ I7/ I7/
Блюзовый лад – родоначальник (прародитель) джаза. Его элементы можно встретить в 90% джазовых композиций вне зависимости от их характера и стиля произведения. В основе блюза лежит т.н. блюзовая пентатоника, сама по себе в мелодии (если пренебречь 12-и тактовой формой) нисколько не отличающаяся от самой обычной (к примеру, татарской) пентатоники. Я специально создал самую простую мелодию на основе пентатоники на основе 12-и тактов. Вполне обычная незаурядная всем привычная пентатоника. Вы и сами сможете придумать намного лучше этой.
Блюзовая пентатоника отличается от нее тем, что находится под ней внизу (в гармонии), и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Так вот, почему пентатоника – это основа?- потому, что она (все звуки) звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S.
Далее накладываем на эту мелодию традиционную гармоническую сетку блюза, и смотрим, что получается:
Первые (простонародные) блюзы редко выходили за рамки трех функций и почти полностью строились из расчета этой самой пентатоники и, честно говоря, могли исполняться в минорных ладах,
Замените аккорды в партии левой руки на минорные - и к вашему удивлению снова получите блюз.
и даже неважно, в каких ладах они исполнялись, т.к. функциональности баса было вполне достаточно.
Здесь я специально записал партию баса, движущегося только по основным и квинтовым тонам, получилось не совсем музыкально, но наглядно видно, что блюз состоялся.
Примечательно, что для солиста не имело никакого значения, мажор или минор будут подкладывать снизу, когда он отталкивается от блюзовой пентатоники. В чем радикальное отличие блюза см. здесь и здесь.
Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим. Я подумал и решил, раз в понятиях имеется разница – необходимо внести некоторую степень ясности и упорядочить свои познания, чтобы потом уже не путаться.
В пентатонике, как известно, содержится 5 нот. Сомневающиеся всегда смогут их найти, если выберут все черные клавиши на рояле (аккордеоне), это будет минорная пентатоника от ноты Eb (применительно к джазу речь идет именно о минорной пентатонике). Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и мнор вверху - два одноименных лада, т.е. для примера Ре мажор и Ре минор. Для C мажора блюзовая пентатоника - это, соответственно: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза.
Древнейший лад (пентатоника), использующийся практически всеми народами с незапамятных времен, настолько внутренне гармоничный и естественный, легко усваиваемый в устной традиции и стереотипно отпечатывающийся в психике человека – в джазе оказался жизнестойким и на противоречивой для себя гармонической структуре (в моменты, когда лежит над мажорной гармонической функцией). Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии. Таковы внутренние свойства блюзовой пентатоники. Но такая бесшабашная всезвучность присуща только этим пяти нотам. Для начальной стадии игры (обучения) джаза и объяснения частных случаев блюзового исполнительства этого иногда бывает достаточно.
Помимо наличия блюзовой пентатоники вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.
Рифф - ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.
Вы, скорее всего, заметили, в блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Так вот, техника, основанная на использовании повторов, и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Технике риффа будет посвящен в дальнейшем отдельный урок. Мы же возьмем на заметку, что для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии.
Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А если подумать, наша с вами блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для C мажора соответственно – F# и Ab. Вот так здрасьте, а мы думали, петатоника автоматически содержит в себе все блюзовые ноты – ан нет! Чтобы использовать весь набор блюзовых нот – ей одной не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора
, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. С пентатоникой разобрались, разобрались и с тем, что их может использоваться на протяжении одной темы несколько штук. Противоречий здесь нет, и нет прецедента для ввода и использования новых ключевых знаков – для наглядности - в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.
Так что спите спокойно, дорогие товарищи: в гамме До минор – а именно она лежит в мелодии над До мажорными функциями – все три основные простые пентатоники уже содержатся.
С блюзовым ладом мы будем разбираться в следующем уроке, а пока разберемся с блюзовыми нотами. В До мажоре явно имеется четыре блюзовых ноты (Eb-Gb-Ab-Bb), Db звук для блюза более характерный как C#, но это не плавающий по законам блюза звук, а скорее гармонический и более редкий в употреблении (на трех основных фунуциях он не употребляется), хотя его иногда тоже отчисляют к разряду блюзовых нот. Пока о нем говорить не будем. Итак: Eb-Gb-Ab-Bb- звуки блюзовые, но в пределах одной пентатоники все совместно не присутствуют, т.е. для того, чтобы в одном блюзе были все эти звуки, нужен временный уход к новому тональному центру - в нашем случае в субдоминанту и доминанту. Не стоит паниковать, просто нужно понимать, что звук Abбудет уместен, когда появится блюзовая пентатоника от Фа мажора (как альтернативный или плавающий к звуку A), и также будут звучать проходки по всем звукам блюзовой пентатоники от Фа, когда в гармонии будет подразумеваться субдоминанта (Фа мажор).
Хочу обратить ваша внимание, что при мелодизации (создании мелодии) на субдоминанте у Вас имеется выбор: либо пользоваться основной пентатоникой До, либо отклониться к пентатонике Фа - разница в звучании имеется, и понятно, что тоже самое относится и к доминанте (в данном случае - Соль мажор).
Все мои примеры с блюзами содержат один большой недостаток, а именно - блюз в большинстве случаев опирается на трех дольный импульс, я же для простоты записал все в размере 4/4 и без триолей - единственно для того, чтобы не усложнять наглядность примера. О ритме будем говорить в других уроках подробно.
Привожу ряд примеров реальных блюзов для изучения и для игры импровизаций. Важно помнить, что сам характер исполнения блюза и его 12-и тактовая форма предполагают моменты недосказанности в поэтической строке солиста, где его паузы доигрывают инструменты или звучит размеренный гармонический бит.
Примеры блюзов для игры даны ниже. В заданиях: играть блюзы на простую цифровку в трех тональностях с импровизацией по пентатонике. Как добиться вариантности импровизации можно посмотреть в практическом курсе (первые уроки). Играть мелодию импровизации в медленном темпе в разнообразной фактуре сопровождения левой руки (см. фактура левой руки). Основные обозначения аккордов цифровки найдете там же.
Попробуем набросать простейший блюз, используя 5 нот (основную пентатонику лада) и отталкиваясь от:
гаммообразного восходящего (нисходящего) риффа
статичного риффа
поступенно восходящего риффа (секвенции)
набора случайных нот
и затем наиграть блюз, используя пентатоники трех основных функций T.S.D.
Проиграем примеры блюзов в трех тональностях:
играть играть играть играть играть играть играть играть играть
Это примеры 3-х блюзов в 3-х тональностях.
Ознакомьтесь с рядом компромиссов по преодолению естественных ограничений
Перейдем по ссылке к практическим заданиям для практической игры.
---------------------------------------------------------------------------------------------
В следующем занятии будем разбираться с блюзовым ладом.
Впервые за несколько десятилетий аккордеон переосмыслен с помощью красиво оформленных обучающих инструментов, каких вы никогда раньше не видели! Наши диаграммы были тщательно спланированы и служат идеальным наглядным пособием в дополнение к любому уроку игры на аккордеоне, репетиции или джем-сейшену.
Независимо от того, имеете ли вы классическое образование или играете на слух, только начинаете или играете годами, эти таблицы оценят все.
Наша фирменная артикуляция просмотра "сверху вниз" позволяет вам играть так, как если бы вы играли на "верху" диаграммы, красиво переводя "вниз" на ваш аккордеон перед вами. Наши яркие цветные диаграммы добавляют дополнительный уровень обучения и запоминания.
Эти гигантские постеры с матовой отделкой без бликов будут великолепно смотреться в любой спальне, музыкальной студии или выведут их на новый уровень, поместив их в рамку для постеров из плексигласа, чтобы можно было делать бесконечные пометки сухим стиранием для захватывающего обучения.
Менее чем за один урок музыки вы можете получить практический инструмент для обучения игре на аккордеоне долгие годы.
Швейцарский армейский нож аккордеонных чартов! Почти все, что вы можете придумать, когда дело доходит до обучения игре на аккордеоне, все в одном месте.
Особенности постера:
- Таблица хроматических аккордов
- «Клавиши для инверсий аккордов»
- 120 бас -диаграмма
- Шкала и басовые масштабные модели
- Семейные и минорные аккорды
- Круг пятого.
- «Служба матовой матовой палаты». организован в кругу квинт, та же организация используется в басе.
Наши клавиши "Half Shade" в этой конкретной конфигурации делают их чрезвычайно удобными для обучения альтернативным изменениям аккордов и обращениям аккордов.
Функция плаката:
- Диаграмма аккордов в стиле Firths
- «Клавиши полу оттенки» для инверсий аккордов
- Гигантские ключи для легкого обзора
- Гигантские ключи для легкого обзора
- 120 Bass Chart
- Матовое покрытие без бликов
- Доступны размеры 36 x 24 дюйма
Практикуйте свои гаммы, как никогда раньше!
Особенности плаката:
- 7 популярных весов; Мажор, натуральный минор, гармонический минор, мелодический минор, мажорная пентатоника, минорная пентатоника и блюз.
- Клавиши "Полузатенение" для расширенной визуализации
- Формулы шкал правой и левой руки
- Гигантские ключи для легкого просмотра
- Матовая отделка без GLAR мы предлагаем фортепианную версию, которая позволяет вам практиковать аккорды, которые вы привыкли видеть на других инструментах с горизонтальной клавиатурой.
Наши клавиши "Half Shade" в этой конкретной конфигурации делают их чрезвычайно удобными для обучения альтернативным изменениям аккордов и обращениям аккордов.
Функция плаката:
- Диаграмма аккордов в стиле пятого пятого. - 120 Bass Chart
- Матовое антибликовое покрытие
- Доступно в размере 24 x 36 дюймов
Когда я только начинал, почти десять лет назад, я искал в Интернете что-то подобное, но его просто не было. Представить вам эти продукты — это то, о чем я мечтал в течение многих лет, и я так рад поделиться этим опытом с вами сегодня.
Я потратил более 500 часов на проектирование и разработку этих инструментов и не собираюсь останавливаться на достигнутом. Скоро мы предложим вам еще больше интересных новых способов изучения игры на аккордеоне, так что будьте в курсе новых продуктов и обучающих видео, подписавшись на наш список рассылки ниже.
| |||
|
|