Каталог
  

Правила вежливости


20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

ИИнтересно

  • авторРедактор Мамсилы
  • 08.07.2020
  • 30,7K просмотры
  • 2 поделились
  • Чтение 3 минуты

Приводим простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере: только так они запомнят правила.

“Фу, как некультурно!” – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если “домомучительница” – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано “Не влезай – убьет”, к примеру). 

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере: только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?
  1. Говорить “спасибо” и “пожалуйста”.
  2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).
  3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: “Простите, что перебиваю, но…”.
  4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях. 
  5. Не брать без спросу чужие вещи.
  6. Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).
  7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: “Как дела?”. Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.
  8. Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.
  9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.
  10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин. 
  11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.
  12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.
  13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.
  14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
  15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.
  16. С благодарностью принимать любые подарки.
  17. Не говорить грубых, бранных слов.
  18. Никого не дразнить и не обзывать.
  19. Просить прощения, когда ситуация того требует.
  20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы “не навредить”. Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения), а такое, к сожалению, встречается часто. 

“Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой” – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов? 

— Предыдущая статья

Какое должно быть давление у ребенка

Следующая статья —

Что рассказать ребенку о космосе?

Правила вежливости человека в общении (2 класс, окружающий мир)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 446.

Обновлено 29 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 446.

Обновлено 29 Июля, 2021

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем - более 48 лет.

Для чего нужна вежливость

Вежливость – это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным – «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.
Рис. 3. Ковырять в носу – недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно учиться хорошим манерам с детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 446.


А какая ваша оценка?

Common Courtesy — Sight Words, Reading, Writing, Spelling & Worksheets

6 комментариев

  • Поделиться
  • Твит

В четвертом классе мой сын получил раздаточный материал об элементарной вежливости. Во всех начальных школах следует ежегодно проводить урок вежливости!

Десять правил вежливости

  1. Проявляйте уважение к другим.
  2. Когда уместно, скажите, пожалуйста, спасибо и извините. После получения подарка обязательно напишите благодарственное письмо или позвоните по телефону, отправьте электронное письмо или текстовое сообщение. Не используйте слово «заткнись» — это оскорбительно!

  3. Всегда извиняйтесь, если делаете что-то не так.
  4. Когда вы причиняете кому-то физическую или эмоциональную боль, извиняетесь, даже если это несчастный случай. Если вы допустили ошибку, постарайтесь исправить ее, когда это возможно.

  5. Когда кто-то разговаривает, не перебивайте.
  6. Если вам необходимо прервать разговор, будьте вежливы и скажите: «Извините, что прерываю, но…»

  7. Если вы измените свои планы, сообщите об этом другим.
  8. Честное слово. Если вы привержены планам, убедитесь, что вы пришли. Если что-то всплывает (а так всегда бывает), немедленно свяжитесь с другими.

  9. Уважайте потребности других на публике.
  10. Не разговаривай громко и непристойно на публике. Будьте в курсе вашего окружения и людей поблизости; пользоваться мобильным телефоном в уединенном месте. Всегда относитесь с уважением к людям, которые вам служат.

  11. Никогда не ставьте другого человека в неловкое положение.
  12. НЕвежливо смущать кого-либо. На самом деле, это грубо и подло и служит только для того, чтобы изобразить вас хулиганом. Если тебе нечего сказать хорошего, то и не говори ничего.

  13. Отказываясь от приглашения, будьте добры и честны.
  14. Мы не можем посещать все мероприятия, поэтому иногда вам нужно вежливо отклонить приглашение. Помните, что можно отклонить приглашение, но нельзя лгать кому-то.

  15. Уважайте старших.
  16. Всегда будьте вежливы со взрослыми и относитесь к ним с уважением. Старайтесь изо всех сил помогать пожилым людям, например, держите дверь открытой. Подумайте о том, чтобы поговорить с ними — это может вызвать улыбку на их лицах.

  17. Хорошие манеры за столом.
  18. Я не имею в виду, что вы должны класть салфетку на колени или держать локти над столом каждый раз, когда едите. Однако вы должны жевать с закрытым ртом и никогда не говорить с едой во рту — это отвратительно! Не используйте пальцы, если, конечно, это не еда, которую едят руками. Используйте салфетку, а не рубашку, и не облизывайте пальцы.

  19. Уважайте чужую собственность.
  20. Относитесь к чужому имуществу, как к своему. Если вы потеряете или испортите что-то, что принадлежит кому-то другому, почините или замените это.

Взаимодействие с читателем

Обратные ссылки

Правила вежливости

При приеме на работу людей с ограниченными возможностями полезно знать, что можно и чего нельзя делать в общении. Вот простое введение в понимание того, как общаться с людьми с наиболее распространенными нарушениями. Мы надеемся, что эта информация прояснит неправильные представления, поощрит здоровые отношения и будет способствовать интеграции на вашем рабочем месте.

Всегда лучше спросить соискателей о том, как они будут выполнять свою работу, чем предполагать, что они не могут сделать что-то необходимое для работы, на которую они претендуют. Вы можете начать с утверждений или вопросов, например: «Печать и сканирование документов будет одной из ваших должностных обязанностей». «Как бы вы справились с этой работой?»

Некоторые люди всю жизнь учатся приспосабливаться к своей инвалидности. Если вы делаете или говорите что-то не то, не смущайтесь; быть в курсе. Будьте терпеливы к себе и к человеку.

Как работодатель, часть хорошего этикета состоит в том, чтобы облегчить разумное приспособление. Таким образом, они могут выполнять основные функции своей работы. Если инвалидность очевидна, можно спросить, какие корректировки могут потребоваться. Мы рекомендуем вам сосредоточиться на сильных сторонах вашего сотрудника. Организуйте возможность обсудить с ними графики и обязанности и соответствующим образом решать конкретные ситуации.

Глухие и слабослышащие

Социально приемлемый маленький человек, LP или карлик, невысокого роста.

Оскорбительное слово "карлик", но не "маленький человек". Маленький человек или «LP» — это социально принятые слова для людей с карликовостью. Карликовость — это медицинский термин, который уместно использовать в медицинском разговоре. Люди ростом выше 4 футов 10 дюймов считаются «короткими», поэтому они могут обидеться, если вы назовете их «маленькими». Не бывает человека «нормального» роста.

Вот несколько советов:

  • Раковину, диспенсер для бумажных полотенец и мыло лучше размещать ниже в туалетах.
  • Как и любой другой инвалидности, не прикасайтесь к ним, например, погладьте их по голове.
  • Не обязательно становиться на колени «на уровне глаз». Им удобно смотреть вверх.
  • Некоторыми удобствами на рабочем месте являются табуретки, табуретки-стремянки, фонарные столбы, письменный стол, регулируемые офисные стулья, педали для вождения, предметы, доступные в комнате отдыха, такие как микроволновые печи.
  • Если их работа требует поездок, номера с ограниченными физическими возможностями в отелях в основном предназначены для людей в инвалидных колясках и не приспособлены для людей с карликовостью. В некоторых отелях есть табуретки-стремянки, которые можно заказать при бронировании.

Большинство условий отключения не очевидны. Например, вы можете никогда не узнать, что коллега борется с хронической болью, депрессией, диабетом, тревогой и т. д., если этот человек не расскажет о своем состоянии. Человек с невидимой инвалидностью может стремиться поддерживать профессионализм, даже когда он или она может испытывать боль или дискомфорт. Он или она может не сообщать об инвалидности и не запрашивать жилье, опасаясь негативного восприятия со стороны работодателя и коллег.
Важно помнить, что человек с невидимой инвалидностью находится в невыгодном положении, которое уравновешивается его или ее приспособлениями. Эти корректировки являются необходимостью, а не привилегией, позволяющей сотруднику выполнять требования своей работы.

Неспособность к обучению и черепно-мозговая травма (ЧМТ)

Неспособность к обучению — это пожизненные расстройства, которые мешают человеку получать, выражать или обрабатывать информацию. Хотя у него или у нее есть определенные ограничения, большинство людей с ограниченными возможностями обучения имеют средний или выше среднего интеллект. Вы можете не осознавать, что у человека проблемы с обучаемостью, потому что он или она так хорошо функционирует. Вы можете быть сбиты с толку тем, почему у такого высокофункционального человека есть проблемы в одном аспекте его или ее работы.

Черепно-мозговые травмы и другие приобретенные формы когнитивных нарушений имеют сходные черты с нарушениями обучаемости. Человек с нарушением обучаемости или травмой головного мозга может плохо контролировать импульсы. Он или она может делать неуместные комментарии и может не понимать социальных сигналов или получать признаки того, что он или она кого-то оскорбил. В своем отчаянии, пытаясь понять или донести свои идеи, он или она может казаться напористым. Все эти формы поведения возникают в результате травмы.

Поскольку при некоторых нарушениях обучаемости устная информация искажается, когда он или она слушает, человеку с нарушением обучаемости, таким как расстройство слуховой обработки, дефицит внимания или некоторые формы аутизма, может потребоваться демонстрация информации и/или ее письменное изложение. Даже очень простые инструкции, возможно, придется записать. Спросите человека, как лучше передать информацию. У человека с дислексией или другими нарушениями чтения могут возникнуть проблемы с чтением письменной информации. Дайте ему или ей словесные объяснения и/или дайте дополнительное время для чтения.

Говорите прямо. У человека с ограниченными возможностями обучения могут быть проблемы с пониманием тонкостей. Оставайтесь терпеливыми, если человек не понимает данное указание. Дайте один набор инструкций в четкой и краткой форме, прежде чем давать второй набор инструкций.

Человеку может быть легче функционировать в спокойной обстановке, где нет отвлекающих факторов, таких как конфликты, движущиеся люди или высокочастотный звук машин. Если возможно, использование затычек для ушей или белого шума может иметь решающее значение.

Прямолинейность может быть частью естественного способа общения человека. Отвечайте позитивно, а не оборонительно.

  • Похвалите и поощрите.
  • Проведите тренинг по деликатности для коллег.
  • Позвольте сотруднику сделать перерыв в рамках плана управления стрессом.
  • Не требовать от этого сотрудника сверхурочной работы.