Каталог
  

Примеры теоретического мышления


Виды мышления: у детей и взрослых, характеристика с примерами

Виды мышления — это способы, используемые человеком для обработки информации, чтобы выполнить задачу, которая перед ним стоит.

Выделяют следующие виды (или типы) мышления.

Характеристика видов мышления

Основными видами являются:

  • наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
  • наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
  • словесно-логическое (или абстрактное) . Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.

Встречаются и другие классификации видов мышления:

Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление

Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.

А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.

Интуитивное и аналитическое мышление

Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.

Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.

Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.

Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.

Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.

Теоретическое и практическое мышление

В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.

Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.

Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.

Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.

Реалистическое и аутистическое мышление

Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.

Произвольное и непроизвольное мышление

Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.

Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.

Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.

Какие существуют виды мышления у детей?

Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.

Затем вырабатывается наглядно-образное мышление. Чтобы мыслить, в голове должны быть "заготовлены" образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.

А словесно-логическое мышление появляется уже у подростков.

А что такое мышление в целом?

В психологии под мышлением понимается процесс, во время которого человек получает знания и решает задачи, стоящие перед ним. При этом человек должен понимать стоящую задачу и иметь стимул её решить.

Узнайте также, какие бывают виды памяти.

Дата обновления 30/06/2020.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Экосистема
  • Маркетинг
  • Анархизм
  • Право собственности
  • Культура
  • Плюрализм
  • Агностицизм
  • Сублимация
  • Виды безработицы
  • Эмпиризм

виды, формы, описание и развитие Мышление его виды и свойства

Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

      Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

    Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

    Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

    по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

    по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;

    по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное

    по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.

Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом мышлении - наглядно-образное и наглядно-действенное (1).

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление харак­терно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для ре­шения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключе­ния, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди твор­ческого труда, имеющие дело с образами.

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое поня­тийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, рас­крывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей­ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по­лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме­нее реально, чем объективно-понятийное.

Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. При этом они только наблюдают за предметами своей деятельности, непосредственно их не касаясь.

Наглядно-действенное мышление - это вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают од­новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле­ние считается более совершенным, чем практическое, а поня­тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мыш­ления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мыш­ления в основном направлена на разрешение частных конкрет­ных задач..., тогда как работа теоретического мышления на­правлена в основном на нахождение общих закономерностей» (2).

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми­нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани­ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус­тупают друг другу.

1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. С. 275.
2. Теплов Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: Издательство МГУ, 1981. С. 147.

Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т. д.

1. По генезису развития различают мышление:

    наглядно-действенное;

    наглядно-образное;

    словесно-логическое;

    абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

    теоретическое;

    практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

    дискурсивное;

    интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:

    вербальное;

    наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

    критическое;

    творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Типологические классификации мышления

наглядное вербальное

(по степени соответствия реальности)

реалистическое аутистическое

(также “эмоциональное”, по Майеру)

(по характеру протекания)

интуитивное аналитическое

(по характеру задач)

практическое теоретическое

(по степени новизны продукта мышления)

продуктивное репродуктивное

(по степени сознательного контроля и управления )

произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.

а) творческое - критическое

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления :

    Практическое,

    Конкретно-образное (художественное)

    Абстрактное (словесно-логическое)

1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

Мыслительные опреации очень разнообразны:

  • сравнение,

    абстрагирование,

    конкретизация,

    обобщение,

    классификация.

Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекаетв форме суждений и умозаключений:

1. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

2. Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.

3. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.

Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.

В психологии установились такие центральные виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.

Критериями каждого вида являются особые формы познания объекта через обстоятельства, а также конкретные способы восприятия и установления отношения ситуации к действительности.

Главные виды мышления в психологии, основные различия:

  • наглядно-действенный – для конкретного мыслительного процесса характерно восприятие видимого, ощущаемого объекта. Начинает формироваться в соответствии с развитием практической деятельности человека, при непосредственном контакте с предметом.
  • наглядно-образный – опирается на существующие представления и мысли. Развивается в дошкольном возрасте. В этот период снижается необходимость тактильного контакта с объектом. Однако в силу вступает потребность четкой оценки и иллюстративного осязания предмета. Так, этот тип мышления определяется наглядными образами, однако понятия о них еще не доступны.
  • словесно-логический – выполняется в соотношении качества логических структур и их взаимодействия с понятиями. Оно предполагает поиск обоснованности ситуаций и явлений, их закономерных связей. Этот вид мышления является поздней фазой человеческого развития и формируется уже в школьном возрасте. Базируется на основе чувственного и практического опыта. Конкретный процесс дополняет другие виды мышления, оперирует чистыми понятиями лишая их образности.

Однако, все типы тождественны в одном – они охватывают процесс, исключительно необходимый при разрешении существующих задач.

Дополнительными типами мышления служат также:

  • теоретический – разрабатывает концепции, отвечает за установление основных законов познания;
  • практический – занимается выработкой плана действий, проверяет теоретическую базу;
  • реалистический – нацеленность на внешний мир.

В психологии эти типы используются для разрешения задач, ориентируясь на характер самой проблемы.

Доказано. Материалами экспериментальных исследований в психологии установлено, что три типа вышеописанных видов мышления существуют у зрелого человека неотделимо друг от друга и действуют совместно при решении задач различного рода.

Индивидуальное сознание: характер личности

Интересно, что люди делятся на типы по характеру их мыслительных процессов. Так, существует интуитивный тип, в основе которого выражено господство эмоций над логическим сознанием. Здесь, правое полушарие мозга превалирует над левым. Рационализм же свойственен людям мыслительного типа. Тут условием оценки становится логичность выводов. Эти два типа не поддаются изменениям на протяжении жизни, иными словами – интуит не сможет стать логиком в полной мере, даже при развитии необходимых навыков.

В психологии отличия между интуитивным и аналитическим процессом мышления выделяют по трем признакам: временному, структурному и уровневому.

Аналитический тип:


Интуитивный тип:

  • характерна скорость действия;
  • наблюдается минимальная осознанность его участия.

В целом, нельзя найти более личностной вещи, чем мышление. Хотя в психологии принято выделять лишь основные виды, легко предположить, что их количество распространяется на каждый индивидуальный тип характера. Потому, например, путем новых исследований выдвигаются теории о личностных подтипах.

Вот примеры некоторых подтипов мышления:

  • женский и мужской типы. Чаще всего для описания мышления в целом в психологии используется понятие именно мужского вида. Так происходит благодаря тому, что мужской разум имеет большую склонность к объективной оценке происходящего. В этом контексте, мужчин можно назвать логиками, в то время как женщинам отводится статус интуитивных личностей;
  • негативизм и позитивизм. Негативная мыслительная деятельность насыщена отрицаниями и оперирует ими при любом удобном случае. Позитивизм же мало склонен к возражениям и критике;
  • нестандартное мышление. Постоянный поиск. Ввиду чего, личность подверженная такому типу может казаться не определившейся по жизни. Однако подобному образу понимания действительности можно научиться методом решения специальных задач-загадок.

Виды мышления действуют сообща. Стоит отметить, что само мышление, как таковое, независимо от его типа имеет общие причины. Для того чтобы запустить мыслительный процесс важны мотивы и потребности личности. Также виды мышления могут определяться ее целями и интересами. То есть человеческое стремление к постоянному развитию интеллекта основным образом активизирует любые виды мышления, в большей или меньшей степени. Этим можно заключить, что прибегнув к определенным моделям развивающих техник личность способна заполнить пробелы в проблемных зонах, направлено регулируя и совершенствуя мышление нужного типа.

Теоретическое мышление

Теоретическое мышление

Контур

  1. Что такое теория?
  2. Правильность теорий
  3. Хорошие теории
  4. Процесс теоретизирования
  5. Учебник по теоретизированию

 

Теория — это объяснение чего-либо. Обычно это объяснение класса явление, а не отдельное событие. Вместо того, чтобы объяснять, почему существует коричневый пятно на моем галстуке, теория объяснила бы, почему на мужских галстуках часто появляются коричневые пятна.

Теории часто выражаются в виде причинно-следственных цепочек: это происходит потому, что то-то и то-то произошло как раз тогда, когда произошло что-то еще, а это, в свою очередь, произошло, потому что... вы получаете идея!

Теории иногда путают с гипотезами, потому что и те, и другие кажутся состоящими из утверждения, связывающие одну переменную с другой. Ну правда, что одних теорий мало больше, чем гипотезы. Но хорошие теории немного отличаются. Вот некоторые из отличия:

  • более общие теории
  • теорий объясняют, почему вещей связаны, тогда как гипотезы просто говорят они связаны
  • теорий порождают гипотезы; гипотезы подразумеваются в теориях

Как обсуждалось в следующем разделе, теории объясняют число одним из способов: предоставление смысла процесса или механизма того, как одна вещь связана с другой. Это очень важно.

Наличие чувства процесса является атрибутом или характеристикой хорошей теории. Есть многие характеристики, которые делают теорию хорошей. Дело не только в том, верна ли теория или нет. На самом деле правильность теории — очень сложный вопрос, и не совсем так важно, как вы думаете.

 

К сожалению, мы никогда не сможем доказать правильность теории. Мы можем доказать, что это неправильно, но никогда докажи правильно. Этому есть две причины. Во-первых, неважно, сколько раз вы проверяете теорию, во вселенной не хватит времени, чтобы провести все возможные проверки. Так даже если теория выдержала 100 тестов, она все равно может провалить 101-й тест. В некотором смысле, Ситуация противоположна поиску пропавшего предмета в доме. Если вы ищете предмет в доме и найти его, ну, точно, что предмет был в доме... дело закрыто. Но если вы ищете и не находите, это еще не значит, что объекта нет в доме. Он все еще может быть там, вы просто пропустили его. То же (ну, противоположное) верно для теорий. Если вы проверяете теорию, и она терпит неудачу, вот и все: это было опровергнут. Но если вы протестируете его и он пройден, это всего лишь один тест. Могут быть другие данные там, или другие ситуации, которые опровергнут. Вы просто еще не добрались до них.

Вторая причина, по которой вы не можете доказать истинность теории, заключается в том, что никогда не существует только одной теории. что соответствует фактам. Теория — это всего лишь повествование. Сказка, которая объясняет. Но истории можно рассказывать по-разному. В каком-то смысле всегда существует бесконечное число теории, которые соответствуют фактам. Подумайте, например, о ньютоновских теориях движения тела -- уравнения типа f = ma. Эти теории служили нам очень хорошо в течение очень долгого времени. Но теперь мы заменили ньютоновскую физику совершенно новой теорией, раскрытой Эйнштейн. Был ли Ньютон неправ? Не совсем. Его теории были верны настолько, насколько они шли. Они неплохо предсказывали движение тел: ну хватит, например, построить самолеты, которые действительно летают. Инженеры до сих пор используют теории Ньютона для создания определенных вещи. Но для других целей сегодня мы используем совершенно другие уравнения, построенные на совершенно другое понимание физической вселенной, чтобы делать то же самое. Новая теория объясняет дополнительные явления, которых не объясняла старая теория, например, согласно ньютоновской теории, объекты не должны изменять массу по мере приближения к скорости света (что они и делают), и время не должно замедляться.

 

Хорошие теории обладают рядом важных характеристик, в том числе:

  • механизм или процесс
  • универсальность
  • правда
  • фальсифицируемость
  • простота
  • плодородие
  • сюрприз

Механизм (или процесс) . Хорошая теория обладает чувством движения, динамический элемент. Чувство понимания, которое дает хорошая теория, в основном связано с иметь представление о процессе, посредством которого одно положение дел ведет к другому. Например, предположим, что спортсмены склонны задавать глупые вопросы в классе. Плохая теория объясняет это очень просто: спортсмены тупые. Это плохая теория во многих отношениях, но одна проблема заключается в том, что нет ощущения процесса, посредством которого качество ума связывается с глупостью вопроса. Каков механизм формирования вопросов и как устроен разум? связанные с качеством? Сравните это с гораздо лучшей теорией: спортсмены должны тратить много времени тренируются и ходят на игры, поэтому у них меньше времени на учебу. Это имеет ощущение процесса: в сутках ровно столько времени, сколько времени уходит на спорт, чем меньше доступно для изучения, чем меньше изучения, тем меньше они поймут что происходит в классе, и поэтому менее убедительными будут их вопросы. Этот Теория представляет собой цепь причинно-следственных связей, каждая из которых достаточно мала, чтобы мы могли легко в нее поверить.

Вот еще один пример. Почему некоторые люди воруют, обижают людей и тратят свою жизнь входить и выходить из тюрьмы? Обычный тип ответа: с ними случилось что-то плохое. детей, или у них были плохие или отсутствующие родители (старое «вышло из неполной семьи» идея). Мы склонны думать, что все плохое происходит из-за чего-то плохого. Но что именно таков механизм, с помощью которого что-то плохое, происходящее в детстве, заставляет его поступать плохо сами вещи? Что такого в том, как работает мозг, что одна плохая вещь приводит к еще одна плохая вещь? Это та часть, которую нам нужно указать, чтобы иметь хорошую теорию.

Плохие теории часто просто называют причину чего-либо, не объясняя что-либо. Нас часто обманывают, когда мы принимаем эти теории, потому что они имя, которое делает его реальным или заслуживающим доверия. Например, предположим, что мы наблюдаем, что некоторые работники работают больше, чем другие. В чем причина этого? Некоторые люди скажут «мотивация». Они мотивированы. Мотивация – это внутреннее стремление что-то сделать. Но действительно ли это что-то объясняет или просто повторяет наблюдение? Знание того, что усердная работа вызвана мотивацией, похоже, не помогает нам понять что-либо. На самом деле это просто поднимает вопрос: «Почему некоторые работники более мотивированы, чем другие?».

Общее . Хорошие теории достаточно универсальны, чтобы их можно было применить к широкий спектр отдельных событий, людей или ситуаций. Возьмем теорию о том, что спортсмены задают глупые вопросы, потому что они тратят так много времени на спорт, которого у них нет время для школы. Это общее правило, потому что оно должно работать для всех спортсменов, а не только для BC. спортсменов, и не только по одному виду спорта. Кроме того, это действительно может быть применено к любому человеку. у кого есть серьезные обязательства по времени вне класса, такие как музыканты. Основная идея теория — механизм — заключается в том, что люди со значительными затратами времени на другие области будут работать менее хорошо в рассматриваемой области.

Истина . К сожалению, нельзя доказать, что теории верны. Там тому две причины. 1) Как бы тщательно мы ни проверяли теорию на данных, всегда есть вероятность, что завтра появятся какие-то данные, противоречащие теория. То, что солнце всходит каждый день с тех пор, как мы начали проверять, еще не доказывает теория, которая предполагает, что она всегда будет расти. 2) Теории — это просто описания. Там всегда другие способы описания фактов, которые в равной степени действительны. В этом смысле правда не разумная концепция. Все, что нам доступно, — это описания, которых нет. противоречат имеющимся на данный момент фактам.

Фальсифицируемость . Хорошая теория фальсифицируема. Если нет возможный способ построить эксперимент или собрать некоторые данные, которые потенциально могут противоречат теории, теория ничего не стоит. Предположим, вы пытаетесь объяснить узор орла и решки, который появляется, когда вы подбрасываете монету 10 раз. Ваша теория заключается в том, что он выпадает орлом, когда этого хочет невидимый маг, и решкой в ​​противном случае. Как ты проверить теорию? Если вы подбросите монету и выпадет орел, это не противоречит теория, потому что это просто означает, что фокусник хотел, чтобы это были решки. Если вы подбросите монету и выпадает решка, что тоже не противоречит теории, потому что просто означает фокусник хотел, чтобы это была решка. Как бы ни сложился эксперимент, данные не может противоречить теории.

Подобные теории ничего толком не объясняют. Вы не можете использовать их для предсказания результатов, ни что-то делать (например, строить самолеты, которые действительно летают). Много психологическая теория очень близка к тому, чтобы быть нефальсифицируемой. Например, генерал концепция, согласно которой сотрудники в организации усердно работают из-за чего-то, называемого «мотивация» — это то же самое, что сказать, что монета выпадает орлом, потому что фокусник хочет именно так. Мы не видим мотивации. Мы можем сделать вывод о его существовании только по его последствиям. (поведение человека). Поэтому, если человек много работает, мы говорим, что он был мотивирован. если они не работы, мы говорим, что они не были мотивированы. Тем не менее, мы говорим, что причина, по которой они много работают или нет, из-за мотивации. Это замкнутый круг: если они мотивированы, то они усердно работают. Если они много работают, они мотивированы.

В общем, любая теория, объясняющая человеческое поведение с точки зрения человеческих желаний, ходить по тонкому льду. Другими словами, если вы изучаете добровольный оборот в организациях и обнаружили, что люди покидают организации , потому что хотят , вы на самом деле не объяснил что-нибудь, и вы никогда не могли быть доказаны неправильно.

Подводя итог, можно сказать, что теории могут оказаться нефальсифицируемыми по двум причинам: (а) потому что данные невозможно собрать по самой своей природе, или (b) потому что они носят циклический характер.

Экономия относится к простоте теории -- отказ от установление сложных отношений, когда существует более простая альтернатива. Одна причина для предпочитая экономию, кажется, что природа. Сложные вещи имеют больше способов разрушается, и, следовательно, с меньшей вероятностью доживет до настоящего времени. Другая причина заключается в том, что теории бесполезны, если они не достаточно просты для понимания людьми. Теории иногда называют моделями, и вся идея модели состоит в том, что она меньшая, более простая версия реальной вещи. Модели предназначены для того, чтобы выявлять важные части, и оставить неважное позади. Мощность модели можно определить как пропорционально уменьшению сложности, которую он дает по сравнению с природой. Слишком много деталей может скрыть главное. Действительно сложные модели на самом деле мало что объясняют. Лучшее Возможная модель погодных условий Земли может быть получена путем построения дублировать Землю и окружающую солнечную систему, точно такие же во всех деталях. Это было бы предсказать отлично. Проблема в том, что модель такая же сложная, как и то, что мы пытались понять в первую очередь.

Примером бережливости являются случайные модели. Предположим, мы хотим понять, почему почти все в человеческих обществах существует значительное неравенство, то есть некоторые люди намного богаче, чем другие. Мы могли бы указать ряд особых причин, включая сверхъестественные причины, такие как «Так хочет Бог», но важно понимать, что именно неравенство мы ожидали бы, даже если бы не было особых причин, почему это должно было произойти. Если мы возьмем 100 кокосов и разделить их случайным образом между 10 людьми, есть лишь несколько способов может получиться примерно равным: но их около 10 30 способы разделить их так, чтобы было значительное неравенство. Это все равно, что держать свою комнату опрятно: есть в основном один способ распределения всех ваших вещей в Трехмерное пространство, которое вы называете своей комнатой, так что вы могли бы сказать, что «все находится в нем». место'. Но есть миллионы способов организовать вещи так, что вы бы сказали 'место беспорядок'.

Принцип экономии в качестве критерия выбора модели известен как принцип Оккама. Бритва.

Фертильность . Плодородная теория — это та, которая порождает множество следствий. в разных областях. Последствия важны, потому что (а) они по сути являются инсайтами которые не были очевидны до формулировки теории, поэтому они представляют собой потенциально новые знания, и (б) они представляют возможности для проверки теории.

Чтобы быть плодородной, теория в значительной степени должна быть общей.

Сюрприз. Качество хороших теорий в том, что они интересны. Это означает, что они генерируют неочевидные последствия. Они приводят вас к пониманию вещей новыми способами. Удивление относится к способности теории делать неочевидные, неожиданные предсказания. Известным примером является теория, объясняющая, почему в некоторых странах так много больше девочек, чем мальчиков. Теория говорит, что это происходит, по иронии судьбы, когда люди предпочитают мальчиков, например, в Индии. Видите ли, вероятность рождения мальчика у разных семьи - это генетическая вещь. Теперь предположим, что люди продолжают рожать детей до тех пор, пока у них больше мальчиков, чем девочек, или им не хватило места. Итак, если первый ребенок мальчик, они останавливаются там. Если первый ребенок — девочка, у них рождается еще двое детей. Если оба мальчики, они останавливаются там. Но если кто-то девушка, они продолжают идти. В результате семьи у которых есть предрасположенность к мальчикам, как правило, маленькие семьи — если первый ребенок мальчик, стоп там. Но семьи, имеющие предрасположенность к рождению девочек, имеют огромные семьи, поскольку они продолжают пытаться получить мальчиков. Если бы не было предпочтения между мальчиками и девочек, то не было бы никакой связи между количеством детей и полом детей: в больших семьях с такой же вероятностью будут мальчики, как и в маленьких семьях.

Этот парадоксальный результат забавен - он прекрасен.

 

Начните с наблюдения, например, «белые и черные люди сидят по разным столы в Лайонс-холле". Затем создайте начальное объяснение. Например, вы можете попробовать из идеи, что люди предпочитают обедать с себе подобными.

Теперь подумайте о своем объяснении с точки зрения качеств хорошей теории и попытайтесь сделать его лучше. Например, чтобы сделать теорию более общей, измените «обедать с» на более общий «общаться с». Затем проверьте другие критерии. Одна проблема с этой конкретной теорией заключается в том, что ей не хватает чувства процесса — как она бывает, что люди предпочитают себе подобных? Поскольку у этой теории нет чувства процесса, является не более чем повторением первоначального наблюдения. Это также трудно проверить. Это в основном говорит: люди сидят за разными столами, потому что хотят. Итак, если некоторые люди не сидите с себе подобными, должно быть, потому что не хотели. Другая проблема с этой теорией в том, что она не плодородна. Это не приводит к интересным следствиям. Лучшее, что вы можете сделать, это предсказать, что на вечеринках (или любом другом общественном мероприятии) негры и белые саморассеются.

Модель с немного большим пониманием процесса и объяснением: «Люди склонны делать то, что они делали раньше. Так что если белые выросли на общении с белыми, то и дальше будут общаться с белыми, и то же самое с черными. Самый ранний опыт людей связан с их семьи, которые, как правило, того же цвета, что и они». последствия гораздо легче. Например, это предполагает, что дети усыновлены в молодом возрасте. семьи другого цвета предпочтут общаться с людьми этого цвета, а не свои. Это также означает, что дети, растущие в расово смешанной школе системы не должны отдавать предпочтение себе подобным.

Теоретизация — это повторяющийся процесс создания, критики и воссоздания. Это также искусство. Хорошие теории прекрасны, а процесс создания этой красоты и есть искусство. это все о.

Для получения более подробной информации о процессе теоретизирования нажмите здесь.


Copyright 1996 Стивен П. Боргатти Пересмотрено: 18 января 2005 г. Домашняя страница

 

Теоретическое мышление в сестринском деле: проблемы и перспективы

. 1989; 24:106-22.

Х.С. Ким

  • PMID: 2813846

Х. С. Ким. Последние Adv Nurs. 1989.

. 1989; 24:106-22.

Автор

Х. С. Ким

  • PMID: 2813846

Абстрактный

Предыдущее изложение предлагает глобальный подход к оценке теоретического мышления в сестринском деле. При изучении текущего состояния теоретической работы в области сестринского дела в рамках предлагаемой структуры выявилось несколько вопросов. В большинстве теоретических работ по сестринскому делу трудно выделить основные направления теоретического мышления. Кажется, что даже если бы это было запоздалым размышлением, любая крупная теоретическая работа должна быть посвящена определенным позициям на четырех более высоких уровнях, чтобы она стала очевидной для той теории, которая разрабатывается. Как было сказано многими учеными в области сестринского дела, так называемые великие теории сестринского дела или концептуальные рамки требуют дальнейшего уточнения, чтобы называться теориями. По-видимому, существует два пути дальнейшего развития этих структур: 1. Они могут быть превращены в парадигмы ухода за больными путем уточнения отстаиваемых допущений о природе человека и ухода за больными, стратегии построения теории или стратегий, которые, как предполагается, соответствуют данной перспективе, образ сестринской практики в перспективе, и типы теоретических утверждений, которые возможны в рамках этой перспективы; или 2. Они могут быть разработаны как добросовестные теории при строгом следовании критериям пятого уровня. Похоже, что настало время, когда ученые, работающие в рамках схожих теоретических взглядов, должны собраться вместе, чтобы сформулировать интегративные теории сестринского дела, охватывающие концепции из различных областей сестринского дела. Например, многие работы по сестринскому делу в рамках символической интеракционистской традиции могут быть готовы к тому, чтобы быть ассимилированными в сестринскую теорию «самоидентичности». Точно так же большая часть теоретической и эмпирической работы, касающейся того, как люди развивают способность жить с хроническим заболеванием, например раком, также может быть интегрирована в одну теорию ухода за больными для дальнейшего тестирования. Сообщество ученых в области сестринского дела в целом не рассматривало значение предписывающих теорий для сестринской науки и сестринской практики. Должны быть более строгие дебаты относительно нормативного характера предписывающих теорий и их влияния на развитие науки о сестринском деле и их применение в сестринской практике в контексте философии науки, философии сестринского дела и праксиологии. Представления о том, что праксиология естественным образом вытекает из предписывающих теорий и что предписывающие теории естественным образом являются целью науки о сестринском деле, наивны и опасны. Конечно, мы становимся все более чувствительными и компетентными, чтобы выделить те, которые требуют научного объяснения с точки зрения ухода за больными. И при этом мы создали мировоззрение сестринского дела, которое кажется как социально, так и эпистемологически значимым для продолжения.

Похожие статьи