Каталог
  

Сарафан народный костюм


часть истории и повседневный наряд — Русь Великая

Русский народный сарафан: часть истории и повседневный наряд

Когда речь заходит о русском народном костюме, большинство людей сразу же вспоминают сарафан. Впрочем, это неудивительно. Как показывает статистика, русский народный сарафан является самым известным представителем народного костюма. И это несмотря на то, что костюм сам по себе -  явление собирательное и включает в себя десятки наименований разных видов повседневной и праздничной одежды.

Немногие знают, однако слово «сарафан» далеко не русское, оно имеет аж иранское происхождение.  Сарафан – от слова «safari». Этим словом называли повседневную мужскую одежду свободного кроя. Что же представляет собой русский народный сарафан? Общепринято называть сарафаном просторную женскую одежду на лямках или с «плечиками». Примечательно, что крой сарафана мог быть самым разным – все зависело от его территориальной расположенности. К слову, различия касались не только кроя, но и даже названия. Сарафан сарафаном звался далеко не везде. В некоторых российских губерниях сей предмет народной одежды назывался бархатником, атласником, клинником, сукманом и даже штофником.

Как и полагается, русский народны сарафан делился на два основных вида: повседневный и праздничный. Праздничные сарафаны шились из более дорогих материалов, нередко отделывались золотыми нитями и жемчугом. Повседневные варианты были более скромными – шились из материалов подешевле, да и не отличались особенно ярким декором. Особенно роскошные сарафаны (праздничные варианты), отделанные золотом и жемчугом нередко передавались из поколения в поколение. Правда, позволить такие наряды мог себе далеко не каждый. У крестьянок таких сарафанов, как правило, не водилось.

Примечательно, что в 18 веке, когда богатая прослойка российского населения начала одеваться по европейской моде, сарафаны перешли в разряд  одежды крестьян, купцов, а также ремесленников то есть стал одеждой для людей со средним достатком или бедняков.

Русский народный сарафан сегодня – это не только музейный экспонат или часть истории, но важная составляющая культуры русского народа. Хоть сарафан и не используется больше в своем первозданном виде, встретить его в повседневной жизни все-таки можно. Нередко люди хотят купить сарафан русский народный, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, пополнить гардероб чем-то необычным, ярким и запоминающимся. Таким образом, сарафан (вариации на основе этой русской народной одежды) используется весьма активно.

Если вы решили купить сарафан русский народный себе или в подарок, сделать это без особых хлопот можно в специализированном магазине. В магазине русских подарков «Русь Великая» особое место занимает коллекции народного костюма, в частности русского сарафана. В нашей галерее представлены самые разнообразные модели сарафанов на любой вкус по привлекательным ценам. 


04.04.2015

История русской одежды - сарафана

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: "История русского сарафана". Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club "выжала" самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в - народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – "пестряди". И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро - коричневый, жёлто - оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово "красный" в древнерусском языке понималось как "прекрасный".

Известный с конца XIX века русский романс "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических - знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

История сарафана 
Само название - не русское, а персидское и обозначает "одетый с головы до ног" и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово "сарапай" могло означать и "почётная одежда". Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.

Термин "сарафан" первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.

Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак - цельные передние и задние полотнища.
 
2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.
  
3. Прямой сарафан. Более позднее "прямые" или "круглые" ("московские") сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.
  
4. Сарафан "с лифом". Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны "с лифом", пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.


Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе "Русские сарафаны и платья".
   

Благодарим авторов работы за ценную информацию - Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.

 

Народное платье - Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Народное платье.

Платье с капюшоном и карманами от Celtic Fusion — Celtic Fusion ~ Free Spirit ~ Pagan Clothing

Инструкции по снятию мерок см. здесь

📌КОРРЕКЦИЯ И РАЗМЕРЫ

На модели маленький размер.

Доступны размеры Small - XL

Small

Бюст: 32 дюйма

Плечо: 14 дюймов

Длина от горловины платья до края платья: 26 дюймов

Длина платья сзади от выреза до края: 36 дюймов

Средний

Бюст: 34 дюйма

Плечо: 14,5 дюйма

Длина переда платья от выреза до низа: 26 дюймов

Длина спинки платья от выреза до края: 37 дюймов

Большой

Бюст: 36 дюймов

Плечо: 15 дюймов

Длина переда от выреза платья до подола: 26 дюймов

Длина спинки платья от выреза до подола: 37 дюймов

XL

Бюст: 38 дюймов

Плечо: 15,5 дюймов

Длина переда платья от выреза до подола: 26 дюймов

Длина спинки платья от выреза до низа: 37 дюймов

 

📌ПРИМЕЧАНИЕ: перед выбором размера проверьте свои мерки. Указанные размеры относятся к данной одежде. Обязательно выберите размер, который даст вам пространство для дыхания. Если вам нужна помощь в выборе лучшего размера для вас, не стесняйтесь спрашивать.

~Ткани и текстиль~

Мы лично закупаем все ткани и ищем ткани самого высокого качества в традиционном стиле. Мы делаем все, что в наших силах, из самых натуральных, ручных и традиционных тканей. Рекомендации по уходу: ручная стирка в прохладной воде, стирать отдельно и сушить в вертикальном положении.

🌳С каждым вашим заказом в Celtic Fusion Design будет посажено дерево! С каждого заказа 4 евро (стоимость посадки одного местного вида деревьев) будут переданы Hometree, организации, которая стремится сажать деревья на западе Ирландии, чтобы восстановить естественные леса и создать здоровые экосистемы для последних поколений. Узнайте больше здесь: www.hometree.ie

Он был разработан дизайнером и основателем Celtic Fusion; Регина Тирни. Ее вдохновение исходит из ее дома в графстве Клэр на западе Ирландии.


Learn more