рассказывает чемпион мира по лыжному ориентированию, заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин
Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса — это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.
Нет, это не так! Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки.
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ
Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и
велосипеда.
Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).
Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса — для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж — или только зимней.
Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы — например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.
Снегоход с навесными орудиями — хорошее бюджетное решение для малых лыжных центров. ![]() |
Даже малый ретрак, как, например, этот Пистен Булли Паана, позволяет подготовить весьма качественную лыжную трассу. фото: Пистен Булли |
Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).
Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:
* Длина кругов трасс и как из них компонуются
дистанции различной протяжённости. На примере ниже — принципиальная схема
системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из
двух разных кругов — один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна
трассы будет достаточной.
* Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.
* Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;
* Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах — их должно быть приблизительно по одной трети;
* Расположение и компоновка лыжного стадиона — например, финишировать спортсмены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п...
В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет
трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то
ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями.
Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно — подготовленное
полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая
ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой
трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что
классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей,
идущих коньковым ходом.
Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся сложности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.
ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ
Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в
бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и
стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без
резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором,
это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин,
готовящих трассу.
ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ
Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велосипеда, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег — необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.
Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.
Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.
Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают
полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со
временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки
не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в
разрезе — V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения
стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к
деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит
вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует
быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.
Кроме дренажных канавок нужно спланировать и провести
систему водоотводящих канавок — канавок, куда будет уходить вода из дренажных
канавок. Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где
есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке
трассы. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего
ожидаемому потоку. Если нет трубы — выкопать канавку поперек трассы и, чтобы
канавка сохранилась и была пригодна для проезда заложить в канавку несколько
тонких, прямых стволов деревьев диаметром 5-10 см. Для этого неплохо подходит осина. Чтобы труба не заиливалась, необходимо с той стороны трубы,
где вода заходит, сделать яму, как минимум в полтора раза большего сечения чем
труба.
В продолжение трубы проложите водоотводящую канавку, лучше по линии максимального уклона местности, отводя воду на местность, расположенную ниже этой низины, добиваясь, чтобы разница уровней достигла хотя бы 50 сантиметров. Это бывает непросто на мокрых равнинных участках — чтобы добиться устойчивого отвода воды может оказаться, что нужно копать канавку протяжённостью 100 метров и более. Так как грунт в лесу насыщен корнями, иногда — камнями, то для работ рекомендуется использовать качественные, дорогие лопаты и мотыги на композитной рукоятке.
На полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой — вода с неё должна скатываться. ![]() |
Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (90?) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Рисунок 2 |
Водоотвод от трассы снижает уровень грунтовых вод — это означает, что полотно трассы будет твёрже, и на нём будет дольше лежать снег. Рисунок 3 |
Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Рисунок 4 |
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ
В летнее время на трассе может вырастать трава и мелкий
кустарник, которые будут мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту
растительность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого можно
использовать как обычную косу, так и бензиновый триммер с леской или, если
много кустарника — триммер с диском. Для работы с триммером не требуется особых
навыков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разведённого с маслом
бензина. Коса требует отбивки, заточки и умения косить плавно, спиной, не
включая руки. В старые времена косьба рассматривалась лыжниками как отличное
средство тренировки.
Прокашивать всю трассу не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в один проход (взмах) косой или триммером, стремясь расположить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпадет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.
Периодически на трассу падают деревья — либо от старости,
либо от сильного ветра. Это происходит особенно часто в весенний и осенний
периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее плотным. В целях
соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с
бензопилой.
На весенних работах в Ромашково — члены одноименного лыжного клуба. фото: А.Гаврилов |
ОТСЫПКА ТРАССЫ
Отсыпка трассы — это роскошь, которая способствует тому, что
трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки от ног/колёс не появляется
канавка, которая мешает лыжникам в начале зимы. Также отсыпка трассы
способствует тому, что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к тому,
что на трассе вырастает меньше травы и кустарника. Отсыпать трассу следует на
выбор или в смеси — песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком. Опилки и шлак
способствуют тому, чтобы трава и кусты не вырастали на трассе. Отсыпать трассу
желательно по всей ширине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в первую очередь
проблемные, мокрые места, хотя бы в метр шириной, по траектории движения
бегунов и велосипедистов.
ПОДГОТОВКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ
Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:
1. Создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;
2. Обеспечивать приятное и безопасное катание;
разрыхляя поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась,
укатывая и уплотняя верхний слой снега, если поверхность трассы стала рыхлая в результате оттепели или снегопада;
3. Убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;
4. Убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;
5. Препятствовать быстрому сходу снега весной.
Снег на лыжной трассе подвергается следующим воздействиям:
1. Время: снег «стареет» — снежинки рассыпаются на льдинки, грани льдинок тупятся;
2. Перепады температур в зависимости от погоды или смены времени суток: снег либо смерзается от холода, либо рассыпается от потепления;
3.
Изменения влажности воздуха: в сочетании с
изменениями температуры воздуха создают различные типы снежной поверхности;
4. Солнечное излучение: способствует старению снега и таянию;
5. Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы: делают толщу снега пористой;
6. Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементирует трассу;
7. Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и мусора смешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;
8. Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на трассе;
9. Катающиеся лыжники толкают и перемещают снег на трассе — на коньковой трассе вдоль середины трассы появляется «хребет», а на классической лыжне появляется «волна».
В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в
частности — лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега. Часто
встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, например,
ратрака или бороны — по типу того, как каток-асфальтоукладчик создает полотно
дороги.
Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) — может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже (150-200 г/кв.см).
Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны, прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температуры и изменения влажности вносят свою лепту — снег смерзается и становится плотным.
Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега очень
непросто, практически невозможно. Даже пешеход не продавливает всю толщу
сугроба, а машины, передвигающиеся по снегу, имеют в несколько раз меньшее
удельное давление на снег, чем пешеход. Поэтому единственный действенный способ
уплотнения снежного покрова — обработка каждого слоя выпавшего снега —
желательно по несколько раз!
Основных факторов, определяющих качество подготовки лыжной трассы — три, и они примерно одинаково важные. Это:
1. Персонал, который готовит лыжную трассу,
2. Оборудование, которым готовится лыжная трасса,
3. Частота подготовки лыжной трассы.
Всё на тех же весенних работах в Ромашково. фото: А.Гаврилов |
Мосты, собранные из брёвен, со временем приходят в негодность: с периодичностью один раз в несколько лет их приходится раскатывать, обновлять. фото: А.Гаврилов |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТOВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС
РАТРАКИ
Эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс.
Ограничивающими факторами являются относительная дороговизна и необходимость
иметь снежный покров толщиной от 15 сантиметров и выше. Обычно ратрак оправдывает себя там, где есть системы искуственного оснежения, и с самого начала сезона
закладывается подушка снега, позволяющая работать ратраку. На сегодняшний день
в России представлены 4 производителя ратраков — японская Охара (Ohara),
немецкий Пистен Булли (Pisten Bully), итальянский Принот (Prinoth), итальянский
Сноу Рэббит (Snow Rabbit). Остальные существовавшие ранее марки либо прекратили
своё существование, либо поглощены вышеназванными производителями. В США есть
свои производители ратраков, не представленные в России.
ОХАРА
Согласно информации, заявленной на сайте Охара — ратраков, приспособленных для подготовки лыжных трасс эта компания не поставляет.
ПИСТЕН БУЛЛИ
Пистен Булли Паана (PistenBully Paana — 117 л. с.) ранее выпускался финской компанией и разрабатывался преимущественно для подготовки лыжных
трасс. Пистен Булли Паана на рынке уже 25 лет. Одноместная Пистен Булли Паана
выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.200, 2.800 и 3.100 миллиметров.
Пистен Булли 100 (PistenBully 100 — 197 л.с.) — комфортабельная двухместная полифункциональная машина для подготовки различных видов лыжных и санных трасс, а также обслуживания горнолыжных трасс. Выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.500, 2.800 и 3.100 миллиметров.
Данные модели оснащаются системами с двумя лыжнеукладчиками
для нарезки лыжни с ручной или гидравлической (из кабины оператора) регулировкой
ширины лыжни в диапазоне 70 мм, расстояния между соседними лыжнями в диапазоне 735 мм. Также на каждый лыжнеукладчик можно установить дополнительную фрезу, которая взрыхляет снег в
полосе прокладываемой лыжни на настраиваемую из кабины глубину от 0 до 60 мм для получения наилучшего качества (система VarioTrackDesigner).
На модели PistenBully 400/600 и Formatic 350 возможно установить как вышеупомянутые системы с двумя лыжнеукладчиками, так и системы для массового катания — с тремя или четырьмя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с регулировкой ширины колеи лыжни для удобства катающихся как взрослых, так и детей.
Примерно так выглядит добротная лыжная трасса где-нибудь в Европе: как правило, прогулочные трассы не очень высокого уровня сложности всегда предназначены для двустороннего движения, о чём красноречиво говорит табличка, стоящая сбоку от лыжни. На таких трассах всегда нарезана классическая лыжня в обоих направлениях, да и коньком на этих трассах вполне можно разъехаться на встречных курсах. фото: Иван Исаев |
ПРИНОТ
Машина Принот Хаски (Prinoth Husky) с дизельным двигателем
Mercedes мощностью 177 л. с. разработана специально для обработки трасс для равнинных
лыж и подготовки малых горнолыжных склонов. Принот Хаски с лыжнепрокладчиками
являются отличными машинами для прокладки и подготовки лыжных трасс. Принот
Хаски выпускается в трёх вариантах ширины — 2,5, 2,8 и 3,1 метра. Лыжнепрокладчики прикрепляются к задней снежной фрезе ратрака. По команде из двухместной
кабины два лыжнепрокладчика могут передвигаться по ширине фрезы для изменения
расстояния между соседними лыжнями. Так же управляется изменение ширины самой
лыжни (на 70 мм) — это особенно важно при подготовке трассы в местах спусков и
подъемов и при создании трасс для детей. Широкая задняя снежная фреза ратрака
Принот Хаски дополнительно оснащена специальными фрезами Трэк Тиллер (Track
Tiller), устанавленными перед лыжнепрокладчиками. Фрезы Трэк Тиллер позволяют
проложить идеальную лыжню независимо от погоды.
ФАВЕРО
Фаверо Сноу Рэббит 3 (Favero Snow Rabbit 3), оснащенный
японским дизелем Кубота (Kubota) мощностью 100 л. с. — самый маленький, самый лёгкий и самый бюджетный ратрак из представленных на российском
рынке. Сноу Рэббит третьего поколения — это надёжная рабочая машина. Ширина
захвата — 2,0 метра, длина Сноу Рэббит с приспособлениями — 4,5 метра. Фаверо
Сноу Рэббит может перевозиться между местами работы на малогабаритном
грузовике, эвакуаторе или на прицепе с пандусом, без демонтажа гусениц. Фаверо
Сноу Рэббит может быть оснащён передним ножом-отвалом, фрезой, одним или двумя
лыжнеукладчиками, а также крытой кабиной. Двухместная обогреваемая кабина
водителя с большим обзором превращает работу в удовольствие. Двигатель снабжен
парковочным подогревом от электричества 220 вольт/300 ватт и предпусковым
прогревом Перкинса для беспроблемного старта в любые морозы. Фаверо Сноу Рэббит
отлично работает на узких лыжных трассах, небольших склонах, в парках отдыха. У
Фаверо Сноу Рэббит есть кузов для транспортировки материалов. Давление на грунт
40 грамм на квадратный сантиметр — это более чем в два раза ниже чем у
конкурентов — в сочетании с компактным размером даёт этой машине уникальную
проходимость по любому снегу.
Лыжная трасса летом. Как видите, она освещена, спрофилирована и отсыпана крупным песком. Иногда в качестве материала для отсыпки используется мелкий гравий или опилки. фото: Иван Исаев |
Ретрак Пистен Булли Форматик 350 обладает уникальной особенностью — он может нарезать одновременно 4 лыжни для классического хода (на этом снимке четвёртый, самый правый резак — в поднятом состоянии). фото: Пистен Булли |
Современный снегоход в сочетании с хорошими приспособлениями (катком, бороной, резаком) является неплохой альтернативой ретраку. фото: Владислав Жарков |
СНЕГОХОДЫ
Снегоходы — более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём
снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с
первого снегопада.
Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с неузкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами — задняя, передняя и передняя пониженная — именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавшего снега. По компоновке — снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.
Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и
«Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Ямаха» серии Викинг (Yamaha
Viking), «Полярис» серии Утилити Вайдтрек (Polaris Utility Widetrack), «Ски
Ду» серии Скандик (Ski-Doo Skandic), «Арктик Кэт» серии Бэркэт (Arctic Cat
Bearcat), «Бомбардье» серии Линкс Йети (Bombardier Lynx Yeti).
С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.
ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:
* Борона или решётка,
* Резак для классической лыжни,
* Каток-барабан для прикатки снега.
Этот рынок несильно развит в Европе, в США есть три заметных производителя, а в России этот рынок находится в зачаточном состоянии — потребитель ещё не осознал свои потребности в области подготовки снежных поверхностей.
SNOW-STAR.RU
Поставщик тяжёлых прицепных устройств для многолетнего ежедневного (в сезон) профессионального использования. В этих устройствах используются элементы, выполненные из специальной стали, обеспечивающие качество подготовки трассы и долговременную функциональность устройств. Все устройства снабжены аварийной расцепкой на случай, если устройство где-то зацепится (например — борона за корень или пенёк) на полном ходу снегохода. Все вышеперечисленное определяет относительно высокую цену на эти устройства. Устройства поставляются как в собранном, так и в разобранном виде.
Каток SnowRoller — подготовка полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия — большой снегопад или сильная оттепель. Поставляется в разобранном виде, укомплектовывается на месте списанными «жигулёвскими» покрышками.
Борона Plain — предназначена для подготовки полотна трассы, когда на трассе устойчивый снежный покров. Лучше всего работает на скорости свыше 20 км/час, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности, включая горб от конькового хода и заполняя углубления. Оборудована зубчатыми ножами из специальной стали, импортируемыми из Швеции. Обратная сторона бороны используется при малом количестве снега на трассе, а также при работе со свежевыпавшим мокрым снегом и на снежной целине. Борона Plain — единственное пассивное прицепное устройство на рынке, срезающее горб, возникающий на коньковой трассе. Аварийная расцепка очень важна на этом устройстве: если борона где-то зацепится на полном ходу снегохода, то аварийная расцепка спасёт водителя от удара грудью о руль и лицом — о ветровое стекло, а борону спасёт от деформации.
Резак Trail давяще-режущего типа, для подготовки классической лыжни, с грузом, позволяющим менять центровку резака, в зависимости от условий снежного покрова, для достижения лучшего результата. Формующие элементы имеют ассиметричную форму, для того чтобы избыточный снег выдавливался на края полотна лыжни. Нижняя поверхность резака покрыта пластиком для снижения нагрузки на снегоход. Формирующие лыжню элементы — фрезированные, из закалённой стали. Переворачиванием резак переводится в транспортное положение.
SKITRACKER.RU
Пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании то, что раньше люди делали для себя сами в гаражах, теперь есть на рынке в свободном доступе, в разборном виде и с порошковой покраской. Изделия выполнены из низкоуглеродистой стали строительных сортов. Это определяет доступную цену этих изделий и ограничивает их прочность и долговечность.
Универсальная
борона SNOWPRO для прокладки лыжни для конькового хода имеет три съемных
модуля для различных способов обработки снега. Снимая и устанавливая модули,
можно варьировать способ обработки снега и степень нагрузки на снегоход.
Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло
имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним
диаметром 30мм. Универсальную борону можно купить во многих городах России и
заказать у производителя.
Резак для
прокладки классической лыжни XCSPORT — предназначен для прокладки лыжни
классического хода; благодаря ему каждый обладатель снегохода может проложить
качественную лыжню для прогулок с семьей, друзьями и для проведения
лыжных соревнований. Резак XCSPORT может работать в давящем (для рыхлого снега
и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах. Переставив
дышло на другую сторону, можно за несколько секунд изменить способ прокладки
лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного
положения «санки» в рабочее положение «резак», не отцепляя от снегохода.
ЧАСТОТА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ
Это второй и практически равный первому по важности фактор в создании качественной лыжной трассы.
Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад — каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу всё равно необходимо готовить.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ:
* Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега. Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продольной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег по всей ширине трассы.
* Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки
и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы — два-три прохода
бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять
его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах,
и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.
* Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.
* Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся — меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное — после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.
* На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом — лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.
* Если трассу готовить утром — снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют.
* Если трасса неширокая, то нужно периодически в
течение сезона делать выезд только на снегоходе — приминать края трассы вдоль
деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и
коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и
пилой нависшие над трассой ветви.
ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ
Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.
* Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
* Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
* Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.
Хорошей работы вам и человеческой благодарности.
Ещё статьи этого автора:
И. Кузьмин "Выбираем детские лыжи"
Укладчик для классических лыжных трасс RF-5 «Уралец» предназначен для подготовки лыжных «классических» трасс на заснеженной поверхности. Благодаря уменьшенным габаритным размерам позволяет прокладывать лыжню в той местности, где нет возможности расширить трассу. Оснащен подъемным укладчиком для нарезки лыжни в соответствии с требованиями FIS.
Конструкция укладчика классической лыжни RF-5 «Уралец» включает в себя все необходимые элементы, чтобы получить качественную поверхность лыжной трассы:
Чтобы обеспечить приятное и безопасное катание на лыжах необходимо создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе. Укладчик для лыжной трассы RF-5 «Уралец» позволяет готовить подложку трассы, разрыхлять поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась. При опускании подъемного укладчика прорезать лыжню для классического бега.
Ширина колеи автомобиля Простые модификации могут многое сделать с вашим автомобилем. Например, уменьшение дорожного просвета помогает улучшить управляемость за счет снижения центра тяжести. Установка более легких колес снижает неподрессоренную массу, а использование более широких шин значительно увеличивает сцепление с дорогой.
Аналогичным образом, установка проставок для колес или дисков с малым вылетом может помочь увеличить ширину колеи вашего автомобиля, эффективно уменьшая крены кузова и улучшая устойчивость. Это, конечно, зависит от нескольких параметров, связанных с посадкой.
Удивительно, насколько ваша динамика вождения может измениться с помощью этого небольшого, но эффективного обновления; не говоря уже о дополнительной внешней привлекательности.
Хотя мы признаем, что высота дорожного просвета и неподрессоренная масса являются важными и не менее интересными вещами, на самом деле мы фокусируемся на ширине колеи.
В этой статье мы обсудим, что такое ширина колеи, как она влияет на управляемость и как ее измерить самостоятельно.
Колея колес или ширина колеи — это расстояние между центральными линиями двух колес на одной оси. Некоторые могут спутать его с колеей оси, которая представляет собой расстояние между фланцами ступицы на оси.
В большинстве сценариев колея колес и колея оси имеют одинаковую длину. Однако в случае со смещенными колесами они различаются. Главным образом потому, что осевая линия колеса не совпадает с фланцем ступицы, независимо от того, положительное это или отрицательное смещение.
Проще говоря, если вы используете колеса со смещением, центральная линия шины не будет совпадать с фланцем ступицы. Таким образом, установка колес со смещением изменит колею колес, но колея оси не изменится.
Ширина колеи влияет на боковую и диагональную передачу веса автомобиля. Чем больше ширина колеи, тем устойчивее автомобиль проходит повороты.
Также влияет на динамику автомобиля. Например, более короткая колея спереди и более широкая сзади вызывают большую недостаточную поворачиваемость. С другой стороны, более широкая передняя и более короткая задняя колея увеличивают склонность автомобиля к избыточной поворачиваемости.
Теперь давайте рассмотрим некоторые преимущества более широкой колеи. Во-первых, более широкая колея сделает пружины слабее, так как вы будете использовать на них более длинный рычаг. Таким образом, более широкая передняя колея сделает переднюю подвеску более мягкой, уменьшая недостаточную поворачиваемость.
Когда мы обсуждали динамику, мы сказали, что широкая передняя часть плюс короткая задняя часть вызывают избыточную поворачиваемость. Почему это так? Более широкая колея на одном конце автомобиля, а не на другом, повлияет на способ передачи нагрузки при прохождении поворотов.
Более широкая передняя гусеница снижает передачу нагрузки наружу при прохождении поворотов, что увеличивает способность преодолевать повороты, поскольку внутренние шины обеспечивают большее сцепление с дорогой. Более короткая задняя колея приводит к относительно более быстрому переносу веса, что приводит к избыточной поворачиваемости автомобиля.
Теперь поговорим об эстетике. Наличие более широкой колеи означает лучшую позицию. Соедините это с заниженным дорожным просветом, и все это выглядит довольно спортивно и мускулисто. Но заметьте, это не только солнце и радуга.
Расширение колеи за счет использования проставок влияет на геометрию подвески еще несколько раз.
Увеличивает передний радиус очистки, что приводит к большему усилию на рулевом колесе. Более широкая колея также влияет на ощущение руля и отдачу. При большем радиусе очистки увеличивается отдача, а это означает, что ваше рулевое управление будет более чувствительным к изменениям направления каждый раз, когда оно попадает в выбоину.
Более широкая гусеница может увеличить нагрузку на подшипники подвески. Нагрузка будет вынесена дальше максимального допуска подвески.
Наконец, более широкая колея увеличивает радиус поворота, так как колесам теперь приходится двигаться дальше, чтобы преодолеть то же расстояние.
Также важно поддерживать оптимальное соотношение между передней и задней гусеницами, чтобы управлять передачей нагрузки с передней части на заднюю. Если передаточное число выключено, ожидайте, что машина будет вести себя неуклюже, что сведет на нет цель всего этого упражнения.
Когда дело доходит до измерения ширины колеи, это довольно просто. Вам понадобится рулетка, а также низкопрофильный домкрат и несколько подставок, если под вашим автомобилем мало места для работы.
Сначала поставьте автомобиль на ровную поверхность и, поставив коробку передач в паркинг или полностью затянув ручной тормоз, поднимите его с помощью домкрата. Затем поместите подставки для домкрата для поддержки. Однако, если у вашего автомобиля приличный дорожный просвет, вы можете пропустить этот шаг.
Поверните руль так, чтобы передние колеса смотрели прямо. Теперь с помощью рулетки измерьте расстояние между осями. Начните с размещения одного конца ленты на внешней стороне протектора шины, а другой конец ленты — на внутренней стороне протектора противоположной шины.
Вы также можете измерить встык; просто не забудьте вычесть ширину протектора из ваших измерений, чтобы получить точную колею колеса.
Понимание того, что такое колея колес и как она влияет на ходовые качества, важно, особенно если вы рассматриваете возможность приобретения комплекта для расширения кузова.
Почти все модификации автомобиля, особенно те, которые касаются колес и подвески, могут привести к непреднамеренным изменениям в управлении автомобилем. Помня об этом, вы проделаете долгий путь.
Рассматривали ли вы возможность увеличения ширины колеи? Дайте нам знать в комментариях ниже!
ШИРИНА ПЕРЕДНЕЙ ГУСЕНИЦЫ
Крис Ливенгуд
Ширина передней колеи зависит как минимум от четырех различных факторов. У новых картеров ширина передней части регулируется перемещением колес внутрь или наружу на передних поворотных осях. Изменение ширины изменяет как минимум четыре отдельных фактора. Этими четырьмя аспектами являются вертикальный центр тяжести на передней части шасси, радиус очистки, рычаги, оказываемые на шасси каждым колесом, и, наконец, динамическое изменение колесной базы внутри и снаружи карта при повороте руля.
Для всех интенсивных целей я собираюсь полностью игнорировать динамическое изменение колесной базы. Честно говоря, я не исследовал этот фактор до конца и не могу даже предположить, как он меняет характеристики шасси. Сейчас я сосредоточусь только на первых трех факторах.
Уменьшая или увеличивая радиус скольжения за счет регулировки общей ширины передней части, вы также изменяете величину эффекта поддомкрачивания, создаваемого геометрией передней части вашего карта. Радиус зачистки — это расстояние от центра шины до шкворня. Сочетание радиуса очистки с углом кастера позволяет внутреннему переднему колесу опускаться, а внешнему переднему колесу подниматься при повороте руля. Шасси с нулевым радиусом трения будет иметь нулевое чистое увеличение изменения высоты колеса даже при чрезмерном количестве колес. Кроме того, шасси с нулевым кастором и бесконечно большим радиусом очистки снова будет иметь нулевое чистое увеличение изменения высоты колеса при изменении усилия рулевого управления.
Было показано, что радиус скребка и углы поворота колеса напрямую связаны с поддомкрачиванием. В результате можно сделать вывод, что при определенном усилии рулевого управления внутреннее переднее колесо опустится на заданную величину, а внешнее переднее колесо на определенную величину поднимется. Наблюдая за картом на стенде, этот эффект домкрата можно дополнительно подтвердить.
Таким образом, величина, на которую каждое колесо изменяет высоту, зависит от угла поворота колеса, радиуса зачистки и, наконец, от наклона шкворня. Наклон шкворня (KPI) лучше всего описывается как угол, под которым шкворень наклоняется к центру шасси или от центра шасси. Помимо предыдущей короткой заметки, в этой статье я буду игнорировать KPI. Достаточно сказать, что KPI также очень важен для контроля скорости подъема или опускания колес.
Вы, вероятно, теперь задаетесь вопросом, как изменение ширины передней колеи или радиуса очистки влияет на управляемость шасси и что может чувствовать водитель, внося эти изменения? Как уже было продемонстрировано, более широкая передняя колея создает больший эффект поддомкрачивания передней части шасси, а сужение приводит к обратному эффекту. Я обнаружил, что в большинстве случаев это создает ощущение более быстрого входа в поворот и условно лучшего сцепления в середине поворота. Теория вхождения в поворот вращается вокруг скорости, с которой опускается внутренняя передняя шина.
Учитывая, что усилие рулевого управления (угол поворота) и скорость, с которой поворачивается рулевое колесо, остаются постоянными, внутреннее переднее колесо буквально падает быстрее, чем внутреннее переднее колесо, для которого установлен более короткий радиус скольжения. Помните, что, поскольку внутреннее переднее колесо опускается, а внешнее переднее колесо поднимается, можно сделать вывод, что карты должны как минимум создавать начальное усилие при повороте, используя внутреннюю переднюю шину.
С практической точки зрения это должно привести к тому, что карт будет быстрее поворачиваться. Более того, этот результат может быть в определенной степени связан с небольшим комбинированным эффектом. Мало того, что увеличение радиуса зачистки должно помочь картингу лучше поворачивать, оно также должно требовать от водителя меньшего угла поворота руля.
Однако именно здесь мы должны учитывать увеличение рычага, оказываемого на переднюю часть шасси. Представьте себе, что вы берете очень длинный рычаг и поднимаете внутреннюю переднюю часть шасси. Если рычаг очень длинный, будет легко не только поднять эту сторону шасси, но также будет легко отклонить раму.
Парадокс, с которым сталкиваются картингисты с шириной передней части, заключается в том, что, увеличивая ширину передней части, вы также увеличиваете рычаг колеса на передней части шасси. Рычаги на раме эффективно снижают способность рамы эффективно преобразовывать эффект домкрата. В неизвестной и полностью зависящей от шасси точке создание большего радиуса зачистки для увеличения поддомкрачивания приведет к быстро уменьшающейся отдаче. Проще говоря, точка, в которой любое шасси испытывает это, зависит от почти бесконечных переменных, встроенных в каждую марку. Теоретически, это явление может произойти с каждым шасси, хотя точка, в которой это явление может произойти, может находиться за пределами карт, встроенных в регулировку.
Кроме того, узкая передняя часть имеет тенденцию более эффективно передавать эффект домкрата на раму. Имейте в виду, что более широкие передние части эффективно смягчают шасси. Чтобы сделать эту ситуацию более понятной, здесь дано теоретическое объяснение. Представьте себе шасси, которое на 100% жесткое. Это шасси, какую бы нагрузку вы на него ни возложили, никогда не прогнется. В этом случае поворот руля будет передавать 100% изменения высоты колеса через шасси. Теперь, если шасси жестко только на 5% и рулевое управление повернуто, в результате на шасси будет передаваться только 5% общего эффекта домкрата. Это означает, что мягкое шасси прогибается и при этом поглощает 95% эффект домкрата.
Водители с опытом вождения на мягком шасси, часто состоящем из 28-миллиметровых труб, называют момент, когда увеличение ширины передней колеи больше не приводит к лучшему повороту, «мягким». Это явление также может происходить с другими более жесткими шасси, хотя они менее вероятно, если вы не используете очень экстремальные настройки ширины передней части.
Если вы установили, что ваше шасси становится мягким, вы можете почувствовать, что у карта на самом деле лучшие характеристики поворота, когда он становится уже. Я подчеркиваю, что в большинстве случаев это происходит с очень мягкими рамами или когда вы бегаете с очень широким передом. Если вы столкнулись с этой дилеммой и чувствуете, что карт должен поворачиваться более уверенно, возможно, вам придется решить проблему недостаточной поворачиваемости при входе с помощью различных устройств (подсказка: сузьте переднюю часть и добавьте кастор).
Наконец, мы должны обсудить влияние центра тяжести на переднюю часть шасси. Когда мы смотрим на карт и представляем себе центр тяжести, мы пытаемся увидеть точку, вокруг которой сосредоточена масса. Эта точка существует в трех измерениях. Увеличивая или сужая переднюю ширину, мы в первую очередь изменяем то, как вертикальный размер или высота центра тяжести взаимодействуют с двумя передними колесами. Фактически более широкая передняя колея уменьшает рычаг, который вертикальный центр имеет над двумя передними колесами.
Есть две разные теории, которые я исследовал относительно вертикального центра тяжести и ширины передней части. Я считаю, что каждая теория верна, но условна в зависимости от характеристик шасси в любой момент времени.
Первая теория гласит, что картам требуется перенос веса на внешние шины, чтобы создать сцепление с шиной. Если это так, то сужение передней ширины должно улучшить сцепление в середине поворота и на выходе. В этом случае узкая ширина позволяет с большей силой переносить вес на внешние шины.
Другая теория гласит, что более широкая гусеница снижает центр тяжести, позволяя массе карта более равномерно распределяться по двум передним колесам. Более широкая ширина буквально не перемещает центр тяжести в более низкое положение, а скорее уменьшает количество рычагов, которые существующий центр тяжести оказывает на шасси. По сути, это то же самое, что и понижение центра тяжести. Распределение массы карта на две шины должно быть лучше, чем на одну, и опять же эта теория должна увеличить сцепление в середине поворота и на выходе. Однако эта связь немного сложнее. Помните, что более широкий радиус очистки также увеличивает скорость, с которой внутренние и внешние колеса изменяют высоту. В результате вы получаете более низкий центр тяжести и механическую ситуацию (поднятие веса), которая также увеличивает нагрузку на внутреннюю переднюю шину. Кроме того, если вы очень сильно увеличите ширину гусеницы и в результате увеличите подъем домкрата до предела, вы можете столкнуться с парадоксальным эффектом, когда механический домкрат фактически превалирует над эффективным снижением центра тяжести. Таким образом, вы начинаете перегружать внутреннюю переднюю часть и недогружать внешнюю переднюю шину. Это действительно непростая ситуация.
Прежде чем я повторю, потратьте секунду или две, чтобы переварить предыдущий абзац. Проще говоря, более широкая гусеница в большей степени сопротивляется поперечному переносу веса, чем более узкая. Затем из-за большего изменения высоты колеса большая часть веса приходится на внутреннюю переднюю шину. Эти факторы могут по-разному взаимодействовать друг с другом в зависимости от того, на каком конце спектра вы находитесь.
То, как эти два фактора дополняют друг друга, чрезвычайно динамично. Что касается характеристик гусеницы, я сведу обе эти теории к двум факторам. Это нагрузка на шины и температура шин. Если вы бегаете в условиях, когда температура шин находится на низком уровне, хорошей стратегией для увеличения сцепления может быть создание большей нагрузки только на одну из шин. В этом сценарии вы, возможно, хотите увеличить нагрузку на внешнюю или внутреннюю часть передней части, и это может помочь улучшить температуру шин и улучшить ощущение сцепления с дорогой. И наоборот, если вы испытываете недостаточную поворачиваемость в день, когда температура передних шин от нормальной до высокой, вы можете обнаружить, что попытка распределить нагрузку на две передние шины создаст ощущение большего сцепления с передней частью. Эта философия, однако, в значительной степени носит качественный характер, и прежде чем вы будете жить или умереть, руководствуясь этими словами, я предлагаю вам провести всестороннее тестирование.
Я утверждаю, что обе теории относительно ширины передней колеи неверны, однако важно помнить о сложности и условности настройки картов. Например, если трасса в данный момент обеспечивает высокий уровень сцепления. В этом случае передача веса может происходить в больших количествах, чем в противоположных условиях пути. В результате может оказаться возможным фактически перегрузить внешнее переднее колесо и недогрузить внутреннее переднее колесо. Тогда может оказаться правдой, что уменьшение переноса веса либо за счет ширины передней колеи, либо другими способами может усилить ощущение переднего сцепления.
Как и всегда в картинге, важно помнить, что настройки почти всегда условны. Более того, в условии-Z изменение ширины колеи-В даст эффект-1. И наоборот, в условии-Y изменение ширины дорожки-В приведет к эффекту-2. Это относится не только к состоянию трассы, но и к той фазе поворота, которую вы пытаетесь выполнить. Таким образом, карты - непостоянные инструменты для настройки.