ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИМЕРКА ОТТЕНКА ВОЛОС
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Окрашивание волос — самый простой способ быстро сменить образ и подчеркнуть индивидуальность. Помимо широкой палитры оттенков, современная колористика предлагает самые разнообразные виды окрашивания, причем год от года техники и схемы становятся все сложнее, а эффекты — ярче и интереснее. И все это с минимальным риском навредить волосам.
МелированиеЭта профессиональная технология окрашивания волос, ставшая классикой, заключается в частичном осветлении прядей для расстановки контрастных нюансов на волосах, что позволяет добавить базовому цвету объема, а образу — яркости. Мелирование отличается тем, что пряди прокрашиваются экспертом по всей длине с отступом от корней на 1 сантиметр.
«Благодаря контрасту более темных и светлых прядей создается визуальный эффект объема и рельефа. Такое окрашивание подходит девушкам с не очень густыми волосами или тем, кому всегда недостаточно объема», — рассказывает Алексей Горбатюк, парикмахер-стилист.
БалаяжЭтот сложный вид окрашивания волос, требующий определенных навыков и опыта, стал популярен в 1970-х годах во Франции. Его название переводится как «смахивать» — и не без причины: мастер кисточкой умело создает элегантную растяжку цвета по всей длине прядей. Балаяж удачно имитирует столь любимый многими эффект выгоревших на солнце прядей. В отличие от мелирования, окраске подвергается вся масса волос, с плавным переходом от более темных корней к светлым кончикам.
«Выглядит балаяж очень контрастно и подходит девушкам, которые хотят создать эффект объема, движения. Идеально для тех, кто предпочитает укладку с локонами, волной или пляжными эффектами на волосах»
, — комментирует стилист-парикмахер.
«Шатуш» в переводе с французского означает «прикосновение», так как создает легкий и очень естественный эффект «поцелованных солнцем» прядей. Отличительная особенность стиля шатуш заключается в том, что перед окрашиванием парикмахер-стилист делает начес прядей. «За основу берется тон близкий к натуральному для придания теплого или холодного выразительного акцента. Разница между основным оттенком и бликом всегда не выше трех ступеней. Большой плюс техники в отсутствии заметного перехода при отращивании», — объясняет Алексей Горбатюк.
КолорированиеКолорирование — это такой же способ окрашивания, как и мелирование, но в данном случае мастер не использует осветляющий состав (порошок, пудру, пасту), а сразу прибегает к красителю. Можно чередовать осветление с несколькими, близкими друг к другу оттенками красок — от двух до бесконечности, что позволяет дать волю художественной фантазии. «Такой способ окрашивания был бы предпочтителен для девушек, которые хотят более яркие, контрастные эффекты: медные, красные, медовые», — говорит эксперт. Например, как у стойкой крем-краски «Экселанс» 6.41 «Элегантный медный».
При создании омбре (фр. «тень») волосы окрашиваются на 1/3 или 1/4 длины с целью создания эффекта контрастных, ярких кончиков. Чаще всего стилисты либо прибегают к ультрарадикальным оттенкам, либо «рисуют» темные кончики на светлой основе. «Это излюбленная техника окрашивания у тинейджеров, так как на летний период можно себе позволить выкрасить концы, но к началу школьного сезона их можно легко состричь. Также этот вид может заинтересовать экспериментаторов и приверженцев цветного яркого окрашивания волос», — объясняет Алексей Горбатюк.
Для самостоятельного окрашивания попробуйте осветлитель для волос «Преферанс» (осветление до 9 тонов, ультра-платиновый блонд).
АэртачОдин из современных методов окрашивания волос, требующий много времени и высокого профессионализма. Трудоемкая техника осуществляется с использованием фена (в переводе с английского — «прикосновение воздухом»). Окрашиванию подвергаются самые длинные прядки, которые мастер «выдувает» из общей массы с помощью напора воздуха.
«Аэртач подходит для девушек, которые не планируют менять тип окрашивания в дальнейшем. Результат выглядит естественно, и такая техника позволяет выбирать при повторной процедуре одни и те же прядки, точно попадая в осветленные зоны», — комментирует мастер.
По аналогии с техникой в макияже контуринг позволяет визуально и скульптурно скорректировать форму лица или тон кожи с помощью цвета волос. При контуринге окрашиванию подвергаются лишь участки, обрамляющие лицо. «Если необходимо „расширить“ или, наоборот, затемнить какую-то часть лица, то пряди выкрашиваются соответственно в более светлый или глубокий тон. Если оттенок кожи бледный или землистый, можно использовать более теплые, розовые, бежевые оттенки для коррекции цвета лица», — объясняет эксперт.
Подойдет оттенок 9.1 («Викинг») стойкой краски «Преферанс».
МажимешРодоначальником мажимеш стала одноименная крем-краска без аммиака «L’Oréal Профессионнель». Эта техника идеальна для создания эффекта солнечных бликов на волосах.
«Во время данного окрашивания можно высветлить пряди на 5–7 тонов, однако необходимо учитывать, что возможно применение только теплых тонов: золотистых, соломенных», — комментирует Алексей Горбатюк, парикмахер-стилист. Подходящий оттенок есть в палитре краски-ухода без аммиака «Кастинг Крем Глосс» — 8331 «Светло-русый золотисто-пепельный».
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИМЕРКА ОТТЕНКА ВОЛОС
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Каждый сезон открывает новые способы окрашивания волос. Список недавних открытий в области колористики возглавляют методы, нацеленные на естественный результат.
Сделайте свою жизнь ярче с помощью стойкой гель-краски «Преферанс. Яркость Цвета», яркий красный 8.624 «Гавана»
Выбирая типы окрашивания волос, стилисты всегда учитывают самые разнообразные нюансы внешности и прически, включая длину волос.
Короткие прически вроде бы не оставляют большого простора для экспериментов с «живописью». Однако сегодня существует достаточно техник, которые подходят для такой длины волос:
Волосы до плеч и чуть ниже обладают достаточным потенциалом для бьюти-экспериментов. В соцсетях не счесть фото, демонстрирующих результаты разных видов и техник окрашивания волос средней длины. Чтобы не запутаться в названиях, перечислим наиболее популярные и эффектные:
Длинные волосы дают больше свободы для экспериментов и повторения даже сложных техник окрашивания с плавной растяжкой цвета: многоуровневый балаяж, мультицветное обмре, классический шатуш сделают доминирующий оттенок более выразительным. Но можно и ограничиться окрашиванием в один тон. Для этих целей подойдет полустойкая краска-уход без аммиака «Кастинг Крем Глосс», 415 «Морозный каштан».
Каков бы ни был исходный цвет волос, новые — пусть и небольшие — нюансы могут добавить яркости или глубины.
Для русых волосВзлетевшие в последнее время, как кажется, на пик моды русые оттенки (натуральные или «приобретенные») можно слегка оживить, добавив светлый контраст локонам вокруг лица (челка, виски) с помощью модной техники контуринга и светло-русого оттенка (8. 13) стойкой крем-краски «Экселанс».
Рассмотрим наиболее комплементарные виды окрашивания темных волос (для брюнеток и шатенок).
Так, фаворит последних сезонов — густой и сверкающий черный, напоминающий покрытое лаком эбеновое дерево. К примеру, 2U «Очень темно-каштановый» — универсальный оттенок стойкой краски без аммиака «Экселанс Крем. Универсальные нюдовые оттенки».
Шатуш деликатно добавит волосам светлых тонов «солнечный» нюанс без жесткого осветления. Более сложная техника мраморного окрашивания также гарантирует натуральный (а значит, и модный) результат за счет песочных, пшеничных, бежевых бликов.
У цветного омбре с бесконечными вариантами цветного окрашивания появились конкуренты. На них стоит обратить внимание тем, кто ищет новые креативные способы самовыражения с помощью краски для волос.
Скрытое окрашиваниеСмелыми оттенками окрашивается только нижний, невидимый ярус волос, так что яркий колор выглядывает «из подполья» при повороте головы или дуновении ветра. Но можно сделать тайное явным, уложив пряди волнами или собрав их в хвост на затылке. Для цветных экспериментов рекомендуем красящее желе Colorista Hair Make Up оттенка фуксия.
Такой способ покраски волос одинаково эффектно смотрится на фото и в жизни, особенно на холодном серебристом или пепельном блонде: внешние пряди окрашиваются вертикальными полосами в разные оттенки неона. В итоге получается футуристический эффект голографических переливов. Эту кропотливую работу лучше доверить профессионалу.
Часто задаваемые вопросы
Ответы эксперта на распространенные вопросы на тему «Виды окрашивания волос».
Различаются и по результату, и по технике выполнения. Балаяж выполняется горизонтальными движениями. «По сути это рисование кистью по волосам с использованием либо краски, либо порошка — чаще всего это осветляющие составы, следом идет тонировка по необходимости. Никаких четких границ быть не должно», — разъясняет Алексей Горбатюк. Цвет плавно растягивается от более темных корней к светлым кончикам. Шатуш ближе к стандартному мелированию, предполагает выборочное вертикальное окрашивание прядей с применением двух-трех оттенков.
Оба метода выполняются открытой техникой (не предполагают применения фольги и других изолирующих материалов) и не затрагивают основания волос.
Если выбирать, то, пожалуй, мажимеш: эта техника не предполагает использования аммиачных составляющих в краске.
Существует несколько видов мелирования: на открытом воздухе, когда прядки подвергаются окраске на специальном планшете и после нанесения красителя остаются в таком состоянии, и закрытым способом — когда волосы окрашиваются и заворачиваются фольгой. Еще есть старинный метод, который редко где можно встретить сейчас, когда на голову надевается шапочка и через заранее созданные отверстия крючком вытягиваются пряди, которые в дальнейшем осветляют.
Оттенок волос может радикальным образом изменить ваш внешний вид, причём независимо от выбранной колористом техники окрашивания. Именно по этой причине для столь серьёзного изменения стиля стоит подготовиться заранее. Ниже описаны все основные техники окрашивания.
Придумать, какие цвета сочетать для вашей новой причёски можно самостоятельно, перебрав несколько уже известных вариантов. Однако ещё больше вариантов находят в социальных сетях, ведь именно там модницы и модники делятся со своими друзьями и подписчиками новостями из своей жизни. В любом случае быть в тренде и знать о последних веяниях моды никогда не помешает. Полистав странички с последними постами Инстаграма, вы получаете возможность наткнуться на оригинальный стиль окрашивания.
Сейчас самыми модными техниками окрашивания являются всевозможные естественные виды мелирования, контрастные окрашивания. Они добавляют волосам видимого объёма и создают многогранную разноцветную палитру на локонах.
Несмотря на то, что техника балаяж-мелирования сейчас только осваивается модницами, она была популярна ещё в восьмидесятых годах. Особенность этого вида окрашивания: подбор цветовых переливов осуществляется индивидуально для каждого клиента с учётом длины волос, овала лица, формы стрижки, а также тона кожи. Интересно, что мастер-колорист наносит краску либо осветлитель в данном случае с помощью кисти свободным методом, то есть так, как он считает нужным. В результате корни остаются натуральными, а на остальной части волос играют тёмные и светлые блики.
Неоспоримым «плюсом» этого окрашивания является натуральность цвета корней, так как при отрастании разницы не видно. При этом можно добавить и смешать оттенки в любое время, сделав внешне волосы ещё более густыми.
Шатуш – это техника окрашивания, которая производится с помощью начёсывания локонов. Внешне она очень похожа на предыдущий вариант. Особенностью является неравномерное нанесение краски, что создаёт эффект естественного цвета с мягкими, деликатными переходами. Начёсывание позволяет переходить от балаяжа к шатушу, а также помогает избегать «полосатого» эффекта.
Вывод: если вы хотите натуральный эффект слегка выгорающих на солнце волос с естественным цветом корней, выбирайте шатуш.
Техника омбре-мелирования отличается резким и ярким переходом от тёмного цвета у корней к светлому на кончиках волос. Специалисты также называют этот вид окрашивания «растяжкой цвета» или градиентом. Эффектнее всего омбре выглядит на шевелюре из длинных волос, хотя средней длины локоны также подвергают такой покраске. Вариантов перехода масса: не обязательно делать чёрно-белые оттенки, можно поэкспериментировать, выбрав светло-розовый и мятный оттенки.
Если радикальное осветление пока ещё пугает вас, мраморное окрашивание подойдёт, так как второстепенный оттенок (в отличие от главного) наносят всего лишь в нескольких местах. Главное – выбрать оба оттенка краски из одной цветовой палитры. В итоге получается как бы разложение одного цвета на несколько оттенков. Выгоднее всего мраморное окрашивание выглядит на не очень светлых или тёмных волосах, хотя жгучие брюнетки и светлые блондинки тоже могут удачно осуществить эксперимент «мраморной покраски» при обращении к специалистам Naturel Studio. Они выполнят деликатный рисунок, без видимых переходов, как это бывает при обыкновенном мелировании.
Разброс оттенков и цветов красок для волос поражает воображение, но как подобрать самые модные и подходящие именно вам оттенки? Конечно, наиболее смелые в самовыражении красавицы выбирают яркие, кричащие цвета краски.
По прежнему в этом году актуальны стальные, металлические нотки на локонах, ведь они выглядят строго и выгодно оттеняют, обрамляют лицо. Проще всего приобрести желаемый светлый холодный оттенок блондинкам и девушкам, имеющим от природы нетёмный тон волос: в таком случае травмироваться и высушиваться волосы будут минимально. Однако брюнетки также могут осуществить полное изменение цвета у профессионального колориста.
Так называемые тёплые оттенки являются наиболее естественными, в отличие от вышеописанных холодных металлических цветов. Именно по указанной причине у естественного «тёплого» окрашивания очень много поклонников. Удачно подобранный цвет сможет выгодно оттенить волосы изначально рыжих, светловолосых или тёмноволосых дам.
На окрашивании «тигровый глаз» стоит остановиться более подробно. Название этого способа создания стиля происходит от природного минерала, имеющего золотистый оттенок и коричневатые полосочки. Чаще всего такое окрашивание делают темноволосые девушки, но на светловолосых «тигровый глаз» также будет отлично смотреться. При этом одинаково привлекательно будут переливаться оттенками после покраски вьющиеся, прямые, короткие, длинные локоны.
Так как данный вид парикмахерского преображения не выходит в своей цветовой гамме за пределы естественных оттенков, он будет естественно смотреться, значит, останется модным ещё долгое время. Обновление (подкрашивание) для такого варианта покраски нужно производить не чаще одного раза в два месяца, поэтому «тигровый глаз» является щадящим методом изменения внешности, не приносящим большого вреда волосам и их структуре.
Потрясающий эффект можно получить, применив популярное и очень презентабельное радужное окрашивание. Оно характеризуется смелыми, хотя вместе с тем плавными, интригующими переходами от одного интересного цвета к другому. Используются розовые, зелёные, синеватые и другие смелые оттенки. При отсутствии возможности сделать полноцветную радугу на волосах (например, при наличии строгих правил по дресс-коду на работе) можно сделать так называемое скрытое радужное мелирование, которое становится видно только при определённом расположении пробора. Ещё одним вариантом окрашивания в описываемом стиле является частичная покраска радужных прядей возле лица для более чёткого обрамления причёски.
Сейчас модно окрашивать волосы во все цвета радуги одновременно, поэтому не бойтесь создать столь смелый, но запоминающийся образ. Комбинировать и придумывать подходящий набор оттенков – это работа профессионального колориста нашей студии. При этом стоит помнить, что сделать радужное мелирование может любая девушка, но светловолосым проще придать все нужные оттенки. Темноволосые также могут украсить себя «радугой», просто на данную процедуру скорее всего уйдёт немного больше времени, чем на создание такого же лука для блондинки или русоволосой, так как профессиональные красящие составы проявятся в полную силу именно на природных светлых локонах.
Окрашивание не обязательно должно иметь яркие оттенки. Для тех, кто любит более умеренные цвета на своих локонах подойдёт пастельное окрашивание. Оно характеризуется приглушёнными, неяркими тонами, которые могут в разном порядке чередоваться на ваших кудрях. Лучше всего сделать плавный переход от корней к кончикам. В таком случае постоянно корректировать причёску не придётся, так как палитра цветов и так будет играть разноцветными мягкими бликами на волосах. При этом цвета и оттенки на основной массе волос можно менять на своё усмотрение, тем более, что пастельные оттенки (в отличие от «кричащих» тонов) будут вымываться быстрее. На пике популярности находятся окрашивания в виде градиента, начинающегося у корней с яркого тёмно-фиолетового цвета, заканчивающегося у кончиков волос на нежно-розовом оттенке.
Вместе с явно искусственными цветами и радуги на волосах не менее модным считается покраска шевелюры в такие естественные тона, что разницу между клиенткой салона красоты и девушкой с естественно выгоревшими на солнце волосами заметить невозможно.
Если вам по душе натуральный цвет волос или надоели эксперименты с цветом шевелюры, обратитесь к опытному колористу для придания второй жизни оттенку локонов. Мастер подберёт несколько оттенков, максимально приближённых к вашему натуральному собственному цвету и буквально нарисует блики, игру света на локонах и отдельных прядках. Такая работа является максимально творческой и поэтому единой схемы для выполнения естественного окрашивания нет.
Брондирование является одновременно экономным способом окрашивания в более светлые оттенки, то есть осветления волос, а также данный метод считается относительно новым и модным вариантом изменения повседневного лука. В результате после бронда корни остаются тёмными, а остальная масса волос немного осветляется. Получается, что омбре очень сходно с брондированием, но всё же отличия имеются: наиболее светлый оттенок при омбре-мелировании отличается всего на пару тонов от самого тёмного в причёске, чего нельзя сказать про омбре.
Светловолосые девушки тоже могут сделать себе бронд. Это возможно только в том случае, если цвет волос натуральный. В случае искусственного осветления брондирование может иметь совершенно неожиданные результаты. Прекрасно указанный вид мелирования выглядит на пшеничного цвета локонах, а также на русых волосах.
По большому счёту вы можете выбирать практически любой цвет для изменения образа, особенно при обращении к опытному колористу. Однако лучше придерживаться определённых правил при выборе оттенка.
В первую очередь девушки с тёмным цветом волос должны рассмотреть вариант покраски, называемый «тигровым глазом». Это выглядит интересно и совершенно нескучно, ведь теперь в причёске всегда будут «играть» янтарные переливы. При выборе «глаза» для окрашивания не придётся слишком сильно осветлять волосы. Такие особенные виды мелирования, как шатуш, балаяж или омбре также подойдут тёмноволосым. При этом помните:
Брондирование также подойдёт тем, кто не решился окрашиваться в радикальный блонд, но изменить что-то в оттенке волос хочет. Ещё вариант: горизонтальная растяжка цвета.
Девушки со светлыми волосами могут рассмотреть вариант мраморного окрашивания. Оно будет прекрасно выглядеть, особенно при регулярном поддержании цвета специальным оттеночным шампунем (избавляет от нежелательной желтизны). Эффект выгоревших волос создаётся для блондинок с помощью шатуш-мелирования. Использование современного метода окрашивания, называемого бондингом, обеспечит безопасность локонов. Омбре – ещё один яркий способ для блондинок обновить и улучшить свой образ.
Щадящее осветление в виде шатуш-мелирования рекомендуется специалистами для девушек и женщин, имеющих русый цвет волос. Такой вариант покраски будет отлично выглядеть за счёт миксования различных оттенков на локонах. Мраморное окрашивание также подходит, но очень внимательно стоит выбирать основной, то есть базовый цвет. Важно понять, какой оттенок подходит больше: холодный или тёплый.
Для русоволосых с целью придания максимальной натуральности шевелюре и её цвету предпочтительней в большинстве случаев всё-таки тёплый тон, если ваш русый не является холоднооттеночным. То же правило надо соблюдать при частичном окрашивании для того, чтобы все цвета правдоподобно выглядели при распущенных волосах. При выборе холодных оттенков, если ваш натуральный является тёплым, придётся чаще окрашивать отрастающие корни.
Поскольку микробная цитоплазма обычно прозрачна, необходимо окрасить микроорганизмы, прежде чем их можно будет увидеть в световом микроскопе. В некоторых случаях окрашивание не требуется, например, когда микроорганизмы очень большие или когда необходимо изучить подвижность, и каплю микроорганизмов можно поместить прямо на предметное стекло и наблюдать. Такой препарат называется влажным креплением . Влажный препарат также можно приготовить, поместив каплю культуры на покровное стекло (стеклянную крышку для предметного стекла), а затем перевернув ее на выдолбленное предметное стекло. Эта процедура называется висячая капля.
При подготовке к окрашиванию небольшой образец микроорганизмов помещают на предметное стекло и дают ему высохнуть на воздухе. Мазок фиксируют нагреванием, быстро пропуская его над пламенем. Термофиксация убивает микроорганизмы, заставляет их прилипать к предметному стеклу и позволяет им принять краситель.
Простые техники окрашивания. Окрашивание можно проводить основными красителями, такими как кристаллический фиолетовый или метиленовый синий, положительно заряженными красителями, которые притягиваются к отрицательно заряженным материалам микробной цитоплазмы. Такая процедура простая процедура окрашивания. В качестве альтернативы можно использовать такие красители, как нигрозин или конго красный, кислые отрицательно заряженные красители. Они отталкиваются отрицательно заряженной цитоплазмой и собираются вокруг клеток, оставляя клетки чистыми и неокрашенными. Этот метод называется методом негативного окрашивания .
Методы дифференциального окрашивания. Метод дифференциального окрашивания различает два вида микроорганизмов. Примером может служить метод окрашивания по Граму. Этот дифференциальный метод разделяет бактерии на две группы: грамположительные бактерии и грамотрицательные бактерии. Сначала наносится кристаллический фиолетовый, а затем йодная протрава, которая фиксирует пятно (рис. ). Затем предметное стекло промывают спиртом, и грамположительные бактерии сохраняют окрашивание кристаллическим фиолетовым йодом; однако грамотрицательные бактерии теряют окраску. Затем грамотрицательные бактерии окрашивают красителем сафранином, который используется в качестве контрастного красителя. Эти бактерии кажутся красными под масляной иммерсионной линзой, в то время как грамположительные бактерии кажутся синими или пурпурными, отражая кристаллический фиолетовый цвет, оставшийся во время этапа промывки.
Еще один дифференциальный метод окраски — кислотостойкий метод . Этот метод позволяет дифференцировать виды Mycobacterium от других бактерий. Тепло или липидный растворитель используются для переноса первого красителя, карбофуксина, в клетки. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Виды Mycobacterium устойчивы к воздействию кислоты и спирта и сохраняют окраску карбофуксином (ярко-красный цвет). Другие бактерии теряют окраску и приобретают последующее окрашивание метиленовым синим (синим). Таким образом, кислотоустойчивые бактерии кажутся ярко-красными, тогда как некислотоустойчивые бактерии кажутся синими при наблюдении под масляной иммерсионной микроскопией.
Другие методы окрашивания направлены на выявление различных важных бактериальных структур. Например, специальный метод окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами для увеличения их ширины. Затем можно наблюдать окрашенные таким образом жгутики.
Для исследования спор бактерий используется специальный метод окраски. Малахитовый зеленый используется при нагревании, чтобы заставить краситель проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем используется контрастное окрашивание сафранин, чтобы придать цвет неспорообразующим бактериям. В конце процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки — в красный.
Процедура окрашивания по Граму, используемая для дифференциации бактерий на две группы .
Еще один дифференциальный метод окраски — кислотостойкий метод . Этот метод позволяет отличить виды Mycobacterium от других бактерий. Тепло или липидный растворитель используются для переноса первого красителя, карбофуксина, в клетки. Затем клетки промывают разбавленным кислотно-спиртовым раствором. Виды Mycobacterium устойчивы к действию кислоты и спирта и сохраняют окраску карбофуксином (ярко-красный). Другие бактерии теряют окраску и приобретают последующее окрашивание метиленовым синим (синим). Таким образом, кислотоустойчивые бактерии кажутся ярко-красными, тогда как некислотоустойчивые бактерии кажутся синими при наблюдении под масляной иммерсионной микроскопией.
Другие методы окрашивания направлены на выявление различных важных бактериальных структур. Например, специальный метод окрашивания выделяет жгутиков бактерий, покрывая жгутики красителями или металлами для увеличения их ширины. Затем можно наблюдать окрашенные таким образом жгутики.
Для исследования спор бактерий используется специальный метод окрашивания. Малахитовый зеленый используется при нагревании, чтобы заставить краситель проникнуть в клетки и придать им цвет. Затем используется контрастное окрашивание сафранин, чтобы придать цвет неспорообразующим бактериям. В конце процедуры споры окрашиваются в зеленый цвет, а другие клетки — в красный.
Цели обучения
Большинство типов клеток не имеют большого количества естественного пигмента, и поэтому их трудно увидеть под световым микроскопом, если они не окрашены. Несколько типов красителей используются, чтобы сделать бактериальные клетки более заметными. Кроме того, можно использовать специальные методы окрашивания для определения биохимических или структурных свойств клеток, таких как тип клеточной стенки и наличие или отсутствие эндоспор. Этот тип информации может помочь ученым идентифицировать и классифицировать микроорганизмы и может использоваться поставщиками медицинских услуг для диагностики причины бактериальной инфекции.
Одним из типов процедуры окрашивания, которую можно использовать, является простая окраска , при которой используется только одна окраска, и все типы бактерий проявляются цветом этой окраски при просмотре под микроскоп. Некоторые красители, обычно используемые для простого окрашивания, включают кристаллический фиолетовый, сафранин и метиленовый синий. Простые окраски можно использовать для определения морфологии и расположения видов бактерий, но они не дают никакой дополнительной информации. Живые бактерии почти бесцветны и не создают достаточного контраста с водой, в которой они взвешены, чтобы быть хорошо видимыми. Целью окрашивания является увеличение контраста между организмами и фоном, чтобы их было легче увидеть в световой микроскоп. При простом окрашивании бактериальный мазок окрашивается раствором одного красителя, который окрашивает все клетки в один цвет без дифференциации типов или структур клеток. В нашей лаборатории используется единственный краситель – метиленовый синий, основной краситель. Основные красители, имеющие положительный заряд, прочно связываются с отрицательно заряженными компонентами клеток, такими как бактериальные нуклеиновые кислоты и клеточные стенки.
Изображение 1: Вид под микроскопом бактерий в форме бацилл (палочков), окрашенных кристаллическим фиолетовым. Изолировано и изображено Мунтасиром Аламом, Университет Дакки, факультет микробиологии, в 2007 г.
Смотреть видео 1: Как нанести простой краситель на бактериальную культуру от NC BioNetwork (4:05) URL: https://youtu.be/8ODeT9DLHKI
Ученые часто выбирают дифференциальную окраску , поскольку это позволяет им собрать дополнительную информацию о бактериях, с которыми они работают. Дифференциальные красители используют более одного красителя, и клетки будут иметь различный внешний вид в зависимости от их химических или структурных свойств. Некоторыми примерами дифференциального окрашивания являются окрашивание по Граму, кислотоустойчивое окрашивание и окрашивание эндоспор. Вы узнаете, как подготовить бактериальные клетки к окрашиванию, и узнаете о методе окрашивания по Граму.
Эта широко используемая процедура окрашивания была впервые разработана датским бактериологом Гансом Кристианом Грамом в 1882 г. (опубликовано в 1884 г.) при работе с образцами тканей легких пациентов, умерших от пневмонии. С тех пор процедура окрашивания по Граму повсеместно используется микробиологами для получения важной информации о видах бактерий, с которыми они работают. Знание реакции Грама клинического изолята может помочь медицинскому работнику поставить диагноз и выбрать подходящий антибиотик для лечения.
Результаты окрашивания по Граму отражают различия в составе клеточной стенки. Грамположительные клетки имеют толстые слои пептидогликана (углевода) в клеточных стенках; грамотрицательных бактерий очень мало. Грамположительные бактерии также содержат тейхоевые кислоты, а грамотрицательные – нет. Грамотрицательные клетки имеют наружную мембрану, напоминающую фосфолипидный бислой клеточной мембраны. Наружная мембрана содержит липополисахариды (ЛПС), которые высвобождаются в виде эндотоксины при гибели грамотрицательных клеток. Это может беспокоить человека с инфекцией, вызванной грамотрицательным микроорганизмом.
Изображение 2: Микроскопическое изображение окраски по Граму смешанных грамположительных кокков ( Staphylococcus aureus ATCC 25923, фиолетовый) и грамотрицательных бацилл ( Escherichia coli 75 ATCC 1). Увеличение: 1000. Изображение Y Тамбе. https://commons.wikimedia.org/wiki/F...m_stain_01.jpg
На рисунке 1 ниже показаны основные различия между грамположительными и грамотрицательными клеточными стенками. Различия в составе клеточной стенки отражаются в том, как клетки реагируют на красители, используемые в процедуре окрашивания по Граму.
Окрашивание по Граму лучше всего проводить на свежих культурах — более старые клетки могут иметь поврежденные клеточные стенки и не давать правильной реакции по Граму. Некоторые виды известны как Грамм-переменная , поэтому на предметном стекле могут быть видны как грамположительные, так и грамотрицательные реакции.
Неправильная техника окрашивания может привести к неточным результатам. Одним из наиболее важных этапов окрашивания по Граму является этап обесцвечивания (использование спирта/ацетона). Если обесцвечиватель не оставлять на достаточно долгое время, он не сможет различать грамположительные и грамотрицательные бактерии. На этом этапе используется обесцвечиватель, изготовленный из смеси спирта и ацетона. Его функция у грамотрицательных бактерий заключается в удалении внешней клеточной мембраны и тонкого слоя пептидогликана. Клеточная мембрана в основном состоит из липидов и чувствительна к спиртам. При растворении этих слоев комплекс кристаллический фиолетовый-йод также удаляется, и, таким образом, грамотрицательные бактерии теперь могут поглощать вторичный краситель, сафранин, который используется на последнем этапе окрашивания по Граму, окрашивая их в розовато-красный цвет и дифференцируя между ними и грамположительными, которые благодаря своему толстому пептидогликановому слою сохранили первичную окраску, кристаллический фиолетовый, и выглядят пурпурно-синими. С другой стороны, если вы используете слишком много обесцвечивателя, он может обесцветить образец на предметном стекле, что приведет к потере комплекса кристаллический фиолетовый (основной краситель) с йодом. Стадия обесцвечивания чувствительна из-за структуры клеточной стенки. Даже грамположительные бактерии с их толстыми клеточными стенками могут чрезмерно обесцвечиваться, что приводит к потере пептидогликанового слоя и комплекса кристаллический фиолетовый-йод. Когда на последнем этапе используется вторичный краситель, сафранин, грамположительные бактерии подхватывают это окрашивание и становятся красновато-розовыми, а не пурпурно-синими. Посмотрите видео 2 для примера этого.
Еще одной распространенной ошибкой является подготовка бактериального мазка, который является первым этапом любой процедуры окрашивания. Это включает в себя нанесение тонкой пленки бактерий на предметное стекло микроскопа и последующую термофиксацию с помощью бунзеновской горелки, баксинизатора или нагревателя предметного стекла. Основная цель этого шага - прикрепить бактериальные клетки к предметному стеклу микроскопа (это также денатурирует белки и убивает их). Если вы забудете сделать этот шаг, клетки будут «смываться» на всех последующих этапах процесса окрашивания. У вас буквально не будет клеток на предметном стекле для окрашивания!
Хотя подавляющее большинство бактерий либо грамположительны, либо грамотрицательны, важно помнить, что не все бактерии можно окрасить с помощью этой процедуры (например, микоплазмы, не имеющие клеточной стенки, плохо окрашиваются по Граму). .
Рисунок 1: Грамположительные и грамотрицательные клеточные стенкиСмотреть видео 2 : Анимация окрашивания по Граму с описанием каждого шага и интерпретацией того, что происходит на каждом шаге на
Доктор Г. Бхану Пракаш Медицинские анимированные видеоролики. (3:37) URL https://youtu.be/AZS2wb7pMo4
Смотреть видео 2. Процедура окрашивания по Граму , снято в микробиологических лабораториях штата Северная Каролина. (5:58). URL: https://youtu.be/H-fxk1be1hQ
Существует множество процедур окрашивания, используемых для выявления конкретных внешних или внутренних структур, которые не обнаруживаются у всех видов бактерий, например окрашивание капсулы. и пятно на жгутиках. Изображения и другие примеры специализированных пятен см. ниже и в следующем разделе 4.2 специализированных методов окрашивания бактерий.
Некоторые бактерии выделяют богатую полисахаридами структуру за пределами клеточной стенки, называемую гликокаликсом. Если гликокаликс тонкий и слабо прикреплен, его называют слоем слизи ; если он толстый и плотно связан с клеткой, его называют капсулой . Гликокаликс может защищать клетку от высыхания и позволяет клетке прилипать к поверхностям, таким как ткани в организме. Они также могут обеспечивать защиту клеток от обнаружения и фагоцитоза иммунными клетками и способствовать образованию биопленки: таким образом, гликокаликс может действовать как фактор вирулентности; (способствует способности организма вызывать заболевание).
Капсулы можно обнаружить с помощью процедуры отрицательного окрашивания , при которой фон (препарат) и бактерии окрашиваются, но капсула не окрашивается. Капсула выглядит как четкая неокрашенная зона вокруг бактериальной клетки. Поскольку капсулы разрушаются при нагревании, процедура окрашивания капсул проводится без термофиксации бактерий.
Жгутики (длинные хлыстообразные структуры, используемые для подвижности бактерий) и некоторые бактерии (например, spirochetes ) слишком тонкие, чтобы их можно было наблюдать при обычных процедурах окрашивания.