Каталог
  

Виноград по татарски


Ноа (Noah) - сорт винограда

  • США
  • средний
  • технический
  • сильнорослый
  • обоеполый
  • белая
  • мелкая
  • округлая
  • -27-30°С
  • к/у
  • лабрусковый

(Хартфорд (Изабелла x Витис лабруска) x Тэйлор) по другим данным (Тэйлор x Витис лабруска), по третьим - самоопыление сорта Тэйлор
[США]
Синонимы: Фрага албэ, Бело Отело, Чарват, Татарский рислинг, Нока, Ноэ, Нова
Ноа (Noah), гибридный сорт винограда среднего периода созревания, генетическая формула: 50% vitis riparia, 50% vitis labrusca. Кусты сильнорослые. Листья крупные, округлые, слаборассеченные, трехлопастные или цельные, снизу покрыты густым паутинистым опушением. Черешковая выемка открытая, сводчатая. Цветок обоеполый. Грозди средние, цилиндроконические, обычно с одним крылом, среднеплотные. Ягоды мелкие, округлые, светло-зеленые со слабым желтоватым оттенком. Кожица тонкая. Мякоть слизистая, с изабельным привкусом. Вызревание побегов хорошее. Урожайность 55-60 ц/га. Устойчивость к филлоксере, милдью и морозу хорошая. В прошлом сорт винограда Ноа использовался в виноделии, может также использоваться как подвой.

  • виноград сорта Ноа, Источник: Doris Schneider, Ursula Brühl, Julius Kühn-Institut (JKI) Bundesforschungsinstitut für Kulturpflanzen Institut für Rebenzüchtung Geilweilerhof - 76833 Siebeldingen - GERMANY

  • Гроздь сорта винограда Ноа, Источник: Doris Schneider, Ursula Brühl, Julius Kühn-Institut (JKI) Bundesforschungsinstitut für Kulturpflanzen Institut für Rebenzüchtung Geilweilerhof - 76833 Siebeldingen - GERMANY

  • лист сорта винограда Ноа, Источник: Doris Schneider, Ursula Brühl, Julius Kühn-Institut (JKI) Bundesforschungsinstitut für Kulturpflanzen Institut für Rebenzüchtung Geilweilerhof - 76833 Siebeldingen - GERMANY

  • верхушка побега (коронка) сорта винограда Ноа, Источник: Doris Schneider, Ursula Brühl, Julius Kühn-Institut (JKI) Bundesforschungsinstitut für Kulturpflanzen Institut für Rebenzüchtung Geilweilerhof - 76833 Siebeldingen - GERMANY

  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Сорта
  • Винные
  • Ноа

Похожие сорта винограда

  • Ломанто
  • Бако блан
  • Коро нуар
  • Бронз
  • Эльвира

Сорта по алфавиту: А | Б | В | Г | Д,Е,Ж | З,И | К | Л | М | Н,О | П | Р | С | Т | У,Ф | Х,Ц | Ч | Ш | Э,Ю,Я | Цифры | A-Z | Поиск по сортам

Поиск и метки, Контакты, Форум-виноград, Товары по виноградарству.

© Перепечатка и цитирование - только с активной гиперссылкой на сайт о винограде (2004-2023), в бумажных изданиях - только после согласования.

Татарское влияние на жизнь русского народа.

Часть 9 — Реальное время

Общество

07:00, 22.03.2019 Сюжет: «Влияние татар на жизнь русского народа»

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 9

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

1. Торговля. Ввоз товаров с Востока. Восточная торговая терминология. Восточные названия металлов, минералов и растений. Пути и время проникновения в Россию культурных растений с Востока

Соловьев в своей «Истории России» говорит, что после утверждения своего господства над Русью ханы и баскаки для собственной выгоды стали благоприятствовать развитию торговли. В Орде можно было все купить, а новгородцы получили от хана грамоту, обеспечивающую их торговлю. Главными торговцами в русских княжествах были ордынцы — татары, бесермене (мусульмане вообще), армяне и сурожане (иноземцы-купцы, привозившие свои товары через Сурожское и Азовское море; Сурож — Судак в Крыму). Главным торговым путем была Волга, по которой плавали разнообразные купеческие суда восточных людей: «и кербаты, и навозки, и лодки, и учаны, и струги».

Наиболее благоприятным временем для восточной торговли было время от Калиты (1322—1341) до Дмитрия Донского (1359—1389), когда низовья Волги и Дона и все русские княжества были объединены Золотой Ордой, в состав которой они входили и которая в это время еще сохраняла свою цельность.

От времени Василия III (1505—1533) мы имеем довольно подробный перечень товаров, привозимых в Московское государство с Востока. Это были: серебро в слитках, шелк, шелковые ткани, парча, драгоценные камни, жемчуг, перец, шафран; чагатайские купцы доставляли, кроме шелковых тканей, еще лошадей и свалянные из шерсти белые материи, идущие на епанчи. Через 100 лет с небольшим торговля с Востоком значительно расширилась.

После утверждения своего господства над Русью ханы и баскаки для собственной выгоды стали благоприятствовать развитию торговли. Илл. veralline.com

При переговорах с Гольштинской компанией в 1634 году о транзитной торговле через русские земли с Персией Московское правительство оговаривало для русских купцов право закупки в Персии следующих товаров, пользующихся наибольшим спросом в Московском государстве: «всякий крашеный шелк, всяких цветов бархаты, атласы и камки персидские золотые и шелковые дороги всякие, кутни всяких цветов, зендени, кинджи (?), сафьяны, краска крутик и мягкая, миткали, кисели, вязи, кумачи, всякие выбойки, бумага хлопчатая, кушаки всякие, ревень и коренье чепучинное, пшено сорочинское, нашивки, пояски шелковые, сабли, полосы, ножи, тулунбасы, луки ядринские и мешецкие, наручи и доспехи, всякие ковры, попоны, шатры и палатки, миткалинные и бязинные (?) полсти, орешки чернильные, ладан и москательные всякие товары, и селитра...»

От этого же приблизительно времени (1637—1650) до нас дошли подробные сведения о товарах, привозимых из Средней Азии в Сибирь через Тарскую и Тобольскую таможни. Это были наиболее дешевые среднеазиатские ткани (зендени, выбойки, бязь, пестряди, мели), затем одежда (кафтаны, кушаки), некоторые сорта мехов и кожи (красные лисицы, корсаки, мерлушки), наконец, хлопчатая бумага и ревень. Таковы же были, несомненно, и товары, ввозимые из Средней Азии в Московское государство через Казань и Астрахань. В общем, торговые обороты со Средней Азией в XVII столетии составляли 1/5 московской торговли с Западом через Архангельский порт и только немногим уступали нашей торговле с Персией.

Восточная торговля обогатила русский язык и соответствующими терминами, заимствованными у татар или у других восточных народов, особенно у персов. Это — базар, бакалея, барыш, барышник, лабаз, магарыч, товар и названия мер длины и веса. Восточного же происхождения в русском языке и многие названия драгоценных камней, различных полезных ископаемых (в том числе и металлов) и многих растений, имевших оборот в восточной торговле.

Названия драгоценных камней восточного происхождения будут приведены ниже, при описании одежды, обуви и украшений. Здесь помещаем лишь перечень металлов и минералов, с которыми русские познакомились во время своих сношений с восточными странами, а также названия растений восточного происхождения и их плодов, и восточные термины, связанные с растениеводством.

Торговые обороты со Средней Азией в XVII столетии составляли 1/5 московской торговли с Западом через Архангельский порт и только немногим уступали нашей торговле с Персией. Илл. idenga.ru

I. Металлы и минералы: 1. Булат (перс.) — сталь, 2. Жесть (монг.), 3. Карандаш (тюрк.), 4. Мазут (перс.-ар.), 5. Наждак (тюрк.), 6. Нашатырь (перс.- ар.), 7. Нефть (перс.), 8. Сурьма (перс.) — антимоний, 9. Тальк (перс.-ар.), 10. Харалуг (тюрк.) — черное, вороненое железо, цветистая сталь.

II. Растения и растениеводство: 1. Айва (тур.), 2. Алыча (перс.) — род сливы, 3. Арбуз (перс.), 4. Бахча (перс.), 5. Баштан (перс.), 6. Вишня (тур.), 7. Изюм (тур.), 8. Имбирь (перс.-ар.), 9. Инжир (перс.) — винная ягода, 10. Кавун (тур.) — украинское название арбуза, 11. Камыш (тюрк.), 12. Карагач (тюрк.) — особая порода вяза, 13. Кизиль (тюрк.) — кустарник со съедобными красными ягодами, 14. Кишмиш (перс.) — особый сорт сушеного винограда, 15. Кукуруза (тур.), 16. Кунжут (перс.) — масличное растение, сезам. 17. Курага (узбек.) — сушеные абрикосы без косточек, 18. Лимон (перс.), 19. Мушмула (тур.) — южный кустарник со сладкими мучнистыми грушевидными плодами, 20. Ревень (перс.) — травянистое лекарственное растение, 21. Сабур (тюрк.) — алое, 22. Саксаул (тюрк.) — дерево из семейства маревых, 23. Самшит (перс.) — кавказская пальма, 24. Сандал (перс.-тат.) — дерево с ароматной, богатой эфирными маслами древесиной, 25. Сандорак (перс.) — ароматная смола, добываемая из африканского хвойного растения, 26. Табак (перс.), 27. Тал (тюрк.) — тальник, 28. Тут (перс.-ар.) — тутовое дерево, 29. Тютюн (тат.) — украинское название табака, 30. Урюк (тур.) — сушеные абрикосы с косточками, 31. Хна и хенна (перс.) — красноватая краска, добываемая из листьев дерева Lausonia inermis L. , которой на Востоке красят волосы и оконечности пальцев, 32. Хурма (перс.) — южное дерево из семейства эбеновых, плоды которого употребляются в пищевой промышленности, 33. Чиляга (перс.) — ранний сорт среднеазиатского винограда, 34. Чинар (перс.) — платан, 35. Шала (перс.) — неочищенный рис, 36. Шафран (перс.-ар.) — растение «крокус», 37. Шептала (перс.) — сушеные абрикосы или персики с косточкой.

О времени и путях проникновения в Россию культурных растений непосредственно с Востока мы имеем следующие сведения, основанные на исторических и филологических данных:

1. Арбуз — Citrullus vulgaris Schard, родом из Африки по мнению Умикова, был завезен татарами из Средней Азии в Астрахань, откуда он потом распространился по России. О завозе его к нам с Востока говорит и его название: харбуза на персидском языке означает дыню, а у нас сделалось названием арбуза. Карпуз по-турецки значит арбуз, в переносном смысле круглый предмет, шар. Донские казаки турецкое название карпуз усвоили себе в звучании «гарбуз». Вероятно, от этого турецкого слова произошло и русское «карапуз» — шутливо-ласковое название малолетнего ребенка или толстого малорослого человека.

Мы имеем исторические сведения о неоднократных закупках в Астрахани в шестидесятых годах XVII столетия при царе Алексее Михайловиче семян различных огородных растений, в том числе и арбузных разных сортов. И уже в 1675 году секретарь Австрийского посольства Адольф Лизек отмечал, что в Москве (вероятно, в Московском государстве) арбузов и дынь родится множество отменной доброты и необыкновенной величины.

Когда в XVII столетии царь Алексей Михайлович, увлекшись садоводством, сделал попытку развести виноград в своих подмосковных садах, то он почти одновременно (в 1665 и 1666 годах) выписал виноградные кусты из Астрахани и из Киева. Илл. wikipedia.org

Золотницкий указывает, что первые арбузы в России были посеяны по указу 11 ноября 1660 года в Чугуеве (на Донце), причем предписывалось, чтобы, когда они поспеют, высылать их оттуда в Москву. Из Чугуева они распространились уже по всему югу.

Более осторожно, чем Умиков, высказывается относительно путей проникновения арбуза в Россию Танфильев: «В Россию арбуз проник, вероятно, через Персию или Турцию».

2. Виноград — Vites vinitera L. — дико растет в Закавказье. Уже в начале III тысячелетия до нашей эры он разводился в Египте, а во II тысячелетии проник в Грецию, а оттуда в Италию. Греки распространили культуру винограда в своих колониях по берегу Черного моря. Так, уже в IV и V столетиях нашей эры готы на Таврическом полуострове занимались земледелием и виноградарством. Несомненно, что отсюда виноград проник и в Киевскую Русь. Когда в XVII столетии царь Алексей Михайлович, увлекшись садоводством, сделал попытку развести виноград в своих подмосковных садах, то он почти одновременно (в 1665 и 1666 годах) выписал виноградные кусты из Астрахани и из Киева. Из Киева вместе с виноградными кустами и другими южными плодовыми деревьями прибыл и виноградный садовник, старец Межигорского монастыря Филарет, который в 1670 году был отпущен на родину и заменен старцами Лубенского Мгарского монастыря Геннадием и Анофрием. Эти вызовы садовников из южнорусских монастырей показывают, что в Южной Руси к XVII столетию садоводство и виноградарство получило уже широкое развитие.

В более широких размерах привозилась виноградная лоза из Астрахани. Так, в 1665 году астраханец Василий Микитин привез государю первые виноградные кусты, а в 1666 году было поручено садовнику Лариону Льгову приобрести в Астрахани для московских царских садов 2 000 виноградных черенков. Однако попытки развести виноград под Москвой в открытом грунте при Алексее Михайловиче дали небольшие результаты: в 1674 году в царских садах было на учете всего 14 кустов винограда, а после его смерти в его виноградном саду осталось только 9 кустов.

Более результатов дали заботы царя о развитии виноградарства и виноделия в Астрахани и по Тереку. В Астрахани у него был старый виноградный сад, которые строили русские люди еще в 1647 году, затем в Астрахани были сады, заведенные иностранцами — гольштинцем и французом. Иностранцы учили русских людей и виноделию. Уже в 1658 году из Астрахани в Москву на царский обиход было послано вина 1 206 ведер. Свежий виноград для царского стола привозился из Астрахани в патоке. В 1756 году у самой Москвы реки, под Донским монастырем, были устроены Демидовым громадные оранжереи для винограда. А в оранжереях другого богача того времени, Всеволжского, построенных под Петербургом, виноград получался круглый год, вызревая последовательно один за другим в разных оранжереях.

Эти вызовы садовников из южнорусских монастырей показывают, что в Южной Руси к XVII столетию садоводство и виноградарство получило уже широкое развитие. Илл. cyrillitsa.ru

3. Гречиха — Fagopyrum esculentum Moench. По мнению Баталина, была принесена в Россию из Азии монголами в средние века, в Западную же Европу она попала в XV или XVI столетии из Турции, почему и стала называться «турецким или сарацинским зерном». Одно из немецких названий гречихи Fatercon (тожественное латинскому Arumentum Tatarorum), чешские, украинские и мадьярские «татарка», финское Tattari, эстское tatri указывает на ее позаимствование от монголо-татар Восточной Европы. Русские названия этого растения «греча», «гречуха», «гречиха», украинское «гречка», польское «gryka», литовское «grikai», валахское «hrisk», мадьярское «haricska», означающие греческое хлебное растение, как будто и противоречит первому приведенному нами показанию о названиях, указывающих на татарское происхождение растения. Но надо иметь в виду, что слово «греческий» в данном случае имеет значение «чужеземный», «привезенный издалека». Подобным образом по отношению к кукурузе, привезенной из Америки, в Европе употреблялось название «турецкая пшеница»; англичане называют индюка Turkey, хотя родина его Америка, а отнюдь не Турция; в немецком языке вместо «романский» употребляется термин «валашский» — Walsch.

В России в юго-восточных районах гречиха называется простонародьем дикушей и татарским словом «курлук» и «кырлык». По словам Танфильева, этот вид гречихи — F. tataricum — более позднего происхождения; он растет в диком состоянии в Сибири.

Память о позаимствовании гречи у татар сохранилась в нижеследующей народной сказке, которую мы здесь приводим в изложении А. Коринфского: «Ходит в народе о гречихе старая сказка, повествующая о том, как впервые попала греча на Святую Русь. За синими морями, за крутыми горами жил был царь с царицей. На старость послал им Господь на утешение единое детище, дочь красоты несказанной. Возрадовался царь с царицей и не знают от радости, какое имя дать дочери, как ее прикликати: какое имячко ни вспоминается им, есть оно и в других семьях — то у барской дочери, другое у княжеской, то у посадского мужика в семье. Порешили царь с царицею снарядить посла, идти ему всех встречных поперечных спрашивать об имени, чтоб дать его красавице-царевне. Попалась послу старуха старая: на вопрос посла отвечает седая, что зовут ее Крупеничкою. Не верит боярин, никогда не слыхивал он такого имечка; но когда стала клясться-божиться старая, взял в толк посланец царский, что за таким-то неслыханным именем и послали его на поиски. Отпустил он старуху во Киев-град Богу молиться, а на отпуске наделял золотой казной. Вернулся посол к царю с царицею, поведал им обо всем, и нарекли они новорожденное свое дитя Крупеничкою. Взросла-повыросла царевна, надумали отец с матерью замуж ее отдавать, послали по всем царством-королевствам искать себе зятя. Вдруг — ни думано, ни гадано — подымалась орда бесерменская. Не посчастливилось царю в войне с ордой, положил он со всеми князьями-боярами на кровавом поле свою голову. Полонила орда все царство, и досталась царевна во полон злому татарину. Три года томилась красавица в тяжкой неволе; на четвертый шла-прошла старуха старая через Золотую орду из Киева — увидела полоняночку, увидав — пожалела да и оборотила царскую дочь в гречневое зернышко; спрятало ее в свою колиту да и пошла на Святую Русь. Идет старая, а царевна ей: «Спасла от работы великие, от неволи тяжкие; сослужи еще службу последнюю: как придешь на Святую Русь, на широкие поля привольные, схорони меня в землю». Просьба царевны была исполнена, но — как схоронила старуха гречневое зернышко — и учало то зернышко в рост иттить, и выросла из того зернышка греча, с семидесяти семи зернах. Повеяли ветры со всех со четырех сторон, разнесли те семьдесят семь зерен на семьдесят семь полей. С той поры — заканчивается сказка — на Святой Руси расплодилась греча».

4—5. Дыня — cocumis melo L, тыква — cucurbita pepo L. По словам Умикова, «в Россию дыня была занесена из малой и средней Азии в XII—XIII столетии; по другим источникам, дыня разводилась в России в XVI столетии и, по всей вероятности, была завезена в Россию или из Кавказа или из Ирана». Золотницкий о проникновении к нам дыни рассказывает иначе. Он говорит: «К нам дыни начали привозить в XVII столетии. Сначала их доставляли преимущественно из Англии в Архангельск, откуда их привозили в Москву, а затем стали разводить в парниках в Москве, причем дыни получались такой крупной величины, что им удивлялись даже приезжие иностранцы».

Сведения, сообщаемые Золотницким о завозе дынь из Англии, весьма сомнительны, что же касается парников в Москве, то их появление следует отнести только к XVIII столетию, когда у нас получило более широкое распространение стекло, а до стеклянных покрытий для растений у нас могли быть только паровые гряды.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев

Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория

Татарский Ризлинг | wein.plus Лексикон

Синоним сорта виноградной лозы Ной; смотри там.

Белый сорт винограда происходит из США. Это свободноопыляемый сеянец сорта Тейлор. Он был назван в честь Ноя, который, согласно Библии (Бытие 9.21), стал виноградарем после того, как приземлился с ковчегом на горе Арарат и посадил первую виноградную лозу. Синонимы: Бело Отело, Чарват, Флага Альба, Фрага, Хондарриби Зури, Ноа, Ноа Бьянка, Ноэ, Нохан, Нока, Нова, Нове, Отело Бело и Татар Ризлинг. По крайней мере, включены гены американских видов Vitis labrusca и Vitis riparia. Выбор гибрида был сделан...

Полный текст

Голоса наших участников

Крупнейший в мире лексикон винных терминов.

26 021 Ключевые слова · 46 812 Синонимы · 5 324 Переводы · 31 356 Произношения · 184 769 Перекрестные ссылки

сделано с нашим автором Норбертом Ф. Дж. Тишельмайером. О лексиконе

На онлайн-мероприятия

20.01.2023 Эссен, Германия Премия WSET® Level 1 в области вин Интерактивная дегустация вин, базовые знания о вине

09.02.2023 Германия Кёльн - Wine Event - Греческое происхождение в бокале Продвижение греческих вин PDO и PGI

10. 03.2023 - 12.03.2023 Германия Винная ярмарка в Бохуме Винное наслаждение и торговая ярмарка

09.01.2023 - 03.03.2023 Германия Сертифицированный сомелье IHK, специализирующийся на гастрономии и торговле вкл. Премия WSET® уровня 3 в области вин — полный рабочий день

23.01.2023 - 27.01.2023 Кобленц, Германия Ассистент сомелье (IHK) вкл. Премия WSET® Level 2 в области вин

06.03.2023 - 21.07.2023 Германия IHK Certified Sommelier/Sommelière, специализирующийся на гастрономии и коммерции, в т.ч. Премия WSET® Level 3 в области вин - неполный рабочий день Высшее профессиональное образование

27.01.2023 - 29.01.2023 Эстрих-Винкель, Германия Зимняя винная таверна у открытого камина

03. 02.2023 - 05.02.2023 Эстрих-Винкель, Германия Зимняя винная таверна у открытого камина

10.02.2023 - 12.02.2023 Эстрих-Винкель, Германия Зимняя винная таверна у открытого камина

20.05.2023 - 21.05.2023 Кобленц, Германия Сенсорный интенсивный семинар 2-х дневный семинар

Татарский этнос | English.

scio.gov.cn

Население : 4,890

Основная область распределения : Xinjiang

Язы из них проживают в Инине, Тачэне и Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района.

История

Их история в Китае восходит к династии Тан (618-907), когда татарское племя находилось под властью кочевого тюркского ханства на севере Китая. По мере того как это государство приходило в упадок, татары набирали силу, и их имя использовалось для обозначения нескольких племен на севере после династии Тан. Позже их родину аннексировали монголы, а когда монголы двинулись на запад, многие выходцы из Центральной Азии и европейцы называли их татарами.

В середине 13 века Батый, внук Чингисхана, основал в Средней Азии Золотоордынское ханство. В 15 в. оно начало приходить в упадок, а Кашанское ханство начало подниматься в среднем течении реки Волги и в районах вдоль реки Камы. Правители Кашанского ханства, чтобы похвастаться своей силой, стали называть себя татарами, сыновьями монголов.

Постепенно татарское имя стало общепризнанным для жителей Кашанского ханства. Сегодняшняя татарская этническая группа сформировалась в результате длительного смешения баоцзярцев, кипчаков и монголов.

После XIX века кризис крепостничества в царской России обострился, крепостники усилили грабеж земли. Большая часть земель татар по Волге и Каме была захвачена, а жители вынуждены бежать. Некоторые ушли на юг, в Среднюю Азию, а затем в южный Синьцзян.

В конце 19 века царская Россия расширилась до Синьцзяна и получила там торговые привилегии. Какое-то время русские купцы путешествовали в Синьцзян, а за ними следовали татарские купцы из Кашана. Многие остались в Синьцзяне для торговли. В этот период многие татарские интеллектуалы и священнослужители переехали в Синьцзян. Вплоть до начала 20 века в Синьцзян из России прибывал непрерывный поток татар.

Татарский язык относится к тюркской языковой семье алтайской языковой системы. Поскольку татары свободно смешиваются в Синьцзяне с уйгурами и казаками, эти три языка оказали сильное влияние друг на друга и породили различные местные диалекты. Письменность татар основана на арабских буквах.

В конце 19-го и начале 20-го веков некоторые богатые татарские купцы получали большие прибыли и ставили мелких торговцев на грань банкротства. Из немногочисленных татар, занимавшихся животноводством, большинство были бедными скотоводами, у которых было мало скота и не было пастбищ.

В результате эксплуатации татарскими и казахскими феодалами одни бедные татарские пастухи были вынуждены стать наемными работниками, чьи семьи переживали большие лишения, а другие были взяты феодалами в качестве «приемных сыновей», которые должны были работать как наемных пастухов, но бесплатно.

Кроме того, существовало и меньшее меньшинство татар, занимавшихся ремеслами, в основном кожевенным, портняжным и вышивальным.

Эти сделки велись как бытовые.

С 1949 г. татарский народ пользуется равными политическими правами в Синьцзяне, где многие этнические группы живут тесно сплоченными общинами. У них есть представители во Всекитайском собрании народных представителей и на различных уровнях региональных и местных органов власти. Ряд социальных реформ вывел бедных татарских земледельцев из-под феодальной эксплуатации и гнета. Некоторые теперь стали промышленными рабочими.

Образовательное развитие татар началось в конце 19 века, когда татарские священнослужители открыли школы в нескольких районах. Помимо Корана, исламской истории и исламского права, в этих школах преподавали арифметику и китайский язык. Татарская школа Инин, основанная в 1942 году, была одной из первых современных школ для этнических меньшинств в Синьцзяне.

Он играл активную роль в реформировании старого религиозного образования и преподавания науки и культуры.

Многие представители татарской интеллигенции в начале этого века усердно работали над открытием и управлением школами. Некоторые ушли глубоко в сельские районы и сыграли большую роль в становлении образовательного дела Синьцзяна. Их усилия принесли пользу не только татарам, но и уйгурам, хуйям, казакам, шибе и узбекам.

Таможня

Большинство татар в городах живут в глинобитных домах с плоской крышей, оборудованных дымоходами для отопления. Им нравится развешивать гобелены в своих домах, которые обычно очень чистые и опрятные. Дворы, засаженные цветами и деревьями, имеют вид небольших садов. Татары в скотоводческих районах приспособились к кочевой жизни, живут в юртах.

Татарская кухня, популярная в Синьцзяне, включает в себя различные виды выпечки. На фестивалях подают выпечку под названием «Губайдиай» и «Йитебайликси», первая из которых готовится с сыром, курагой и рисом, а вторая — с тыквой, мясом и рисом. Оба вида имеют хрустящую корочку и мягкое содержимое. К татарским напиткам относятся пивоподобная «кеерхима» из перебродившего меда и вино «кесаиле», сваренное из дикого винограда.

Татарские мужчины обычно носят белые вышиванки под короткими черными жилетками или длинными халатами. Брюки у них тоже черные. Они часто носят маленькие черно-белые вышитые шапочки, а зимой — черные меховые шапки. Женщины носят маленькие цветочные шапочки, инкрустированные жемчугом, и длинные белые, желтые или пурпурно-красные рубашки со складками. Их украшения включают серьги, браслеты и ожерелья из красного жемчуга. После освобождения более современные стили повлияли как на мужскую, так и на женскую одежду, и теперь все больше татар носят одежду в западном стиле.

Большинство городских татар принадлежат к небольшим моногамным семьям. Сыновья и дочери живут отдельно от своих родителей после свадьбы, но они по-прежнему поддерживают своих родителей до самой их смерти, проявляя большое уважение к старшим. Смешанные браки между татарами и другими этническими группами, исповедующими ислам, довольно распространены. Браки между двоюродными братьями и сестрами случаются, но редко.

Свадьба проводится в доме невесты в соответствии с религиозными правилами. Молодожены должны пить сахарную воду из одной чашки, что символизирует долгую сладкую совместную жизнь. Обычно жених должен какое-то время жить в доме родителей мужа, а в некоторых семьях не должен уходить в свой дом, пока не родится первый ребенок.

Младенцы получают формальное религиозное благословение через три дня после рождения, и их имена обычно берутся из исламских классиков. Ребенок обычно берет фамилию отца или дедушки. Обряды колыбели проводятся семь недель спустя, а колыбель и одежда предоставляются бабушкой.

Через сорок дней после рождения ребенка его купают в воде, набранной из 40 мест. Этот обычай способствует здоровому росту. Когда человек умирает, тело покрывается белой тканью в соответствии с исламской практикой.

Культурная жизнь татар насыщена и красочна. Их музыка имеет живой ритм, и используются несколько музыкальных инструментов, в том числе «Куние» (деревянная флейта), «Кебиси» (разновидность губной гармошки) и двухструнная скрипка. Татарские танцы живые и веселые. Мужчины используют множество движений ногами, таких как приседания, удары ногами и прыжки.

Женщины больше двигают талией и руками. Их танцевальные стили включают в себя черты уйгурских, русских и узбекских танцев, но также имеют свои уникальные особенности.

На праздниках татары часто устраивают массовые танцевальные состязания. «Фестиваль плуга» каждую весну представляет собой ежегодное грандиозное собрание, которое обычно проводится в красивых живописных местах и ​​​​включает в себя такие коллективные игры, как пение, танцы, борьба, скачки и перетягивание каната.


Learn more