Каталог
  

Японские вееры


История японских вееров - MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

MIUKI.INFO Арт / Дизайн, Древняя Япония, Искусство / Культура, История / Общество, Современная Япония, Традиции / Обычаи Веер, Гунбай, Дизайн, Древняя Япония, История / Общество, История вещей, Кабуки, Оружие, Период Хэйан, Период Эдо, Самураи, Современная Япония, Сэнсу, Театры, Традиции / Обычаи, Тэссэн-дзюцу, Утива


Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно японские веера, не похожие на своих материковых предков.

К периоду Хэйан (794 — 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки — их было, как правило, 45, 64 или 80 — создавали основу, к которой крепилась японская бумага — васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай (дословно: «веер полководца»; (н) в подобных сочетаниях читается, как (м), поэтому термин произносится и зачастую записывается в иностранных языках, как гумбай) или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою. Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер — тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство — тэссен-дзюцу. И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя.

Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым цветом по красному фону.

В период Эдо утива получили большое распросранение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

В наше время японские веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча. Наблюдая поединок сумотори, вы можете увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери — гёдзи. Широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции.

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, японские веера изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

История японских вееров уходит в национальный театр кабуки. Это японский театр, в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. Исторические архитектурные памятники Японии показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но кабуки в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива.

Веер сенсу имеет китайское происхождение. Состоит из нескольких пластин, которые имеют способность складываться и разворачиваться. В Японии веер сэнсу использовали в основном в боевых искусствах. Этим веером, если он в свернутом состоянии можно бить по голове, а в развернутом – по горлу, так как кромки веера очень остро затачивались.

Веер утива являет собой веер-лепесток, выполненный из проволочного каркаса или цельного куска дерева, который обтянут шелком. В отличие от сенсу веер утива это чисто японское изобретение.

Считают, что веера изначально пришли в Японию из Китая. Вероятно, японцы увидели веера у заезжих принцев Китая, которые не редко наведывались на острова Японии. В 6-7 веках бумажные и шелковые веера стали очень популярными в Японии. Сначала их ввозили из Китая, но затем, приобретая новые формы, со временем появились японские веера, совсем не похожие на китайских предшественников.

Нескладывающийся плоский веер утива появился в период Хэйан (794-1185 гг. ). Сначала он изготавливался из тонких бамбуковых прутиков. Из прутиков создавали основу, а к ней крепили специальную бумагу – васи. С обеих сторон на бумагу наносили красивый рисунок. Веер утива мог быть овальной формы, или формы напоминающей квадрат с закругленными уголками.

В 8 веке приобрели популярность веера сэнсу. Ребра этих вееров изготавливались из ценных пород дерева и оклеивались японским пергаментом. И уже в 11 веке веера сэнсу стали неотъемлемым аксессуаром придворных дам.

Японские веера не потеряли свою популярность и в наше время. Их используют не только японцы, а также жители всего мира как необычный и красивый предмет интерьера, аксессуар или сувенир.

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги, были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги – «васи» – ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко каллиграфические надписи, или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера, впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

Японские веера в мире

Японская культура дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Японские веера становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.

Тем не менее, именно веера стали настоящей изюминкой. Дело в том, что мы всегда видели веера исключительно как функциональную необходимость, а в этой восточной стране они стали, скорее, частью стиля или красивой безделушкой. Создание японских вееров было и остается отдельным ремеслом, которое могут постичь далеко не все.

Только японские веера высоко ценятся по всему миру, ведь они раскрывают истинную красоту и яркость этой прекрасной страны. Японские веера требуют особого внимание, потому что не существует какого-либо подобного декоративного элемента. © yapon-decor.ru

Похожие записи на сайте miuki.info:

Веер в Японии - MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

MIUKI.INFO Древняя Япония, Искусство / Культура, История / Общество, Традиции / Обычаи, Японцы Веер, Древняя Япония, Интересные факты, Искусство / Культура, История / Общество, История вещей, Период Хэйан, Период Эдо, Сэнсу, Традиции / Обычаи, Утива


В средние века японские женщины из высшего света полагали, что выставлять свое лицо напоказ – неприлично и даже опасно. Открытое лицо – все равно, что открытие собственного имени, делает человека беззащитным – как перед мужчиной, так и перед злыми духами. Неприлично считалось иметь загорелую кожу. Одним из признаков «настоящей» красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Таким образом, японский веер обладал тремя основными предназначениями в ежедневной жизни: заслонять от солнца, направлять на себя ток воздуха и прятать лицо.


В японском языке различается веер складной (ооги или сэнсу) или «круглый» веер (утива). Считается, что веер ооги был изобретен в Японии, а затем был заимствован в Китай – редчайший для древности и средневековья случай.

Веер утива был известен в Китае на протяжении последних двух тысячелетий. В Японию он был завезен не позднее VIII в., о чем имеется письменные свидетельства.
Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался начальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо – веером утива судья указывает на победителя схватки. В многочисленных легендах о знаменитом полководце Такэда Сингэн рассказывается о том, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру отводится роль волшебной палочки. Веер – непременный атрибут демона тэнгу – гибрида собаки и птицы, который обитает на вершинах деревьев, обычно сосны. С помощью взмаха круглого веера тэнгу возможно удлинять и укорачивать людские носы.

Складывающийся веер ооги появляется в период Хэйан. С тех пор он сосуществует с веером утива. Складывающийся веер украшали живописью и стихами. Использовался веер и для церемониальных целей – император жаловал веера особо приближенным и отличившимся придворным. Обмен подарками получил в Японии широчайшее распространение, и одним из самых популярных подарков был японский веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника.

Идея веера как сокрывающего лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с лицом более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.
Веер также являлся непременным аксессуаром актера в театре Но. В представлениях театра Но каждый персонаж обладает присущим только ему веером. С помощью веера обозначалась та роль, которая отводилась персонажу в театральном действии.

Веер широко используется в японских народных танцах и в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах: с одной стороны движение от себя способно прогнать злых духов, с другой стороны движение веера к себе предназначено для вызывания божества. Из аристократической культуры в культуру горожан веер перекочевывает в период Эдо. Он становиться популярным товаром и отчасти теряет свои сакральные значения. Теперь веера украшают пейзажи, портреты известных актеров, и даже географические карты, специально предназначенные для людей, отправляющихся в путешествие.

Похожие записи на сайте miuki.info:

« Почему японцы делают пальцами букву V, когда фотографируются » Типы поясов оби

Японский ручной веер - Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Японские веера – The Fan Circle

Вееры имеют долгую историю в Японии, и, согласно легенде, Япония является родиной современного складного веера. Самые ранние свидетельства веера в Японии были обнаружены в настенных росписях кургана, датируемого 6 веком нашей эры в Фукуоке. На них был изображен церемониальный веер в китайском стиле.

В этот период в Японии было сильное китайское влияние, и эти веера, очевидно, были созданы по образцу вееров династии Хань в Китае. Ранние японские вентиляторы были двух типов: tuan shan «круглый вентилятор» и bian mian «экранный вентилятор». Последний представлял собой любой жесткий веер, который можно было удобно держать в руке. Традиционно его делали из перьев или шелка, натянутых на круглую или овальную раму. Церемониальный веер существенно отличался тем, что был большего размера, крепился на длинном шесте и использовался сопровождающими в церемониальной свите высокопоставленных лиц на важных мероприятиях или процессиях.

Существует три основных типа складных вееров: перо, складной веер и бризе, состоящие из жестких сегментов, скрепляемых у основания заклепками и соединенных сверху нитью или лентой. Согласно китайской и японской легенде, брисе было изобретено придворным чиновником, который соединил тонкие деревянные палочки или палочки из слоновой кости, которые носили все чиновники для письма, таким образом создав первую форму грубого брисе, называемого по-японски Mokkan . Складной веер с отдельным листом является источником другой японской легенды, в которой Тоёмару из провинции Тамба сделал первый складной веер, вдохновленный видом крыла летучей мыши во времена легендарной императрицы Дзингу. Другая история приписывает случайное изобретение складного веера вдове Тайры Ацумори, которая удалилась в Миэйдо, храм Киото. Там она вылечила аббата от лихорадки, произнося заклинания и обмахивая его листом бумаги, сложенным в складки.

Самые ранние литературные упоминания о складном веере, как в Японии, так и в Китае, относятся к 10 веку. Японский словарь, составленный около 935 года, например, перечисляет два типа веера: Uchiwa и Ogi , общий термин для складного веера. Есть также записи, датируемые китайской династией Сун, в которых записаны дары складных вееров китайскому двору. К концу 10 века популярность складных вееров была такова, что в эпоху Чохо были приняты законы о роскоши (999 -1003). В то время как складные веера широко использовались в Японии с 12 века и далее, только в 15 веке то же самое было в Китае.

В Японии веер быстро нашел место в суде, официальной и повседневной жизни. Японский придворный вентилятор был Hiogi . В своем полностью развитом виде это был веер, используемый для церемониальных целей, а не для охлаждения, и он оставался предметом придворной атрибутики вплоть до 19 века. Первоначально только императору было разрешено использовать Хиоги , хотя со временем он использовался всеми уровнями придворной аристократии.

Hiogi состоит из большого количества деревянных лопастей, обычно от 34 до 38, скрепленных металлической заклепкой в ​​виде бабочки на передней части вентилятора и птицы на задней. Однако для императрицы требовалась заклепка из бумажной нити. На другом конце лезвия соединялись между собой шелковым шнуром. Лицевая сторона веера была раскрашена яркими красками с тщательно прописанными рисунками сосен, хризантем, цветков сливы или вишни, а иногда и птиц на белом фоне, окруженных стилизованными облаками из золота и серебра, с различными контурами красного, синего, зеленого и фиолетового цветов. С вершины каждой сторожевой палки свисали пучки искусственных цветов и длинные шелковые шнуры разных цветов. Для лиц моложе 16 лет аналогичные 9Использовался 0139 Hiogi , но он был сделан из кедра, а не из кипариса.

Gunsen (военный веер) был складным веером, использовавшимся генералами, самураями и придворными чиновниками, не в качестве оружия, а в качестве средства подачи сигналов во время боя. Палки были покрыты черным лаком, с бронзовыми или железными ограждениями, на которых держался лист из плотной бумаги, на котором было изображено изображение солнца или луны. Сохранилось описание Хачеман-таро Gunsen : «Спереди со слюдяным складным солнечным устройством, обратная сторона со слюдяным и серебряным лунным устройством….. 12 бамбуковых палочек, покрытых черным лаком и тяжелых, с металлической косточкой оя (защита). ” Gampi Uchiwa представлял собой веер жесткой формы военного происхождения, который до сих пор использовался в борьбе сумо. Говорят, что Rikiu Ogi , или веер для чайной церемонии, был изобретен Сен-но-Рикиу, знаменитым чайным мастером, примерно в 1550 году, который представил его для передачи маленьких пирожных во время чайной церемонии, а не для фактического обмахивания.

Был также Chukei или театральный веер Noh, сделанный из простых бамбуковых палочек и ограждений с окрашенными бумажными листьями. Этот веер претерпел различные изменения на протяжении веков. Но, классический японский театр, сочетает в себе драму, песню и танец. Весь спектакль поддерживается использованием символического реквизита, самым важным из которых является веер. жест на протяжении всей драмы и указывать зрителям посредством манипуляции и символического значения, что происходит. Подобным образом веер используется во время представлений Кабуки, популярного театра Японии, который также сочетает в себе актерское мастерство и танцы.

От двора до других слоев общества веер всегда использовался в качестве новогоднего и свадебного подарка или на совершеннолетие 16-летнего мальчика в день его кукарекания.

Эволюция веера в Японии продолжалась, но существенные изменения произошли лишь в период Эдо (1690-1868). Действительно, до тех пор, пока Япония не открыла свои порты для западной торговли в первые дни периода Мэйдзи (1868-1912), веер не достиг высот мастерства, сравнимых с веерами периода китайской торговли, который был примерно современником эпохи Эдо. Период. Нет сомнений в том, что до этого стимула для западной торговли изготовление вентиляторов оставалось кустарным производством довольно строгих одноразовых вентиляторов для внутреннего рынка, как это было в Китае. Использование веера в Японии превышает количество применений в Китае, поскольку веер стал для японцев символом самой жизни, а палочки, исходящие из заклепки, символизировали солнечные лучи, излучаемые и поддерживающие саму жизнь в форме листа.

Период Эдо, длившийся 250 лет, был не только периодом мира, но и периодом самоизоляции. К 1641 году японским кораблям было запрещено заходить за границу, а все иностранцы были исключены из Японии, за исключением голландских и китайских торговцев, которые были прикованы к порту Нагасаки. Эта политика строго проводилась в жизнь, так что Япония была фактически закрыта для внешнего влияния в период Эдо до прибытия военных кораблей коммодора Мэтью К. Перри у залива Урага недалеко от Эдо в 1853 году. Иностранцы и внешние влияния постепенно начали проникать в Японию и, с В конце периода Эдо и имперской реставрации 1868 года шлюзы были полностью открыты. Внезапное открытие Японии внешнему миру создало огромный спрос на все, что связано с Японией, и японское увлечение охватило Европу и США. Именно на этом фоне Япония начала производить вентиляторы специально для экспортного рынка.

В результате политических и экономических изменений японские мастера начали приспосабливать свои навыки и товары для продажи за границу с тем, что, по его мнению, требовал западный рынок. В результате появились предметы искусства, которые жители Запада считали полностью японскими, но которые едва ли могли быть признаны таковыми самими японцами. На пике своей популярности японские веера экспортировались в огромных количествах. Во время повального увлечения Японией веер был одним из самых дешевых японских предметов, доступных на Западе, и для обычного человека, возможно, был единственным японским предметом, которым они могли надеяться обладать. Одной из наиболее примечательных особенностей относительно дешевых японских вентиляторов, наводнивших западные рынки миллионами, был тот факт, что они были сравнительно большими и раскрывались на 180 градусов. Кроме того, были введены новые формы вентиляторов, такие как вентилятор-кабриолет, который состоял из двух или более концентрических лепестков.

Как правило, палочки экспортных вееров стали более изысканными и изысканными. В случае складного бумажного веера палочки обычно делались из дерева или слоновой кости с небольшими углублениями по всей длине, в то время как те, которые использовались для веера бризе, часто имели витиеватые, изогнутые очертания. Однако наибольшему изменению подверглись щитки вентилятора, поскольку почти без исключения они стали объектом пристального декоративного внимания.

Распространение гравюры на дереве укиёэ в период Эдо оказало неизгладимое влияние на фанатов в Японии. Гравюра укиёэ, на которой были изображены сцены из повседневной жизни, стала популярным источником веерной иллюстрации для широких масс населения, и они стали модной заменой раскрашенного веерного листа одного из ведущих дизайнеров того времени. Печатные веерные листы производились как в складном, так и в жестком формате, хотя последний, как правило, был более популярен. В некоторых случаях очевидно, что гравюра никогда не использовалась в качестве веера, в то время как в других линия сгиба указывает на то, что она какое-то время использовалась в качестве веера, прежде чем была удалена и сохранена.

Вентиляторы этого типа можно было приобрести у странствующих продавцов вентиляторов или уличных торговцев, которые покупали их оптом в розничных магазинах или брали на комиссионной основе. Эти типы киосков до сих пор сохранились в современной Японии. Киото по-прежнему является крупным производителем традиционных японских вееров. Традиционные прилавки прошлого все еще можно найти в старых кварталах города.

Веер прочно утвердился в Японии в качестве предмета первой необходимости или повседневного использования в жаркие летние месяцы на всех уровнях общества в период Эдо, если не задолго до этого. В то время как на Западе общественные условности требовали, чтобы веером пользовались почти исключительно женщины, в Японии им пользовались как мужчины, так и женщины. Бедные пользовались дешевыми и простыми жесткими веерами из бамбука, в то время как те, у кого была большая покупательная способность, покупали более сложные складные веера, которые производились массово, индивидуально окрашивались или, реже, специально заказывались.


Learn more