Каталог
  

Хорошая космическая фантастика


Лучшая космическая фантастика - ReadRate

Рейтинг лучшей космической фантастики – 10 книг, без которых сложно себе представить этот многогранный жанр. Книг, написанных в духе научной фантастики, тысячи: это и именитые авторы, и никому не известные дебютанты, и новички, прославившиеся буквально одной вещью (как это было, скажем, с Дугласом Адамсом). Да и сам жанр – это отдельная вселенная, в которой переплетаются самые разные, подчас весьма неожиданные поджанры. Научная фантастика сегодня может быть миксом из выдумки, околонаучных наблюдений, пророческих высказываний, технократических допущений, триллера, детектива, любовного романа. Если добавить к этому космический сеттинг – получится космическая фантастика или даже космоопера.

Космоопера – это отдельный подвид приключенческой научной фантастики, действие которой происходит, как нетрудно догадаться, где-то в «далёкой, далёкой галактике». Как правило, сюжет включает в себя путешествие и какое-то ключевое противостояние – например между героем и представителями некоей враждебной инопланетной расы. Для космооперы характерны погони, драки, эпичность и многоплановость. Примечательно, что сам термин «космоопера» был введён для обозначения чего-то негативного – а именно сработанной на скорую руку научной фантастики, в которой нет почти ничего от науки. Слово «космоопера» придумали по аналогии с «мыльной оперой», то есть чем-то, не имеющим особенной художественной ценности. Но потом название прижилось, и сегодня им нарекают с гордостью – например Сергей Лукьяненко не так давно начал масштабную космооперу, презентовав роман «Порог».
И всё же не вся научная фантастика – это космооперы, причём не важно, используете вы это слово в положительном или отрицательном смысле. Лучшая космическая фантастика, которую мы собрали в этом топе, – не только захват чужих планет, путешествия сквозь гиперпространство и битвы на лазерных мечах. Это ещё и попытка очень талантливых и искусных авторов порассуждать о том, куда человечество могут привести амбициозные мечты о космических далях. Лучшие образцы научной фантастики почти всегда с элементами антиутопии – таковы книги Филипа Дика или «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.

Для мастеров прозы выход в космос – просто ещё один художественный инструмент, а околонаучные допущения – лишь способ подчеркнуть или оттенить определённые мысли о судьбах человечества во вселенском масштабе. Если хотите понять, что такое лучшая научная фантастика, оцените наш топ-10 научно-фантастических книг всех времён. А вот бонусный совет для тех, кто действительно обожает космическую научную фантастику: «Контакт» легендарного астрофизика Карла Сагана. Литературный сюжет здесь – только прикрытие для того, чтобы доступным языком обрисовать процесс сборки космического корабля. Доктор радиоастрономических наук Элли, учёный до мозга костей, во время очередного дежурства принимает сигнал из космоса. Послание – подробная инструкция по сборке девайса, который поможет осуществить долгожданный контакт с инопланетным разумом.

Хотите что-то добавить к списку или, наоборот, убрать? Напишите нам в комментариях, пообсуждаем.

Что почитать? Научно-фантастические книги про космонавтов | Блоги, Книги

Каждое космическое достижение рождает новую волну интереса к космосу. Люди грезят о звездах с давних времен, и теперь, даже зная, насколько опасно пространство за пределами тонкой атмосферы Земли, продолжают делать это с неутихающей страстью. Несмотря на сложности, с которыми мы сталкиваемся, покидая родную планету, наш путь в космос продолжается. И вот, с успешным запуском Crew Dragon, взгляды человечества снова устремились в небеса, а космонавты вновь стали частыми гостями на передовицах СМИ.

А пока большинство из нас не может полететь в космос, на помощь приходят воображение и научная фантастика. И книги, которые позволяют почувствовать вкус космических приключений: опасных, тяжелых, но таких захватывающих!

«Космическая одиссея» — это почти мистический триллер от научной фантастики. Межзвездный корабль «Дискавери 1» должен был стартовать с земной орбиты в сторону Юпитера. Но незадолго до старта на Луне находят загадочный инопланетный черный монолит. Будучи извлечен из лунного грунта, он посылает некий сигнал на один из спутников Сатурна, Япет. Так что НАСА решает изменить пункт назначения «Дискавери».

На борту всего пять астронавтов, причем трое из них — исследовательская группа — должны спать до прибытия на место. Командир и второй пилот, управляющие «Дискавери», даже не знакомы с целью экспедиции. Так что условия у непосредственной «космической» части романа довольно камерные. Космос и его «быт» долго описываются Кларком максимально реалистично, но при этом в какой-то почти убаюкивающей манере.

Для книги, вышедшей в 1968 году, у «Космической одиссеи» много интересных прогнозов по развитию человечества и астрономии к 2001 году. В сети можно найти даже списки сбывшихся и несбывшихся прогнозов книги, таких как способы исследования атмосферы Юпитера или лунные колонии.

«Солярис» — знаковое произведение космической фантастики, которое не теряет актуальности по прошествии лет. Человеку все так же нужен человек, но мысль эта не дается легко.

Далеко в космосе есть планета Солярис, почти полностью покрытая океаном. Попытки ее изучения идут не так хорошо, как хотелось бы. Среда неблагоприятна, и даже не в том смысле, о котором думаешь сначала. К живущим на исследовательской базе Соляриса приходят «гости» — люди из прошлого, пробуждающие тоску, вину, боль и иногда надежду на второй шанс.

Фантазия Лема родила идеальную метафору чуждого космоса. Люди не всегда способны понять глубину пропасти, лежащей между ними и иными созданиями, которые могут скрываться в его необъятной тишине. Это книга о людях: неидеальных, одиноких и ошибающихся. Именно персонажи делают произведение таким печальным и поэтичным. В то же время это книга о Вселенной и ее загадках, которые действительно тревожны, когда всматриваешься в них внимательно. Если вы хотите немного испугаться, но не в духе хоррора, а почувствовав глубокую человеческую беззащитность — прочитайте или перечитайте «Солярис».

Яблони, цветущие на Марсе — великолепный образ. Но путь к его воплощению в реальность извилист и тернист. Для тех, кто хочет узнать про эти тернии как можно больше, существует «Красный Марс». Это история первых колонистов, начало масштабной марсианской истории Кима Стэнли Робинсона — пожалуй, самой впечатляющей и развернутой «марсианской» фантастики на данный момент.

«Красный Марс» рассказывает о событиях, предшествующих стадии активного терраформирования. Люди осторожно осваивают планету и постепенно формируют на ней новое общество в самых суровых условиях. Фантастика здесь научная и социальная, а экшен — гость редкий. Зато цикл радует масштабом событий, вплоть до сходящих с орбиты спутников.

Основная сюжетная линия «Красного Марса» — не судьбы отдельных персонажей, а судьба планеты. К чему приведут дискуссии о праве человечества менять первоначальный вид Марса? Как далеко готовы зайти колонисты, чтобы сделать это место новым домом, и смогут ли защитить его? Как устроены поселения в месте, где нет атмосферы? Как Земля справится с тем, что становится не единственной обжитой планетой? История вершится на наших глазах, шаг за шагом, разворачиваясь от «первой сотни» до смены эпох. А продолжают её «Зеленый Марс» и «Голубой Марс».

Казалось бы, Луна так близко к нам, если мыслить космическими масштабами. Но это не делает спутник Земли легкодоступным. И поэтому человек уже давно не может на него вернуться.

Поводом сделать это в романе «Пороховая Луна» служит необходимость добывать ценнейший ресурс, гелий-3, который позволяет решить энергетическую проблему на Земле. Лунным шахтерам приходится работать в суровых условиях, пока Земля пытается забыть страшные последствия Термического максимума. Но благополучие родной планеты стоит дорого, а относительное спокойствие не продлится долго.

Действие «Пороховой Луны» начинается с убийства. Преступление на Луне нарушает важнейший принцип космических работников: «Безопасность для всех». Вдали от дома, на лишенном всякой защите куске камня, в окружении оборудования, которое норовит выйти из строя от переработок, люди окончательно перестают понимать: что они здесь делают? Бывший морпех Кэдан Дэкерт берется расследовать смерть коллеги. Выясняется, что Луна вовсе не так далека от земных интриг, как могло бы показаться. Но раскрыть единственное преступление на Луне куда сложнее, ведь здесь даже само окружение против героя.

Фантастика с минимальными допущениями, захватывающе и с юмором рассказывающая, как в одиночку выжить на Марсе. Главный герой, Марк Уотни, член экспедиции на Марс, не успел эвакуироваться вместе с остальными. Теперь он остался на красной планете один. Хорошая новость — у него есть брошенное экспедицией оборудование, запасы пищи и воды. Плохие — на Земле все считают, что он погиб, и вряд ли будут спешить забрать его тело.

Энди Вейер описывает очень близкое к реальности будущее, в котором космические полеты — дело дорогое и сложное, а выживание на другой планете — задача почти фантастическая, и требующая в первую очередь блестящего интеллекта. К счастью, у героя есть и интеллект, и чувство юмора. Не позволяя себе падать духом, он находит научный подход к решению множества, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Автор книги, программист Энди Вейер скрупулезно исследовал космонавтику, чтобы сделать книгу максимально реалистичной. Он изучил снимки и карты Марса, количество необходимых для выживания человека калорий, а для расчета движения космических кораблей даже создал программное обеспечение. Результат вышел потрясающий. С одной стороны, роман как никакой другой напоминает, что космос — это опасно и сложно. С другой — Уотни никогда не скажет чего-то вроде: «И зачем я вообще полетел на этот дурацкий Марс?», если только в шутку. «Марсианин» напоминает нам, что наука — фундаментальная, «скучная», настоящая наука — это круто, и астрономия в том числе.

Как чувствует себя команда корабля-ковчега в поисках нового дома в глубоком космосе? В «Детях времени» Адриан Чайковский отвечает на это во всех деталях. Это масштабная и неторопливая космическая фантастика, написанная в духе «старой школы», вдумчивая, но захватывающая.

Долгий полет звездолёта «Гильгамеш» — одна из основных линий романа. Называя спящих пассажиров «грузом», чтобы не было так больно считать потери отказавших криокамер, экипаж принимает сложные решения, от которых зависит судьба человечества. Возвращаться им некуда — Земля непригодна для жизни. Холстен Мейсон — один из членов экипажа, историк и переводчик, который знает о временах, когда люди были великой космической цивилизацией… Безумно давно. Среди военных и техников его роль, казалось бы, невелика: он тут почти на всякий случай. Поэтому — и в силу почтенного для космических перелётов возраста — большую часть полета Холстен также проводит во сне. Но каждый раз, просыпаясь, он находит корабль в более и более безумном состоянии…

Космос беспощаден, и людям приходится идти на жертвы. Поэтому Холстену сложно не сойти с ума и не сдаться, пережив жестокий корабельный бунт, встречу с чудовищной фауной незнакомой планеты, потерю дорогих людей, и возвращение в сон, без уверенности, проснешься ли ты снова. Оказавшись вдруг незаменимым, «негероический» главный герой тонет в водовороте событий, где его раз за разом пытаются сделать пешкой в чужой игре. Пока люди вокруг рвут их хрупкий ковчег в клочья посреди ледяной пустоты, он задаётся вопросом: если это путь, который неизбежно выбирает человечество, может ли в конце этого пути ждать что-то хорошее?

Колонизация Солнечной системы — мечта смелая, но ее относительно несложно изобразить приближенной к реальности. Космос не стал гостеприимнее, но в целом привычен, так что появляются силы делить его между собой.

Цикл «Пространство» Джеймса Кори повествует именно о таком будущем: интриги власти, попытки униженных и оскорбленных отстоять свои права, хрупкость жизни в вакууме и немного инопланетных технологий, за которые все готовы перегрызть друг другу глотки. Земля и Марс, отстоявший свою независимость, — две крупные политические силы. Жители космических станций, добывающие лед на окраине Солнечной системы, пытаются заявить о себе как о третьей. А главы крупных корпораций действуют из тени, заботясь исключительно о собственных интересах.

В книгах цикла множество действующих лиц: военные, политики, обычные труженики…. Порой второстепенные герои выходят на первый план, а потом пропадают с него по различным причинам. Неизменными остаются только Джеймс Холден и его команда, которые вечно оказываются не в то время не в том месте. Их маленький кораблик, работающий, кажется, на жажде справедливости капитана, успеет засветиться во всех значимых событиях цикла. И хотя им раз за разом удается выжить, авторы не так милосердны к остальным персонажам. «Пространство» стремится к жестокой реалистичности, говоря о том, как сложно выжить в космосе, когда вокруг вооруженные конфликты, пираты, мародеры и инопланетные тайны. Хотите почитать, как персонажи решают, что делать, если воздуха не хватит на всех? Этот цикл для вас.

Еще одна книга о суровых условиях Марса, но написанная астрономом, имеющим научные степени по геологии и планетарной геофизике. При этом Морден не собирается ограничиваться «буднями на красной планете».

One Way — это детективный триллер. На Марс отправляют восемь людей, которые должны подготовить базу для первой научной экспедиции. Все они — осужденные на пожизненный срок преступники, а полет на Марс для них — способ искупить вину перед обществом. Вот только кто-то из этой команды мечты, судя по всему, не захотел отказываться от дурных привычек и начал убивать товарищей.

Центральный персонаж романа, Фрэнк Киттридж, был архитектором. Его осудили за убийство наркодилера, сломавшего жизнь его сыну. Фрэнк не мечтал о космосе, как не мечтал и оказаться героем детектива. Но ему придется раскрывать убийства на Марсе, если он не хочет стать следующей жертвой. По крайней мере, поначалу все выглядит так.

Работу Мордена сравнивают с «Марсианином», так как это реалистичная фантастика, посвященная Красной планете. Но атмосфера у книг совершенно разная. Вместо шутливых дневниковых записей Уотни здесь читателей ждет постоянное ощущение угрозы и суровые люди с покалеченными судьбами, которым никто не придет на помощь. Перевод этой книги на русский ожидается этим летом.

Завязка готовящегося к выходу на русском романа такова: в Солнечную систему входит массивный объект, движущийся прямиком Земле. Он не отвечает на сигналы, не выходит на связь. История первого контакта описана во множестве научно-фантастических книг, но здесь она получилась особенно динамичной и вместе с тем ужасающей. Напряжение начинает нагнетаться уже молчанием «пришельца», но пристальное его исследование окажется гораздо более пугающим.

Главная героиня, Салли Янсен, была ведущим астронавтом НАСА, но ее последняя миссия на Марс обернулась настоящей катастрофой. Космос беспощаден, но Янсен ничего не смогла ему противопоставить, когда это от нее требовалось. Вернувшись на Землю, она не смогла смириться со своей неудачей и ведет тихую уединенную жизнь… до момента появления загадочного объекта. Лишенные времени на подготовку, руководители НАСА решают вновь обратиться к ней, как к человеку, имеющему все необходимые навыки для опасной миссии по установлению контакта. И Янсен хватается за предложение, как за свой последний шанс на искупление ошибок прошлого.

Автор изобразил сложный характер героини с большой любовью и вниманием. Салли нельзя назвать приятным человеком, но ее отвага и сила духа не ослабевают в самые пугающие моменты. Можно не любить Янсен, но нельзя за нее не переживать.

Что почитать? 13 интересных книг современной научной фантастики | Книги#

В конце минувшего столетия казалось, что НФ уступила пальму первенства фэнтези. Но сегодня космическая фантастика переживает настоящий ренессанс. Представляем вашему вниманию «чёртову дюжину» ярких и неординарных произведений этого жанра, созданных в XXI веке.

СЮЖЕТ: Фассин Таак, наблюдатель медленных рас при дворе наскеронских насельников, получает неожиданное предложение. Ему предстоит отправиться на планету насельников с важной миссией, от результатов которой зависит судьба всей системы. А может быть, и галактики.

ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: В мире «Алгебраиста» разумные существа делятся на два вида. Быстрые, чья история обычно исчисляется какими-то десятками тысяч лет, — люди, например. И медленные, которые существуют миллионы, а то и миллиарды лет. Именно одна из медленных рас, насельники, и стала настоящей жемчужиной романа. Следить за этой неординарной цивилизацией, постоянно открывая её особенности, вызывающие то оторопь, то смех, то неприятие, — просто праздник какой-то. У этого общества нет правительства, армии и денег. Насельники не чувствуют боли и способны менять пол по собственному желанию. А ещё они весьма специфически относятся к своим детям, которые либо тысячелетиями остаются прислугой у взрослых, либо становятся для них объектом охоты. Есть тут и другие оригинальные идеи типа «Правды» — универсальной «окончательной» веры. Есть и классический квест по поиску Жутко Необходимой Штуки, который, однако, завершается отнюдь не классическим финалом.

РЕЗЮМЕ: Увлекательный роман, интересный авторскими размышлениями о времени, оригинальной цивилизацией насельников и неплохо проработанной вселенной. Ещё бы героя поярче да велеречивости поменьше — и было бы совсем шикарно.

СЮЖЕТ: В Париже 1959 года частный детектив Флойд расследует смерть американки Сьюзен Уайт — полиция посчитала это несчастным случаем. А в XXIII веке археологу Верити Ожье предлагают отправиться в прошлое, за столетие до гибели нашей планеты. На цветущую, полную жизни Землю — правда, альтернативную. И не просто отправиться, а доставить оттуда нечто важное, способное изменить историю обоих миров.

ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: В романе две сюжетные линии, и каждая проработана с умом и достойна отдельной книги. В альтернативном прошлом обошлось без Второй мировой войны, а компьютерные технологии не получили особого развития. В будущем катастрофа вынудила людей покинуть мёртвую Землю и переселиться на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты. И там, и там хватает своих проблем. А уж когда представители двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.

Интересны и другие оригинальные задумки: разрушительный конец света Нанокост; «А-вирус», лишающий возможности воспринимать музыку; нано-машины Фурии, которые населили закованную в ледяной панцирь Землю; загадочная гиперсеть, соединившая отдалённые планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты — сферические оболочки инопланетного происхождения, настолько огромные, что способны вместить целую планету.

Рейнольдс радует смешением жанров: тут и нуарный детектив, и альтернативная история, и увлекательная космическая фантастика

А ещё Рейнольдс радует смешением жанров. Тут и нуарный детектив, подбрасывающий всё новые и новые происшествия. И альтернативная история, где показан Париж середины прошлого века. И увлекательная космическая фантастика, совмещённая со шпионским триллером и социальной антиутопией.

РЕЗЮМЕ: Стильная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями и идеями, которые заставляют задуматься о будущем человечества.

СЮЖЕТ: XXIV век. Когда человечество, объединённое в Межзвёздное Содружество, обнаружило, что одна из далёких звёзд окутана огромной оболочкой, это произвело эффект разорвавшейся сверхновой. Неужто люди впервые увидели инопланетную сверхцивилизацию в действии? Для прояснения ситуации Совет Содружества отправляет новейший корабль. Вот только не растревожит ли эта экспедиция то, с чем люди не смогут сладить?

ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Дилогия поражает детальностью и достоверностью мира будущего. А ещё — массой сюжетных линий, иные из которых поначалу не влияют на основные события. Практически каждая линия выстроена в собственном стиле и жанре: детектив соседствует с приключением, шпионский триллер — с кровавым боевиком, научные исследования — с политическими интригами. Благодаря этому спустя пару сотен страниц кажется, что мы жили в этой вселенной с самого рождения. А какие тут шикарные описания всевозможных планет с разными физическими законами!

Дилогия поражает детальностью и достоверностью мира будущего

Радуют и сюжетообразующие изобретения. Червоточины, благодаря которым люди за пару секунд преодолевают невообразимые расстояния. Технология омоложения и оживления, позволяющая жить веками. Объединение искусственных разумов, которое получило для обитания отдельную планету. Плюс любопытные инопланетные расы — от похожих на эльфов мистиков-сильфенов до слонообразных райелей, поражающих своим интеллектом. И конечно, живые, полнокровные герои-люди, хорошо прописанные и толково мотивированные.

РЕЗЮМЕ: Отлично проработанная космическая эпопея. Читатели, которые не испугаются её немалого объёма, совершат увлекательное путешествие в XXIV век, полное приключений и открытий.

СЮЖЕТ: Человечество вышло в космос и обнаружило, что оно не одно во Вселенной. Причём инопланетные расы не торопятся делиться с людьми пригодными для жизни планетами. Обитатели космоса находятся в состоянии перманентной войны друг с другом — и Земле тоже нужны рекруты. Однако в вооружённые силы набирают не крепких молодых ребят, а наоборот, немощных стариков, которым обещают возвращение молодости.

ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Джон Скальци лихо цепляет на крючок любопытства фанатов военно-космической НФ, жаждущих узнать, как автор подготовит абсолютно неприспособленных людей к суровым военным будням. При этом Скальци старается по возможности выйти за рамки чистой «военки», заронив в душу читателя пару-тройку зёрнышек доброго и вечного. И речь не о верности долгу и соратникам, не о воспевании дружбы и боевого братства — этого добра полно в любом военном романе. Дело в сомнениях, настигающих бравых бойцов Земли, залитых своей и чужой кровью. Сомнениях в собственной человечности, в том, что проблемы стоит решать с помощью силы, в некоторых моральных аспектах людской экспансии. Не самая распространённая тема для военно-космической фантастики.

Скальци старается выйти за рамки чистой «военки», заронив в душу читателя пару зёрнышек доброго и вечного

Автор также с лихвой отсыпал разнообразных инопланетных рас — забавных, загадочных и жутких. Мы получили адекватного героя, достоверные будни военно-учебного лагеря, массу психологических этюдов, небезынтересные мысли о возрасте и старении. А ещё немало юмора, порой переходящего в едкий сарказм.

РЕЗЮМЕ: Любопытный представитель «научно-боевой» космооперы — с неглупыми мыслями, привлекательным главным героем и редким для представителей этого поджанра моральным посылом.

СЮЖЕТ: Конец XXI века. Человечество позабыло об экономических проблемах, приступило к освоению космоса и вплотную подошло к переносу сознания в программную среду. И вдобавок открыло, что не одиноко во Вселенной. Чтобы обнаружить источник чужого радиосигнала, к транснептунианской комете в поясе Койпера отправляется новейший корабль «Тезей». На его борту — боец, переговорщик, биолог, синтет… и вампир.

ЧЕМ ИНТЕРЕСНО: Питер Уоттс, «надежда и опора» современной НФ, любит поговорить с читателем о важных вещах. О разуме, сознании и личности. О работе мозга и сюрпризах серого вещества, приятных и не очень. О виртуальности, её достоинствах и недостатках. О встрече с чужими (совсем, абсолютно чужими) и неожиданностях, которые может принести такое рандеву. Но больше всего — о человеке и человечности.

А чтобы мы не заскучали, свои размышления Уоттс заворачивает в увлекательную обёртку классической НФ. К картине придуманного будущего он подходит ответственно и обстоятельно. Как и к своим героям — каждый из пятерых по-своему уникален и отлично прописан. А жемчужина коллекции — самый натуральный вампир. Идеальный хищник, чья порода в своё время вымерла, но была возвращена из могил и поставлена на службу человечеству.

К картине будущего автор подходит ответственно и обстоятельно. Как и к своим героям — каждый по-своему уникален и отлично прописан

При этом будьте готовы к обилию специальной терминологии, научной или наукообразной болтовни и отсылок к разнообразным учёным трудам, теориям и аксиомам. Да и многословие главного рассказчика под занавес начинает немного надоедать.

РЕЗЮМЕ: Сильный, но перегруженный философией роман в стиле старых мастеров, где поднимается масса актуальных для думающего человека проблем.

Смотрите также