«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод:
И сотворил Бог человека по образу Своему |
«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.
AdMe.ru внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.
Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни — затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим. Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.
Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек. Мастеру действительно пришлось нелегко: после 4 лет росписи потолка Микеланджело заработал артрит, сколиоз и инфекцию ушей из-за краски, которая попадала на лицо. Да и церковь оказалась заказчиком капризным: папа забывал вовремя оплачивать материалы, но при этом постоянно подгонял художника и вмешивался в процесс с требованием поправить цвета, чтобы смотрелось побогаче.
Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».
«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа — человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог — плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного). И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.
Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями. И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.
Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:
Существует еще одна, менее популярная, но достаточно интересная медицинская интерпретация шедевра Микеланджело. Ученые увидели в очертаниях плаща Бога послеродовую матку и предположили, что художник продемонстрировал рождение человечества, а пупок у Адама вовсе не был ошибкой. И в этой версии зеленый шарф ангела является пуповиной.
Ученые также заметили контур женского тела — синий холм, который находится за Адамом, а над его головой возвышается грудь. И то, что Адам лежит на валуне, тоже не случайность: согласно древним поверьям, многие божества рождались из камней.
Казалось бы, сотворение Адама должно было выглядеть как-то иначе, но на фреске он выглядит как вполне завершенная «заготовка под человека», правда, без жизненной энергии. А Бог же, напротив, полон сил. Ученые предполагают, что точка, в которой касаются пальцы Бога и Адама, представляет собой синаптическую щель, а Микеланджело изобразил концепцию биоэлектричества, благодаря которому осуществляются многие физиологические и поведенческие реакции. Правда, ученые заинтересовались электрическими процессами в живых организмах только в XVIII веке. Получается, что синаптическая щель Микеланджело — это либо совпадение, либо научное пророчество.
Если верить этой теории, то фреска «Сотворение Адама» не о сотворении человека как биологического вида, а о возникновении его как личности. И Бог не могущественное создание, которое слепило жизнь, а энергия, без которой человек не смог бы считаться завершенным.
А как вам кажется, намеренно ли Микеланджело изобразил Бога в виде человеческого органа или у современных ученых разыгралась фантазия?
Самым известным фрагментом росписи потолка Сикстинской капеллы является Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.
Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. Такое изображение очень отличается от имперских образов Бога, которые создавались на Западе, начиная со времен поздней античности. Вместо королевских одежд всемогущего правителя, он одет в легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытой. Можно сказать, что это намного более близкий обычному человеку портрет Бога, потому что он не показан неприкосновенной персоной далекой от простых людей.
В отличие от активной фигуры Бога, Адам изображен почти бездействующим. Он вяло отвечает на неизбежное прикосновение Бога. Прикосновение, которое не только даст Адаму жизненную силу, но и даст жизнь всему человечеству. Тело Адама образует вогнутую форму, которая, кажется, отражает форму Божьего тела, находящегося, наоборот, в выпуклой позе. Возможно, это соответствие форм подчеркивает идею, что человек, подобен Богу и был создан по образу и подобию Божию.
Многие задаются вопросом - кто изображен на картине справа от Бога? Женская фигура, являющаяся, предположительно, важной, учитывая ее привилегированное расположение - под рукой Бога. Традиционная мысль, что это Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из его ребра. Позже, появилась еще одна теория, что это на самом деле Дева Мария занимает это почетное место. Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине. Если эта последняя интерпретация верна, то Сотворение Адама связано также с будущим пришествием Христа, который приходит чтобы примирить человека с Богом после совершения Адамом греха.
В целом, картина показывает несколько характерных признаков стиля живописи Микеланджело: великолепная передача положения и движения тел, использование мускулистых полу-повернутых фигур, которые часто встречаются в скульптуре. Важно помнить, что Микеланджело был еще и хорошим скульптором.
Сотворение Адама является одной из самых больших жемчужин Западного искусства, хотя он и остальная часть потолка Сикстинской капеллы страдали от последствий многовекового дыма, что вызвало значительное потемнение потолка. Чистка потолка была начата только в 1977 году. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость. Разница внешнего вида фресок до, и после чистки, была настолько велика, что некоторые, поначалу, отказывались верить, что это все те же, неотреставрированные работы Микеланджело. Сегодня у нас есть прекрасная возможность полюбоваться красочностью палитры Микеланджело и поразмышлять о событиях, которые он красиво нарисовал на потолке Сикстинской капеллы.
Картина фреска размером 570 см. х 280 см. написанная примерно в 1511 году, в Италии, в Ватикане.
Руки (фрагмент).
Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:
1. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах
Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.
Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах.
Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана.
2. Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты
«Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.
Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. В результате по обоим концам стола появились две фигуры, которые выглядят как тамплиеры, в то время как какой-то человек, возможно, женщина с младенцем стоит слева от Иисуса.
Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане, и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.
Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».
3. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга
Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.
Микеланджело считается одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского возрождения. Однако не всем известен тот факт, что он очень сильно интересовался анатомией и в возрасте 17 лет начал анатомировать трупы, которые он брал на церковном кладбище.
Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ - Сикстинской капелле.
Хотя некоторые могут посчитать это совпадением, эксперты предполагают, что труднее объяснить, что анатомический контекст не был в картине Микеланджело. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. Что касается броской зелёной ленты, тянущейся вдоль варолиева моста/позвоночника/человека, который поддерживает Бога, она идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.
4. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу
Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом.
Они заметили, что горло и грудь Бога на картине изображены с анатомическими несоответствиями, которых нет в любой другой фигуре на фреске. Кроме того, в то время как свет падает на остальные фигуры по диагонали с левого нижнего угла, шея Бога освещена прямым светом. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.
Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Они добавили, что странный рулон ткани, который простирается до центра Божьего одеяния, может быть изображением спинного мозга человека.
Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине.
По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело, и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках.
5. Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino): наблюдения НЛО
В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии.
Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце.
«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты.
6. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лица
Разногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест.
Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни.
7. Давид и Голиаф (David and Goliath): мистические знаки каббалы
Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам.
Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.
Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.
8. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом
«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.
В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».
Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью.
9. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан
«Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко.
На картине изображен момент, когда воскресший, но остающийся неузнанным Иисус, показывается двоим из своих учеников, в городе Эммаус, а затем исчезает из виду.
Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. На картине также присутствует поразительная тень, напоминающая по очертаниям рыбу, которая может указывать на признание закона молчания для христиан.
10. Портрет молодого Моцарта (Young Mozart"s Portrait): знаки масонов
Конечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Портреты людей, которые прячут руку, могут указывать на преданность делу или на уровень в иерархии. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni)).
«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) - фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.
Строительство Сикстинской капеллы в Риме было начато во время понтификата папы Сикста IV в 1475 году, как раз в тот год, когда недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, получивший имя Микеланджело. Это имя теперь известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой.
Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в нем. Именно она позволила выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а подчас и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.
В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как "Оплакивание Христа" и "Давид". Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.
Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы
Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела - скульптуры. Во-вторых, навлечь на него - в случае отказа - гнев понтифика. Ну а если Микеланджело все-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью, то легко понять, почему скульптор вначале просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жесткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.
Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: "Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек".
Бесспорно одна из лучших фресок плафона капеллы - "Сотворение Адама". Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще неживое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец-Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение - их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.
Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека
Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?
Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он тайно анатомировал трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года,когда художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески "Сотворение Адама" на плафоне Сикстинской капеллы прошло почти двадцать лет. Однако, несмотря на такой большой срок, поражает точность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа - это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду - границу между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя - это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.
Интересно, что детали строения мозга угадываются и в складках одежды Саваофа на фреске "Сотворение Солнца, Луны и растений", и в очертании ткани на фреске "Отделение суши от воды и сотворение рыб".
Последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: "Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии".
Можно только с грустью добавить: "Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер".
Фреска „Сотворение Адама”, вне всяких сомнений, является одним из самых известных произведений Микеланджело. Впервые в истории мирового искусства Бог-создатель и сотворенный им человек выступают на равных.
Сотворение Адама
1510; 280х570 см; фреска
Свод Сикстинской капеллы, Ватикан
Композиционный и смысловой акценты в этой картине совпадают: кончиками пальцев вот-вот соприкоснутся руки, протянутые Богом и Адамом, что создает напряженное и волнующее ожидание «высечения божественной искры» от этого касания и создает у зрителя ощущение причастности к великому таинству сотворения человека.
Адам лежит во всем великолепии мужской наготы, но он еще не живой. Он способен лишь поднять бессильный палец. И навстречу ему спускается Господь Всемогущий. В его огромном развивающемся плаще целый мир. В центре лицо – Ева это или нет, но это человеческое лицо, смотрящее прямо на Адама, бросающее ему вызов. И палец Бога дотрагивается до пальца человека.
В Евангелиях от Луки и от Матфея Перст Божий отождествляется со Святым Духом — посредником между Создателем и его творениями. Касание перстами — жест, предложенный художником в качестве символического воплощения самой жизни, — раскрывает суть взаимоотношений между человеком и Богом, их неразрывную связь.
Кроме того, расположив фигуру первого человека на покатой поверхности, художник создает у зрителя иллюзию, будто Адам находится на самом краю земли, у пропасти. Наверное, еще и поэтому так впечатляют нас эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие связь между двумя мирами — земным и божественным. Причем рука Господа напряжена сильнее, его взгляд строг, он полон решимости.
Адам же пока слаб, в нем еще не ощущается дыхание жизни, однако, повинуясь неведомому порыву, он, словно из последних сил, протягивает руку — обратите внимание, сколько надежды и ожидания в его устремленных к Богу глазах! И художник запечатлевает тот волнующий момент, когда в ответ на свое пока не вполне осознанное, но явное искание божественного человек получает душу — высшую награду Создателя.
В этой работе Микеланджело в который раз доказывает свое умение «лепить» средствами живописи рельеф человеческого тела. Асканио Кондиви, ученик и биограф Микеланджело, подчеркивал, что
Cодержание статьи:
В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.
Это произведение относится к технике фресковой живописи, достигшей своего наивысшего развития в Италии эпохи Возрождения:
Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.
Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.
Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.
Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.
Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.
Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме :
Художник воплотил в своих храмовых полотнах эпизоды сотворения мира и его жителей такими, каким был он сам, и так, как он понимал мир.
Бытие Моисеево говорит, что Бог создал человека из земного праха и поместил в него душу, чтобы тот стал живым существом. Фрески Микеланджело говорят о процессе творения с точки зрения земной, физической, плотской деятельности.
Даже Всевышний у него предстает не мудрствующим старцем, а могучим и активным стариком. Он будто переводит слова из духовного состояния в телесное ощущение.
Будучи сам борцом, он и в своих иллюстрациях первой книги Священного Писания показывает мощь Божественного вдохновения и его реальные результаты, когда из окружающего Хаоса возникает стройная Вселенная. Он показывает свое видение событий Книги Бытия, не обращая внимания на устоявшиеся мнения и толкования этого со стороны церкви.
Получается сознательное очеловечивание Бога, но при этом же он изображает процесс пробуждения Адама к жизни именно силой духа, без физического контакта.
Между ними будто пробежала Божья искра, главный душевный импульс, окончательно сделавший его именно человеком.
Смысловое значение термина «капелла » довольно разнообразно:
Однако при ее строительстве перед архитекторами была поставлена двоякая задача: помимо чисто специализированных религиозных функций, она должна была выполнять роль крепости для представителей папской власти во время народных возмущений. Эта проблема была решена: снаружи здание по форме похоже на бастион, а изнутри, по роскоши оформлению двора, стен и потолка, показывает величие и значение церковной папской власти.
Гениальная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» была создана более 500 лет назад, но до сих пор поражает воображение. В этом и заключается сила истинного таланта.
В данном фрагмента из сериала «Мир дикого запада» будет представлена еще одна версия того, что могла означать фреска «Сотворение Адама»:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!
Фреска «Сотворение Адама» (1511 год) была создана великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти. Она является одной из значимых композиций, нанесенных на потолок знаменитой Сикстинской капеллы. Потолок капеллы украшает несколько фресок, сюжеты которых взяты из Книги Бытия. Произведение «Сотворение Адама» наглядно иллюстрирует эпизод, в котором Бог создает человека по подобию своему.
Микеланджело изобразил на своей фреске Адама, который пока еще находится во сне. Он просыпается, когда рука Бога почти касается его. Именно этот момент является ключевым во всей картине. Адам протягивает свою руку к Создателю, который своим прикосновением передает ему жизненную энергию. В своей фреске автор показывает, как Создатель вдыхает жизнь в свое творение. Он вдыхает в него душу, желание познавать мир.
Особенность написания фрески – руки Адама и Бога, если присмотреться, находятся в пресекающихся плоскостях. Создается реалистичное впечатление, что они вот-вот коснутся друг друга пальцами. Микеланджело сумел создать на плоскости удивительную иллюзию объемного пространства. Благодаря такому эффекту картина смотрится невероятно реалистичной, кажется, что все написанное на ней происходит наяву.
Образы Адама и Бога в произведении художника кардинально отличаются. Если в Боге автор стремится показать божественную сущность, огромную энергию, способную создать жизнь, то, рисуя Адама, он показывает красоту тела человека.
В нашем интернет-магазине любители гениального таланта Микеланджело смогут заказать копию его знаменитой фрески. Мы предлагаем ценителям искусства эпохи Возрождения купить постеры с изображением фрески «Сотворение Адама» отличного качества. Каждая репродукция – своеобразный маленький шедевр. Изображенная на принтах картина смотрится, как настоящая. Цена на копии различается в зависимости от того, на каком материале была проведена их печать. У нас можно заказать репродукции, изготовленные на холсте или на бумаге. Выберите материал, на котором будет отпечатан принт, и отправьте нам заявку. В самые короткие сроки ваша репродукция «Сотворение Адама» будет вам доставлена.
Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.
Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:
И сотворил Бог человека по образу Своему
(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.
Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo's Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой — мозг человека.
Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства — и живопись, и скульптура — говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.
Вот что пишет он сам:
Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I — The Nervous System.
Давайте проследим за мыслью Мешбергера.
Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:
Как видно, первый и второй рисунки — очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 — это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.
Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда — борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 — прорись этой иллюстрации.
Рисунок 8 — прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.
А теперь — сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.
Не верите? Смотрите:
Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески — не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».
«Сотворение Адама» – это известное творение Микеланджело. О том, что означает татуировка с таким изображением и где лучше всего её расположить, расскажем в этой статье.
«Сотворение Адама» – это известная фреска, создателем которой является Микеланджело Буонарроти. Создание этого творения датируется приблизительно 1511 годом. Инициатором создания был Папа Юлий II. Изначально этот рисунок должен был быть росписью гробницы, однако по определённым причинам было решено, что Микеланджело будет расписывать потолок Сикстинской капеллы.
Интересно, что ранее Буонарроти, хотя и дал согласие на этот заказ, никогда не занимался созданием фресок. Работа далась ему очень тяжело, ведь творить приходилось без чьей-либо помощи. Микеланджело вложил в эту фреску много сил и даже потерял в процессе её создания большую часть здоровья: у него развился артрит, сколиоз, ушная инфекция. Вместе с тем были трудности и с заказчиком. Он злоупотреблял доверием мастера, не всегда вовремя производил оплату, иногда был недоволен результатом, из-за чего творцу приходилось множество раз что-либо переделывать.
В нынешнее время фреску можно всё так же увидеть на потолке Сикстинской капеллы в итальянской столице, в Риме. Она является частью одной большой композиции, которая посвящена девяти сюжетам Книги Бытия. «Сотворение Адама» является яркой иллюстрацией к следующей фразе: «И сотворил Бог человека по образу своему». Центром композиции этой фрески являются две фигуры: Бог, что представлен в виде величественного пожилого мужчины с седой бородой, окружённого ангелами, и Адам в виде молодого юноши с красивым и мускулистым телом. Они оба тянутся руками друг к другу, а их пальцы, что располагаются прямо в центре фрески, находятся буквально в нескольких миллиметрах друг от друга.
В нынешнее время изображение, что находится на этой фреске, можно увидеть на татуировках. Причём изображена может быть как цельная картина со всеми её деталями, так и только её фрагмент, а именно: две руки, которые тянутся друг к другу.
Значение этого изображения можно трактовать по-разному. Если смотреть масштабно, то такой рисунок может символизировать зарождение жизни, ведь именно это и изображается на фреске. Рисунок также может символизировать жизненный импульс, душевную энергию, искру, которую передаёт Бог своему творению, дабы вдохнуть в него жизнь и полностью очеловечить.
Есть и такое мнение, что красное полотно, что окружает самого Создателя на фреске, символизирует матку, а зелёная ткань, что развевается снизу – пуповину. В таком контексте изображение тоже можно трактовать как начало новой жизни, что буквально означает «жить – значит творить».
Однако можно взглянуть на это изображение и несколько иначе, с позиции самого творца.
Он приложил множество усилий для создания этой фрески, а ведь работа над ней была сложной. По этой причине татуировка с таким изображением может трактоваться как упорный труд, стремление завершить начатое.
Стоит сказать и о том, что татуировка с этим изображением подходит как женщинам, так и мужчинам разных возрастов. Чаще всего такой нательный рисунок можно увидеть у молодых людей. Делают они такие тату зачастую из эстетических побуждений. Однако, в некоторых случаях в такой рисунок люди могут вкладывать собственный смысл, понятный только им.
Татуировка «Сотворение Адама» может выполняться в разных стилевых направлениях. Зачастую многие отдают предпочтение такому стилю, как минимализм. Изображения, что выполнены в этом стиле, выглядят весьма аккуратно и неброско, что и является основной их особенностью. Многие люди любят такие рисунки за то, что они довольно компактны, а потому их легко можно спрятать под одеждой.
Некоторые также отдают своё предпочтение такому стилю, как геометрия. В рисунках, что выполнены в этом стилевом направлении, обязательно присутствуют геометрические фигуры или линии, которые оказывают влияние на значение татуировки. В основном если речь идёт о татуировке «Сотворение Адама», на таких изображениях преобладают плавные, округлые линии и круги, что свидетельствует о плавности, спокойствии, миролюбии и доброте человека, о его стремлении к обретению гармонии.
Весьма интересно выглядят такие рисунки, выполненные в стилевом направлении акварель. Такие татуировки представляют собой цветные изображения, в которых преобладают самые разные оттенки. Переходы между тонами на рисунке отличаются своей мягкостью и плавностью, что делает рисунок таким нежным на вид и одновременно с этим красочным.
За счёт всех этих особенностей татуировка на теле в итоге выглядит так, как будто её рисовали настоящими акварельными красками и кистями.
Реализм в таких работах тоже будет уместен. Особенно если речь идёт о татуировках, на которых изображается цельная картина, а не только её центральный фрагмент с двумя руками, тянущимися друг к другу. Таким тату свойственна высокая степень детализации, из-за чего изображение выглядит столь ярко, эффектно и натуралистично.
Татуировку «Сотворение Адама» можно расположить на любой части тела – это зависит лишь от предпочтений человека, а также от масштабов изображения.
Так, чаще всего рисунки с изображением двух рук, что тянутся друг к другу, располагают на запястье, на ключицах или рёбрах. Обычно они не отличаются габаритными размерами и выглядят весьма лаконично.
Если же на татуировке представлена целая картина, где изображаются не только руки, но также и Адам с самим Создателем, то такое изображении лучше всего будет разместить на груди или спине.
Есть множество разных эскизов татуировок с известным творением Микеланджело. Рассмотрим некоторые из них.
Вот минималистичные рисунки, которые подойдут людям, что не желают демонстрировать свою татуировку всем подряд.
А вот и крупные изображения, где представлена цельная фреска.
Татуировки, выполненные в цвете, также выглядят весьма ярко, красочно и эффектно.
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27)
«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
Увлекательную тайну Бога в картине «Сотворение Адама» освещена на сайте «Scientific American» (http://blogs.scientificamerican.com/guest-blog/2010/05/27/michelangelos-secret-message-in-the-sistine-chapel-a-juxtaposition-of-god-and-the-human-brain/):
«В 1990 году врач Франк Мешбергер (Frank Meshberger) опубликовал статью в журнале American Medical Association, посвященную расшифровке изображений Микеланджело с ошеломляющим признанием того, что изображение Бога в центральной части фрески на потолке, где приведена прекрасная анатомическая иллюстрация человеческого мозга в разрезе. Мешбергер предполагает, что Микеланджело изобразил зашифрованное изображение человеческого мозга с целью сказать нам, что Бог наделил Адама не только жизнь, но и высшим человеческим интеллектом.»
Микеланджело обучался медицине и анатомии. Известно также, что мастер вскрывал трупы. Делал при этом зарисовки, которые могут хранится в архивах Ватикана. Ни одна до сих пор не найдена. И не исключено, что Микеланджело зачем-то лично уничтожил их все.
источник
Папа Юлий II поручил Микеланджело написать фрески, украшающие Сикстинскую капеллу Ватиканского дворца. Тот самый, который несколькими годами ранее поручил ему сделать надгробный памятник в его память. Микеланджело так и не реализовал этот порядок, и, как утверждают исследователи его творчества, эта неудача повлияла на все его дальнейшее творчество. Дискуссии о форме памятника - сначала с папой, а затем с исполнителями его воли - длились около 40 лет.За это время художник разработал несколько концепций надгробия и сделал несколько связанных скульптур. Этот неудачный эпизод даже называют «трагедией могилы».
Фрески в Сикстинской капелле принесли ему огромную славу, но и встретили столь же сильную критику. Художник работал над ними в два этапа: сначала в 1508-1512 годах, картины, украшающие свод и рассказывающие библейское повествование о сотворении мира через роспись, а затем в 1535-1541 годах (в то время уже по просьбе Папы Павла III) на алтарной стене была создана фреска, изображающая сцену Страшного суда.Именно эта более поздняя фреска навлекла на художника волну критики: художник показал фигуры обнаженными, в соответствии с Библией, и вопреки прежней традиции вызвала его возмущение. Папа даже приказал одному из учеников Микеланджело закрасить наготу. Кроме того, предложенное художником решение порвало с принятыми решениями, композиция, иконографическая схема и сам способ изображения фигур вышли далеко за ренессансные условности, основанные на античности.
Остановимся, однако, на фресках, украшающих свод, особенно на той части, где было написано «Сотворение Адама».Часовня перекрыта бочкообразным сводом, похожим на разрезанный по длине цилиндр, который помещался на стены. Эту площадь художник разделил на три полосы, разделенные, в свою очередь, на более мелкие поля с помощью карнизов и арок, расписанных иллюзионистами. Карнизы — архитектурные элементы в виде горизонтальной полосы или нескольких наложенных друг на друга горизонтальных полос — проходят вдоль свода, разделяя их на три полосы. Гурты - элементы свода, выполняющие строительно-декоративные функции, в виде более узкого ребра или более широкой полосы стены, выступающие перед гранью свода, расположенные перпендикулярно своду, - разделяют отдельные поля.И карнизы, и арки написаны таким образом, что у зрителя создается впечатление, будто лицевая сторона люльки фактически разделена плоскими полосами стены и выступающими полосами, идущими вдоль свода.
Изображение Сотворения Адама расположено на оси свода в средней полосе. Сопровождается сценами из Книги Бытия, слагающими рассказ об акте творения: мы наблюдаем Отделение света от тьмы, Сотворение планет, Отделение вод от земли, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Грех прародители и изгнание из рая, Жертвоприношение Ноя, Потоп, Пьянство.Фигуры обнаженных юношей, известных как игнуди, изображены на фоне гуртов, разделяющих поля. Они сидят на иллюзионистски раскрашенных карнизах, составляющих основу пилястр; на каждой пилястре, на двух ее концах, Микеланджело нарисовал по одному юноше. Игнуди ловят в тревожных позах, как будто их останавливают в ходе совершения резких движений, например, они готовятся к прыжку, поворачиваются, делают замах рукой, чтобы нанести кому-то удар. Их тела искривлены, каждое движение и жест, показанные художником, подчеркнуты развитостью тела фигуры – юноши атлетичны, мускулисты, Микеланджело показал напряжение почти каждой мышцы.Акцентирование внимания на строении человеческого тела было результатом особого, гуманистического отношения художника и его интереса к человеку, а точная прорисовка каждой мышцы была возможна благодаря знанию анатомии. Микеланджело получил знания о строении человеческого тела путем самостоятельного вскрытия.
Сцена сотворения Адама основана на первых стихах Книги Бытия, в которой говорится: «Сотворим человека по образу Нашему, подобному нам.Да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми зверями, пресмыкающимися по земле!» И еще немного: «…тогда Господь Бог образовал человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, вследствие чего человек стал существом живым». Переводя слова Библии на язык образов, художник сосредоточил внимание на творческом акте (жесте) и сделал его ключевым элементом всей композиции. Композиция сцены делится по диагонали на две зоны: земную зону с сонной инертной фигурой Адама и небесную зону, где находится группа персонажей с Богом Отцом.Голый Адам был показан лежащим. Его торс слегка приподнят, его поддерживает правая рука, согнутая в локте. Его правая нога выпрямлена, упирается в землю; левая, согнутая в колене, приподнята, стопа, слегка подвернутая под колено правой ноги, упирается в землю. Голова и туловище Адама повернуты влево, левая рука выпрямлена, Адам указывает ею на руку Бога-Отца.
Бог Отец был нарисован в верхней зоне, как бы пойманный в полете.Микеланджело изобразил его в виде седобородого старика, одетого в свободную тунику. Выпрямленные, слегка скрещенные ноги Бога-Отца повернуты влево, а левой рукой он обнимает изображенную в полуфигуре женщину. Исследователи не согласны с ее личностью - они предполагают, что это Ева, ожидающая своего создания, или Мария; другие также видят в нем олицетворение мудрости. Бог-Отец и сопровождающая Его женщина окружены десятком или около того обнаженных фигур. Их головы и плечи выступают из-за обеих фигур, а также согнутые или выпрямленные ноги.Эта обширная группа фигур, скрюченных, словно кружась, захваченных внезапным движением, представлена на фоне пурпурной ткани. Пурпурный — цвет облачения кардинала. Материал устроен таким образом, что напоминает половинку скорлупы ореха — как будто вся группа помещена в полость скорлупы, из которой выколот сам орех. Эта необычная форма ткани побудила некоторых исследователей сравнить ее с маткой человека. Внизу ткани свободно свисает зеленый платок — этот элемент иногда трактуют как пуповину.
Но вернемся к форме Бога Отца. Голова и туловище Творца повернуты в правую сторону (к Адаму), Его правая, вытянутая рука протянута к руке Адама. Указательным пальцем Бог-Отец почти касается свободно лежащей руки Адама, его чуть вытянутого указательного пальца. Показывая два почти соприкасающихся пальца, Микеланджело запечатлел момент передачи жизни. Две руки нарисованы на фоне неба. Показ жеста созидания на пустом пространстве служит его подчеркиванию, привлечению к нему внимания реципиента, благодаря этому приему жест стал формальным и содержательным центром композиции.Встреча двух рук — это встреча человеческого и божественного начал, пассивности и активности, инерции и жизненной силы.
Теперь давайте заглянем в мастерскую Микеланджело. Его живописное мастерство проявляется здесь прежде всего в виртуозном использовании цвета и светотени, искусной передаче движения фигур и мастерском изображении строения человеческого тела. Каждая композиция предельно пространственная, кажется, что представленные элементы объемны. Фигуры очерчены четким контуром, рисунок играет первостепенную роль в формировании фигур, цвет как бы имеет второстепенное значение.Безупречное владение светотеневой лепкой, искусное расположение заштрихованных и выделенных частей позволило художнику изобразить юридические фигуры с точки зрения их анатомического строения. Исследователи фресок из свода Сикстинской капеллы отмечают, что в основном все фигуры атлетичны, мускулисты, а сами мускулы сильно подчеркнуты. Этот способ формирования человеческого тела средствами живописи, стремящийся сделать тело трехмерным, осязаемым, имеет ярко выраженную скульптурную особенность.Рисуя фигуры, Микеланджело мыслил как скульптор. Он был необыкновенным скульптором, и все области искусства, в которых он выступал, переплелись в его творчестве. Отсюда своеобразный скульптурно-архитектурный характер сикстинских фресок.
Список рекомендуемой литературы:
Хьюз А., Микеланджело. § I. 2. Живопись: Сикстинский потолок, 1508–1512, в: Словарь искусств, т. 21, изд. Тернер Дж., Нью-Йорк, 1996, стр. 443–447.
Сикстинская капелла. Микеланджело заново открыт, изд.Шастель А., Лондон, 1986.
.Микеланджело "Сотворение Адама" (1510) |
«Сотворение Адама» — работа Микеланджело. Сцена является частью фрески, которая находится в Сикстинской капелле . Микеланджело Буонаротти создавал свою работу 4 года по заказу Папы Юлия II.
На переднем плане фрески две фигуры I. Первая — обнаженный мужчина, протягивающий руку к человеку, одетому в белые одежды.Бородатая, одетая в белое фигура представляет Бога. Молодой человек — Адам. Изображенная сцена напрямую связана с той, что описана в Книге Бытия.
Все упорядоченно, гармонично. Фигуры, изображенные на картине, протягивают руки в подобном жесте. Чаще всего используются светлые тона. Фрагмент земли, на котором покоится Адам, изображен более темными красками. Также стоит обратить внимание на красный цвет, появляющийся за фигурой Бога и сопровождающих его ангелов.Он раскрывает творца.
Хотя Бог изображается в виде пожилого человека, можно увидеть некоторое сходство с фигурой Адама. Оба изображены как мускулистых человека с идеальными телами. Это процедура, типичная для живописи эпохи Возрождения, которая опиралась на античные идеалы телесной красоты.
Несмотря на сходство, можно найти противоположные черты у обоих персонажей. На земле Адам — одинокий человек, который опирается на предплечье и делает жест в сторону Творца.Бог парит в небе, Он как будто идет к Адаму. Человек чрезвычайно близок к Богу, он соприкасается с ним. Видно, что он занимает положение чрезвычайно близкое к своему Творцу. Восприятие человека как важной персоны характерно для эпохи Возрождения, в которой частым элементом создаваемых произведений был антропоцентризм.
Развернуть больше
. На строительных лесах четырехэтажного дома стоит согнутый или лежащий человек и расписанный фресками свод размером с 1/3 футбольного поля. И так он рисует, практически один, уже 4 года. Он работает каждый день, потому что стена, покрытая свежей штукатуркой, должна быть окрашена в течение 12 часов, чтобы краска сцепилась с основанием. Прежде чем подняться на строительные леса, этот человек долго готовился к работе в мастерской. Каждая изображаемая сцена была нарисована в масштабе 1:1 на картоне.Контуры картины пробиты, лист приклеен к стене и через мельчайшие отверстия проталкивается сажа или истертый в пыль пигмент. Только после того, как на стене появятся контуры, художник повторно покрывает их красками. Конечно, ранее богословы, советники папы и сам живописец разработали весь замысел картины. В своих письмах к отцу художник жаловался на физические страдания, сопровождавшие его в работе.
В 2012 году исполнилось 500 лет с момента завершения работы над фресками.
Художник, чьи работы постоянно восхищают тех, кто приходит в часовню, — Микеланджело Буонарроти.А его работа — это фрески в Сикстинской капелле в Ватикане.
Когда Микеланджело приступил к работе, часовня функционировала более 30 лет (была построена в 1475-1483 годах по заказу папы Сикста IV). Его стены были покрыты фресками величайших итальянских художников, таких как: Боттичелли, Перуджио, Лука Синьорелли, Пинтуриккио и Гирландайо (учитель Микеланджело). На основе Ветхого Завета они представили историю Моисея (в том числе Моисея с горящим кустом, Моисея на горе Синай, Переход через Красное море) и историю Иисуса Христа (м.в Крещение Иисуса, Искушение Христа, Нагорная проповедь, Тайная вечеря). Часовня предназначалась для проведения важнейших церемоний в Ватикане, в ней отправляли торжественные мессы, а с 1492 года здесь проходил конклав для избрания последующих пап.
Папа Юлий II нанял Микеланджело, признанного скульптора, для создания его великолепной гробницы в только что построенной базилике Ватикана. Он планировал изготовить 40 статуй Микеланджело. Художник включился в работу, сам выбирал блоки мрамора в каррарских каменоломнях.Он так и не реализовал произведение, потому что Юлий II… изменил свои планы. Мастер был тронут тем, что скульптура была его любимым творением. На его счету уже было несколько великих работ, таких как статуя Давида и знаменитая Пьета, стоящая сегодня в церкви Св. Питер.
Несколько лет спустя Папа нанимает Микеланджело для росписи свода Сикстинской капеллы. Художник не фресковый художник, у него всего 2 года обучения живописи. Он берется за выполнение этой работы. Он заканчивает ее и через 23 года возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы написать огромную фреску «Страшный суд» над алтарем по просьбе папы Климента VII.
Работы в Сикстинской капелле оставили глубокий след в творчестве художника. В конце своей долгой, почти 90-летней жизни, когда он начал сочинять стихи, в сонетах он вновь описал душевные и телесные страдания, сопровождавшие его во время работы над фресками в Сикстинской капелле.
Гениальный художник, скульптор и архитектор увековечил сцены от сотворения мира, сотворения человека, через первородный грех до библейского потопа, на 9 основных фресках. Хотя источников, подтверждающих это, не сохранилось, художнику приходилось перечислять размеры фигур на разных планах, чтобы входящий в капеллу видел их одинакового размера.
Когда много лет назад я был в Сикстинской капелле, там шла работа по реставрации фресок Микеланджело. В огромном, относительно темном интерьере, на своде, в основном желто-коричнево-янтарном, пестром, даже кричащем по сравнению с предыдущими, очищенном от пыли, копоти и обесцвечивания, появились оригинальные фрески Микеланджело. Только в 1999 году посетители смогли судить о том, насколько великим колористом был художник эпохи Возрождения. Знатоки живописи найдут в картинах элементы маньеризма и даже искусства барокко.
Восстановление первоначального вида произведения спустя несколько сотен лет произошло благодаря работе итальянских реставраторов и деньгам японского телевидения. Работы длились более 10 лет. В часовне запрещено фотографировать, японцы имеют исключительное право показывать репродукции фресок. Раздаются голоса, что 5 миллионов посетителей объекта ежегодно представляют угрозу для этой блестящей работы.
Одна из фресок привлекает внимание уникальным образом. Оно годами сохранялось в сознании путем бесчисленных репродукций и модификаций.
Это фреска "Сотворение Адама".
Каждый раз трогает мое сердце и мое воображение. Уже более 20 лет я храню в ящике стола карточку с репродукцией всего двух рук: Адама-человека и Бога. Достаю, когда жизненные силы ослабевают, когда житейские проблемы захлестывают и разум не подсказывает решений. Я также достаю его, чтобы испытать момент радости, удовольствия от созерцания божественного акта сотворения себя, человека, подобного Адаму. Я внутренне улыбаюсь, и каждый раз на меня находит блаженный покой.Я творение Бога, а не случайное творение, не эксперимент, не брошенная игрушка. Я дитя Бога. Микеланджело, нарисовав эти две руки, блестяще отразил идею божественного всемогущества и любви к человеку. Он выразил это тем, что без искры божественной, которая изливалась и проникала в человека, он остался бы слабым, пассивным существом. Живописное изображение Божьего дара сотворить первого человека и всех людей на все времена для меня нечто экстраординарное. Это заставляет меня смиренно смотреть на свою жизнь и благодарить за этот творческий поступок и его последствия для меня лично.Я преисполнен такой радости, что не боюсь обязанности хорошо жить, являющейся следствием сотворения человека по образу и подобию Божию. Я хочу жить так, чтобы встретить Любящее Всемогущество.
Микеланджело и Уильям Блейк представляют две разные эпохи. Микеланджело — один из самых выдающихся художников эпохи Возрождения, в его творчество входили живопись, архитектура, скульптура и поэзия. Она родом из Италии. Его знали и ценили уже при жизни. Его считали гением. Он вырос в семье каменщиков, и, как он позже утверждал, именно отсюда зародился его интерес к камню как к материалу.
Уильям Блейк считается одним из самых могущественных умов романтизма, но при жизни его гениальность была признана лишь немногими. Большую часть своей жизни он провел в нищете, изредка находя поддержку у покровителей. В отличие от Микеланджело, Блейк был не поэтом и живописцем, а поэтом-живописцем, способным соединить философию, живопись и поэзию в одном произведении.
Фреска Микеланджело «Сотворение человека» отсылает к Библии. Бог представлен в виде старика с длинной седой бородой — это ветхозаветный образ.Однако этот старик силен, о чем можно судить по его превосходному телосложению. Его поддерживают сонмы ангелов, он не стоит ни на каком фундаменте. Он одет в почти прозрачную мантию, из чего следует, что он невидим. Он протягивает правую руку и касается ею руки человека. Левую руку держит женщина. Это Ева, которую Бог намеревается создать после Адама. Правая рука напряжена, она символизирует кропотливый и упорный труд созидания человека. За Богом есть пространство, мы также замечаем развевающуюся зеленую одежду.Зеленый — цвет надежды, но также и радости. Ветер – символ возрождения, он сопутствует творчеству. Человек голый, настоящий, физически силен, но духовно слаб, что мы можем сделать, глядя на его левую руку, - он слаб, поник. Адам был создан по образу и подобию Бога. Человеческая анатомия совершенна, что свидетельствует о глубоких знаниях Микеланджело о человеческом теле и о том, как оно себя ведет. Адам лежит, он производит впечатление, что поднимается — поднимается из праха.Цвета яркие, выдержаны в спокойных тонах. Это монументальное произведение является чем-то уникальным в истории искусства. Микеланджело спланировал их и выполнил за четыре года. На центральном своде Сикстинской капеллы художник нарисовал девять огромных фресок, изображающих историю творения, грехопадение человека и потоп.
На картине Уильяма Блейка «Сотворение Адама» Бог, как и Микеланджело, изображен в виде старика. Колорит работы темный, показывая зло.Лики Бога и Адама показывают, что человек поднимается от боли, они оба чувствуют беду творения. У Бога есть крылья, потому что Он самый важный из ангелов. Человеческая нога обвита змеей – символом зла. Блейк предполагает, что человек злой с самого начала, с самого сотворения. Он создавался ночью или в подвале. Бог словно выталкивает человека из земли, вырывает его из зла. Бог выходит из огня Ада. Чем дальше от бога - тем темнее становится. Края картины темные, Блейк использовал светотень, главное (лицо Бога и человека) более освещено.
Обе работы представляют одну и ту же сцену, одно и то же творение человека, но по-разному. Представления художников об этом самые разные. «Сотворение человека» Микеланджело хорошо, но Блейк назвал его трудным. Самого человека он изобразил злым.
.