Каталог
  

Фасетная огранка


Фацетная огранка

Главная \ Фацетная огранка

Фацетная огранка (от англ. Fасеt - грань) - нанесение на поверхность камня плоских граней.

Лишь во второй половине XVII века была изобретена и стала широко применяться фасетная (фацетная) шлифовка и огранка, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней.

Назначение   огранки,   с   одной   стороны, - лучше выявить цвет камня, усилить его блеск и подчеркнуть особые световые эффекты, с другой - по возможности затушевать, сделать малозаметными дефекты, стараясь максимально сохранить величину необработанного кристалла (потеря массы при шлифовке и огранке доходит иногда до 50-60%). Лишь после огранки драгоценные камни обретают особую «игру».

Единой системы форм огранки драгоценных камней не существует. Можно выделить три группы, соответствующие различным типам шлифовки: фасетную огранку , гладкую шлифовку и смешанную шлифовку или огранку.

Фасетная  огранка применяется  главным  образом для  прозрачных  камней.  Отражение  и   преломление света от  множества  мелких  отполированных  граней придает камню более сильный блеск, а зачастую и цветовую   игру   (из-за   дисперсии   света).   Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум основным формам - бриллиантовой и ступенчатой. Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой  (сводчатой).  В смешанной шлифовке (огранке)   совмещены два типа   шлифовки:   верхняя часть гладкая, нижняя фасетированная или наоборот.

С помощью использования фацетирования можно создать, как фацет на стекле, так и фацет на зеркальной поверхности. В настоящее время существует несколько разновидностей станков, которые обрабатывают не только прямую кромку зеркал, но и криволинейные кромки.

Достигнуть необычного визуального эффекта можно при помощи двойного фацетирования, когда у более широкого края стекла делается еще один, более узкий. Двойное преломление света на фацете стекла создает в результате произведение, которое отражает свет всеми своими гранями, придавая стеклянной поверхности вид драгоценности. А, скомбинировав несколько стёкол с подобной кромкой, можно воплотить весьма интересную дизайнерскую идею в оформлении своего жилья.

На настоящий день часто используется технология, позволяющая изготовить из фацетированного стекла художественные витражи. Фацетные элементы, имеющие причудливую и разнообразную форму, могут образовывать великолепный рисунок-витраж, заключив который в оправу из металла, можно получить настоящее произведение искусства.

Выполнив фацетную гравировку на элементах стеклянных конструкций, мастер может придать обычному зеркалу или стеклянному столику необычный и презентабельный вид.

portadilusso.ru

Виды и формы огранки драгоценных камней

Что лучше – сохранить первоначальный вес камня или всё же смириться с его потерей, но при этом получить то совершенство, которое радует глаз?

Большинство мастеров стремятся к красоте. Но в древности основной обработкой камня являлось простое выцарапывание фигур и символов. До XVII века вопрос об огранке вообще не поднимался, камни обрабатывали, только слегка обтачивая природные кристаллические поверхности, а также полировали.

Предполагается, что первые мастера-шлифовщики были в Индии. Именно эта страна славилась своими драгоценными камнями, что явилось для неё не счастьем, а трагедией, – ведь, так называемые, «цивилизованные» страны мечтали найти и покорить сказочную страну и её народ.

Самые древние из сохранившихся драгоценных камней имеют огранку из множества маленьких и неровных граней. Такую огранку выполняли в Индии. С конца XV века стали применять шлифовальный диск, и это дало возможность улучшить качество огранки. Как известно, сначала мастера-гранильщики слегка обтачивали камень, придавая ему форму восьмигранника. Это естественная форма алмаза.

В Милане и Венеции в течение XVI – ого века итальянские гранильщики обтачивали камень таблитчатой огранкой с горизонтальной верхней гранью. Мастера-гранильщики этого периода занимали почётное первое место среди всех профессий и ремёсел. В XVII веке Антверпен являлся главным экономическим центром всей Европы, а мастерство его гранильщиков было общепризнанным.

Из всех старинных видов огранки следует назвать некоторые из них:

XVI век – «таблитчатая»

XVI – XVII век – «восемь-восемь»

XVII век – огранка«Мазарини», которая была, по предположению, названа в честь французского кардинала Мазарини, будто бы подсказавшего мастеру-гранильщику идею огранки с 34 гранями – 17 граней сверху и 17 – снизу. Кардинал собрал уникальную коллекцию драгоценных камней, которая стала сокровищем французского двора.

В конце XVII века венецианский мастер Виченцио Перуцци разработал огранку с 58 гранями, которую назвали «Перуцци»

В конце XVIII – в начале XIX века – огранка «Олд Майн»

В начале XIX века появилась «старинная огранка»

И наконец, самая знаменитая — «бриллиантовая» огранка, разработанная на основе «старинной огранки». Именно благодаря «бриллиантовой» огранки алмаз приобрёл доселе невиданное совершенство и явился миру во всей своей славе и красоте.

Но в дополнение к естественным граням кристалла, возникали всё новые и новые грани, увеличивалось их количество, усиливался оптический эффект камня. В дальнейшем способы огранки совершенствовались, появлялись новые технологии и возможности, благодаря которым открывалась красота драгоценных камней. И сейчас таких способов, которые придают камню максимальное сияние, множество.

А вот история огранки одного из алмазов. Крупнейший в мире алмаз – Куллинан. Он был найден в 1905 году в Южной Африке в провинции Трансвааль, на шахте, принадлежавшей Томасу Куллинану. Камень был длиной 11см, шириной 5см и высотой 6см, весил 621,2 грамма или 3106 карат. Томас Куллинан продал его правительству Трансвааля, которое преподнесло эту драгоценность английскому королю Эдуарду VII в день рождения. Распиловку камня король поручил братьям Ашерам, гранильщикам из Амстердама, которые уже доказали своё мастерство в огранке драгоценных камней. Наконец, в 1908 году 10 февраля состоялась распиловка камня.

Мастера-гранильщики были в страшном напряжении, а один из них, Джозеф Ашер, даже лишился чувств, подумав, что первый надрез при распиловке сделан им неудачно. Однако всё было верно, и расчёт оказался правильным. В результате распиловки получили 9 больших камней и 96 маленьких. Затем началась огранка, на которую ушло несколько месяцев. После огранки общий вес 105 камней составил 1055,9 карат, то есть было утрачено 65% первоначального веса. Два самых крупных камня «Куллинан I и II» украсили Сокровищницу Британской Короны.

Применяются различные виды огранки – «маркиза», «капелька», «изумрудная» и многие другие фантастические виды, придуманные мастерами-гранильщиками. Если рассматривать огранку исходя из оптического впечатления, то можно отметить три основных вида огранки – фасетная, гладкая и смешанная.

Именно в фасетной огранке мы можем увидеть поистине магическое сияние камня. Этот вид огранки имеет множество мелких граней, благодаря которым усиливается блеск и цвет камня. Фасетная огранка имеет в свою очередь множество различных видов огранки и используется для прозрачных камней. Техника фасетной огранки когда-то хранилась в строгой тайне.

Гладкая огранка, или шлифовка выполняется выпуклой (кабошон) или ровной и используется для многих поделочных камней и непрозрачных драгоценных камней. Для таких камней, как агат, бирюза, коралл, достаточно лишь отшлифовать поверхность, и это украсит его и передаст замысловатые фантастические узоры камня.

Смешанная огранка – это сочетание фасетной огранки и гладкой шлифовки. Камень в одной части может иметь грани, а в другой может быть гладким.

Форма огранки – это ещё одна тема дизайнерской фантазии. Формы огранки камней чрезвычайно разнообразны. Они могут быть круглыми, коническими, квадратными, ромбовидными, в виде сердечка, овальными, прямоугольными, треугольными, многоугольными и, наконец, просто фантастическими, которые являются образами дизайнерской выдумки.

Драгоценные кристаллы, пройдя пылающие недра Земли, приобретают благородный облик и поражают своим сиянием и красотой, а в сочетании с творчеством и умением мастера становятся совершенством природы.

izuminki.com

Виды огранки камней

Как таковой классификации по форма огранки камней нет, но может огранка камней классифицироваться по типу шлифовки. Поэтому классификацию формы огранки драгоценных камней разбили на три группы: фасетная огранка, гладкая шлифовка, смешанная шлифовка или огранка.

  • Гладкая шлифовка бывает ровной или плоской, выпуклой или сводчатой и округлой. Эту шлифовку используют для шлифовки непрозрачных ювелирных камней.
  • Смешанная шлифовка или огранка совмещает в себе гладкую шлифовку и фасетную огранку, например можно сделать нижнюю часть камня плоской, а верхнюю часть фасетной.
  • Фасетная огранка используется в основном для прозрачных камней. Обработанный таким образом камень имеет множество мелких гладко отполированных граней из-за которых появляется сильный блеск, а иногда и цветовая игра. Фасетная огранка может иметь различную форму, а от этого и различные названия.

Ниже на картинке показаны некоторые виды огранки камней с названиями.

Огранка драгоценных камней виды

Бриллиантовая

Бриллиантовая огранка это полная бриллиантовая огранка которая была разработана специально для алмазов поэтому она имеет второе название алмазная огранка. Такая огранка бриллиантов разделяется на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть состоит из площадки и не менее 32 фасет, а нижняя часть должна иметь не менее 24 фасет. Название такой огранки зависит от названия камня например огранённый таким образом алмаз будет называться бриллиантом, а огранённый точно таким же образом цирконий будет называться цирконовый бриллиант.

Восьмёрка

Огранка под названием восьмёрка состоит из площадки и из 8 фасет как в нижней части так и в верхней части. Такая огранка используется для обработки самых мелких алмазов у которых невозможно сделать бриллиантовую огранку или делать из них бриллианты невыгодно. Поэтому 500 алмазов с огранкой восьмёрка могут весить всего 1 карат.

Роза

Огранка роза не имеет площадок и не имеет нижней части. В зависимости от числа фасет и их расположения можно сделать различные варианты, но такая огранка плохо играет и поэтому почти не используется.

Ступенчатая

В ступенчатой огранке множество фасет делаются с параллельными рёбрами, а в направлении к рундисту крутизна фасет возрастает. Причём количество фасет в нижней части больше чем в верхней части. Ступенчатую огранку иногда называют лестничной огранкой. Ступенчатая огранка используется в основном для обработки цветных камней.

Клиньевая

Клиньевая огранка является одной из разновидностей ступенчатой огранки. При огранке клиньями каждая из фасет разделена на четыре клина.

Цейлонская

При цейлонской огранке делаются множество мелких фасет по всему камню в целях сохранения большего объёма камня. При такой огранке фасеты получаются не симметричными и некрасивыми и их часто переделывают.

Изумрудная

Применяют изумрудную огранку в основном для огранки изумруда. Изумрудная огранка выполняется в виде ступенчатой огранки при восьмиугольной форме камня.

Табличная

Табличная огранка выполняется как простая ступенчатая огранка но с увеличенной верхней площадкой. При такой огранке верхняя площадка камня делается плоской. Используют для изготовления камней которые идут для перстней и печаток.

Кабошон

Огранка кабошон это придание верхней части камня округлой формы, а нижней части камня плоской или слабовыпуклой. У тёмных камней нижняя часть вытачивается и становится вогнутой для того, чтобы высветлить цветовой тон.

Галтовка

Галтовка это метод обработки камней трением друг об друга в течении продолжительного времени. В барабан помещают необработанные камни и начинают его вращать в результате чего камни трутся друг об друга. Примерно через неделю трущиеся друг об друга камни станут гладкими и отполированными до блеска. Этим методом обрабатываются достаточно твёрдые цветные камни не имеющих спайностей, особенно часто обрабатывают искусственные камни. Одним и тем же способом огранки камня можно камню придать различную форму. Форма у камней после огранки называется по разному например шестиугольник, квадрат, шар, треугольник, конус, овал и много разных других форм.

kamni2.ru

Камни с фасетной огранкой

Драгоценные камни.

Подробности В древности считалось, что алмаз нельзя обрабатывать из-за его чрезвычайной твердости, и вплоть до XV в. вся обработка алмазов сводилась к удалению смолоподобной корочки, обычно скрывающей форму индийских камней, и полировке естественных граней или поверхностей. Широко распространенное мнение о том, что шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком ввел Луи деБеркан из города Брюгге, было опровергнуто Анри Поллаком, который не смог установить досто-.верность существования этого мастера; вполне возможно, что этот способ зародился в Индии *. Вначале гранильщики, торжествуя свою победу над непокорным камнем, придавали ему различные фантастические формы и не сознавали, каким могучим средством усиления красоты алмазов они располагают. Индийские мастера либо независимо открыли способ огранки алмазов, либо переняли его, ибо путешественник Тавернье, посетивший в 1665 г. Индию, увидел много активно работающих гранильщиков, которые, однако, не обладали большими познаниями и не были более искусны по сравнению с европейскими мастерами. Если алмаз был совершенно чистый, они ограничивались полировкой естественных граней. Однако если камень был с трещинами или пятнами, его покрывали многочисленными маленькими гранями, расположенными беспорядочно. Они умели хорошо скрывать пороки камня, нанося на него множество мелких граней. Первоначальная форма камня оставалась неизменной, никаких попыток улучшить симметрию не предпринималось. Как будет показано в главе «Исторические камни», Индия взрастила гранильщиков, обладающих мастерством и терпением, столь необходимыми при обработке алмазов.1. Алмазные наконечники и алмазные таблицы. За довольно большой промежуток времени в деле моделирования форм огранки алмазов было сделано очень мало, и даже во второй половине.XVI в. были известны только две правильные формы огранки алмазов — алмазный наконечник и алмазная таблица. Зная форму кристаллов алмаза, мы можем легко представить, что обе эти формы огранки основаны на использовании правильного октаэдра. Алмазный наконечник образован природными гранями кристалла, которые в случае необходимости шлифуются до правильной формы. В течение длительного времени эта форма огранки использовалась для мелких алмазов, которыми украшали кольца с крупными цветными камнями. Поскольку подбирались кристаллы, достаточно близкие по форме к совершенному октаэдру, то и затраты труда на придание им формы были сравнительно невелики. Далеко не так просто обстояло дело при огранке алмазных таблиц. Во-первых, камни обязательно должны были быть намного крупнее, иначе они едва ли становились бы ценнее после огранки. Алмазная таблица (рис. 82) образуется из правильного октаэдра при стачивании одного из внешних углов до образования грани — таблички, ширина которой равна половине ширины цент-.рального квадратного сечения; расположенный напротив внешний угол стачивается незначительно, только до образования, маленькой грани — колеты, параллельной табличке. Время и труд, которые затрачивались на удалениедоли общей массы камня при помощи примитивных инструментов той эпохи, должны были быть огромными. Возможно, иногда использовали и пилу, однако это наверняка была ручная пила; вращающуюся алмазную пилу стали применять только сто лет назад. Часть камня, полученная при спиливании верхушки полного октаэдра, шла на изготовление более мелких драгоценных камней.В самых древних алмазах-таблицах наклонные грани верхней части камня — коронки и нижней части — павильона, или базы, были образованы естественными гранями откаэдра, отполированными и отшлифованными. Угол между гранью и стороной рундиста был равен 54°44. Впоследствии был достигнут больший эффект при уменьшении этих углов до 45°, так что грани коронки и павильона образовывали друг с другом прямой угол, разделяемый рундистом.

juwelir.info


Смотрите также