Каталог
  

Гранит минерал описание для детей 2 класса


Доклад-сообщение Слюда - минерал описание для детей 2, 3, 5 класса

Слюда – это минерал, отличительной особенностью которого является слоистая структура. Это довольно распространенное полезное ископаемое. Слюду можно разделить на очень тонкие пластины, они являются достаточно гибкими и прочными. Примеси металлов (железа, марганца, хрома) в составе слюды обеспечивают ее различные цвета. Она бывает коричневая и зеленая, а также черная и розовая различных оттенков.

Добывают этот минерал открытым или подземным способом. Слюда входит в состав пород, имеющих вулканическое происхождение. Самые большие месторождения слюды находятся в Индии, Бразилии, США, много этого полезного ископаемого на Мадагаскаре и в России.

Этот минерал был известен и высоко ценился еще в Древнем Египте, он был обнаружен в пирамидах. Позже слюду стали использовать в окнах и светильниках, при отделке храмов и изготовлении икон, украшении шкатулок и ларцов. Фонари из слюды со свечами внутри пользовались большой популярностью, ведь этот материал прозрачный и термостойкий, такие светильники были недорогими. В свое время слюда конкурировала со стеклом и выигрывала благодаря более низкой цене и простоте изготовления пластин, ведь для этого слюду нужно было только тонко нарезать.

Слюду используют в электротехнике благодаря ее отличным изоляционным свойствам, а также для получения особых оптических стекол, в приборах по измерению радиации. Крошка слюды, нанесенная на бумагу, применяется как изоляционный материал. Вспученная и обожженная слюда – это вермикулит. Его сфера применения – это наполнитель для бетона, утеплителей, звукоизоляции. Вермикулит добавляют в грунт цветоводы, особенно для комнатных растений для его разрыхления. Отдельные слои и части слюды можно склеивать, получая слюдопласт. Мельчайшую пыль из минерала добавляют в косметические средства, чтобы придать им сияние, а также в лакокрасочные материалы.

Сообщение-доклад о Слюде

Недра нашей планеты богаты самыми разнообразными природными минералами, каждому из них нашлось свое особенное применение в жизни человека. Слюда это так же природное богатство, в его семейство входят многие виды горных минералов. В первую очередь это биотит, мусковит, флогопит и лепидолит. Можно сказать, что все разновидности минералов имеют похожие сходства, но все же, они отличаются из-за содержания металлов. Минерал слюда вместе со всеми своими видами отлично разделяются на слои, которые на ощущение кажутся очень мягкими. Почти все виды слюды умеют образовывать однотипные кристаллы. Они отличаются по цветам и оттенкам.

Слюда образуется в земной коре. Они входят в состав горных пород, которые смогли образоваться в момент остывания вулканической лавы. Бывает и так, что слюда образуется вследствие других процессов. Слюда давно считается обширным семейством минералов. Чаще чем другие виды в природе встречается мусковит. Его пластинки могут быть белыми или даже не иметь никакого цвета. Еще один вид слюды – биотит. Из-за того, что минерал перенасыщен железом, биотит всегда будет либо буро-зеленым, или же совсем черным. Флогопит имеет желтоватую окраску, иногда коричневую. Листы лепидолита розовато-сиреневого цвета. Они всегда изогнуты.

Такой минерал как слюда люди добывают в шахтах. Чаще всего с помощью бурильных работ. Залежи слюды расположены на территории Канады, России, Америки, Африки, Бразилии и Индии. Слюда очень хороший изоляторный материал. Ее расслаивают, а так же разрезают на кусочки. Слюда присутствует во многих электроприборах, ее применяют в изготовлении электрооборудования. Раньше чтобы получить слюду ее вручную отбирали из всей горной массы. Разработки человека не стали на одном месте, поэтому сегодня, разработано много способов синтеза этого минерала.

Люди издавна начали интересоваться слюдой. Это началось со строительства жилья. Из пластинок слюды делали оконницы, которые потом вставлялись в проемы окон. Пластины слюды добавлялись в любой электрический прибор, считалось, что электроприбор без слюды просто не мог работать. Слюдой инкрустируют разнообразные красивые шкатулки и шкафы. Если слюду смешать с красками это придаст поверхности особого вкуса и изысканности. Такую интересную краску разработали так же для некоторых видов обоев, и пластмассовых изделий. Вот и получается, что природа раскрывает перед нами не только свои богатства, она еще помогает человеку приспособиться к жизни.

Описание для детей 2, 3, 5 класса

Популярные доклады

  • Доклад Кошки 2 класс окружающий мир

    Кошки – это грациозны и очень красивые. Животные имеют острые когти, которые им помогают с легкостью лазить по деревьям, также ловко прыгают. Тело кошек в основном покрыты шерстью, но встречаются виды кошек и без шерсти. У них длинный хвост и ушки.

  • Доклад-сообщение Сера 4, 9 класс по химии

    В периодической таблице Менделеева сера находится в VIA группе (шестая группа, подгруппа А), в третьем периоде. Она относится к немногочисленной группе неметаллов: Периодическая система насчитывает их всего 22, в том числе инертные газы.

  • Доклад-сообщение Патриотическое воспитание дошкольников

    Патриотическое воспитание детей является приоритетным направлением современной воспитательной работы в системе образования. На развитие патриотического чувства у подрастающего поколения возложена миссия возрождения культурного

more-dokladov.ru

Минералы и горные породы — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Минералы — природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Людям известно около \(3000\) минералов. Большинство из них встречается редко. К редким минералам относятся алмаз, самородная платина, самородное серебро, графит.

Минералогия — наука, которая изучает минералы.

Широко распространённых минералов, из которых в основном состоят горные породы, всего несколько десятков. Больше всего на Земле полевых шпатов, кварца, слюд.

Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

Горные породы разнообразны. Это песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень и другие.

Одни горные породы твёрдые и монолитные, другие пористые и лёгкие, третьи рыхлые и сыпучие. Плотные — довольно прочные камни, например: гранит, известняк, мрамор, гнейс, базальт. Рыхлые — породы, которые рассыпаются или легко разламываются. Это глина, песок, торф, мел.

www.yaklass.ru

Экспериментально-образовательная совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Гранит – вопросы и ответы»

Цель: дать детям знания о граните, провести ряд опытов с этим камнем;

Образовательные задачи:

- познакомить детей с камнем «гранит», с его названием;

- познакомить детей с историей возникновения и разрушения гранита;

- познакомить детей с областями применения гранита – в строительстве, культуре, медицине;

- учить детей обобщать полученный опыт и делать выводы;

- формировать у детей представления о свойствах гранита;

Развивающие задачи:

- формировать устойчивый интерес и любознательность ко всему, что нас окружает;

- развивать сенсорные чувства: зрительные, тактильные;

- развивать пассивный и активный словарь детей: земная кора, магма, вулкан, горная порода, памятник;

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание участвовать в опытах, фиксировать результаты своих наблюдений;

- воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща;

Предварительная работа:

- собирание камней детьми вместе с родителями;

- создание коллекции гранитов;

- оформление в группе «Музея гранита»;

- подготовка фотоматериалов;

- создание презентации о граните;

Материалы и оборудование:

- увеличительные стекла на каждого ребенка;

- емкости для воды;

- кусочки поролона;

- известняк или кирпич;

- деревянные бруски;

- молоток;

- альбом для фиксирования опытов.

Ход экспериментально-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

- Загадка

Мы нашли их на дороге,

Там их было очень много.

Сейчас музей их наш хранит –

Гордый камень под названием … /гранит/.

- Показ презентации.

- Рассматривание камней.

2. Основная часть

Объяснение названия «гранит»

Гранит получил свое название от латинского слова - granitio, буквально - зернистый. Есть еще одно слово, похожее на «гранит». Это фрукт – гранат. Русское название «гранат» произошло от латинского granatus (зернистый).

Как рождается гранит?

Среди многих горных пород основную группу составляют породы, рожденные в результате мощнейших извержений вулканов. Потом эти породы застывали в земной коре и на поверхности под воздействием воды, ветра, дождя, снега и т.д.

а) Горячая магма поднимается из глубин Земли.

б) Застывшая магма появляется на поверхности Земли.

- Какие минералы входят в состав гранита?

Гранит состоит из трех главных минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Они входят в состав гранита в равных количествах.

Разные цвета гранита

Самый распространенный – серый гранит, однако встречается и красный, розовый, оранжевый, голубовато-серый, голубовато-зеленый.

Свойства гранита

- Долговечность.

Гранит начинает разрушаться не ранее, чем через 500 лет, поэтому его нередко называют «вечным» камнем;

- Как же все-таки разрушается гранит?

Днём гранитные скалы сильно нагреваются лучами солнца, а ночью быстро остывают. От этого на граните образуются трещины. После дождя или при таянии снега вода проникает в трещины и постепенно размывает их. Зимой вода, попавшая в трещины гранита, замерзает и раздвигает трещины. И вот от гранитных гор начинают откалываться куски. Они скатываются один за другим вниз. Потоки и ледники измельчают куски гранита, они становятся всё меньше. Перетираясь, крупинки кварца образуют кварцевый песок. Полевой шпат и слюда превращаются в глину. Отсюда появляются огромные массы песка и глины, которые мы всюду встречаем в природе. В течение миллионов лет песок и глина образуются при разрушении гранита.

- Прочность.

Гранит очень плотный и прочный камень.

- Устойчивость к воздействию дождя, снега и ветра.

Гранит — идеальный камень для отделки зданий.

- Устойчивость к воде.

Гранит не впитывает воду. Поэтому гранит прекрасно подходит для набережных рек.

Применение гранита

- Строительство.

Гранит — очень красивый материал. Разные цвета гранита могут создать удивительный узор.

- Полы, лестницы.

Гранит очень долго не стирается. Даже если по лестнице за год пройдет 1 миллион человек, то ступени останутся целыми.

- Брусчатка для мостовых.

Гранит применяется в местах, где необходима большая «выносливость».

- Памятники – древние и современные

- Метро.

Многие станции метро украшают разными видами гранита.

- Лечебные свойства гранита.

В старину из гранита строились бани для царской семьи. Сейчас тоже используют нагретые камни для лечения.

3. Практическая часть

- Опыт первый «Почему «гранит» назвали «гранитом»?»

Взять образец гранита, рассмотреть его в лупу, потрогать на ощупь, определить зернистую поверхность камня; потрогать поверхность стола, заметить разницу; предложить детям определить с закрытыми глазами, где гранит, а где деревянные бруски.

Вывод: гранит имеет зернистую поверхность.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт второй «Бывает ли разноцветный гранит?»

Взять несколько образцов гранита, рассмотреть поверхность, найти одинаковые черты, определить сходство, найти различия по цвету.

Вывод: гранит имеет разную окраску.

Фиксирование опыта: зарисовка в альбом.

- Опыт третий «Плавает ли гранит?»

Погрузить образец гранита в воду; гранит сразу опускается на дно.

Вывод: гранит не держится на воде, значит он тяжелее воды.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт четвертый «Впитывает ли гранит воду?»

В емкость с водой положить кусочек поролона, посмотреть, как он впитывает воду и погрузится в воду. Потом достать гранит и поролон, положить их на салфетку, подождать, когда стечет вода с гранита.

Вывод: гранит быстро высох, а с поролона еще долго будет стекать вода, значит, гранит не впитывает воду.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт пятый «Можно ли расколоть гранит?» (опыт проводится на улице, во время прогулки).

Берем наиболее крупные экспонаты гранита, фиксируем, и педагог стучит по граниту молотком; гранит не раскалывается. Берем известняк или образцы кирпича, тоже фиксируем, и педагог стучит по образцам молотком; от образцов начинают откалываться куски.

Вывод: гранит очень прочный камень.

Фиксирование опыта: схематичная зарисовка.

- Опыт шестой «Нагревается ли гранит?»

Опыт состоит из 2-х частей:

I. Положить образец гранита на подоконник под солнечные лучи. Через некоторое время потрогать образец. Та часть гранита, которая была обращена к солнцу, нагрелась, другая же часть, которая оставалась в тени, осталась прохладной.

II. Положить образец на батарею. Через некоторое время потрогать образец. Гранит оказался более теплым той стороной, которая была ближе к батареи.

Вывод: гранит нагревается и от солнца, и от других источников тепла

Фиксирование 2-х частей опыта: схематичная зарисовка.

4. Заключительная часть

- Показ презентации о граните (дети рассказывают, что они узнали о граните);

- Рассматривания альбома наблюдений и опытов. Дети рассказывают о том, как проводились опыты и что они узнали в результате этих опытов;

- Экскурс по «Музею гранита». Проводят экскурсию дети. Экскурсию можно провести как для детей параллельных групп, так и для родителей.

Список источников:

  1. http://byaki.net/eto_interesno/44245-istoriya-grom-kamnya.html
  2. http://profgranit.ru/materials/granit/
  3. http://granitpro.com.ua/plitka.html
  4. http://transmaister.ru/granitland.php
  5. http://граниты.рф/
  6. http://hphsc.narod.ru/minerals/tainy/tainy002.html
  7. Атлас динозавров, минералов и ископаемых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 96 с.

Полную версию работы можно скачать здесь.

dohcolonoc.ru

Кладовые Земли. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Рис. 1. Песок (Источник)

Рис. 2. Глина (Источник)

Рис. 3. Гранит (Источник)

Другие используются как топливо:

Рис. 4. Каменный уголь (Источник)

Рис. 5. Торф (Источник)

Рис. 6. Нефть (Источник)

Рис. 7. Газ (Источник)

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Рис. 8. Выплавка металла  (Источник)

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль - тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

Рис. 9. Каолин (Источник)

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Рис. 10. Гранит (Источник)

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Рис. 11. Слюда (Источник)

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Рис. 12. Полевой шпат (Источник)

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Рис. 13. Кварц (Источник)

Рис. 14. Аметист (Источник)

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Рис. 15. Агат (Источник)

Рис. 16. Сапфир (Источник)

Рис. 17. Гранат (Источник)

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

interneturok.ru


Смотрите также