Каталог
  

Искусственно выращенные бриллианты


Синтетический блеск: в моду входят искусственно выращенные алмазы

Бриллианты, выращенные в искусственной среде — это «одна из тех разрушительных технологий, которая в ближайшие 10-15 лет необратимо повлияет на индустрию добычи алмазов», — говорится в исследовании City Research.

Bloomberg приводит пример искусственно выращенного бриллианта огранки «груша» весом 2,62 карата канареечного цвета, который обошелся владельцу — генеральному директору одной из консалтинговых фирм Лос-Анджелеса — в $22 тыс. При этом камень ничем не отличался от своего «натурального» собрата, который стоит минимум в три раза дороже: сегодня на рынке драгоценных камней, где особенно ценятся цветные бриллианты насыщенных оттенков, стоимость желтого бриллианта весом в 1 карат достигает $20-35 тыс.

Важно и то, что кристалл, выращенный в лаборатории, сохраняет все физические и химические свойства природного алмаза (в отличие от фионита, который лишь имитирует его). Для производства искусственных алмазов графит помещают в огромную микроволновую печь размером с комнату, наполненную метаном или другим карбон-содержащим газом, раскаленным до состояния плазмы. В результате образуются алмазные кристаллы, которые постепенно увеличиваются в размере. Процесс занимает до 10 недель.

За последние годы технология синтеза была настолько усовершенствована, что специалисту-диамантеру не удастся отличить искусственный камень от природного невооруженным глазом. При этом лабораторные бриллианты никак не назовешь «кровавыми». А ведь именно так часто говорят в отношении настоящих алмазов. Например, журнал Time в своем последнем номере вынес это определение прямо на обложку, анонсируя репортаж о том, какие нравы царят на алмазных шахтах в Конго: тяжелые условия труда, использование детского труда, постоянный бандитский передел рынка.

В исследовании City Research отмечается, что представители добывающего бизнеса, хоть и признают высокое качество искусственных алмазов, все же «надеются, что покупатели считают их ненастоящими и неправильными». Это подтверждает и официальное заявление крупнейшего производителя алмазов в мире, — компании De Beers: 

«Ценность бриллианта неразрывно связана с историей происхождения и формирования каждого конкретного камня, с его эмоциональной нагрузкой, чего начисто лишены бриллианты, выращенные в лаборатории».

Но, похоже, не все покупатели разделяют это мнение. По данным голландской консалтинговой компании Gemdax, лишь 45% американцев в возрасте от 18 до 35 лет предпочитают натуральные необработанные бриллианты. Остальные готовы платить меньше и носить красивые, пусть и ненастоящие камни.

В результате доля искусственных алмазов на рынке хоть и невелика, но постоянно растет. В 2014 году было произведено всего 360 тыс. каратов искусственных алмазов. Однако уже в 2018 году этот объем, по прогнозам специалистов, увеличится до 2 млн каратов, а к 2026 году и эта цифра возрастет на порядок — примерно до 20 млн каратов.

Натуральных алмазов в мире сейчас добывается около 145 млн каратов в год, но эта цифра постоянно снижается, а цены на них падают. Та же De Beers недавно объявила о снижении цен на алмазы на 9%, а плана добычи на 2015 год с 34 до 29-31 млн каратов.

По данным Bloomberg, другие производители алмазов также пересматривают цены и объемы поставок. Главная причина — уменьшение продаж ювелирных изделий по всему миру. 

style.rbc.ru

Синтетический бунт: как искусственно выращенные бриллианты завоевывают мир

В мае рынок потрясла новость — старейшая алмазодобывающая компания De Beers объявила о готовности продавать искусственно выращенные бриллианты. «РБК Стиль» разбирается, как в консервативном ювелирном мире случилась революция и кому это выгодно.

Кажется, марка De Beers решила последовать известному дипломатическому принципу «не можешь подавить бунт — возглавь его» и стать монополистом не только на рынке натуральных бриллиантов, но и искусственно выращенных камней. Специально для этих целей был создан бренд Lightbox, который будет продавать украшения только с камнями, выращенными в лабораторных условиях. Простые, незатейливого дизайна, дешевые — на каждый день.

«Синтетические бриллианты — не более, чем поветрие и мода, — говорит Брюс Кливер, генеральный директор De Beers. — Они не подходят, чтобы отмечать значительные события вашей жизни, которые хотелось бы запомнить надолго». Ему вторит финансовый директор компании Нимеш Пател: «Такие камни — не что-то уникальное. Потеряв украшение с синтетическим бриллиантом, вы вряд ли сильно расстроитесь. Кстати, это отличная альтернатива для украшения ребенку».

В общем, запуская новую марку, спикеры De Beers сделали все от них зависящее, чтобы репутация лабораторных бриллиантов упала ниже некуда. И это при том, что еще в сентябре 2017 года компания официально заявила, что никогда не будет продавать искусственно выращенные бриллианты, что как раз было понятно и объяснимо: в противном случае это выглядело бы как каннибализация собственного бизнеса.

Есть ли различия?

Тема искусственно выращенных бриллиантов активно подогревается последние два года. Единственный вопрос, который все это время волнует общественность: «Чем же они отличаются от натуральных?»

Правильный ответ — практически ничем. Чистый углерод. Спрессованный миллионом лет геологических процессов или сжатый методом осаждения пара в лаборатории. Причем непосредственно для образования алмаза и в естественной, и в искусственной среде требуется примерно одинаковое время — две-три недели. Просто натуральный потом еще «немного» полежал в земной коре. Химический состав одинаковый. Кристаллическая структура — тоже. В плане визуальной идентичности — бесцветные синтетические бриллианты от натуральных не отличит даже эксперт под 15-кратным увеличением. При особой тренированности может заподозрить — но не более.

«На самом деле, это не совсем так, — рассказывает независимый ювелирный эксперт, 35 лет проработавший в компании De Beers. — При огранке мастер легко отличает натуральный бриллиант от выращенного в лаборатории — для наметанного глаза структура заметно отличается».

Собственно, именно для того, чтобы изучить выращенные человеком алмазы во всех подробностях, компания De Beers пару лет назад организовала собственную лабораторию Element Six по выращиванию и изучению синтетических бриллиантов в британском Беркшире.

Сегодня большинство лабораторно выращенных бриллиантов пытаются выдать себя за природные, что и потребовало таких основательных и дорогостоящих исследований от De Beers.

Плохая новость в том, что если искусственный камень не обнаружили эксперты на уровне производства украшения, то в магазине вы это определить не сможете. Хорошая — в том, что вряд ли это сделает кто-то еще, так что вы никогда не узнаете, что вас обманули. Но сама возможность заставляет сильно нервничать не столько покупателей, сколько экспертов и ювелиров — все-таки репутация.

Сколько это стоит?

А вот теперь главный смысл трюка De Beers c брендом Lightbox. До вывода марки на рынок украшения с искусственными бриллиантами продавали несколько американских компаний (которые их же и производили), причем по цене лишь на 30% ниже, чем стоили натуральные камни.

Главным маркетинговым отличием и приманкой для покупателей стала экологичность и этичность лабораторных камней. Во всем остальном новые игроки использовали ту же идею продвижения («ценность для важных моментов жизни»), близкий дизайн, те же огранки. Проще говоря, «синтетика» попыталась сыграть на поле натуральных бриллиантов. То есть претендовала на кусок жирного рынка, который годами дорогостоящих рекламных кампаний вскармливали De Beers, воспитывая в покупателях желание инвестировать в бриллианты, платя за камни значительно больше их реальной стоимости.

«Синтетический» или «выращенный человеком»?

Синтетические бриллианты появились на рынке в крайне неудачном репутационном формате: пытаясь мимикрировать под натуральные в рамках большой партии натуральных мелких бриллиантов весом до полутора карат. А это, как и любое мелкое мошенничество, не могло породить доверия к идее в целом.

Впрочем, искусственные бриллианты довольно быстро поднялись до небольших ювелирных марок, радеющих за экологию и этичность. Самые известные из них — Diamond Foundry (инвесторы Леонардо ди Каприо и Мирослава Дума), Orro, Gordan Max, Innocent Stone, Carat и еще десяток других. Большинство производств расположено в Америке и Азии, хотя есть и одна довольно известная среди профессионалов лаборатория в Сестрорецке — именно здесь два года назад был выращен самый крупный искусственный синий бриллиант весом 5 карат.

Общими усилиями мысль о своеобразной уникальности и ценности синтетических бриллиантов удалось донести до журналистов, которые хватались за идею инновационности и этичности, а затем и до потребителей.

Алмазодобывающие компании объединились в попытках внушить общественности, что синтетические камни не имеют «ни души, ни божественного прикосновения». На рынок были выпущены рекламные кампании «Real is rare, real is diamond». При этом в рекламе показывают камень карат на 20 уникальной чистоты и прозрачности, а сама рекламная кампания, как мы понимаем, рассчитана на покупателей вполне ординарных бриллиантов максимум карат до двух, которые с трудом могут быть причислены к категории редких. Но вот парадокс: чем больше ювелиры и добывающие компании рассказывали о разнице в свойствах, «редкости» и «уникальности» природных камней, тем больше они способствовали популяризации синтетических. К концу года пресса сменила тон со снисходительного на уважительный: эпитет «синтетический» с явным негативным оттенком был вытеснен более привлекательным — «выращенный человеком». Диамантеры забеспокоились всерьез.

Запуская Lightbox, De Beers преследует две простые цели. Первая — создать синтетическим бриллиантам репутацию на уровне стразов — модно, дешево, несерьезно. И вторая, гораздо более важная — опустить их стоимость. Если последние два года цены на синтетику держались на 30% ниже, чем рыночная стоимость натуральных камней (то есть фактически на уровне биржевых цен), то Lightbox будет продавать украшения по цене на 85-90% ниже стоимости натуральных бриллиантов — по $ 200 за камень в четверть карата и $ 800 за карат. Для сравнения, по данным бюллетеня Rappaport за август 2018 года, 0,5 карата среднего качества натурального бриллианта стоит около $ 1500, а 1 карат — от $ 4000 до $ 6000 в зависимости от характеристик. Пока замысел De Beers напоминает короткий победоносный блицкриг, но время покажет.

uvelir.info

Искусственный бриллиант: как отличить муассанит

Искусственный бриллиант будоражил умы учёных и алхимиков множество веков, и только относительно недавно удалось наладить, пусть медленное, но стабильное производство искусственных драгоценных камней.

Если о большинстве аналогов можно говорить, как об отдалённой имитации бриллианта, то муассанит в этом ряду стоит особо. Этот искусственно выращенный бриллиант по некоторым показателям превосходит свой прототип, поэтому впору говорить о том, как отличить муассанит от бриллианта.

Муассанит впервые представлен в 1996 году и сразу вызвал ажиотаж. 4 года геммологи исследовали камень. Сегодня при идентификации муассанита профессионалы используют их наработки.

Методы определения муассанита

В ход идут разные способы, основанные как на современных технологиях, так и оперирующие знаниями физики и обычным микроскопом. Одним из самых распространённых способов выявить искусственный бриллиант является тест на теплопроводность. Такой опыт впервые применён в 1981 году. Минералы, в то время претендовавшие на имитацию бриллианта – синтетический сапфир, фианит, циркон и другие, выявляются сразу же, но только не муассанит. В силу схожести физических свойств с алмазом, он определяется как натуральный камень.

Гарантировано выявить муассанит поможет специальная жидкость, которой тестируют неогранённые минералы. Удельная масса камня составляет 3,17-3,24, что лишь незначительно уступает алмазу – 3,52. Поэтому в тестовой жидкости муассанит останется на поверхности, а алмаз потонет.

Твердость минералов измеряется по шкале Мооса. Так, муассанит располагается на ней непосредственно за бриллиантом. При этом алмазный наконечник оцарапает муассанит, так что от такого способа лучше воздержаться.

Искусственный алмаз имеет отличные от бриллианта оптические свойства. Опытный глаз при соответствующем увеличении заметит менее острые спайки на гранях, что обусловлено спецификой огранки. Кроме того у искусственного бриллианта можно заметить двоение. Сцинтилляция муассанита выражена в большей степени.

Каким тестерам можно доверять

«Charles and Colvard» постоянно совершенствуют технологию производства муассанитов. Если ещё недавно приборы «Diamond Proover 2» и «Diamond Eye» выдавали адекватную оценку коэффициентов отражения, то теперь тестеры оказались бесполезными. Прогресс в производстве муассанитов позволил изменять коэффициент преломления, приблизив искусственно выращенный бриллиант к оригиналу.

Одним из самых эффективных тестеров является прибор от «Charles and Colvard». В основе его работы лежит разница в поглощении ультрафиолета муассанитом и бриллиантом. Если первый поглощает ультрафиолет, то второй – пропускает. Однако и здесь есть свои нюансы. Бывало, что алмаз, обладающий сильной флуоресценцией, относят к роскошному муассаниту. Особые трудности представляют небольшие камни в оправе.

Чтобы определить искусственный бриллиант, иногда используют тестеры «Moissketeer 2000SD», «Ceres Secure», «Terminator MT2». Приборы измеряют электропроводность камней. Сперва работают с другими минералами-имитациями муассанита и бриллианта. Камень помещают в зажим, соединённый проводом с прибором.

Сегодня доступны и карманные варианты тестеров, например, «Pocket-Mate».

Стопроцентный признак муассанита

Небывалый успех нового конкурента алмаза сопровождается и определёнными проблемами. Одна из них – появление имитаций. Покупателям муассанитов следует знать, что единственный в мире производитель этих камней – «Charles and Colvard» – предоставляет пожизненную гарантию. Так что сделать правильный выбор не так уж сложно.

moissanite.ru


Смотрите также