Каталог
  

История муранское стекло


Муранское стекло: знаменитая технология венецианских мастеров

Для производства светильников используют самые разные материалы от пластика до тугоплавких металлов. Своё место в этом списке занимает стекло. Мы хотим рассказать вам не просто о стекле, из которого делают светильники, а об особенном виде. О муранском стекле, которое ещё называют венецианским.

История муранского стекла

Сам термин муранское или венецианское стекло у многих на слуху. Однако мало кто знает его историю. Давайте немного в неё углубимся.

Историки считают, что технология муранского стекла зародилась в XIII веке. До этого времени в Венеции производили стекло, но его качество не превосходило других европейских производителей. Прорыв состоялся после появления технологий, рецептов и примеров византийского стекла в руках у венецианцев.

Профессор Качалов Н.Н. делит стеклоделие Венеции на 4 этапа:

  • X, XI и XII века — первый трёхсотлетний этап. Производство стекла находилось в зачаточной стадии. Производили только простые предметы быта.
  • XIII и XIV века — второй этап. Период максимального развития отрасли. Ремесло заняло одно из ведущих мест в экономике страны.
  • XV, XVI и XVII века — третий этап. Этап пышного роста мастерства и расцвета искусства стеклоделия. Период позволил Венеции захватить мировое лидерство в отрасли.
  • XVIII век — период упадка. Венеция была оккупирована Францией, поэтому многие мастера уехали из страны, а технологии были утрачены. Мода на венецианское стекло постепенно угасала.

Искусство из производства сформировалось в результате крестового похода и ловких политических ходов правительства. Из Константинополя были вывезены уникальные коллекции византийских стеклянных предметов. А ещё в Венецию переселилось большое число мастеров-стекольщиков из Греции, которые бежали от крестоносцев.

Правители дальновидно почувствовали потенциал отрасли стеклоделия и всячески поддерживали его развитие, монополизировали технологию. Вводились законы о сохранении тайн производства, за нарушение которых были суровые наказания. Работающим же во славу родины стекольщикам наоборот выдавались награды и привилегии.

Вразрез с устроем общества Венецианской республики, где денежная аристократия была обособлена, словно каста, в 1346 году был издан указ, гласящий, что брак между дочерью стеклодела и патрицием считается равным.

Почему венецианское стекло стало муранским

Стоит отдать должное правительству Венецианской республики за вклад в развитие отрасли стеклоделия. Помимо политических и экономических побед они удачно вложились в организацию процесса. Самое крупное событие — перемещение всех больших и малых стекольных мастерских за пределы города на остров Мурано в конце XIII века.

Делалось всё под эгидой заботы о санитарии и пожаробезопасности. Но все понимали, что основной целью было сосредоточение технологий и контроль над их сохранностью. Так и родился термин «муранское» стекло.

О производстве муранского стекла

Остров Мурано был своеобразным государством внутри государства. На острове в XV веке была своя администрация, свой суд и даже монета. Жители города пользовались привилегиями. Любопытный пример: гражданам было разрешено носить два ножа (цель разрешения — защита мастеров), но со странным ограничением, которое обязывало носить их в одних ножнах. В 1445 году у острова Мурано появился собственный посол в Венеции, представляющий интересы мастеров.

Стеклоделие на острове Мурано было строго организованным. Всё производство было поделено на цехи. Их возглавлял инспектор (guastaldo) с тремя помощниками. Они контролировали работу мастеров, оценивали пробные образцы продукции.

Об изделиях из муранского стекла

Теперь о продукции. Основными видами изделий из муранского (венецианского) стекла были бусы и украшения, посуда, зеркала и люстры.

Бусы производили не только на острове, но за его пределами. Для производства не требовалось специального оборудования, а достаточно было «настольного» горна с трубкой и искусного мастера. Сырьё для бусин (цветные палочки и трубки) готовили на острове Мурано, где как раз располагались большие печи.

Производство стеклянной бижутерии — крупный сегмент рынка, который приносил колоссальный доход. Ещё одним из серьёзных источников дохода было производство искусственных драгоценных камней, в котором тоже преуспели венецианские мастера.

Посуда из муранского (венецианского) стекла знаменита во всех уголках планеты. Формы сосудов и невероятные решения поражают воображение. До нашего времени не сохранились венецианские стеклянные изделия, произведённых ранее XV века. О их внешнем виде и технологиях можно судить только по картинам итальянских художников. Это были достаточно незаурядные предметы посуды. До этого периода совершенствовалось и закреплялось качество стекла.

После XV века началась работа над формами и структурой материала. Как итог муранское (венецианское) стекло получило несколько различных технологий:

  • Цветное стекло. Его не окрашивали, а добавляли окиси металлов, которые давали определённый цвет массе.
  • Бесцветное стекло. Идеально прозрачное стекло без помутнений и дефектов.
  • Стекло с покрытием. Как правило, стекло покрывали эмалью или позолотой.
  • Филигранное стекло. Прозрачное стекло, внутрь которого помещали нити разных цветов (чаще белого). Секрет этого метода долго сохранялся и был очень популярен.
  • Молочное стекло. Стекло с белым оттенком получалось при помощи примеси окиси олова.
  • Авантюриновое стекло. «Искрящееся» стекло. Эффекта достигали добавлением меди.
  • Агатовое стекло. В стекле такого типа использовались разные окрашенные слои, они создавали узор, напоминающий мраморный.
  • Мозаичное стекло. Техника, в которой стекло выглядит созданным из разных мелких частей, несущих в себе узоры (цветов, звезд и т. д.).
  • Кракелированное стекло. Кракеляж (от французского слова «craquer»- трещать, растрескиваться). Интересный способ декорирования стекла. Суть его в том, что стекло покрывалось «трещинками». Достигался эффект во время выдувания формы, которую погружали на мгновение в воду, заставляя наружный слой резко охладиться и потрескаться. При этом внутренний сохранял свою температуру и его можно было дальше обрабатывать и выдувать.

Люстры из муранского стекла

Венецианские люстры получили широкое распространение в период процветания стеклоделия Венеции. Самый большой спрос пришёлся на XVII столетие. Люстры из муранского стекла были необходимым атрибутом интерьера в стиле Людовика XV.

Металл применялся редко, только там, где он был нужен. Даже арматура усердно маскировалась стеклянными элементами. Мода на венецианские барочные люстры уверенно держалась до конца XVIII века.

Каких-то особенных химических нюансов в производстве муранского стекла не было. Все технологии были заимствованы у византийских и античных мастеров. Тем не менее стоит отдать должное ответственности за качество материалов. Для максимальной бесцветности и прозрачности использовали только высококачественное сырьё, на получение которого не жалели средств и сил.

В современном мире муранское стекло все ещё продолжают производить. Восстановление пришлось на середину XIX века. И сейчас можно стать обладателем великолепных экспонатов из этого материала.

Фабрика Busato (Vetreria Artistica Busato) мастерски использует муранское стекло в своих коллекциях. Серия Impressionism сочетает в себе красоту венецианского материала с отсылкой к знаменитым художникам жанра. К примеру, люстра IMP 001 24 B — отражение произведения «Ирисы» Винсента ван Гога. Так как каждый стеклянный элемент создаётся вручную, то найти 2 одинаковых светильника просто невозможно.

Итальянская фабрика Sylcom тоже в своих изделиях использует муранское стекло. В серии светильников входят люстры, бра, потолочные светильники и настольные лампы. Уникальность и качество светильников позволяет называть фабрику настоящей наследницей уникальной технологии муранского стекла.

Технология, родившаяся на страницах истории, успешно живёт и в наше время. Качество и уникальность изделий продолжает радовать последователей и новых обладателей. Не забудьте подписаться на наш блог.

comments powered by HyperComments

www.o-svet.ru

История муранского стекла

< Муранское (венецианское) стекло к списку Виды муранского стекла >

История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее, это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии.

С начала XIII века стекольная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. В это время венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Коммерческая интуиция безошибочно подсказала торговой Венеции, каким неоскудевающим источником государственных доходов может стать правильно организованное стекольное производство.

Совсем скоро венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе, и власти тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникали как-нибудь за пределы города. Запрещалось, например, вывозить за границу материалы для приготовления стеклянной массы. Мастерам и их семьям грозили немыслимыми бедами, тюрьмой, смертью за попытки покинуть Венецию. В течение столетий правительство старалось сдерживать поток стеклоделов-эмигрантов, маневрируя между политикой запугивания и заманивания. Преследования обычно ужесточались после какого-нибудь очередного технологического открытия, вновь обеспечивающего венецианскому стеклу превосходство над продукцией конкурентов. Так было, например, после изобретения филиграни.

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города: «per motivi da sanita», как значилось в декрете, а скорее всего - из-за высокой пожарной опасности. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы «прописались» на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит название «муранское».

В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала - муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.

В середине XV века сложились устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие эталоном для многих поколений мастеров Мурано. Среди таких образцовых вещей – большие вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке.

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова.

Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских живописцев.

Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись на Мурано в огромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно – галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачного бесцветного стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья, гребешки...

Но, увы, в XVII веке «изменчивая мода» предпочла иные линии и пропорции. Нежные хрупкие изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии.

Эпоха грандиозного триумфа муранского стекла клонилась к закату. Однако до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции. Самым ходовым товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, – незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.

Трагическая страница истории Мурано – оккупация острова в 1797 году революционными французскими войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций «во имя свободы, равенства и братства». Своим же возрождением в середине XIX века венецианская стекольная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати – горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод на Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, «подражавших» великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе.

С тех самых пор интерес к муранскому стеклу ничуть не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах.

Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, а только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы  из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.

В наши дни высокое ремесло муранских стеклоделов получило развитие в предметном дизайне. Это закономерно и объяснимо. Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. Муранское стекло одинаково органично и выразительно – в традиционных предметах столового обихода, в авангардных дизайнерских творениях, в чувственных образцах мелкой пластики.

Сегодня на Мурано успешно работают и потомственные стеклодувы, и ученики сегодняшних маэстро - талантливые художники по стеклу. Помимо этого, дизайнеры из разных стран мира сотрудничают с муранскими мастерскими. Благодаря многовековым традициям Мурано становится центром современного стекольного дизайна. Муранское стекло живет, постоянно изменяясь, в десятках тысяч своих неповторимых форм. И по-прежнему именно творчество – основная движущая сила муранского стеклоделия, благодаря которой муранское стекло всегда было настоящим искусством и остается таковым сейчас.

< Муранское (венецианское) стекло к списку Виды муранского стекла >

www.finery.kz

Муранское стекло - история и современность

Чаша Sommerso необычной формы из муранского стекла.

Правдивы поговорки, что для создания праздника достаточно лишь муранского стекла. В XV–XVI веках муранские карнавалы и ночные праздники гремели по всей Европе. На главный остров венецианского архипелага, а не в Венецию, прибывали благородные господа, чтобы веселиться до рассвета. А когда с восходом солнца они возвращались на гондолах в палаццо, им на смену выходили стеклодувы, которые в изгибах стекла запечатлевали воспоминания о ярких красках минувшего праздника..

Добавляли в стекло частицы кобальта – и оно начинало играть цветами вечернего неба. Подмешивали окись железа – и стекло отливало изумрудной зеленью. Засыпали щепоть за щепотью золотой порошок – и цвет становился подобным рубину. Для украшения изделий широко использовалась и цветная эмаль. На их стенках художники создавали миниатюрные «полотна» – изображения свадеб или триумфальных процессий, игривых сюжетов или сцен из мифологии и просто затейливых узоров.

Из спаянных стеклянных нитей начали делать жгуты, нарезавшиеся потом на небольшие поперечные пластины. Форма пластин повторяла форму сечения жгута – цветок, звезда или розетка. Если для жгута брались нити разных цветов, то и пластины получались разноцветными. Затем их добавляли в стеклянную массу, чтобы получить стекло, напоминающее мозаику.

Когда стеклодувы попробовали получить стекло, похожее на фарфор, то у них получилось прекрасное «молочное» стекло, которое стали расписывать золотом и эмалью. Эти неповторимые изделия высоко ценятся по сей день.

Другой интересный вид получился в результате попытки имитации полудрагоценных камней внутри стекла. Для этого стали располагать в определенном порядке несколько разноцветных слоев. Получилось халцедоновое или агатовое стекло.

Секрет авантюринового стекла долгое время тщательно оберегался. Оно поражало сверканием множества святящихся точек. Лишь потом удалось узнать, что мерцания удавалось добиться благодаря меди, которую вводили особым способом в стеклянную массу. Стекло становилось желтовато-коричневого цвета и частично кристаллизовалось.

Для обработки стекольного разноцветья применялись различные техники вроде имитации трещин – кракелажа, гравировки или включения пузырьков с воздухом – так называемое пулегозо.

Рецепты древней старины

Впервые стекольное производство зародилось в Венеции еще в VIII веке. Но бурное развитие этого промысла началось спустя пять сотен лет, после того, как венецианцы привезли из Константинополя рецепт изготовления особого стекла, которое в то время можно было купить лишь на Востоке. Венецианцы не стали просто копировать чужие технологии, а успешно доработали их, что в итоге привело к небывалому расцвету стекольного производства.

Впрочем, из-за этого расцвета в XIII веке всем мастерам пришлось переселиться за пределы Венеции, на острова, поскольку дожи боялись, что повсеместно распространенные стекольные печи станут причиной пожара, который спалит город. Мастера расселились на пяти островах, получивших общее название Мурано. Есть также версия, что опасения пожаров были лишь предлогом, чтобы изолировать от внешнего мира уникальных мастеров и сберечь в секрете от иностранцев драгоценное стекольное производство. Это предположение похоже на правду, поскольку долгое время рецептура муранского стекла оставалась тайной, само стекло очень ценилось и было ощутимой статьей дохода городского бюджета.

За долгие годы производства выработаны точные рецепты необходимых компонентов, последовательности их смешения и обработки. Начинался процесс с приготовления смеси из мелкого песка и минералов, которую расплавляли в печах при высокой температуре. Получалась масса, из которой стеклодувы выдували изделие необходимой формы – будь то кувшин, ваза или плафон. Эту заготовку ставили в другую печь, где температура постепенно понижалась.

Кстати, песок используется только добытый со дна Венецианской лагуны. Именно ему приписывают особые свойства, благодаря которым муранское стекло приобретает несравненную прозрачность и прочность.

К сожалению, некоторые секреты до сих пор не раскрываются посторонним и передаются мастером только своему наследнику. Известно, что из поколения в поколение старинные традиции изготовления муранского стекла строго соблюдаются. За прошедшие столетия даже устройство печей практически не изменилось, а мастера пользуются теми же трубками и инструментами, что и их прапрадеды.

Муранское стекло продавалось по всей Европе, но встречалось только в домах очень состоятельных людей. Пышно украшенные зеркала и люстры из муранского стекла считались предметами роскоши.

Но монопольные позиции были подорваны в XVIII веке, когда во многих странах, в первую очередь, в Моравии и Франции, стали стремительно развиваться местные стекольные промыслы. Непоправимый ущерб стекольному производству на Мурано нанесло вторжение наполеоновских войск в Венецию в конце XVIII века, и ее вхождение в состав Австро-Венгерской империи. Стекольные мастерские массово закрывались, а те, что остались, перешли на выпуск бус и прочей мелочи.

От забвения к триумфу

Сначала это был утонченный стиль ар-нуво, иначе называемый модерном, а потом и причудливый авангард.

Но многие старинные секреты удалось сохранить, а некоторые из них были открыты вновь. Былая слава Мурано возродилась, когда в 1854 году шестью сыновьями Пьетро Тосо была основана новая компания по выпуску изделий из стекла. Спустя несколько лет в Мурано возобновился выпуск мозаичного стекла. В скором времени оно стало пользоваться спросом, как и в старину, далеко за пределами Венеции.

В 1866 году Венеция вошла в состав Италии, и это событие ознаменовало окончательное возрождение стекольного промысла.

Первое время мастера новой формации просто копировали старинные образцы и не помышляли о собственных оригинальных разработках. Но постепенно они обретали уверенность в собственных силах, пробовали применять различные новации, тем более что на их дизайнерских разработках стали сказываться господствовавшие в то время направления в искусстве. Сначала это был утонченный стиль арт-нуво, иначе называемый модерном, а потом и причудливый авангард. Стекольные мастера стали смело воплощать необычные идеи, широко использовать возможности фактуры, цвета и пластических свойств стекла. В итоге их творчество завоевало признание во всем мире.

designbd.ru

Тайны муранского стекла

Муранское стекло подарила миру очаровательная Венеция еще в конце XII века. В средневековой Европе такое стекло носило название «венецианское» и уже являлось предметом восхищения всего мира!Первые искусные изделия из стекла были завезены в Венецию из  стран Востока, которые и поделились с венецианцами секретами работы с этим материалом.

Исследование новой технологии и эксперименты с фактурой и окраской позволили итальянским мастерам создать необычайной красоты стеклянные предметы, которые с невероятной быстротой расходились по знатным семьям и становились предметом гордости и показателем высокого статуса. Подобная политика активно поддерживалась властями Венеции и способствовала совершенствованию производства венецианского стекла и увеличению популярности Венеции за счет притока купцов со всего света.

Особенность производства муранского стекла заключается в том, что это исключительно ручная работа. Подобная технология не подразумевает машин для литья, специального автоматизированного оборудования и прочей техники, которая заменяет труд человека. Выдувание стекла вручную – это традиция, которую тщательно хранили с эпохи Средневековья. Изделия отличает кажущаяся легкость и невесомость, изящные линии и прекрасные формы.

Венецианские мастера-стеклодувы в то время занимали особый статус в обществе. Многие знатные особы стремились завести дружбу с таким мастером и заполучить эксклюзивные плоды его творений. Итальянское правительство предоставляло стеклодувам привилегированное положение и тщательно хранило секреты изготовления стекла необычайной красоты.

 Новые технологии работы со стеклом, особенности производства стеклянных изделий и другие секреты венецианских мастеров передавались из поколения в поколение и являлись величайшей тайной! Каждая семья мастеров за время своей работы изобретала свои уникальные способы обработки и оформления стекла, которые хранились в большой тайне.

Красота венецианского стекла не давала покоя многим стеклодувам, которые стремились, во что бы то ни стало, узнать секреты стеклянной технологии и воплотить их самостоятельно. Но венецианское правительство старалось охранять ценную информацию об изделиях, которые принесли Венеции успех. Предпринятых мер по защите уникальных технологий оказалось недостаточно, и было решено аккумулировать все мастерские по производству венецианского стекла в одном месте, подальше от любознательных глаз. Центром подобной стекольной промышленности стал один из островов Венецианской лагуны – остров Мурано.

С тех пор венецианское стекло было переименовано в «муранское», так оно известно по сегодняшний день. Все до единой мастерские вместе с мастерами и их семьями были перенесены на остров, который изолировали от внешнего мира. Венецианских мастеров, проживающих на острове, наделили большим количеством привилегий и возможностей, но запретили одно – покидать остров. Бежавших стеклодувов разыскивал специально созданный для этих целей отдел Полиции.

После нападения на остров Мурано французских войск, которые уничтожили множество фабрик, искусство муранского стекла несколько померкло, но возродилось с новой силой в XIX веке. Трое предпринимателей, в числе которых был А.Сальвиати, построили на острове Мурано новый завод, где в скором времени приступили к работе чудо-мастера, вновь вызвавшие восхищение всего мира, которое дошло и до нашего времени.

В настоящее время остров полностью функционирует, собирая на своих землях не только венецианских мастеров, но и известных дизайнеров, которые не упускают возможность плодотворного сотрудничества с маэстро этой отрасли.

lubopitnie.ru


Смотрите также