Каталог
  

Из какого камня сделан воронцовский дворец


Воронцовский дворец

Воронцовский дворец

Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX в. Дворец расположен у подножия горы Ай-Петри.

Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений – всё это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного.

Сотни крепостных и вольнонаёмных рабочих – каменщиков, резчиков, лепщиков, столяров – вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы.

Вид на дворец с моря

История строительства. Дворец строился с 1830 по 1848г.г., как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856).

Сын русского посла в Англии, он получил там блестящее домашнее воспитание и образование.

Вдоль защитных стен

Вернувшись 19-летним юношей в Россию, стал участником русско-турецких и антинаполеоновских войн. Проявил личную храбрость и отличился в сражениях под Смоленском и Бородино. С 1815 по 1818 г. в чине генерал-лейтенанта командовал русским оккупационным корпусом в Париже. С 1823 г. был генерал-губернатором Новороссийского края, а с 1844-го и Кавказа. За два года до смерти Воронцов был удостоен звания генерал-фельдмаршала.

Ступеньки, охраняемые львами

В эпоху бурного экономического развития России и особенно интенсивного становления капитализма на юге страны он был инициатором развития здесь табаководства, виноградарства, виноделия, коневодства и овцеводства. В это время стали ходить по Черному морю первые пароходы, в Крыму строилась первая шоссейная дорога.

Воронцовский дворец. Фасад дворца

Не забывал Воронцов и о собственных доходах. Для того чтобы их повысить, он стремился расширить свои владения, скупая земли на юге Украины, в Бессарабии и Крыму.

Сады на территории дворца

Один за другим переходят к чете Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли.

Для того чтобы обустроить эти владения, и главным образом Алупку, в России и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников, мастеров всех строительных специальностей. Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879). В развитии английского романтизма первой половины XIX в. большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы. Впоследствии он был придворным архитектором Георга IV, затем королевы Виктории. Ему принадлежат проекты Вестминстерского аббатства, части фасадов Букингемского дворца, некоторых усадебных построек как на континенте, так и в бывшей английской колонии Австралии. Но, пожалуй, наиболее самостоятельно и полно его дар раскрылся в проекте Алупкинского дворца.

Существовал и другой архитектурный замысел, автором которого был одесский архитектор Франческо Боффо, строивший для Воронцова дворец в Одессе, и английский архитектор Томас Харрисон.. Согласно ему в январе 1829 г. уже начались подготовительные работы, но в июне 1831 г. от Воронцова, находившегося тогда в Англии, было получено распоряжение о временном прекращении строительства. Судя по всему заказчик почувствовал изменения, происшедшие во вкусах и настроениях общества. Похоже, что множество павильонов и домов в своей Алупке, воплотивших в себе различные исторические стили (в период с 1824 по 1841 г. на территории алупкинской усадьбы были построены Азиатский павильон, Чайный домик, православная церковь “в греческом духе” и “индийская” мечеть), Воронцов захотел дополнить “готическим набором”.

И Блор оказался именно тем архитектором, который сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он выполнил заказ, и сразу же в декабре 1832 г. началось возведение корпусов по новому проекту под наблюдением присланного из Англии архитектора Вильяма Гунта. Сам Блор в Алупку так и не приезжал. Но, очевидно, он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты и что существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект. Однако в целом он принципиально отличался от первоначального.

На строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний.

Это были потомственные каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство возведения и рельефной отделки великолепных белокаменных соборов. Основной строительный материал – диабаз магматического происхождения, зеленовато-серой окраски, под стать цвету гор и вечнозеленой растительности – брался из естественных россыпей в Алупке. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Это очень твердый по своей природе камень, почти в два раза тверже гранита и очень капризный в обработке. Неверный удар молотка мастера – и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб высекались ровные блоки для стен и сложные по рисунку украшения. Тщательно шлифовался диабаз для оформления внутренних помещений. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Воронцовский дворец. В музее

Среди крепостных было много талантливых мастеров – подрядчик Гавриил Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин и др.

Удалось установить имена более 300 крепостных, работавших на строительстве дворца, который задумывался как олицетворение богатства и знатности владельцев, а стал великолепным памятником труду и таланту архитекторов, художников, замечательных мастеров из народа.

Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль – центрального, столового, гостевого, библиотечного, хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830- 1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831 – 1837 гг. В 1841 -1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838- 1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор.

Последним был построен библиотечный корпус (1842-1846 гг.). Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 г. с помощью солдат саперного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля. Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции.

Архитектура. Проект Э.Блора на тот момент времени – это утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительных принципов. Вместо геометрически строгой группировки корпусов архитектор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично “вписался” в окружающий ландшафт и обрел свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ.

От корпуса к корпусу дается наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества. Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны.

Путника встречает типично феодальный замок – крепость VIII-XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют впечатление неприступности. И лишь чугунный ажурный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезда неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох. …Вы в парадном дворике. После ощущения замкнутости на вас хлынул поток свежего воздуха и света.

Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, “вмонтированный” в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая башня, другой – восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает подпорная стена с фонтаном в центре. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в. Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях – центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые риза-литы с башнями под луковичными куполами. Фасад прочеркивают узкие многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями – пинаклями.

Большая поверхность застекленного пространства в здании, устремленные ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы и дымовые трубы с навершиями в виде цветов зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня.

В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещенный солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.

Основное декоративное украшение дворца – мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной арки – неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и, наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с восточной пышностью.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: “И нет победителя кроме аллаха”.

На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830-х гг. стали переводиться на русский язык “Айвенго” В. Скотта и “Аль-гамбра” В. Ирвинга.

Потому-то надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке. Но еще больше старались подражать романтики прекрасной, загадочной, вечно изменчивой живой природе. Органичное единство с ней дворца может служить примером не одному поколению архитекторов.

Стоящему лицом ко дворцу человеку хорошо видно, что очертания холмов и гор вокруг Алупки образуют нечто вроде амфитеатра. Но стоит повернуться к морю, и на вас уже смотрит синяя чаша бескрайних просторов моря, контуры которой подчеркнуты дугообразной кривизной террас.

Ощущение такое, что дворец является центром мироздания. Органичное слияние форм дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы Ай-Петри. Со стороны Алупки напоминает она развалины средневекового готического замка. Эти естественные живописные руины являются основной доминантой многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.

Как добраться: Алупка находится в 17 км от Ялты. Из Симферополя или Ялты до нее можно доехать автобусом, затем вверх по дороге, следуя указателям прямо до вывески Дворец-музей. Дворцовое шоссе 10.

100travels.com.ua

Воронцовский дворец-музей в Алупке

Последнее обновление - 15 ноября 2017 в 11:19

Алупкинский (Воронцовский) дворец-музей, создавали несколько тысяч крестьян, которые были пригнаны в Алупку, из 17 губерний России, где были имения богатейшего помещика – графа Воронцова М.С. Чертежи здания были сделаны, одним из известнейших зодчих того времени – архитектора английского королевского двора Эдуарда Блора. Сам дворец был спроектирован в стили замка эпохи Тюдоров, где поздняя готика сочетается с элементами мавританской архитектуры.

Если тщательно присмотреться, то можно увидеть, с моря силуэт дворца напоминает очертания поднимающихся за ним и зубцов Ай-Петри. В хорошем стиле создан и цвет здания, который сложен из серо-зелёного камня под названием – диабаз. Воронцовский дворец состоит из нескольких корпусов, образующих единый ансамбль. Центральный корпус с южной стороны выполнен в духе мусульманской архитектуры, широкая полукруглая арка с нишей, украшенной арабской надписью, и колоннами, похожими на минареты. В этом же стили и открытые террасы, обращённые к морю. Северная сторона дворца была выполнена в готическом стиле.

Вид на Воронцовский дворец

История строительства Воронцовского дворца

Дворец возводился 20 лет с 1828 по 1848 года, с одной стороны может показаться, что долго, но если учесть в те времена отсутствия технических приспособлений ( в современном понимании этого слова) и требовательности от строителей в высоком искусстве, то для того времени сроки допустимые.

Истинные специалисты того времени трудились над созданием этого шедевра архитектуры. Здесь были задействованы каменщики, лепщики, столяры. Замечательные образцы лепки, резьбы по камню и дереву, уникальную мебель, драпированные ткани можно встретить в парадном кабинете и столовой, в Малой и Голубой гостиных.

Впервые на ЮБК были применены для постройки Алупкинского дворца металлические конструкции 24 чугунных колонны, послужившие опорой крыши над зимним садом, верхней террасой и знаменитой беседкой рядом с библиотечным корпусом. Некоторые документы сохранили имена некоторых крепостных умельцев. Необыкновенно изящный лепной узор стен и потолка в Голубой гостиной выполнен мастерами во главе с Романом Фуртуновым.

Сооружение дворца происходило по частям: с начало были выстроены Центральный и Шуваловский , потом часовая башня, восточные флигели, зимний сад. Когда строительство дворца подходило к завершению в 1848 году, лестницу центрального входа украсили мраморными скульптурами львов, привезённых из Италии.

Так и оставался до октябрьской революции, дворец собственностью наследников графа Воронцова. Здесь в 1863 году, в Голубой гостиной читал «Мёртвые души» Гоголя М.С. Щепкин.

В залах дворца собрана за десятилетия довольно большая коллекция картин и скульптур русских и европейских мастеров. После революции дворец вместе со всем имуществом, перешёл в собственность государства, а 1921 году здесь открылся музей. В наше время дворец посещает большое количество людей, которым интересна история этого великолепного сооружения и окунутся в прошлую эпоху. Крымский поэт Геннадий Карасёв посвятил стихи Алупкинскому дворцу.

В мавританском ли, английском стиле… Я смотрю на дворец не дыша: Из веков поднимается былью

Русских зодчих большая душа.

Вот стоит он, веками не тронут: Серый камень и прорезь бойниц… Шпили тонкие в мареве тонут,

И простор голубой – без границ.

comerartadvisory.com

Воронцовский дворец

Уже в 1828 году был заложен основной дворцовый комплекс, тот, что мы видим сейчас. Фундамент главного корпуса был заложен несколько раньше, в середине 20-х гг. XIX в., по всей видимости, еще Ф. Эльсоном. Тогда же были начаты планировочные работы на территории будущего парка. Но еще не вполне было ясно, что построят. Существует первоначальный проект дворца, выполненный Ф. Боффо в классических формах, который, естественно, эстетствовавшего М.С. Воронцова не удовлетворил. Как следствие, появился сложный романтический проект английского архитектора Эдуарда Блора, который и был воплощен в камне другим англичанином, Вильямом Гунтом.

Эдуард Блор был очень модным английским архитектором ранней Викторианской эпохи; в сущности, он стал придворным архитектором еще при отце королевы Виктории Вильяме IV. К началу алупкинской строительной эпопеи Блор уже был достаточно известен, по его проектам строили от Лондона до Крыма и Австралии. Самыми знаменитыми его постройками в метрополии являются Букингемский дворец (его и сейчас использует английская королевская династия) и выдержанная в романтических традициях средневековья усадьба Вальтера Скотта Абботсфорд. По проектам Блора проводились реконструкция Виндзорского замка и Вестминстерского аббатства. Не удивительно, что англоман Воронцов заказал проект своей летней резиденции именно этому английскому архитектору.

В. Гунту, возможно, мы обязаны появлением в образе дворца мотивов средневекового фортификационного зодчества, это его излюбленная тема, воплощенная в самостоятельных проектах, в частности в Гаспринском дворце, расположенном неподалеку. Он же стал автором многих малых архитектурных форм алупкинского ансамбля.

Основным материалом для строительства дворца послужила местная порода — диабаз, хотя в старых книгах пишут, что дворец построен не из диабаза, а из габродиорита, или порфировидного трахита. Это вулканические породы одного свойства, добывались они здесь же, рядом с Алупкой. Кстати говоря, при планировке парка и было добыто значительное количество строительного материала, пошедшего в дело. Работать с ним было очень тяжело, однако справились. Тщательно подогнанные блоки соединялись между собой железными скрепами, а швы зачастую чеканились свинцом.

Основной объем строительных работ был выполнен между 1832 и 1848 гг. Замыслы английских зодчих в основном воплощались русскими мастеровыми. Рабочую силу М.С. Воронцов выписал из своих вотчин в коренных российских землях. Количество рабочих в годы наиболее интенсивных работ доходило до 1000 душ. Мастеровые были организованы в артели, а работы вели на подрядных началах.

Вопреки устоявшемуся мнению, крепостные мастера трудились за вполне приемлемое жалованье. Квалифицированный каменотес ежемесячно получал до 22 рублей серебром, столяр — до 20 рублей, чернорабочие — около 10 рублей. Для сравнения: жалованье младшего офицера, поручика пехотного полка в канун Крымской кампании составляло около 40 рублей. Недостатка в рабочей силе не было, на стройку шли семьями. Тем более что значительная часть крепостных крестьян Воронцова, пожелавших осесть в Крыму, получила и вольные, и подъемные, и уже в качестве местного населения осталась здесь жить. Во всяком случае, уже к середине XIX в. в западной части Алупки сформировалась русская слободка.

Другое дело, что на строительстве использовали и истинно подневольный труд — солдатский (спустя полтора века горбачевский южнобережный «дворец», известный как объект «Заря», тоже возводился в значительной мере руками солдат).

В итоге возник сложнейший архитектурный ансамбль. Его ядро составляют центральный, библиотечный и Шуваловский корпуса, парадный двор, часовая и привратные башни, Зимний сад, южный фасад дворца выходит на «львиную» террасу, спускающуюся в парк. Комплекс дополняется гостевым и свитским корпусами, бильярдной, восточным флигелем и хозяйственными корпусами. Добавим к этому грандиозный парковый ансамбль и многочисленные малые архитектурные формы. Обошлось все это великолепие в три миллиона полновесных русских рублей.

Грандиозный архитектурный ансамбль исключительно органично вписан в окружающий ландшафт, дворец с его затейливыми, «капризными» формами перекликается с изломанной линией гребня Ай-Петринского хребта, вонзившего зубцы в синеву неба.

Мнения современников о достигнутом результате были неоднозначны. Вот восторженный отзыв: «Я видел лучшие дворцы Европы, но ни в Версалях, ни в Шенбурнах, ни в Петергофах, ни в Сан-Суси не нашел ничего, что равнялось бы алупкинскому замку по полноте, благородности и оригинальности стиля. Нигде, кроме Алупки, я не видел такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, [...] единения дикости природы с гением цивилизации» (Е. Марков. Очерки Крыма, 1872).

Вот отклик скептический: «Всего менее благоприятствует этой местности громадное здание владетеля, странной архитектуры, представляющего смесь вкусов готического и мавританского, турецкого с европейским, одинакового цвета с окружающими его скалами, [...] примечательное разве что только в некоторых частях своих со стороны моря и тем еще, что, быть может, поглотило гораздо больше денег на устройство в сравнении с прочими южнобережными дачами» (В.Х. Кондараки. Универсальное описание Крыма, 1875).

_____________________________________________

Иванов А.В. Алупка: путеводитель. – Севастополь: Библекс, 2008.

poluostrov-krym.com


Смотрите также