Каталог
  

Как приклеить янтарь к серебру


Янтарь: советы домашнему мастеру

Не секрет, что натуральный янтарь тускнеет со временем, теряет блеск, его поверхность может покрыться кракелюрами, добавим к этому хрупкость самого материала, ошибки при хранении — и необходимость ремонта рано или поздно возникнет практически у любого изделия. С какими только «рецептами» обновления и ремонта, почерпнутыми, в том числе, и из просторов интернета, не приходится сталкиваться.

У домашнего мастера в ход идет подсолнечное масло, кипящий раствор туалетного мыла, зубная паста, спиртосодержащие жидкости, ацетон, сода, паста ГОИ, всевозможные лаки и клеи начиная от «Момента» и заканчивая «БФ». К сожалению, все вышеперечисленное не только не помогает вернуть солнечному камню его первоначальный вид, более того — результаты приводят либо к полной утрате изделия, либо к необходимости проводить уже не ремонтные, а реставрационные работы.

А что если все же хочется «освежить» бабушкины любимые бусы или поцарапавшийся браслет? Что можно сделать и что делать категорически нельзя?

Во-первых, надо выяснить, янтарь ли это. Часто изделия 70-х 80-х годов — мундштуки, броши, крупные точеные бусы, массивные браслеты — на поверку оказываются имитацией из пластмассы. Самый верный метод – проверить их способность к электризации, подарившую янтарю название «электрум». Сделать это можно, интенсивно потерев изделие шерстяной тканью. Если после этой процедуры камень начинает притягивать к себе мелкие бумажки и соринки — переходите к следующему этапу.

Очистка янтаря

Просто и безопасно можно очистить янтарь с помощью сухой кисти с упругим ворсом, либо шерстяной тканью или замшей. Изделия из янтаря, особенно старые, желательно не мыть, тем более с мылом или другими чистящими средствами, вроде «фейри». Поверхностно-активные вещества могут негативно повлиять на структуру камня, и он покроется белесым налетом, удалить который можно будет только шлифовкой. Ситуация может стать еще хуже, если изделие было покрыто лаком, что встречается нередко. В этом случае отслоение лака практически неизбежно.

Полировка янтаря

Удалить мелкие царапины и дефекты, можно, как это ни удивительно, аккуратно потерев янтарь о лист чистой мелованной бумаги, ведь она действует как мягкий абразив, сглаживая неровности и шероховатости поверхности. И, конечно, полировка с помощью сухого шерстяного и замшевого лоскута (с добавлением мыла или парафина) является самой безопасной рекомендацией. Если же это не помогает, значит, требуется уже механическая обработка, осуществить которую можно в ювелирной мастерской.

Следует принять во внимание, что янтарь может быть тонирован или колорирован, т.е. окрашен.  Коньячный, красный, ярко-оранжевый, голубой или зеленый оттенки янтаря, как правило, получаются после термической или химической обработки. Полировать и шлифовать в домашних условия такой янтарь небезопасно для изделия, ведь цвет камня изменен только на поверхности, и, если убрать тонированный слой, изделие будет похоже на маленького леопарда в оправе, иными словами — покроется пятнами.

Склеивание янтаря

Увы, здесь не обойтись без профессиональных приемов. В большинстве случаев разбитые части изделия имеют неровный край и многочисленные сколы. Если край ровный и гладкий — считайте, что вам повезло и в этом случае можно воспользоваться цианакрилатным клеем медленного отверждения типа «Идеал» или специальным ювелирным клеем, который позволяет более точно подогнать склеиваемые части друг к другу. Желательно предварительно потренироваться на чем-либо, чтобы оценить необходимое количество клея и почувствовать время его отверждения. Очень важно не переборщить с клеем, поскольку удалить его  излишки с поверхности янтаря без опасности травмировать камень нельзя.  Эпоксидные двухсоставные клеи трудно рекомендовать для ремонта, поскольку они либо обладают недостаточным уровнем прозрачности, либо сложны в применении относительно квалификации домашнего мастера, либо могут иметь плохую адгезию к янтарю, т.е. клей попросту не сможет удержать два кусочка янтаря вместе и через некоторое время изделие снова рассыплется на части.

К сожалению, не все ювелиры берутся за ремонт и восстановление изделий из янтаря, поскольку знают его непредсказуемый характер: при любом удобном случае материал крошится, идет трещинами, темнеет, покрывается окисной пленкой, при обработке требует особого температурного режима, специфического состава полировальных и шлифовальных паст.

В итоге можно лишь добавить, что лучше не доводить дело до ремонта или реставрации. Лучше беречь и не допускать повреждений янтарных изделий, потому что большая часть травм камню наносится именно в результате неправильного хранения.

jewellerymag.ru

ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.

Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.

Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.

При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.

Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.

В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).

С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).

В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.

Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.

Широкое распространение в практике клеевой закрепки вставок в изделия, выпускаемые предприятиями Союзювелирпрома, получили феноло-поливинилбутиральные клеи - БФ-2 и БФ-4. К недостаткам клеев этого типа относятся: содержание в клее растворителя, который, улетучиваясь в ходе применения, увеличивает вязкость, что затрудняет нанесение клея и приводит к ухудшению прочностных свойств клеевых швов; технология склеивания требует обязательного выполнения операций «открытой выдержки» и отверждения при повышенной температуре, что усложняет процесс склеивания. При невыполнении названных требований достаточная прочность клеевых швов не обеспечивается. Дополнительное ограничение к применению клеев типа БФ в ювелирной промышленности — окрашенность этих композиций.

Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.

Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:

Поливинилбутираль клеевой (бутвар)ГОСТ 9439—60 .............100 г
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 .............500 мл
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 .............500 мл

Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.

На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.

Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).

Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.

Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).

За последние годы в нашей стране ИНЭОС АН СССР разработаны методы синтеза мономерных цианакрилатов -алкил-(арил)-α-цианакрилатов. Получены и исследованы в качестве клеев следующие мономеры: метил, -этил, -н-пропил, -н-бутил, -н-амил, -н-гексил, аллил-, β-(3-метоксиэтил, -β-бутоксиэтил-α-цианакрилаты. Эти мономеры сами по себе являются клеями. Однако на их основе приготовлен ряд композиций, содержащих загуститель, пластификатор, стабилизатор и другие добавки. Цианакрилатные клеи различных марок, полученные в ИНЭОС АН СССР, имеют общее название Циакрин.

В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.

jewelpreciousmetal.ru

Янтарь в прикладном творчестве: мозаика. Часть 7

Картины, сделанные из кусочков природного янтаря, имеют свою богатую историю. Каждый камешек подобран по размеру, цвету и рисунку. Самым значительным и известным памятником истории этого искусства является янтарная комната, которая была создана в Екатерининском дворце под Санкт–Петербургом в XVIII веке. Комнату называют восьмым чудом света. Но во времена Второй Мировой Войны янтарная комната была варварски разрушена и вывезена из страны. Общая площадь янтарных рисунков составляла несколько десятков квадратных метров. Для изготовления уникального произведения искусства потрачено не одну сотню килограмм отборного янтаря. Сегодня утерянную комнату пытаются воссоздать снова. Самые лучшие специалисты янтарного искусства занимаются возрождением утерянного шедевра.

Как в создании любой другой мозаики, сначала выполняется точная разработка янтарного эскиза. Подбирают специальные образцы со снятой заранее коркой и потом распиливают их на трех миллиметровые пластинки. Для работ не самых больших размеров, основу подбирают из слоеной фанеры, доски, оргалита, древесностружечных плит и металлических пластин.

Толщина подобных оснований напрямую зависит от размеров будущих картин. Края оснований обрамляют металлическими полосками или тонкими рейками, которые предают изделию окончательный вид. Кроме внешнего вида, они не позволяют капелькам клея и кусочкам янтаря выступать за края мозаики. Если в картине из янтаря предусмотрены декоративные кромки, в таком случае полоски устанавливаются съемные.

Тип мозаичной техники определяется от сложности выбранного рисунка:

  • Обычная техника подразумевает закрепление камней на основании с зазором не более 1,5 мм. Кусочки самоцветов обычно подбираются одинакового размера. В маленьких работах размер каждого камешка может быть от 5 до 6 мм. Кусочки янтаря раскалывают или нарезают, смазывают клеем определенный участок рисунка, который должен быть одного цвета, а затем на него ровно укладывают вырезанные камешки, оставляя тоненький просвет. Укладку янтаря в мозаике начинают с центральной части изображения, постепенно передвигаясь к краям.
  • Флорентийская техника или интарсия заключается в приклеивании камней без просветов, как можно плотнее друг к другу. Рисунок разрабатывается точно, чтобы каждый цвет вырезался из одного материала. Изображение на бумаге раскраивают на отдельные куски, каждый из которых затем с помощью клея ПВА приклеивают на такого же размера и цвета пластину. После этого, готовую пластинку опиливают лобзиками, обтачивают на электроточиле напильником. Получив каменную деталь, ее размачивают и затем аккуратно снимают бумагу.

Набирать мозаичную картину лучше на стеклянной пластинке. Под нее подкладывают кальку для того, чтобы клей не смог прилипнуть к стеклу, и сверяют оригинал с получившимся изображением. Когда сухой подбор деталей закончен, новый рисунок закрепляют по краям полосками. Изображение заливаются клеем, после чего его накладывают на подходящую основу и кладут под пресс.

Клей может быть ПВА, шпаклевкой, клеем БФ – 2 или 4, эпоксидным клеем и др. Состав БФ – 2 в данном случае больше подходит для интарсии. Поверхность рисунка и его основу обезжиривают спиртом, тонко смазывают клеем. Подсушивается работа в течение 20 минут, затем повторно намазывают клеем, и после 5 минут на мозаику накладывают основу и прижимают прессом. Сушится изделие до двух суток.

Клей ПВА очень удобно использовать в работе. После засыхания, он образует вязкую, прочную, практически бесцветную и прозрачную пленку, хоть она не стойка к влаге. На основании этого клея готовят замазку или шпаклевку. Ею заполняют образовавшиеся после завершения работы пустоты или ремонтируют изделия. Для этого смачивают клеем порошок янтаря и хорошо перемешивают. После того, как наклеенные кусочки самоцветов просохнут, образовавшуюся паутину из просвета аккуратно заполняют. Только теперь работу окончательно сушат, шлифуют и полируют.

Популярные товары

ukrburshtyn.com

Обработка и склеивание янтаря

Уход - отделка - ремонт - Уход за изделиями из пластмассы

В естественном виде янтарь имеет цвет от желто-красного до бурого, плавленый янтарь — прозрачная с желтоватым оттенком масса, напоминающая цвет пчелиного меда, нерастворимая в маслах, но растворимая при нагревании в спирте, скипидаре, сероуглероде, бензоле. Плотность янтаря 0,97—1,126 г/см3, температура размягчения около 150° С, температура плавления выше 300° С.

Янтарь применяют в основном для изготовления сувениров и различных украшений — бус, браслетов, брошей, кулонов, ожерелий, мундштуков, набалдашников к тростям и других мелких изделий.

Кстати, янтарь можно быстро продать и приобрести просто подав объявление в газету или на доску объявлений, где в кратчайшие сроки и качественно разместят любые частные объявления.

Обычно янтарь не окрашивают, но иногда встречаются изделия очень некрасивого цвета и с пятнами, окраска таких изделий улучшает внешний вид их. Чтобы окрасить янтарь, изделие из него продолжительное время кипятят в льняном масле, к которому добавляют небольшое количество жирорастворимого анилинового красителя, например жирорастворимого желтого Ж, жирорастворимого оранжевого и др.

Шлифование янтаря производят смесью пемзы с маслом, после чего полируют венской известью, смоченной спиртом. Хорошие результаты получают также, применяя для полирования кашицу из отмученного мела и спирта.

Из мелких кусочков янтаря путем прессования (при нагревании) получают «прессованный янтарь», или так называемый амброид. Перед прессованием кусочки янтаря тщательно очищают от загрязнений и промывают в растворе соды; прессование производят без применения каких-либо связующих веществ; из амброида изготовляют бусы, дешевые мундштуки и другие изделия.

При необходимости изделия из янтаря можно склеить концентрированным раствором едкого кали (1 масс. ч.) в спирте (2 масс. ч.), а также густым раствором янтаря (2 масс. ч. истертого в порошок янтаря) в скипидаре или сероуглероде (1—2 масс. ч.).

Поверхность излома склеиваемых частей изделия смачивают одним из указанных растворов и через несколько минут плотно прижимают их друг к другу, связывают узкой полоской ткани и оставляют в таком виде на 1—2 суток.

www.flunky.ru


Смотрите также