Каталог
  

Какие качества являются основными для оценки драгоценных камней


Оценка качества ювелирных камней - это... Что такое Оценка качества ювелирных камней?

Оценка качества ювелирных камней — процесс определения пригодности сырья для использования в ювелирном производстве. Ювелирными камнями в настоящее время принято называть все используемые в ювелирных целях камни.

Критерии оценки огранённых ювелирных камней

Масса и размеры

Масса и размеры влияют на ценообразование драгоценного камня. Как показывает практика торговли цветными ограненными камнями, чем больше масса драгоценного камня, тем выше цена за карат. Но если камень очень крупный — более 50 карат — то его цена может быть снижена[1], потому что продать такой камень сложнее из-за очень высокой цены, если только это не редкий драгоценный камень.

Нужно учитывать тот факт, что камни одной массы имеют разные размеры, так как удельный вес у них разный.

Некоторые драгоценные камни могут чаще иметь крупные размеры (сапфир), для других драгоценных камней масса более 5 кар чрезвычайно редка, поэтому они оцениваются дороже (рубин).

Цвет ювелирного камня

Цвет является наиболее весомой частью, определяющей цену камня, — его доля составляет по различным прейскурантам от 40 % до 70 %. Камни очень темные, также как и светлые, имеют пониженную цену. Снижают ценность камня различные оттенки, ухудшающие основной цвет (например, желтизна в изумруде); напротив, изумруд с синеватым оттенком ценится выше. Оценка ювелирного камня по цвету производится путем сравнения с контрольным образцом цвета или с атласом цветов.

Зональность окраски

Распределение цвета, или зональность окраски, имеет важное значение при оценке цвета камня. Большое значение при назначении цены имеет то, насколько часто встречается тот или иной цвет драгоценного камня. Некоторые ювелирные камни, такие как рубины, сапфиры, аметисты, обладают плеохроизмом, то есть, меняют цветовой оттенок в зависимости от их ориентации по отношению к глазу. Если при огранке кристалл был ориентирован неправильно, то плеохроизм в ограненном камне ясно виден, что снижает его цену до 20 %.

Зональность (отклонение от однородного распределения окраски вставки по густоте, тону и цвету) классифицируют на следующие виды:

1) неоднородная по цвету и интенсивности окраска, при которой разные области и участки драгоценного камня окрашены с различной интенсивностью или в различные цвета, закономерно распределенные в массе камня.

2) неоднородная по цвету и по интенсивности окраска, неравномерно меняющаяся в драгоценном камне по всему его объёму или в отдельных его частях, участках и точках.

Технология оценки по цвету

Все ювелирные камни оцениваются по цвету следующим образом:

  • наблюдение камня производится на белом фоне со стороны площадки в отраженном свете (проходящий свет использовать нельзя);
  • в качестве стандартного светового источника принимается естественный свет или искусственный свет флюоресцентных ламп дневного света.

Окраску ограненной вставки характеризуют по цвету, соответствующему какой-либо части спектра. Цвет характеризуется тремя основными критериями: тон, оттенок, интенсивность.

Тон — мера темноты (в некоторых зарубежных прейскурантах тон выражается в процентах: от 0 % — бесцветный до 100 % — самый темный, непрозрачный; 60-80 % — оптимальный).

Оттенок — цветовая комбинация основного цвета камня (желто-зелёный, сине-зелёный и т. п.).

Интенсивность — насыщенность (яркость) цвета. Наиболее ценятся ювелирные камни с яркими, насыщенными цветами.

Дефектность ювелирного камня

Дефектность (чистота) обработанного ювелирного камня является одной из важных характеристик, влияющих на цену. Доля чистоты, как характеристики, в общей цене камня колеблется от 30 % до 50 %. Абсолютно чистые, без внутренних пороков камни, встречаются редко, поэтому их цена высока. Обычно в камнях присутствуют пороки (дефекты) природного или искусственного происхождения в виде трещин, перьев, вуалей, газовых, жидкостных, твердофазных включений, и.т.п. Прозрачность характеризует влияние тех или иных факторов на проходимость света через драгоценный камень. Включения, расположенные близко друг к другу, и включения, имеющие различные контрастности необходимо рассматривать не как отдельные включения; в этом случае рекомендуется мысленно объединить площадь, занятую этими включениями, и оценивать, как комплекс включений. Некоторые природные камни демонстрируют некоторую непрозрачность, которая обусловлена нарушением структуры минерала, люминесценцией и др. Непрозрачность оценивают отдельно, так как она влияет на блеск камня. В процессе оценки степени непрозрачности необходимо иметь эталон, обладающий высокой прозрачностью и соответственно блеском.

Оценка ограненных камней по дефектности

Оценка дефектности производится с помощью лупы 10Х — кратного увеличения или при помощи микроскопа.

При определении степени чистоты драгоценного камня учитывают:

  • размер дефекта;
  • количество присутствующих внутренних дефектов.
  • контрастность включения;
  • положение включения.

Непрозрачность ограненной вставки определяется по следующим показателям:

  • невидимая;
  • при сравнении явно видна, без сравнения не видна или видна с большим трудом;
  • при сравнении достаточно хорошо видна, без сравнения видна с трудом;
  • при сравнении легко видна, без сравнения достаточно легко видна;
  • снижение блеска, легко видна даже без сравнения;
  • резко выраженный матовый эффект, «молочный вид»;
  • резко выраженный тусклый блеск, практическое отсутствие блеска.

В соответствии с результатами исследования дефектности ограненного камня, прозрачные вставки классифицируются в соответствии с группами качества:

  • 1-я группа качества — камни, имеющие очень незначительные дефекты, слегка видимые при 10х увеличении, блеск и «игра» максимальные.
  • 2-я группа качества — камни, имеющие включения, едва различимые невооруженным глазом через коронку, но легко различимые при 10х увеличении, расположенные в отдельных зонах, не уменьшающие блеск и «игру».
  • 3-я группа качества — камни, имеющие включения, расположенные по всему объёму, легко различимые невооруженным глазом, частично уменьшающие блеск и «игру».
  • 4-я группа качества — камни, имеющие большие и многочисленные включения, легко различимые невооруженным глазом, значительно уменьшающие блеск и «игру».
  • 5-я группа качества — камни, полностью заполненные включениями, абсолютно уменьшающими блеск и «игру».

Полупрозрачные и непрозрачные камни оценивают при помощи лупы 10-кратного увеличения и различают следующие группы качества :

  • 1-я группа качества — камни, на лицевой поверхности которых отсутствуют природные дефекты и/или неровности (волнистость), видимые невооруженным глазом.
  • 2-я группа качества — камни, лицевая поверхность которых имеет единичные природные дефект и/или незначительную неровность (волнистость) с трудом видимые невооруженным глазом, не ухудшающие внешнего вида.
  • 3-я группа качества — лицевая поверхность которых имеет несколько природных дефектов и/или значительную неровность (волнистость) легко видимые невооруженным глазом, ухудшающие внешний вид.

Качество обработки

Качество обработки ювелирного камня, также как и предыдущие характеристики, влияет на его цену, но это влияние менее значительно. Скидка к прейскурантной цене на качество обработки составляет от 5 % до 50 %. Хорошая огранка наилучшим образом может представить цвет камня, тогда как плохая огранка может привести к тому, что драгоценный камень может смотреться слишком темным или слишком светлым. Драгоценные камни хорошего качества могут иметь заметные отклонения в пропорциях, обработке и форме.

Форма и вид огранки

Форма и вид огранки драгоценного камня должны обеспечивать его внешнюю красоту, высокую степень игры и блеска. Форма граненого камня, определяемая формой плоскости рундиста (круг, овал, квадрат, прямоугольник и так далее), также влияет на цену камня (только для камней: бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов). Для этих камней существует базовая (традиционная) форма: для изумруда — изумрудная форма («октагон»), для сапфиров — овальная и так далее. Скидки и надбавки за форму указаны в прейскурантах.

У различных форм ограненных камней установились предпочтительные отношения длины и ширины. Необычные или сразу бросающиеся в глаза отношения менее предпочтительны, так как такие камни тяжело закрепить в стандартную оправу и они также могут нести в себе проблемы, связанные с долговечностью камня.

Облагораживание ювелирных камней

Ювелирные камни в последнее время подвергаются искусственному изменению с целью улучшения качественных характеристик. Наиболее часто подвергаются обработке следующие ювелирные камни:

  • янтарь, аквамарин, сапфир, рубин, цитрин, аметист, турмалин — термическая обработка;
  • жёлтый сапфир, топаз, турмалин, кунцит — радиационная обработка;
  • «залечивание трещин» (изумруд, рубин);
  • лазерное сверление (бриллиант);
  • промасливание (изумруд, жадеит, лазурит);
  • нанесение окрашивающего покрытия (сапфир);
  • обесцвечивание и окрашивание (агат, оникс, коралл).

Цена обработанного камня ниже, чем сравнимого с ним по качеству необлагороженного камня. Но насколько ниже — это зависит от рыночного спроса, доступности и стоимости обработки сырья.

Примечания

  1. ↑ Методика оценки драгоценных камней и ювелирных изделий с вставками из драгоценных и ювелирных камней. Методические рекомендации ТПП РФ. — Москва, 2002

  • Андерсон Б. Определение драгоценных камней. М.: Мир, 1983.
  • Декоративные разновидности цветного камня СССР/ Под общ. ред. Е. Киевленко. М.: Недра, 1989.
  • Дронова Н. Д. Ювелирные изделия. М..: Изд. дом «Ювелир», 1996.
  • Дронова Н. Д. Что надо знать эксперту по драгоценным камням. М.: Известия, 2006
  • Дронова Н. Д. Ювелирный бизнес М.: Известия, 2009

dic.academic.ru

Как оценить драгоценный камень

Как ни прискорбно это отмечать, российский ювелирный рынок наводнен большим количеством подделок, имитаций и синтетических камней, выдаваемых за природные. Чтобы оценить качество драгоценных камней, проверки сертификата и прочей документации порой бывает недостаточно.

Содержание статьи

  • Оценка в домашних условиях
  • Геммологическая экспертиза
Существует четыре основных критерия оценки драгоценных камней: цвет, чистота, вес и огранка. Цвет складывается из таких показателей как оттенок, тон и насыщенность. Большинство самоцветов обладают широкой вариативной палитрой оттенков, поэтому адекватно оценить этот параметр неспециалисту достаточно тяжело. Зато насыщенность вполне можно определить на глаз. Что касается тона – степени светлоты, ее показатель производитель обязан указывать в прейскурантах. Оптимальным считается диапазон 60-80%.

Чтобы оценить степень чистоты в домашних условиях, камень нужно посмотреть на просвет через лупу с десятикратным увеличением.

Важно помнить, что идеально прозрачные камни встречаются в природе исключительно редко – почти всегда имеют место какие-либо микроскопические включения.

Вес существенно влияет на ценообразование: чем больше масса – тем дороже изделие. Вес измеряется в каратах (1 карат = 200 мг), для его определения ювелиры используют особые весы. В домашних условиях рассчитать вес можно по таблице соответствия диаметра каратам.

Наконец, качество огранки можно определить «на глаз», если покрутить изделие на ярком свету. Хорошо ограненный камень будет играть и переливаться всеми цветами радуги. Геммологическая экспертиза – самый действенный способ оценки подлинности и качества драгоценных камней. Она является разновидностью почвоведческой экспертизы и позволяет установить природу использованного минерала, источник его происхождения, а также состав и технологию получения в случае, если драгоценный камень синтетический. Стоимость подобной экспертизы высока: к ней прибегают в тех случаях, когда существует опасность переплатить за несуществующее качество дорогого изделия. Также имеет смысл обратиться к профессионалам при приобретении антикварного украшения для проверки его подлинности.Геммологическая экспертиза носит комплексный характер. Методика исследования драгоценных камней включает в себя рентгеноструктурный и рентгеноспектральный анализ, а также рентгенолюминесценсцию. Специалисты измеряют и оценивают показатели твердости, плотности, преломления, равномерность и чистоту цвета, плеохроизм и т.д. Они также выявляют наличие повреждений и природу их возникновения. Стоит отметить, что провести экспертизу, не вынимая камень из украшения, невозможно, поэтому доверять ювелирные изделия можно только проверенным специалистам с безупречной репутацией.

По завершению всех необходимых процедур специалисты составляют экспертное заключение с подробной информацией о характеристиках цвета, хрупкости, плотности, качестве огранке, месте происхождения камня и т.п.

Видео по теме

Распечатать

Как оценить драгоценный камень

www.kakprosto.ru

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ 5С

5 заглавных английских букв, с которых начинаются термины, первостепенно определяющие качество ювелирных камней:

Color — цвет,

Clarity — чистота,

CaratWeight —каратный вес,

Cut —огранка,

Confidence —доверие

ЦВЕТ

Цвет является первым фактором при определении ценности ювелирного камня, это также касается алмазов. Чем интенсивнее цвет, тем более ценен ювелирный камень. Это значит не темнее, а насыщеннее. В качестве примера можно привести темно-синий сапфир, который предлагается некоторыми дилерами.

Эти темно-синие сапфиры становятся практически черными при отсутствии яркого света, и это именно тот цвет, который вы будете постоянно наблюдать, т.к. вы не будете носить с собой яркую лампу, чтобы показать цвет камней в ваших украшениях.

Ювелирные камни, которые великолепно выглядят при продаже при ярком свете, следует также посмотреть и при приглушенном свете, чтобы увидеть их истинный цвет, который вы будете видеть при обычных условиях.

Если при выключенном свете камень становится темнее, то вам лучше выбрать другой камень или пройти мимо. Ювелирные камни также необходимо посмотреть при натуральном свете (холодный дневной свет). Для этого не требуется сильного направленного солнечного света, время от 10 до 15 часов наиболее удачно. Направленный солнечный свет нужен только при рассматривании звездчатых ювелирных камней.

 ЧИСТОТА

Чистота или бездефектность — термин, который используется при описании того, насколько ювелирный камень чист (бездефектен) при 10-кратном увеличении. Геммологический институт Америки разработал 4 стандарта для определения степени чистоты цветных ювелирных камней и алмазов.

 ВЕС В КАРАТАХ

Карат — единица веса, используемая в ювелирной промышленности, применяется для описания массы ювелирного камня. Карат эквивалентен 0,2 части грамма или 5 каратов составляют 1 грамм. Карат делится до сотых (минимальное значение 0,01). Чем больше весит камень, тем дороже стоимость одного его карата.

 ОГРАНКА

По мнению автора, огранка первейшим вопросом, на который следует обратить особое внимание! Правильная огранка придает ювелирному камню его красоту и блеск. Многие люди не представляют, как должен выглядеть хорошо ограненный камень. В определении хорошей огранки нет ничего мистического, это очень просто.

При рассматривании ювелирного камня на столе, хорошо ограненный камень будет ярко блестеть по всей поверхности, из-за отражения света внутри камня. Вы не сможете видеть сквозь хорошо ограненный камень, т.к. практически весь свет будет отражаться.

Плохо ограненные камни могут быть мелкими или слишком глубокими (они называются «окнами»). Если можете видеть сквозь ювелирный камень и видеть стол под колетой, то совершенно точно, что камень имеет «окно». Это значит, что внутреннее отражение частичное и часть лучей проходит сквозь камень. Такие камни теряют часть интенсивности цвета и блеска.

 ДОВЕРИЕ

Доверие — дополнительное качество. Вам необходимо доверять тем, с кем ведете переговоры о купле-продаже. Задавайте вопросы и ждите на них ответы, наблюдая за компетентностью продавца и его этикой. Насколько продавец компетентен и ознакомлен с данным вопросом?

Насколько он знаком с кодами Американской Геммологической Торговой Ассоциацией и использует ли он их? Знает ли он о методах облагораживания и указаны ли они в документах, если они имели место?

Какой вид страховки он предлагает, если возникнут какие-либо проблемы? Может ли продавец предложить Вам список, из которого можно было бы выбрать, а затем объяснить, чем различаются ювелирные камни в предложенном списке и почему различаются цены?

Два самых важных фактора: цвет и огранка.

Цвет — фактор номер один в определении ценности ювелирного камня, чем интенсивнее цвет, тем дороже камень. Слабые или выцветающие окраски не имеют большой ценности. Если вам необходим камень менее интенсивного цвета, то надо знать, что он и стоит дешевле. Чистые цвета, например, чисто-красный, зеленый, синий, которые являются основными цветами, представляют гораздо большую ценность, чем те, которые хоть не намного отличаются от них.

Огранка, по мнению автора, действительно наиважнейший фактор, на который следует обратить внимание в первую очередь. Если камень плохо огранен, то не него не следует даже обращать внимание. Хорошая огранка придает ювелирному камню игру и красоту. Ювелирный камень должен быть красивым, иметь яркую игру и цвет. Вам придется потратить большие деньги, чтобы купить камень которым вы могли бы гордиться. Это возможно только если камень хорошо огранен.

 ВЫВОДЫ:

Теперь вы имеете основное представление о том, как оцениваются ювелирные камни, и сможете использовать эту информацию в свою пользу. Автор не призывает вас сразу бежать в первый ювелирный магазин и покупать первый камень, который вам понравится. Существует множество ювелирных магазинов, специализирующихся на цветных ювелирных камнях, в которых работают специалисты, в чьи обязанности входит помогать покупателям при выборе камня. Вы также можете сходить на множество ювелирных и минералогических выставок.

www.jewelgold.ru

Что влияет на стоимость камня - Все о драгоценных камнях

Для определения стоимости того или иного драгоценного камня, заморские ювелиры уже давно применяют знаменитое «правило четырех С». Такое интересное название оно получило благодаря первым литерам четырех основных терминов, которые описывают качества минерала.

В первую очередь, характеризуют цвет – color. Пониженную цену имеют, как слишком светлые, так и очень темные самоцветы. На уменьшение стоимости могут влиять и различные оттенки, которые негативно влияют на основную расцветку. Яркий пример – изумруд с желтизной. В то же время, некоторые оттенки могут напротив повысить цену камня, как синеватый оттенок у изумруда. Так, обычно самоцветы оценивают, сравнивая с атласом цветов или контрольным образцом цвета.

Немаловажную роль при оценке расцветки минерала играет зональность его окраски или так называемое распределение цвета. На цену также влияет и то, насколько часто цвет того или иного камня встречается. Так, сапфиры, рубины и аметисты наделены плеохроизмом и могут менять свой оттенок под определенным углом. Такой эффект особенно хорошо проявляется в неправильно обработанных кристаллах, что снижает их стоимость примерно на двадцать процентов.

Помимо этого зональность подвергается строгой классификации:

1) Интенсивная и неоднородная по цвету окраска, когда различные участки и области самоцвета окрашены в разные цвета или с неоднородной интенсивностью. При этом они закономерно распределяются в массе минерала.

2) Окраска различной интенсивности и однородности, которая неравномерно меняется в камне в его точках, участках, частях или же по всему его объему.

Также, существует целая технология оценивания драгоценных камней по их цвету. В первую очередь, минерал рассматривают только на белом фоне, строго в отраженном свете. При этом освещение используют дневное, либо применяют флуоресцентные лампы дневного света.

По цвету, который соответствует определенной части спектра, дают характеристику окраске ограненной вставки. Цвет должен соответствовать трем основным критериям – интенсивность, оттенок и тон. Так, наиболее ценными являются яркие и насыщенные драгоценные камни. Оттенок являет собой определенную цветовую комбинацию основной расцветки камня. Например, сине-зеленый, медово-золотистый или желто-зеленый.

В свою очередь, мера темноты или тон, в некоторых прейскурантах выражается в процентах. Так, бесцветный камень – 0%, непрозрачный – 60-80%, а самый темный – 100%.

Итак, следующий параметр, по которому определяется цена драгоценного камня – это чистота – clarity. Ювелиры часто применяют для определения этого термина слово дефективность. Данная характеристика составляет от тридцати до пятидесяти процентов от общей стоимости минерала.

Большой редкостью смело можно назвать самоцветы без внутренних пороков, которые обладают абсолютной чистотой. Поэтому такие эксклюзивные экземпляры ценятся очень высоко. В большинстве же случаев, в кристаллах можно обнаружить разного рода дефекты или пороки, которые могут быть, как искусственного, так и природного происхождения. Это – перья, трещины, твердофазные, газовые, жидкостные включения, вуали.

Прозрачность создает определенную характеристику влияния различных факторов на то, как проходит свет сквозь драгоценный камень. При этом, включения с различной контрастностью, а также тесно расположенные по отношению друг к другу включения не рассматривают по отдельности, а объединяют занятую ими площадь и обозначают, как комплекс включений.

В природе встречаются экземпляры, которые не обладают хорошей прозрачностью. Это возникает по разным причинам – из-за люминесценции или нарушения структуры минерала. Поэтому принято оценивать непрозрачность отдельно, ведь она непосредственно влияет на блеск кристалла. Для этого используют некий эталон, который имеет высокий блеск и прозрачность.

Для того, чтобы оценить ограненные минералы, используют микроскоп или же лупу с десяти кратным увеличением. Определяя степень чистоты самоцвета учитывается контрастность включения, размер дефекта, положение включения, количество присутствующих внутренних дефектов.

Прозрачные вставки классифицируются на группы качества. К первой относятся драгоценные камни с максимальной игрой света и блеском. Такие минералы имеют самые незначительные дефекты, которые еле заметны при десятикратном увеличении. Вторая группа – это самоцветы, у которых есть включения практически не различимые без лупы, но их легко увидеть при увеличении в десять раз. Подобные помехи расположены в отдельных зонах и никак не влияют на игру света или блеск камня. К третьей группе относятся минералы, у которых имеются включения по всему объему, при этом они уже видны без лупы и в некоторой степени влияют на блеск и игру.

Многочисленные большие включения, которые значительно уменьшают блеск и игру – это признак минералов четвертой группы. При этом такие дефекты отлично видны невооруженным глазом.

И к последней – пятой группе относятся камни у которых практически отсутствует блеск и игра света, из-за включений, полностью заполняющих поверхность минерала.

Огранка или cut – третий критерий оценивания. Но он невозможен без вспомогательного процесса – обработки драгоценных камней. От нее, без преувеличения, напрямую зависит стоимость ювелирного продукта. Так, если обработка произведена должным образом, с соблюдением всех технологий и правил, то камень предстанет в лучшем свете. В то время, как непрофессиональный подход может испортить минерал, сделать его очень светлым или, напротив, чересчур темным.

Внешнюю красоту самоцвета, в свою очередь, обеспечивают вид и форма огранки. Этим же обусловлены и отличный блеск, и высокая степень игры света. Это может повлиять на цену таких драгоценных камней, как александриты, рубины, сапфиры, изумруды и бриллианты. Форма плоскости рундиста определяет форму граненного камня – квадрат, овал, круг или прямоугольник. Традиционно для определенных камней используют уже устоявшуюся форму – сапфиры обрабатывают в овальной, а изумруды – в форме «октагон».

Помимо этого уже давно установлены предпочтительные отношения ширины и длины для различных форм ограненных камней. Нестандартные параметры, которые сразу же бросаются в глаза, не настолько востребованы, как классические. Вся загвоздка в том, что их труднее закрепить в оправу стандартной формы, а из-за этого камень может прослужить не так долго.

Достаточно веским критерием при оценке ювелирного камня является его вес или масса (carat weight), которые с незапамятных времен измеряются в каратах. Причем, чем минерал объемнее, тем цена за один его карат выше. Но во всем должна быть мера, поэтому слишком крупные экземпляры, которые превышают по весу пятьдесят карат, могут оцениваться ниже. Все из-за того, что продать подобные экземпляры гораздо тяжелее, чем их небольших сородичей. Исключения составляют только очень редкие драгоценные камни.

При оценивании учитывают и тот факт, что самоцветы одной массы могут иметь разные размеры, так как их удельный вес разный. Например, сапфиры могут иметь очень крупные размеры, а вот для рубинов вес в пять карат – редкость, поэтому они оцениваются дороже.

Чтобы улучшить вышеперечисленные характеристики камней, ювелиры сегодня пускаются на некоторые интересные уловки. Они подвергают минералы искусственному изменению или так называемому облагораживанию.

Так, термической обработке подвергаются сапфиры, янтарь, аквамарины, турмалины, рубины, цитрины и аметисты. При помощи радиации улучшают кунциты, желтые сапфиры, турмалины и топазы. А вот рубины и изумруды избавляют от трещин. Бриллианты корректируют лазерным сверлением, а промасливанием «лечат» лазуриты, жадеиты и изумруды. На сапфиры наносят окрашивающие покрытия, а окрашивают или обесцвечивают кораллы, ониксы и агаты.

Естественно, цены на такие экземпляры бесспорно ниже, чем на необлагороженные камни подобного качества. Но разница в цене определяется такими факторами, как стоимость обработки сырья, доступность и рыночный спрос.

www.stones.regnews.info


Смотрите также