Каталог
  

Какие природные камни для заточки производились в ссср


Справочные данные по советским абразивам

Последовательности нанесения условных знаков маркировки кругов.

Это может быть полезно каждому кто будет покупать абразива не просто так, на глазок, а конкретное изделие.

— код круга по ОКП; — товарный знак или марка изготовителя; — типоразмер круга (на кругах c D = 250мм); — марку шлифматериала; — зернистость и ее индекс; — степень твердости; — номер структуры; — марку связки (на кругах c D = 50мм); — рабочую окружную скорость (на кругах c D = 150мм); — класс неуравновешенности; — класс точности;

— номер ГОСТ или ОСТ.

Главные параметры бруска (или круга — некоторые в целях экономии точат на обломках от круга) это:

— марка шлифматериала; — зернистость; — твердость.

Например 44А 40Н С2 8 К означает: монокорунд 44А; зернистость 40 с нормальным (Н) содержанием основной фракции; твердость С (средняя) 2; повышенной плотности структура 8; керамическая связка К (она может иметь несколько типов — от К1 до К10).

1. Марка шлифматериала: самый твердый — алмазы природные с микротвержостью 8600 — 10000 кгс/кв. мм и эльбор 8000 — 10000 кгс/кв. мм. Природный алмаз имеет условное обозначение А, синтетический — АС, синтетические поликристаллические материалы — АР (АРВ1, АРК4, АРС№) с добавлением условного обозначения типа алмазного поликристалла. Несколько мягче алмаз синтетический 5300 — 96000 кгс/кв. мм и карбид бора 4000 — 4500 кгс/кв. мм. Далее следует карбид кремния 3300 — 3600 кгс/кв. мм. Зернистость абразива маркируется отдельно, сразу после марки абразива. Маркировка зернистости алмазных абразивов несколько отличается. Это дробь, у которой числитель соответствует размеру стороны ячеек верхнего сита (мкм) а знаменатель — нижнего сита основной фракции. Например алмазное шлифзерно и шлифпорошки: 400/250, 400/315, 160/125 — предварительная грубая заточка; 200/100… 125/100 — заточка;

125/100… 80/63 — чистовая заточка;

Алмазные микропорошки: 63/50… 50/40 — доводка; 40/28… 5/3 — окончательная доводка;

1/0 — особо точная доводка.

Помимо бакелитовых (Б, Б1…Б3), самых распространенных, вы можете встретить и вулканитовую (В, В1… В5) — это гибкие абразива типа ведущих кругов. Берите лучше керамическую. Если найдете.

И подробнее по типу абразива.

13А, 14А, 15А — электрокорунд нормальный (Al2O3). Цвет — розовый, коричневый (от светлого до темного). Микротвердость 1900 — 2000 кгс/кв. мм. 23А, 25А — электрокорунд белый. Цвет — бело-розовый и белый. Микротвердость 2000 — 2100 кгс/кв. мм. 33А, 34А — электрокорунд хромистый (технический рубин). Розовый или темновишневый цвет. Микротвердость 2000 — 2200 кгс/кв. мм. 37А — электрокорунд титановый (технический сапфир). Если повезет, берите именно его. Абразива Spyderco — как раз они — электрокорунд с примесями диоксида титана. Микротвердость 2200 — 2300 кгс/кв. мм. 38А — электрокорунд циркониевый. Микротвердость 2300 — 2400 кгс/кв. мм. ЭС — сферокорунд. Микротвердость 2000 — 2100 кгс/кв. мм. 43А, 44А, 45А — монокорунд — рекомендую для правки. Микротвердость 2300 — 2400 кгс/кв. мм. 53С, 54С, 55С — Карбид кремния черный. Микротвердость 3300 — 3600 кгс/кв. мм. 63С, 64С — Карбид кремния зеленый. Микротвердость 3300 — 3600 кгс/кв. мм. КБ — карбид бора;

ЛО, ЛП, ЛВМ, ЛПМ — эльбор (кубический нитрид бора).

Карбид кремния очень износостоек, справляется почти с любой сталью (даже высокоуглеродистой). Это для операций значительного съема материала — восстановление убитого профиля, первичная точка совсем тупых лезвий крупным зерном а также полировки и окончательная доводка РК мелким зерном. Более мягкий и однородный — белый электрокорунд — 25А. Это уже чистовые операции. Нормальный электрокорунд — нечто среднее между ними — 13А, 14А. Годится и для точки и для правки — в зависимости от размера зерна. Из него (как из самого дешевого) обычно делают бруски типа «лодочка». Зернистость «лодочек» — от 25 до 10, твердость СМ2 — С2. Лужские получше чем московские, но в принципе все они по умолчанию (как ширпотреб для граждан) никогда качеством не блистали. Рекомендуется брать бруски с маркировкой.

В общем виде для керамических ножей рекомендуют предварительную заточку 63С и 64С зернистостью 25–40, окончательную — 63С и 65С зернистостью 16–25 и доводку 64С и 63С зернистость 5–8.

Для быстрорежущих и высокоуглеродистых коррозионностойких предварительная заточка 23А, 24А, 25А или 43А, 44А, 45А и зернистостью 25 — 40. Заточка окончательная — 25А, 24А, 23А, зернистость 16 — 25. Доводка 64С и 63С зернистость 5–6.

Прочие стали — предварителная заточка 23А, 24А, 25А или 43А, 44А, 45А и зернистостью 25 — 40. Заточка окончательная — 25А, 24А, 23А, зернистость 16 — 25. Доводка 64С и 63С зернистость 5–6.

2. Зернистость. Размер зерна определяет съем металла — чем выше номер, тем сильнее «дерет». Крупная зернистость — грубая точка, интенсивный съем металла — от 200 до 63. Заточка предварительная — средняя и мелкая зернистость — 50–16, окончательная — 16–25. Доводочные операции — самым мелким абразивом — от 12 до 4. Полировка микрошлифпорошками от М63 до М5 (буква М означает «микро»: М40 более крупное зерно чем М20, например).

После зернистости в маркировки обычных абразивов стоят буквы, показывающие содержание основной фракции (чем больше ее, тем брусок «однороднее») — В (высокое), П (повышенное), Н (нормальное), Д (допустимое)

3. Твердость определяет стадию точки. Как правило мягкие абразива используют при грубой точке, средние — доводке, а твердые — правке, но вполне допустимо иметь бруски одной твердости — среднемягкие (СМ1, СМ2), средние (С1, С2) или среднетвердые (СТ1, СТ2, СТ3). Цифра после букв говорит о твердости абразива — чем больше число, тем меньше пор и тем плотнее (или более износостойко) абразиво.

Есть еще тип структуры, который пишется после твердости (ищите 7 -10), и связки — бакелитовая (очень распространена) и керамическая (рекомендую именно ее, но это дефицит) и пр, но это уже тонкости. Вам вполне хватит трех камней (на первых порах)

1. Крупнозернистого среднемягкого на основе карбида кремния — грубая точка, правка спусков. 2 Со средним или мелким зерном корунд нормальный средний — среднетвердый — точка (основная стадия).

3. Брусок мелкозернистого электрокорунда (бывают белые, зеленые, коричневые) — для доводки и правки. Известны под названием «изделие Кромка» и больше напоминают не абразиво, а неглазированную керамику.

Хромистые пасты ГОИ делятся на 3 основные группы (по размеру шлифзерна):

грубые (маркировка 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20); средние (15 и 10);

тонкие (7, 4 и 1)

Они все зеленого цвета, что обусловлено их хромистой основой. Проверять или по маркировке (обычно на брусок пасты клеят бумажку с данными) либо эмпирическим способом, связанным с визуальной оценкой шероховатости поверхности (стекло или металл) после 5–7 мин. притирки.

Автор: Александр Марьянко

_______________________________________________________________________

вот наглядный пример:

24A М28 П БКв25.150  СТ112 КА ГОСТ 2456-82

24A — как уже было сказано, тип абразива

Электрокорунд белый

По физическому и химическому составу более однороден, имеет более высокую твердость и острые кромки, обладает лучшей самозатачиваемостью и обеспечивает меньшую шероховатость обрабатываемой поверхности по сравнению с электрокорундом нормальным.

Предназначен для изготовления шлифовальных кругов и брусков из шлифзерна и шлифпорошков на всех связках для чистовой обработки закаленных стальных деталей.

M28 — размер абразивного зерна = 28 микрон

П — повышенное содержание основной фракции абразивного зерна

Однородность зернового состава, существенно влияющая на шероховатость обрабатываемой поверхности, режущие свойства и стойкость инструмента, характеризуется процентным содержанием основной фракции. Поэтому условное обозначение зернистости дополняют буквенным индексом, соответствующим этому процентному содержанию: В — высокое; П — повышенное; Н — номинальное; Д — допустимое.

БКв25.150 — типоразмер: БрусоК кВадратного сечения, со стороной квадрата 25мм, длина бруска 150мм

СТ112 — твердость и структура связки

СТ1 — Среднетвердый (СТ), Круглое и бесцентровое врезное шлифование, профильное шлифование, обработка разобщенных поверхностей, обдирочное шлифование чугунов

12 — номер стуктуры 12, в данном случае открытая структура. Чем больше номер структуры, тем больше расстояние между зернами,

т. е. структура более открытая.

КА — тип связки, в данном случае это керамическая связка, она обладает высокой огнеупорностью, водостойкостью, химической стойкостью, хорошо сохраняет профиль рабочей кромки, круга, но чувствительна к ударным и изгибающим нагрузкам. Применяют плавящиеся и спекающиеся керамические связки. Абразивный инструмент из электрокорунда изготовляют на плавящихся связках, а из карбида кремния — на спекающихся.

ГОСТ 2456-82 — государственный стандарт, которому соответствует изделие (ГОСТ 2456-82 «Бруски шлифовальные. Технические условия.» от 1982г. ) распространяется на бруски шлифовальные на керамической и бакелитовой связках полный текст этого стандарта есть вот тут: http://gost4yuo.ru/load/1-1-0-1146

клеймо на этом бруске: Рижский абразивный завод

буква R в центре и контуры башен, символизирующий Ригу с ее архитектурой. все остальное изображает сегментный абразивный инструмент.

Кому интересна маркировка абразивов, вот тут http://tsn-masterskaya.narod.ru/Abrazivnye_materialy_i_instrument.htm есть практически исчерпывающая информация.

/Nikolay_K/ http://forum.guns.ru/forummessage/224/462195.html

______________________________________________________________________

Свойства абразивов используемых в абразивных брусках

Маркировка _________________________________________________________________

Если пойти за брусками на блошиный рынок (самый простой способ купить хоть что-нибудь стоящее) велика вероятность встретить бруски отечественного производителя, причем сделанные в СССР.

Абразивный брусок из белого электрокорунда

1 — эмблема завода изготовителя; 2 — тип: БП — брусок прямоугольный; 3 — размер бруска: 25х16х150; 4 — абразивный материал: 25А — электрокорунд белый; 5 — зернистость: 18 — 200…160 мкм; 6 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное; 7 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости; 8 — структура (степень сближения абразивных зерен): 8; 9 — связка: К — керамическая; 10 — класс точности: Б;

11 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82.

Абразивный брусок из зеленого карбида кремния

1 — эмблема завода изготовителя; 2 — абразивный материал: 64С — карбид кремния зеленый; 3 — зернистость: 6 — 80…63 мкм; 4 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное; 5 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости; 6 — структура (степени сближения абразивных зерен): 8; 7 — связка: К — керамическая; 8 — класс точности: А; 9 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82; 10 — тип: БКв — брусок квадратный;

11 — размер бруска: 20х150.

Абразивный брусок из зеленого карбида кремния

1 — эмблема завода изготовителя; 2 — абразивный материал: 64С — карбид кремния зеленый; 3 — зернистость: М28 — 28…20 мкм; 4 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное; 5 — тип: БП — брусок прямоугольный; 6 — размер бруска: 25.16.150 — 25х16х150; 7 — твердость абразивного инструмента: СТ2 — среднетвердая степень твердости; 8 — структура (степени сближения абразивных зерен): 10; 9 — связка: К — керамическая; 10 — документ которому удовлетворяет брусок: ТУ 2-…;

11 — государственный знак качества СССР.

Абразивный брусок из белого электрокорунда

1 — эмблема завода изготовителя; 2 — тип: БТ — брусок треугольный; 3 — размер бруска: 16х150; 4 — абразивный материал: 25А — электрокорунд белый; 5 — зернистость: 6 — 80…63 мкм; 6 — минимальное процентное содержание основной фракции: П — повышенное; 7 — твердость абразивного инструмента: СТ1 — среднетвердая степень твердости; 8 — структура (степень сближения абразивных зерен): 9; 9 — связка: К — керамическая; 10 — класс точности: Б;

11 — стандарт которому удовлетворяет брусок: ГОСТ 2456-82.

/http://tool-land.ru/bruski-dlya-zatochki.php/

zatochiklinok.ru

Особенности и зернистость точильных камней: таблица и описание

  • 02-02-2015
  • 48
  • 1311

Точильные камни представлены породой песчаников, они имеют острую зернистость, что позволяет производить точение металлических режущих инструментов. Для того чтобы камень обладал эффективностью, его зерна не должны быть надежно связаны, это обусловлено тем, что сверху расположенные острые углы при использовании стираются и становятся гладкими, тогда как они отделяются и на верхний слой выступают острые углы зерен.

Разновидности точильных камней и брусков.

По этой причине в практике для различных целей применяются камни всевозможных характеристик и происхождения.

Натуральные камни

Арканзасский камень имеет в основе традиционный кристаллический кремнезем, иными словами, кварц. Однако структура у этого материала особенная. Среди первых характеристик можно выделить то, что эта порода выступает в качестве наиболее чистой из всех кварцевых. Так, SiO2 в ней содержится в количестве 99,5%. Если производить сравнение с горным хрусталем, то даже в нем посторонних включений гораздо больше. Вторая особенность арканзаса выражена в том, что он обладает однородной породой с кристаллическим кварцем: он имеет самую мелкую зернистость, так, размер зерна равен пределу 1-6 микрон. Последнее на что следует обратить внимание, это прочность связей между фракциями, которая является очень сильной. Это обусловлено импликационной структурой, что выражено тем, что зубчатые границы фракций словно вплетаются друг в друга. Этот материал очень редок, единственное место в мире, где найдено его месторождение, бассейн реки Арканзас, которая протекает в Америке. Именно она и дала название камню.

Рисунок 1. Таблица зернистости камней арканзас, вашита и индия.

В давние времена порода залегала в местности массивными пластами, однако в конечном итоге люди начали производить интенсивные разработки, которые сделали залежи более скудными. На сегодняшний день этот материал имеет опасность быть причисленным к драгоценным камням. Сравнение позволит понять, насколько редок этот материал. Даже алмаз добывают в нескольких десятках мест. Описываемая горная порода, как сибирский чароит, вполне может и вовсе бесследно исчезнуть. При более крупной зернистости арканзаса его пористость больше, это указывает на то, что порода в этом случае обладает не столь значительной твердостью. Он представлен различными сортами, среди них: твердый, средний, а также мягкий, залегает порода отдельными, часто смежными пластами.

Вернуться к оглавлению

Вышеописанному камню довольно часто сопутствует иной, однако он наиболее распространен и может быть представлен несколькими цветами, среди них: серый, бурый или черный. Он носит название «вашита». Упомянутая порода — это только лишь вариация мягкого арканзаса.

Вашита имеет более крупную зернистость, если производить сравнение с основным камнем, кроме того, в его составе содержится большее количество всевозможных примесей.

Но это не делает вашиту менее качественным точильным камнем. На рис. 1 можно увидеть сравнительную таблицу примерной зернистости камней арканзас, вашита и индия.

Вернуться к оглавлению

Рисунок 2. Маркировка и размеры точильных камней.

Японские камни натурального происхождения уже довольно давно признаны во всем мире, более того, они имеют статус камней, которые занимают одни из первых позиций в своем классе. В течение многих лет данные камни, особенно касается тех, что добываются около каменоломен, расположенных вблизи Киото, выступают в качестве предмета вожделения. Это объясняется тем, что упомянутые материалы имеют несравнимые абразивные характеристики.

На территории около Киото можно встретить огромное количество каменоломен, которые занимаются производством отличных точильных камней, однако в отношении стоимости и качественных характеристик все камни можно разделить на две большие группы, первая из которых — Восточные вещи, которая звучит в переводе на японский как 東物; и Западные вещи, в переводе на японский язык — 西物. При этом Восточные материалы имеют гораздо более высокую стоимость, кроме того, они являются более ценными и уважаемыми. К группе Восточных камней относятся некоторые разновидности, среди которых: Накаяма (Nakayama), Оозуку (Oozuku), Нарутаки (Narutaki), Шабудани (Shoubudani), Окудо (Okudo). Если сравнивать названные камни, то Накаяма имеет среди остальных большую славу.

Вернуться к оглавлению

Среди точильных камней в общем понимании нельзя не отметить абразивные искусственные материалы, которые еще называются брусками. В основном в их составе зерна электрокорунда, последний из которых представлен чрезвычайно твердым материалом, созданным на базе оксида алюминия, который имеет в таблице следующее обозначение Al2O3.

Рисунок 3. Таблица применения японских точильных камней.

Основа может содержать и карбид кремния, техническое название которого карборунд; тогда как химический состав представлен обозначением SiC, в составе может содержаться и связующий материал. От качества последнего и равноразмерности фракций зависят качественные характеристики бруска. Если предполагается точить инструмент с использованием искусственного абразивного камня, то следует применять смазку, в роли которой может выступить вода или мыльный раствор. В противном случае основание довольно скоро засалится стальной пылью. На рис. 2 можно увидеть точильные искусственные камни, выполненные на базе карбида кремния с добавлением керамической связки.

Вернуться к оглавлению

Искусственные японские водные камни — это результат труда, в момент необходимости менее дорогостоящая альтернатива, ведь природные запасы камней высокого качества в данный момент продолжают истощаться. Это влечет за собой, что стоимость на них неустанно растет. Так, цена натурального камня, габариты которого эквивалентны размерам кладочного кирпича, может варьироваться в пределах нескольких тысяч долларов. Однако у искусственного камня, представленного синтетическим водным материалом, будет гарантированная единая зернистость по всей структуре, на что никак нельзя рассчитывать в случае с натуральным природным материалом. Японские точильные камни, которые имеют природное происхождение, как правило, применяют частные мастера, а также те люди, которые считают себя любителями заточного дела в традиционном смысле.

На рис. 3 можно увидеть таблицу, в которой представлены главные особенности точильных японских водных камней, среди которых не только показатели зернистости, но применение, а также абразивный материал в основе.

Вернуться к оглавлению

Таблица соответствия абразивных материалов.

Алмазные бруски тоже могут иметь разную степень зернистости, таким образом, материал содержит в составе разную величину фракций алмазной крошки. Ввиду того что алмаз значится наиболее твердым материалом, посредством алмазного бруска можно заточить нож в самые короткие сроки. Алмазный абразив формирует достаточно агрессивную режущую кромку, которая имеет второе название — микро-пила, однако она достаточно скоро выкрашивается, что становится причиной того, что режущая кромка тупится. Тогда как водные камни с абразивным зерном незначительной величины формируют куда более гладкое основание кромки, она гораздо медленнее выкрашивается. Это обуславливает то, что режущая кромка в течение долгого периода эксплуатации не затупляется. Монокристаллы и поликристаллы, которые присутствуют в алмазах, не столь подвержены выкрашиванию.

Вернуться к оглавлению

В Украине тоже производятся точильные камни. Они предназначаются специально для заточки ножей. Такое предназначение чрезвычайно важно, поскольку требования, предъявляемые к подобному камню, отличаются от тех, что нужны при промышленной механической обработке. Ввиду того что производство камней осуществляется из собственного сырья, цена их гораздо ниже зарубежных аналогов. В качестве плюсов такого материала выступает не только доступность, но и характеристики, выраженные оптимальными качествами связующего вещества, которое способно обеспечить наиболее подходящее соотношение износостойкости и обновляемости зерна. Такие камни выпускаются в большом ассортименте размеров.

Схема маркировки точильного камня.

При разработке этого камня были опробованы всевозможные варианты рецептур. Каждая была проверена на пригодность к процессу заточки, где была учтена и комфортность проведения работ. Один из вариантов пришлось отвергнуть ввиду того, работа сопровождалась значительным недостатком, выраженным образованием излишнего количества грязи. Несмотря на то что мастера готовы терпеть такое неудобство при осуществлении ручной заточки, точильный прибор с подобной рецептурой не стали производить, так как при использовании этого абразива в системе точилки марки Apex грязь оказывается лишней.

Вернуться к оглавлению

Эти камни получили свое название из-за местности, в которой они добываются, в провинции Kwa Zulu-Natal. Несмотря на отличные качественные характеристики, эти камни не столь распространены среди отечественных заточников, ведь они не обладают вековой историей, кроме того, материал имеет весьма высокую стоимость, эти факторы не способствуют их скорому распространению.

Для бритвы производить доведение рабочей поверхности камня и бока рекомендуется в обязательном порядке. При использовании такие камни не выделяют суспензию, однако если использовать еще один, то, возможно, она и появится. В работе такой материал проявляет себя довольно хорошо. Некоторые мастера заблаговременно производят замачивание для того, чтобы достичь более комфортной работы. Делают это, как правило, примерно на полчаса или чуть больше, однако при осуществлении таких процедур с описываемым камнем особенной разницы не отмечается.

Таблица маркировки зернистости по различным стандартам.

Работает материал отлично как с мыльной водой, так и с той, что не имеет добавок. При широком подводе ближе к завершению работ и использовании воды бритва начинает несколько подлипать.

Часто в тандеме с арканзасами используют масло. Если применить описываемый материал с ним, то результат окажется отличным. Предварительно предстоит капнуть масло, растерев его, посредством салфетки можно избавиться от лишнего количества. Мастера отмечают хорошие и приятные тактильные ощущения, материал на ощупь словно бархатный. Независимо от того, какие бритвы используются, проявляет поверхность для точения себя хорошо с ними со всеми.

Специалисты, которые используют для заточки камни Zulu Grey, подмечают, что инструмент после свободно режет и отвечает всем требованиям остроты.

Если вы намерены заточить бритву с помощью такого камня, то в завершение доводки необходимо несколько поднимать угол, при этом нужно делать около 30-50 проходов для каждой стороны инструмента, совершая такое давление, которое не превышает веса бритвы.

Специалисты отмечают, что не используют бритвы, которые прошли реставрацию, однако при тестировании описываемого камня и доведении бритв различного производства результаты оказались хороши и показательны.

Способы заточки на водных камнях.

Некоторые утверждают, что Южно-Африканские камни можно считать лидерами финишной обработки среди всех остальных, в том числе если производить сравнение с Coticule и Guangxi и Тюрингским шифером. Рекомендовано использовать масло, однако вода себя проявляет в качестве смазки ничуть не хуже. В качестве единственного минуса в этом случае выступает цена, однако если производить эксплуатацию очень бережно и для собственных нужд, то он проявит себя весьма экономично. Он хорошо справляется и с доведением чрезвычайно твердых клинков, которые не под силу некоторым другим камням. Зернистости камня хватает для проведения такого рода работ.

Прежде чем приобретать точильную поверхность натурального или искусственного происхождения, следует определиться, для каких целей и с какой интенсивностью вы будете его использовать.

Если раньше вы не имели опыта работы с камнями, предназначенными для точения, а впоследствии планируете применять их не столь часто, то предпочтительнее не приобретать дорогостоящий материал, а воспользоваться помощью специалиста.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе камня:

  • область использования;
  • интенсивность применения;
  • зернистость.

Вернуться к оглавлению

Таблица абразивной способности материалов.

Бельгийские камни известны своей историей, которая началась 140 лет назад. Карьер имеет следующие размеры: 300х100 м, а добыча производится на глубине в пределах от 50 до 60 м. Для того чтобы получить 1 кг упомянутого материала, необходимо добыть примерно 2 т породы.

Производство точильных камней предполагает нарезку на отдельные пластины, которые обладают толщиной, равной 7-14 мм. Ввиду того что природный материал обладает высокой хрупкостью, в качестве его основы используют черный бразильский или португальский сланец. Это позволяет получить крепкий точильный камень. На последнем этапе осуществляется шлифовка брусков. Эти работы производятся вручную, в процессе этого используется алмазный камень. Каждая сторона полируется, а края скругляются. В конечном итоге удается получить камни разного качества и сорта и размера.

Габариты кусков определяет мастер, в процессе чего используется таблица размеров. Каждый камень Coticule является результатом исключительно ручной работы, это указывает на то, что каждое изделие — единственное в своем роде.

Существует еще Бельгийский Синий Камень, производство которого полностью идентично предыдущему, однако в качестве исключения выступает последний этап склеивания.

moiinstrumenty.ru

Природные точильные камни ... под ногами | Резьба по дереву, кости и камню

#1

Этим летом, будучи на даче, нашёл во время купания в пруду чёрный плоский камень. Появилась идея попробовать точить на нем инструмент. Получил большое удовольствие от производимого ножом звука, от того, что точится и точится неплохо. Камень похож на чёрный сланец - слоистый и достаточно мягкий. Мягкий настолько, что его можно скоблить и выравнивать ножом, что я и сделал. Можно разделять на тонкие пластинки-слои. Заточил на нём несколько ножей. По ощущениям около 2-3 тыс. ГРИТ. Понимаю, что камень быстро износится из-за мягкости (хотя пока выработки нет совсем).  С тех пор стал смотреть под ноги, специально хожу на ручьи, где вода вымывает из грунта камни. Набрал несколько штук разных размеров и толщины. Некоторые - очень тонкие (но твердые и крепкие) пластины (около 3-5 мм толщиной) различных оттенков черного и серого. Предстоит проба заточных свойств. Фотографии камней пока сделать нет возможности, так как они на даче, а я - нет. Позже - обязательно.Предполагаю, что такие природные камни могут послужить неплохой альтернативой покупным заточным брускам. Приглашаю всех присоединяться к обсуждению и начинать смотреть под ноги во время прогулок!

www.rezbaderevo.ru

Статьи

Основной инструмент для ручной заточки ножей — брусок для заточки (или камень для заточки). Если вы начинающий заточник, то рекомендуется, чтобы камень для заточки был как минимум равен по длине затачиваемому лезвию. А лучше раза в полтора больше (хотя для «большого шефа» — «старшего» ножа в поварской тройке — найти такой брусок для заточки за разумные деньги практически нереально). Кстати, ширина заточного бруска особенного значения не имеет.

Бруски для заточки бывают нескольких разновидностей.

Самые традиционные — природные заточные бруски. Из природных мы бы рекомендовали бруски из горной породы новакулит (он также известен как арканзасский камень), либо японские водные камни (waterstone). Сейчас промышленность выпускает синтетические их аналоги, поэтому в дальнейшем будем брать слово «природные» в кавычки, не различая их «происхождение». Так, бруски водного камня, которые можно встретить в продаже — в основном синтетические. Даже синтетические камни достаточно дороги, и, как было отмечено, требуют смазки — воды или специального масла (для водных камней — только вода, возможно с небольшим добавлением мыла). Более того, бруски из водяного камня перед работой обязательно необходимо в течение 15 минут замачивать в холодной воде комнатной температуры, а после употребления — высушивать. Допускается хранение крупнозернистых брусков в воде, да и мелкозернистые камни можно оставлять на несколько дней замоченными. Стоимость таких заточных брусков начинается от $20 и выше. В Японии стоимость натурального природного водного камня размером с кирпич составляет ¥250 000 (около $2 000). Если вы серьёзно решили самостоятельно ухаживать за своими ножами, то при покупке бруска реально следует ориентироваться на сумму $30—60 за довольно неплохой брусок из новакулита или синтетического камня. Причём, последние, как правило, двухслойные, то есть имеют две рабочих поверхности с разным размером зёрен на плоскостях. Стоит отметить, что здесь и далее речь идёт прежде всего о доводочных (финишных и суперфинишных) камнях. Редко когда приходится использовать начальные грубые бруски — да и не советуем на первых порах пытаться самостоятельно восстановить полностью «убитую» режущую кромку, для каковой операции и требуется крупнозернистый камень. К основным достоинствам водных камней следует отнести очень высокое качество обработки металла и приемлемую скорость работы. К недостаткам — то, что в процессе работы обязательно требуется смазка, а также необходим регулярный смыв металлической пыли и стёртого абразива. Кроме того, «природные» бруски достаточно быстро стачиваются, причём не всегда равномерно, что ведёт к необходимости время от времени выравнивать поверхность такого бруска на плоскость.  Для этой операции потребуется достаточно массивная стеклянная или мраморная пластина с хорошей плоскостью, вода, и много крупной водостойкой шкурки. Шкурка накладывается на пластину, и лёгкими движениями бруска по шкурке, смоченной водой (а лучше под струёй воды), меняя по мере износа шкурку, рабочая плоскость бруска приводится к первозданному виду. Еще одним способом правки водных камней является правка на стекле при помощи порошка карбида кремния. Эта операция приемлема только для природных камней. Сильно изношенный, истончившийся природный камень можно наклеить стойким клеем на брусочек твёрдого дерева, типа бука — чтобы продлить его использование до максимума.  Итак, для тех, кто никогда не использовал точильные бруски и просто хочет попробовать свои силы в самостоятельном уходе за инструментом, мы бы не рекомендовали водные камни. Они работают не очень быстро, при работе с ними важно выдерживать равномерность движений и прижима, они и сами требуют определённого ухода.

Второй тип брусков — это алмазные бруски (алмазные камни). Как и водные, они бывают разной зернистости. К тому же именно алмазные бруски часто используются в разного рода приспособлениях для заточки — поэтому выпускаются самого разнообразного вида, формы и размеров. Они иногда снабжаются стандартными креплениями для использования в точильных приспособлениях.

Очень хорошие алмазные бруски (с разной зернистостью на поверхностях) выпускает американская компания DMT. Ввиду большой длины, дешевизны (от 400 рублей), а также всех достоинств алмазного бруска — это именно то, что мы бы рекомендовали начинающему заточнику. При работе с брусками этого типа желательно (но не обязательно) пользоваться смазкой — мыльным раствором или просто водой. Работа при этом идёт быстрее и аккуратней. А для полевых условий алмазный брусок в сочетании с финишной керамикой (см. далее) — наилучший выбор. После работы алмазный брусок стоит тщательно промыть с любым моющим средством.

Импортный алмазный брусок представляет собой пластиковую или металлическую основу, на рабочей поверхности которой связующим с алмазными зёрнами нанесён кольцеобразный или сотовый узор. Такая конструкция требует более редкой очистки от металлической пыли и работает по металлу чуть более агрессивно.

 К достоинствам всех алмазных брусков стоит отнести высокую скорость работы, низкий износ и то, что они не нуждаются в правке рабочей поверхности и смазке. К недостаткам — то, что в силу высокой скорости работы испортить кромку алмазным бруском также гораздо проще.

Третий, самый современный тип брусков — это керамические бруски. Они производятся из специальной керамики, в чём-то похожей на керамику от корпусов микросхем. Обладая таким же качеством обработки поверхности, как у «природных» брусков, и слабой изнашиваемостью, свойственной алмазным, такие бруски, к сожалению, работают крайне медленно, и пригодны, в основном, для тонкой регулярной правки. Их также можно использовать в качестве заменителя мусата, и возить с собой для правки ножа в дороге. Керамические бруски не требуют смазки при работе, а после работы легко отмывается от металла любым моющим средством и грубой тряпкой.

Зачастую такие бруски имеют специальную форму, позволяющую точить не только ножи, но и рыболовные крючки, иголки, а также затачивать лезвия с серрейтором — специальным крупнозубчатым переменным профилем. Серрейторы используют в своих изделиях многие фирмы; их форма, как правило, патентуется. Отличный комплект керамических брусков производства компании «Спайдерко» в замшевом футляре стоит около 1 000 рублей и может служить отличным мужским подарком.  Наконец, четвёртый тип брусков — классические абразивные искусственные камни. Как правило, это электрокорунд, или разнообразные карбиды на мягком связующем — всем привычные по советским временам инструменты. Наиболее распространены бруски большой зернистости. Работают по металлу такие камни хорошо, но очень быстро и неравномерно истираются, и имеют неоднородную структуру.  В продаже ещё можно найти камни, на упаковке которых красуется надпись «Сделано в СССР», а также бруски производства Германии, Польши и Китая. Они дёшевы (стоят от 30 рублей), но найти мелкозернистый брусок достаточно тяжело. При работе с ними желательно использовать смазку — воду или мыльный раствор. Кроме того, большинство таких брусков, купленных на рынке — крайне низкого качества. Это проявляется в том, что из-за слабого связующего зёрна абразива катастрофически быстро выкрашиваются, и бруски надо выравнивать уже через полчаса после начала работ.  Кстати, выравнивать дешёвые бруски из корунда вообще нет особенного смысла. Гораздо дешевле просто купить новый. Хотя, если купить два одинаковых электрокорундовых бруска, можно (под струёй воды) довольно быстро «притирать» их друг к другу.

www.grinding.ru


Смотрите также