Каталог
  

Какой камень искали средневековые алхимики


Философский камень

История философского камня

Философский каменьЭто некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший).

По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Золото

Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины.

На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.

Алхимики в поисках философского камня

Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.

По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.

Опыты алхимиков

Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.

Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов.

Вот пример описания одного из опытов: «Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание — он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва...».

Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно.

Книга по алхимии

Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень, попутно было открыто много полезных веще таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.

Золото- это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.

Легенды о философском камне

Как ни фантастично звучит теория о философском камне, все же в истории есть события, которые косвенно могут доказывать, что некоторым счастливчикам все же удалось его получить.

Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий ), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены: ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Опыты получения философского камня

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим…

Однако есть другой не менее интересный случай. Император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 тонн первого метала и 6 тонн второго. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Эксперимент

Казалось бы в современном мире когда наука уже давно шагнула за пределы своих возможностей верить в существования какого-то мифического артефакта кажется полным бредом, тем не менее даже сегодня есть отдельные личности которые ведут исследования и верят в то, что им все же удастся получить заветный философский камень который сделает их богатыми.

www.iksinfo.ru

Алхимия — что искали алхимики?

Алхимия — своеобразное и таинственное культурное явление, где воедино связаны мистика и наука. Название ее происходит от арабского «ал-кемия». Слово «кемия» возводят либо к греческому «chemeia» от «cheo» — «лью», «отливаю», что говорит о связи алхимии с искусством литья и плавки металлов. Другое толкование производит слово от египетского иероглифа «хми» (кем), означавшего черную, плодородную землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, где, как полагают, и возникла алхимия, которую называли еще «египетским искусством». Считается, что алхимия появилась в Александрии, в знаменитом научном центре —Мусейоне. Впервые этот термин встречается в рукописи Юлия Фирмика в 336 г. н. э.

В результате объединения практических знаний египетских жрецов и греческой натурфилософии произошла, во-первых, эллинизация «священного тайного искусства» египетских жрецов. К нему добавилось учение Эмпедокла о четырех элементах — земля, вода, огонь, воздух. С другой стороны, греческая рациональная натурфилософия Аристотеля была объединена с элементами учения Пифагора о роли числа и другими мистическими понятиями. Сами алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый».

Главной задачей алхимии считалась трансмутация элементов — превращение неблагородных металлов в благородные (то есть в золото и серебро). Алхимики опирались на учение о том, что материальный мир состоит из первоэлементов, которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Золото предполагалось получать с помощью философского камня (он же — красная тинктура, эликсир жизни, философское яйцо, красный лев). Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать тело и продлевать жизнь. Серебро же думали получить с помощью так называемого белого льва или белой тинктуры.

Итак, в IV в. н. э. александрийские ученые пытались решить задачу превращения металлов в золото и разработали полезные методы извлечения металлов из руд. Прежде всего это было купелирование — нагревание руды со свинцом и селитрой. Другой способ — амальгамирование — требовал ртути, которую добывали из киновари или каломели. К золотоносной или среброносной породе добавляли ртуть, и получали амальгаму — сплав ртути с золотом или серебром. Амальгаму отделяли от пустой породы, а ртуть удаляли возгонкой. Амальгаму золота использовали для позолоты. А ртуть со своей уникальной способностью образовывать амальгаму обрела славу особого, первичного металла. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой — киновари, которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску — от красной до синей. Ее и называли именем Меркурия, то есть Гермеса. Однако свои труды ученые вынуждены были держать в тайне, потому что римский император Диоклетиан (243—31 5) не хотел получения дешевого золота, так как это подорвало бы экономику его разваливающейся империи. Он запретил эти опыты и приказал уничтожить все труды по опасной теме.

Но греки продолжали заниматься наукой, которой преследования только добавили таинственности. Они стали учителями арабов, давших алхимии имя, разработавших основные теории, понятийный аппарат, технику и методику эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов — они открыли сурьму, получили триоксид мышьяка (так называемый белый мышьяк) и, вероятно, фосфор, получили уксусную кислоту и растворы сильных неорганических кислот, развивали фармацевтику. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была рациональной; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Фактически это была химия в современном понимании, но в дальнейшем мистика в ней стала преобладать благодаря Западу, который воспринял алхимию от арабов примерно в эпоху крестовых походов.

Алхимией занимались известные ученые средневековья, оставившие след в европейской науке. Среди них были Альберт Великий, создатель работы «О металлах и минералах», Роджер Бэкон, которому приписывают авторство трудов «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии», Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, издавший более 20 алхимических трудов.

Но особое место в европейской алхимии занимали мистические течения. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки. Всего их было семь — число, считающееся магическим:

  1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum).
  2. Создание гомункулуса.
  3. Приготовление алкагеста — универсального растворителя.
  4. Палигенез, или восстановление растений из пепла.
  5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) — магической субстанции, которая способна растворять золото.
  6. Извлечение квинтэссенции.
  7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

Не все алхимики, однако, стремились именно найти золото или философский камень. Например, Парацельс считался оккультистом, приверженцем герметической философии, и пытался связать алхимию с магией. Но он же утверждал, что истинная цель науки — не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. Парацельс вовсе не считал золото панацеей, а делал лекарства из других веществ и фактически основал современную фармакологию.

В XV—XVII вв. алхимией увлекались многие коронованные особы, например, английский король Генрих VI, в правление которого страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Покровителем алхимиков был император Рудольф II, которого прозвали германским Гермесом Трисмегистом. Император увлекался оккультизмом и пытался найти философский камень, для чего пригласил Эдварда Келли, оказавшегося шарлатаном, и Джона Ди — серьезного ученого, обладавшего энциклопедическими знаниями. При его дворе работал и польский алхимик Сендзивой, который получил порошок — философский камень — от другого алхимика — Ситония. Говорили, что Сендзивой уже демонстрировал превращение металлов в золото и при дворе Сигизмунда III. Вскоре, однако, Сендзивой лишился порошка, (по одной версии, его украли, подругой — просто кончился запас). Воспроизвести самостоятельно «философский камень» Сендзивой не сумел. Скорее всего, у него была какая-то золотосодержащая порода.

Тем временем алхимия постепенно превращалась в химию. При саксонском дворе алхимик И. Бетгер, не сумевший сделать золото, впервые в Европе изготовил фарфор. Алхимики в поисках философского камня изобрели способы получения различных минеральных и растительных красок, стекла, эмали, солей, кислот, щелочей, сплавов, лекарственных препаратов. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование, изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы. Но многие и поныне считают, что алхимики искали вовсе не способ превращения металлов в золото, а путь к совершенству, и что философский камень несет в себе это совершенство.

    1114      

Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

mir-znaniy.com

Что такое философский камень

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов — золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото — это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

• получили азотную, серную и уксусную кислоту;

• создали спирт;

• получили новые соли;

• составили первую в мире систему химических элементов;

• алхимики открыли новые вещества — сурьму и мышьяк;

• ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий — изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова — блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий — его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс — знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель — сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» — железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре — белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

melscience.com

Поиск философского камня

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить мудрость, и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное — непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между  природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

Ответы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

После смерти императора Рудольфа, для которого поиск «философского камня» превратился в манию, было обнаружено золота и серебра в слитках больше всего национального запаса. Все оно было очень высокой пробы практически без примесей. Невероятно для того времени, но факт.

Интересный факт, в середине 20 века была попытка воспроизведения всего процесса изготовления философского камня по рецептам средневековых исследователей. В конечном итоге был получен чистейший хлораурат серебра – великолепные кристаллы ярко-рубинового цвета. Со временем алхимики начали искать некую магическую субстанцию, составляющую философского камня, дарующую вечную молодость и бессмертие.

Талантливый алхимик

Фанатам поттерианы хорошо известно, что создателем философского камня был Николас Фламель. Другое дело, что такая личность действительно существовала. Первые лет двадцать его жизни не представляют особого интереса. Это была обычная жизнь вполне обычного человека. Все самое интересное начинается для нас и Фламеля с 1357 года, когда он – уже солидный владелец маленькой книжной лавки – пополнил свою коллекцию книг документом, известным как «Книга Иудея Авраама». Следующие двадцать лет своей жизни он посвятил попыткам разгадать «тайный смысл» арамейского текста этих страниц. В то время евреям было строго запрещено жить во Франции, поэтому Фламелю пришлось отправиться в Испанию под видом паломника, чтобы завершить перевод книги. После его возвращения домой и возникает миф о том, что секрет философского камня, якобы, оказался раскрыт.

Миф обрел «точку опоры» в связи с долгой жизнью Николаса. К концу своей жизни Фламель был  довольно богат по тем временам, но, так и не обзаведшийся детьми, все свое имущество он распорядился отдать церкви. После смерти алхимика и его супруги появилась легенда о том, Фламель был извещен о своей смерти, сумел ее предсказать и кропотливо к ней готовился. Потом поползли слухи, что эта смерть вообще была талантливо инсценирована, а Фламель вместе с женой где-то укрылся. Легенда обрастает все новыми подробностями, и вот уже все чаще Фламель «встречается» людям после своей смерти, например, на спектакле в Парижской опере 1761 года. Легенды шепчутся, что поддерживаемые эликсиром жизни, полученным из философского камня, Фламель и его жена все еще живы.

Завещание Фламеля, предположительно написанное его тайным последователем, относят ко второй половине XVIII века. Легенда гласит, что первая версия завещания, написанная собственноручно Фламелем, была зашифрована на полях карманной псалтыри. Алхимик доверил ключ от шифра только своему племяннику. Каждая буква секретного текста имела четыре варианта написания, а сам код состоял из 96 знаков. В 1758 году, потратив немало времени и титаническими усилиями, код расшифровал те, у кого имелись копии — Антуан Жозеф Пернети вместе с Сен-Марком. Через четыре года Пернети в литературном издании того времени заявил, что найдено неизвестное произведение Фламеля. Не смотря на то, что оригиналы были утрачены, в 1806 году выходит перевод завещания на английском языке, в немалой степени сокращенного и с некоторыми неточностями. Само завещание обращается к племяннику Фламеля, алхимик говорит, что заберет в могилу рецепт философского камня и просить племянника поступить также. Подробнее история Николаса Фламеля изложена здесь.

Почему камень — «философский»?

Итак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было «всего-навсего» вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

«Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[…]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму».

«Едва ли кто при этом выживал», — вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь — это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им —

Философа недостаёт!»

magicjournal.ru


Смотрите также