Каталог
  

Какой металл похож на золото


Имитации и подделки золота.

О драгоценных и полудрагоценных камнях Комментарии и отзывы о сайте подробней... В 2009-м году разгорелся скандал: в хранилищах Форта Нокс были обнаружены поддельные золотые слитки весом в 400 унций каждый. Количество фальшивых отливок исчислялось сотнями тысяч. Остроумие мошенников, придумавших вольфрамовую болванку покрывать миллиметровым слоем настоящего золота, основывалось на практике пробирования слитков. Проверки касалась лишь наружного слоя металла. Поэтому подмена обнаружилась лишь тогда, когда инспектора удосужились просверлить тело поддельного слитка... Громкая история свидетельствует об одном: активность мошенников, пытающихся нажиться на стоимости золота, не снижается с античных времен.

Архимед – первый защитник чистого золота

Наверняка Архимед не был первым человеком, озаботившимся концентрацией золота в сплаве: мудрец из Сиракуз жил за двести лет до наступления Новой эры – в то время как золото служило людям поделочным материалом уже четыре тысячи лет. Однако Архимед первым сообразил, как вычислить объем изделия сложной формы – благодаря чему появлялась возможность определять плотность сплава. Так ученому удалось вывести на чистую воду местного ювелира, вздумавшего заменить отпущенное на корону золото серебром. Величину соблазна понять можно: в античные времена древнеегипетские технологии аффинажа (очистки благородных металлов от примесей) были трудноосуществимыми, используемое золото часто по сути являлось золотосодержащим сплавом. Чуть больше серебра, чуть меньше – думалось ювелиру – ну, кто заметит?

Человеческая психология помогает мошенникам

Так уж устроено человеческое мышление: во всем наблюдаемом видим мы позитив. Особенно радуют человека цветовые сочетания, соответствующие спектру излучения Солнца. Попросту говоря, желтое, оранжевое, красное нас радостно возбуждает. К золотому блеску мы априорно некритичны! Этим-то и пользуются мошенники с незапамятных времен. Для сравнения: платина, будучи выделенной из сырья, удостоилась лишь пренебрежительного отношения. Внешне похожая на серебро, она все ж таки серее, тусклее. Ну, а раз так – решили испанцы первой половины ΧVΙΙΙ века – то нечего этому «серебришке» казну захламлять. И утопили драгоценный металл где нашли поглубже. Материалам с глянцевым желтым блеском всегда везет больше. Они даруют эстетическое удовлетворение и намекают на возможности собственника – до тех пор, пока досужие эксперты не примутся за анализ. И тут выясняется...

Список имитаций золота – бесконечен!

Причем многие из них являются золотосодержащими сплавами, официально используемыми в производстве бижутерии. Таково немецкое геразолото (на этикетках пишется heragold): материал, содержащий в себе благородный металл в концентрации, недостаточной для получения пробы. Подобные сплавы широко используются во всем мире, однако недобросовестные торговцы (чаще всего из бедных африканских и азиатских стран) частенько продают эти изделия как золотые – тем более что несколько каратов золота в материале действительно имеется. Низкопробное гранатовое золото более ста лет назад выпускалось в Чехии – исключительно для оправления разноцветных гранатов, вошедших в моду в конце ΧΙΧ века. Сегодня такой материал может рекламироваться как специальный сорт золота, созданный по старинным рецептам. При этом рекомендованные ювелирами прошлого 25% чистого золота в составе сплава могут бессовестно понижаться. Еще одним сплавом, содержащим драгоценные металлы и имитирующим золото, является платинор. В платиноре – 18% платины и 10% серебра, остальное – медь, никель и цинк. Томпак – известнейший имитатор золота, настолько «ловкий», что даже опытный ювелир при визуальном анализе может не заметить подмены. Представляя собой сплав из меди и цинка, томпак легко принимает в себя различные добавки, что позволяет менять цветовую гамму продукта. При помощи томпака подделываются самые популярные разновидности золота – желтого, зеленого, розового. Соединение 90% меди и 10% цинка дает состав, устойчивый к коррозии в обычных условиях эксплуатации – что в известной степени облегчает мошенничество. Сплав меди, цинка и олова, по виду еще более чем томпак напоминающий золото, носит название «симилор». Для большей значимости этот состав зовется мангеймским золотом и в изделиях часто покрывается позолотой. Алюминиевая бронза, в классическом своем варианте составленная из 90% меди и 10% алюминия, нередко улучшаемая добавками других цветных металлов, часто используется для изготовления подделок. Правда, в большинстве случаев этот сплав характеризуется ломкостью и хрупкостью, и потому не подходит для формования ажурных украшений. Сульфидное олово обладает выраженным золотым блеском и устойчивостью к действию соединений серы. Пластинки этого материала могут применяться для золочения поверхностей большой площади. Однако в современных условиях гораздо чаще применяется нанесение нитрида титана. Особенностью нитрида титана является достижение цветовых кондиций червонного золота в начальных фазах окисления покрытия.

Там где проба – там золото?

Многие ювелирные украшения – составные. Однако знак пробы ставится лишь на одно из звеньев изделия. Пользуясь таким положением, мошенники нередко оставляют золотым лишь пробированное звено цепочки, браслета, ожерелья. Цветовая гамма подобного изделия выдерживается в полном соответствии со стандартами пробированного золота – однако вскоре после продажи ситуация меняется. Монолитные ювелирные изделия из поддельного золота изготовляются ничуть не реже составных. Рельефный штамп пробы, использовавшийся в течение десятилетий (и до сих пор не ушедший из практики) имитируется часто и нередко успешно. Современные металлообрабатывающие станки позволяют без особых затруднений изготавливать пуансоны любой сложности, поэтому давние методы визуального определения фальшивой пробы уходят в прошлое. Неровные цифры, нечеткие знаки и символы пробы золота – признак стародавних подделок. Сегодня изделия маркируются лазером – но препятствием для мошенников становится не столько сложность технологии лазерного маркирования, сколько высокая стоимость установки. Однако при массовом производстве подделок накладными расходами размером в 50-100 тысяч долларов можно и пренебречь. В результате чего до половины ювелирной продукции, реализуемой через торговую сеть России, эксперты признают поддельной...

Как не купить подделку

Универсален совет не покупать что попало и у кого попало. Особенно если вы склонны рассматривать приобретение золота как инвестицию... Хорошим способом избежать покупки золота «самоварного» сорта является использование электронных детекторов. В большинстве случаев они адекватно оценивают параметры электропроводимости сплава и достоверно оценивают изделие. Однако ошибки не исключены – из-за бесконечного множества разновидностей лигатурных составов. Внимательный (через лупу) взгляд на пробу нередко помогает увидеть, что знак не имеет отношения к пробе как таковой. Повторяя форму и размер государственной пробы, оттиск может представлять собой бессмысленный набор букв и цифр. Конечно, на отечественном прилавке ювелирного магазина такое изделие вряд ли окажется. Но в странах, народы которых испытывают непреодолимую тягу ко всему блестящему – запросто! Не хуже пробы работает и оттиск фирменного знака авторитетного производителя. Особенно, если покупка золота совершается в фирменном магазине бренда. А вот народным способам определения подлинности золота лучше не доверять. Звон золотого кольца, упавшего на твердую поверхность; попытка раскусить (попробовать на вкус и запах) изделие; стремление макнуть золото в аккумуляторную кислоту или приложить к магниту – не являются достаточными критериями для оценки качества золотого сплава. При наличии возможностей можно провести химическую проверку. Однако и йод, и хлорное золото, и уксусная эссенция будут (либо не будут) взаимодействовать лишь с поверхностью изделия. Узнать, какой металл находится внутри «золотого» массива без разрушения изделия – невозможно... Все камни

finesell.ru

Как самостоятельно отличить золото от других металлов

Случаются ситуации, когда внезапно предлагают очень выгодную сделку: купить украшения или предметы из золота по необычайно приятной цене. Как правило, подобные предложения поступают от частных лиц, а не от ювелирных магазинов. А потому встает вопрос о том, как отличить золото от других металлов. Тем более что на неофициальном ювелирном рынке с каждым годом появляется все большее количество якобы золотых украшений, которые на самом деле выполнены из различных сплавов. Визуально отличить подделку довольно сложно, хотя есть несколько доступных способов проверить качество золота без привлечения экспертов и лабораторных методов. Но если уровень подделки очень высокий, вы вряд ли определите точный состав предлагаемого вам блестящего изделия.

В древности наиболее распространенным методом определения того, золото перед вами или нет, был механический способ. Во многих вестернах и фильмах о пиратах мы видели его применение: когда золотые монеты пробуются в прямом смысле на зуб. Это связано с тем, что золото является мягким металлом, которое слегка деформируется, если к нему приложить силу. Но на самом деле этот дедовский метод совсем неидеален, ведь, например, тот же свинец также мягкий, и на его поверхности тоже останется след от укуса. Впрочем, и без этого зубодробительного метода можно обойтись. Существует много простых способов, как распознать, подделка перед вами или настоящий экземпляр.

Вернуться к оглавлению

Доступные домашние средства проверки золота

Самый простой способ, как определить «солнечный» металл быстро и точно в домашних условиях, предполагает использование небольшого количества йода. Этот простой медпрепарат наверняка найдется в каждой семье. Все, что вам для этого понадобится:

Как распознать золота с помощью йода

  • пузырек йода;
  • ватная палочка;
  • зубная паста;
  • ватный диск.

Окуните ватную палочку в йод и поставьте точку на поверхности изделия из предполагаемого золота. Рекомендуется делать это не на самом видном месте украшения. Например, если перед вами стоит задача проверить золотое кольцо, то проделайте эту процедуру с внутренней стороны ювелирного изделия.

Далее определить подлинность драгоценного метала довольно просто. Если спустя несколько минут йодовая точка останется изначального темного цвета, можете быть уверены, что перед вами золото, а не какой-то другой металл. А вот если пятнышко приобрело светлый, молочный оттенок, тогда перед вами, что угодно, но только не золотое украшение.

Когда вы удостоверились в подлинности ювелирного изделия, вам предстоит оттереть капельку йода, чтобы она не портила общий вид драгоценности. Можете не надеяться на то, что оно сотрется со временем. Для этого вам и понадобится указанная в списке необходимых инструментов зубная паста. Нанесите ее небольшое количество на йодовое пятно и оставьте его на пять минут. Затем аккуратно потрите пальцем, чтобы удалить пятнышко. Когда оно исчезнет, промойте украшение под проточной водой и тщательно протрите ватным диском.

Еще один быстрый и доступный способ отличить настоящее золото от других металлов предполагает использование уксуса, который также наверняка есть в каждой кухне. Просто налейте немного уксуса в чистую посуду и опустите в него изделие. Достаточно и трех минут, чтобы понять подлинность золотого украшения. Если за три минуты его поверхность не станет более темной, чем была изначально, это хороший знак. А вот явное потемнение свидетельствует о том, что украшение было сделано из какого-либо другого металла. После проведенного эксперимента просто вымойте изделие чистой водой и просушите мягким полотенцем.

Загляните в свою аптечку и найдите там ляписный карандаш. Этот чудо-препарат является антисептиком, произведенным на основе нитрата серебра. Обычно его используют, чтобы избавиться от бородавок, папиллом и других проблем с кожей, но, кроме своего прямого назначения, он также может быть нам полезен, чтобы отличить подлинный «солнечный» металл от других. В частности, с его помощью проще всего отличить настоящее золото от позолоты. В отличие от йода, вступающего в химическую реакцию с золотом, ляписный карандаш, наоборот, на него не реагирует, зато активно взаимодействует с другими металлами. Чтобы проверить им качество золотого украшения, нужно в незаметном месте слегка надпилить изделие. Затем смочите карандаш водой и помажьте им поверхность в надпиле. Подождите около пяти минут, чтобы оценить результат.

Если от ляписа появится темная полоса – значит, перед вами подделка.

Вернуться к оглавлению

Популярные лабораторные методы анализа золота

Более серьезные способы проверки подлинности золотых украшений применяют в ломбардах и на производстве. Среди наиболее часто используемых методов лабораторной проверки выделяются следующие:

  • капельный способ;
  • использование пробирного камня;
  • применение азотной кислоты;
  • пробирный анализ;
  • приборная апробация;
  • проверка рентгеновскими лучами.

Капельный метод проверки качества золота немного похож на домашний способ с использованием йода. Но только в лаборатории с этой целью применяются более сложные химические растворы. Они взаимодействуют с лигатурами, входящими в состав золотого сплава, и меняют их цвет. Тем самым эти растворы указывают на то, какие лигатуры (металлы) входят в золото и их количество. Для качественной проверки важен не только химический раствор, но и квалификация специалиста, желающего отличить золото от других используемых в ювелирной промышленности металлов. Он должен уметь видеть малейшие отличия в цвете во время химической реакции.

Одним из часто используемых для анализа состава золота химических элементов является хлор. В случае его применения цвет золота будет приобретать разный оттенок – в зависимости от пробы драгметалла. Если в ходе анализа на золотой поверхности проявилось пятнышко зеленого цвета, это говорит о том, что была протестирована 375 проба. Для самого ходового желтого или красного золота 585 пробы характерно появление светло-коричневого пятнышка. А вот на белом золоте аналогичной пробы в ходе химической реакции проступит пятно золотистого оттенка или оранжевого цвета.

Во многих ломбардах для определения качества золотых украшений используют пробирный камень − брусок черного цвета с шершавой поверхностью.

Это тонкозернистый кремнистый сланец. Для проверки качества изделия из золота специалист первым делом натирает пробирный камень миндальным маслом и насухо вытирает его с помощью специальной фильтрованной бумаги. Затем он проводит ювелирным изделием из золота черточку в полтора сантиметра на поверхности пробирного камня. После этого специалист наносит на камень штрихи специальными иглами с указанием пробы золота. Следом за этим он наносит поперек всех штрихов немного азотной кислоты. В ходе химической реакции сплавы начинают окисляться, и черточки приобретают разный цвет, по которому и судят о качестве анализируемого предмета из золота.

Сравниваются цвета, полученные от штрихов пробирных игл с цветом штриха золотого изделия. С каким из штрихов цвет совпадет, та проба и будет у анализируемого предмета из золота. Если оттенок черточки, оставленной проверяемым изделием на пробирном камне, будет темнее оттенка подходящей ему по цвету пробирной иглы, есть повод насторожиться. Это значит, что проба, нанесенная на поверхности проверяемого украшения, на самом деле ниже указанной. Если же цвет черты не совпадет ни с одной из других черточек, значит, проверяемое изделие создано не из золота, а из другого металла.

Оттенки драгоценного металла

Вернуться к оглавлению

Сложный лабораторный анализ

Использовать азотную кислоту для проверки золота можно и без манипуляций с пробирным камнем и специальными иглами. Для этого в лаборатории берут стерильную металлическую емкость, в которую кладут испытуемое золотое изделие. С помощью пипетки на поверхность капается небольшое количество азотной кислоты. Настоящее золото никак не отреагирует на это взаимодействие, а вот другие металлы выкажут себя, сменив оттенок. В зависимости от состава предмета, он может поменять цвет на зеленый или молочный. Зеленоватый оттенок свидетельствует о том, что украшение лишь покрыто слоем золотого напыления, но основа его состоит из другого металла. А молочный оттенок говорит, что перед вами качественное серебро с позолотой. Но в любом случае испытуемое украшение однозначно не из золота.

Пробирный анализ не подходит для определения подлинности небольших ювелирных украшений, его чаще применяют, когда нужно узнать качество золотых слитков или других массивных предметов из золота. Это связано с тем, что в ходе лабораторных манипуляций, чтобы отличить золото, от изделия отпиливается кусок в качестве анализируемого образца. Этот кусочек нагревают до очень высокой температуры, при которой он плавится. Затем эту золотую жидкость соединяют с жидким серебром и свинцом. Эти элементы-агенты в конце длительного процесса анализа отделяют и собирают чистое золото. Полученное взвешивают и узнают таким образом, насколько чистым являлся первоначальный образец.

На сегодняшний день существуют более современные методы того, как точно отличить золото от других всевозможных металлов, при этом не причинив вреда изделию.

В частности, могут быть использованы электронные тестеры. Существуют агрегаты как для лабораторий, так и для частных лиц. Правда, из-за высокой стоимости этих приборов их редко встретишь в небольших ломбардах и тем более у кого-то дома. Метод работы подобных электронных тестеров основан на использовании специальных жидкостей для сканирования образца. После проверки прибор определяет степень чистоты золота и выдает ее числовое значение на экран.

Еще более дорогой метод определения чистоты золота может быть использован исключительно в профессиональных лабораториях, так как предполагает взаимодействие с рентгеновскими лучами. Этот сложный процесс позволяет не только отличить чистое золото от других металлов, но и получить полный отчет о составе золотого сплава. Плюс этого способа в том, что анализируемая драгоценность не будет подвергаться механическому воздействию.

Вернуться к оглавлению

Методы проверки золотых изделий в магазине

Особую сложность представляет собой задача отличить золото от других похожих по внешним характеристикам металлов, не отходя от магазинной витрины. Ведь продавец наверняка не разрешит капать на ювелирные украшения йодом и тем более царапать их поверхность, чтобы докопаться до истины. В этом случае придется полагаться на честность продавца и доброе имя ювелирного салона. Но когда вы отдыхаете, например, в Турции или Египте, где вам приглянулось какое-то золотое украшение, полагаться на честность магазина довольно сложно, так как рядовые туристы попросту не знают, каким ювелирным сетям там можно доверять. Тогда нужно проявить бдительность и внимательно изучить покупаемый предмет из золота хотя бы визуально.

На что следует обратить особое внимание? Для начала изучите клеймо пробы, которое обязательно должно быть нанесено на поверхность ювелирного изделия. Как правило, значения очень малы, их сложно рассмотреть невооруженным глазом, потому попросите у продавца дать вам лупу, либо воспользуйтесь очками для зрения. Внимательно изучите пробу. Если вы заметите, что цифры на клейме «прыгают» или их очертания очень неразборчивые, это может говорить о том, что перед вами некачественный продукт. Этот метод визуального анализа не сможет вас стопроцентно обезопасить от покупки подделки, так как это под силу лишь профессиональному оценщику, но, возможно, остановит вас от быстрой покупки в случае возникновения сомнений. Если вы в принципе не смогли отыскать пробное клеймо, то можете смело уходить из ювелирной лавки, так как вам однозначно пытаются продать подделку, причем некачественную.

Обязательно попросите продавца продемонстрировать сертификат качества, подтверждающий состав золотого сплава, с точным указанием входящих в него лигатур и их количество. Проверьте, чтобы на сертификате имелись печати и подписи ответственных лиц.

Когда вы планируете покупать ювелирное изделие из золота в ломбарде, комиссионке или просто с рук, то также обратите внимание на общий внешний вид украшения. Проследите, чтобы равномерность золотого покрытия была во всех местах одинаковая. Уделите особое внимание краям украшения, а также местам соприкосновения с кожей. Если вы заметите, что в местах потертости виднеется другой металл, отказывайтесь от покупки, так как это не настоящее золото. Скорей всего этот предмет создан из другого металла и просто имеет позолоту.

В то же время, если вы имеете дело с изделием из настоящего золота, цвет поверхности в нем тоже может немного отличаться, но именно насыщенностью золотого оттенка. Особенно это касается предметов, состоящих из нескольких элементов, как, например, браслет или часы. В месте, где два звена стыкуются, золотая поверхность будет немного ярче. Спайку изделий делают с помощью золотого припоя более высокой пробы, так как такое золото легче плавится. И вот на стыках этот момент может быть заметен.

Вернуться к оглавлению

Как распознать белое золото

Еще одна причина проявить внимательность и осмотрительность: «солнечный» металл бывает не только привычного желтого цвета. Довольно сложно сориентироваться в подлинности изделий из белого золота, которое несведущий человек может легко спутать с серебром. Как же быть?

Отличить белое золото от серебра помогут оригинальные методы

Что необходимо сделать

Какой результат возможен

Существует еще один простой метод того, как отличить настоящее белое золото от серебра. Для этого понадобится лишь чистый бумажный лист. Проведите украшением по поверхности бумаги. Если на нем останется серая полоса, это значит, что вам пытаются продать серебряное украшение.Такой эффект объясняется тем, что плотность серебра мягче, чем у настоящего золота, которое не будет «рисовать» на бумаге.
Еще на помощь придет такое простое косметическое средство, как тональный крем. Нанесите немного тоналки на тыльную сторону руки и подождите, пока оно полностью впитается в кожу. Затем проведите по этому участку золотым украшением. При соприкосновении с тональным кремом от настоящего золота на коже проявится серая полоска. А вот если ее не останется, то, скорей всего, перед вами украшение, произведенное из латуни.

Обратите также внимание на цвет. У серебра он – холодный белый, а вот белому золоту присущ более теплый оттенок. Если же изделие из белого золота покрыто родиевым слоем, тогда украшение будет обладать едва заметным голубоватым сиянием.

Вернуться к оглавлению

Не путайте драгоценный металл с красивым минералом

На современном рынке ювелирных изделий встречаются различные варианты подделок под золото. Умельцы развивают свое противозаконное дело, придумывая все новые сплавы из различных металлов, которые по внешнему виду будут напоминать золотой. Одним из таких соединений является алюминиевая бронза, в котором нет ни капли чистого золота. Он состоит из девяти частей меди и одной части алюминия.

А вот для фальсификации украшений из белого золота используется сплав «бельгийка». В него входит:

  • 74 % железа;
  • 16 % хрома;
  • и около 9 % никеля.

Есть также так называемое мозаичное золото, имеющее оттенок золотого самородка. Но на самом деле этот сплав состоит из семи частей меди и трех частей цинка. Еще за настоящее золото могут выдавать изделия, произведенные из минерала пирита. Сам по себе пирит очень красивый. Он обладает желтым цветом с металлическим блеском, но стоит гораздо дешевле настоящего золота.

Впрочем, отличить пирит от драгоценного металла не составит труда, если быть внимательным. Этот минерал имеет необычную структуру: состоит из маленьких кристалликов с острыми краями. А вот драгоценный металл всегда с гладкой, ровной поверхностью. Также пирит может выдать острый запах серы, в то время как настоящее золото совсем не пахнет. Пирит необычайно красиво сияет при ярком свете, но он резко тускнеет при отсутствии насыщенного освещения, направленного на него. А вот золотая поверхность будет блестеть и при тусклом свете.

В домашних условиях отличить пирит от золота поможет любой медный предмет. Нужно провести по медной поверхности испытываемым изделием. Если на меди осталась легко различимая царапина, значит, вы имеете дело с пиритом, так как золото более мягкое, чем медь, и не может нанести ей вред.

Чтобы отличить настоящее золотого от любого другого металла или минерала, нужно проявить искусную внимательность к деталям.

Существует несколько простых методов, с помощью которых вы сможете довольно точно определить подлинник от подделки. Но если вы не уверены в своих выводах, тогда просто направьтесь с золотым изделием в ближайший ломбард. Там вам профессионально помогут определить, с каким металлом вы имеете дело. И за такую экспертную оценку с вас не возьмут ни копейки.

grammzolota.ru

Золото дураков, или кошкино золото. Какое отношение оно имеет к истинному золоту?

Золотисто-желтый сульфид железа — пирит — один из наиболее распространенных рудных минералов на земле, его кубические кристаллы известны любому мало-мальски любопытному школьнику. Из-за самого грубого внешнего сходства с золотом во времена испанских конкистадоров пирит получил «народное» название золота дураков. На Урале после открытия первых золотых россыпей за пиритом закрепилось не менее обидное название — кошкино золото.

Хотя пирит и не столь дорог, как золото, он также обладает рядом замечательных свойств. Так, он способен высекать искры при соударении с другим куском пирита. Поэтому считалось, что этот камень хранит душу огня. Его считали чудесным талисманом, защищающим от нападения крокодила, в захоронениях индейских вождей встречались полированные пластинки пирита — вероятно, используемые в качестве зеркал. Пирит обладает золотистым металлическим блеском, а его кристаллы имеют форму куба — эти его свойства использовали ювелиры, делая из пирита украшения — броши, пряжки… В средневековье, в пору моды на изделия из пирита, камень этот даже получил название альпийского алмаза…

Есть у сульфида железа одно интересное свойство — при разной температуре кристаллизоваться в разной форме: так, при более высоких температурах формируются кубические кристаллы уже известного нам пирита, а при более низких — удлиненные кристаллы-лучи, часто расходящиеся из единого центра — такая модификация этого соединения называется марказит. Причем достаточно часто пирит и марказит встречаются в одних и тех же породах, фиксируя своим появлением разные этапы их формирования и преобразования.

Но вернемся к связи пирита и золота. Для того чтобы сформировалось месторождение, необходимо, чтобы полезный компонент (например, золото) был переведен в подвижную форму, собран со значительных объемов пород, а затем в каком-то локальном пространстве опять переведен в форму неподвижную. Наиболее распространенный в природе механизм образования золоторудных месторождений — это гидротермальный механизм.

Схема гидротермального процесса при образовании золоторудных месторождений — переход золота в легкоподвижные комплексные соединения, чаще всего с хлором под влиянием горячих растворов, миграция вместе с этими растворами и отложение из растворов при изменении условий: температуры, давления, состава растворов. Весьма часто процесс осаждения золота из гидротерм сопровождается формированием сульфидных минералов, самым распространенным из которых является пирит. Россыпи же образуются при разрушении коренных месторождений, содержащих крупное свободное золото, при условиях, благоприятных для его накопления (наличие впадин-ловушек).

С древнейших времен до первой половины двадцатого века золото добывалось либо из россыпей, либо из кварцевых жил, содержащих крупное видимое золото. И очень быстро люди заметили, что если в таких жилах есть пирит, то высока вероятность того, что в них может быть и золото. А поскольку пирит более распространенный минерал, чем золото, даже в зоне месторождений, то пирит стал поисковым признаком золота в кварцевых жилах. Но примерно сто лет назад, когда в практику геологических исследований широко вошли методы химического анализа, геологи заметили, что золото может быть и в самом пирите.

Двадцатый век ознаменован запуском в эксплуатацию большого числа месторождений коренного золота. Так, по разным оценкам, на долю россыпного золота на сегодняшний день в мире приходится около 5−10%, на территории России — до 20%, все остальное золото — из месторождений, расположенных в неразрушенных породах — коренное. Коренные золоторудные месторождения подразделяются на несколько типов, причем имеется несколько разных классификаций, но во всех из них так или иначе выделяются такие типы, как золото-сульфидная, золото-кварц-пирит-арсенопиритовая или им подобные. В этих типах месторождений золото невидимое — т. е. входящее в зерна сульфидных минералов, а конкретнее — в сульфоарсенид железа — арсенопирит, и в сульфид железа, как в форме пирита, так и в форме марказита.

Руды, в которых собственно зерен золота не видно, а золото все же есть — в виде микро-включений в другие минералы, называют упорными рудами. Упорными потому, что извлечение золота из таких руд сопряжено со значительными трудностями: для того чтобы извлечь золото, надо разрушить сам минерал-носитель золота, а кроме того, высвободившееся золото надо суметь отделить от вмещающей породы и собрать. Соответственно, обогащение таких руд является наукоемким производством и сопряжено со значительными финансовыми затратами. Изучение формы вхождения золота в сульфиды показало, что это могут быть как микроскопические срастания самородного золота с сульфидными минералами, так и твердые растворы золота в сульфидах.

Среди месторождений, содержащих преимущественно упорное золото, имеются настоящие гиганты. Таким является Сухой Лог, месторождение, открытое в 1967 году, расположенное в Иркутской области, содержащее 1970 тонн золота, по большей части в сульфидах. В известном золоторудном гиганте Мурунтау часть металла содержится в сульфидах.

Месторождения карлинского типа, получившие название по месторождению Карлин, расположенному на севере штата Невада и содержащему субмикроскопическое золото в сульфидах, локализованных в слабоизмененных существенно карбонатных породах, образовавшихся на шельфах древних морей, содержат 4,7% от мировых запасов золота. В России к карлинскому типу относятся Воронцовское на Урале, Маломыр в Амурской области и Нежданинское в Якутии.

Несмотря на сложности переработки, упорные руды привлекают к себе все большее внимание, во-первых, потому, что россыпи исчерпаемы и, во многом, уже исчерпаны, а во-вторых. потому, что месторождения упорных руд хранят в себе большие запасы металла. Некоторые исследователи полагают, что бедные золото-сульфидные месторождения, такие, в которых содержание золота превышает среднее содержание этого металла в земной коре всего в несколько раз, являются практически неисчерпаемым резервом этого металла в будущем, поскольку таких зон много и они весьма протяженные. Теги: золото, исследования, металл, природа

shkolazhizni.ru

Как отличить лже-золото от настоящего?

Всем хорошо известен такой метал как золото, однако, мало кто знает, что существует золото «дурака» или лже-золото. В чем их схожесть и различие?

Что означает золото «дурака»?

Золото «дурака» или лже-золото – по-другому называется пиритом. Это такой минерал, который имеет желтый цвет и металлический блеск.

 

Пирит упоминается как лже-золото потому, что много людей приняли его за настоящее золото. Этот камень внешне очень напоминает драгоценный металл.

Хотя пирит и золото выглядят очень похоже, они при более внимательном рассмотрении различаются своей структурой. В отличие от настоящего золота, золото «дурака» не металл. Этот минерал имеет прозрачную структуру и называется железным сульфидом.  Некоторые пириты могут содержать в себе частицы настоящего золота.

Какие есть способы, чтобы отличить золото от пирита?

Самым основным отличительным признаком пирита и золота является его физические характеристики: форма, структура и свойства.

— Форма.

Золото «дурака» состоит из кристаллов и имеет острые края, в то время как реальное золото — металл с более гладкой структурой и округлыми краями.

Если Вы при рассмотрении изделия, заметите, что структура похожа на маленькие и острые кубики, то это пирит.

 

Обращайте внимание на структуру пирита — у его кристаллов есть острые края.

— Запах.

Пирит пахнет серой. Золото, в принципе вообще не обладает специфическим запахом. Если Вы ощутите в запахе какой-либо намек на серу, значит материал однозначно – пирит.

— Податливость.

Реальное золото мягкое и податливое. Когда на него оказываешь давление, оно сглаживается и прогибается. С другой стороны пирит более хрупкий. Если его повредить, то он легко разрушиться. Можно легко определить является ли драгоценность золотом или пиритом, достаточно воткнуть в нее булавку. Золото просто продавиться под булавкой, а пирит разрушиться в том месте, куда она попала.

— След от трения.

Если Вы потрете золото о белый фарфор, то металл оставит желтую отметку.

А золото «дурака» оставит темно-зеленую или черную полоску.

— Царапины медью.

Медь более твердая, чем золото и более мягкая, чем пирит. Поэтому, при попытке поцарапать медное изделие пиритом, он оставит на ней отметину. Золото не сможет поцарапать медь потому, что только медь сможет поцарапать золото.  

— Сияние.

Пирит блестит на свету. Однако когда свет не направлен на него, то он не сияет. Настоящее золото имеет более мягкое сияние, однако даже без направленного источника света будет обладать блеском.

dragmag.ru


Смотрите также