Каталог
  

Камень прославивший урал


Павел Петрович Бажов - уральский сказочник, прославивший свой край, его людей, легенды и предания на весь мир. Именно он рассказал всему миру о Хозяйке. - презентация

1

2

3 Павел Петрович Бажов - уральский сказочник, прославивший свой край, его людей, легенды и предания на весь мир. Именно он рассказал всему миру о Хозяйке Медной горы.

4 Он раздвинул железные скалы. Он раздвинул железные скалы. Глянул в душу дремучих лесов. Глянул в душу дремучих лесов. И оправлены в мудрые сказы И оправлены в мудрые сказы Самоцветы немеркнущих слов. Самоцветы немеркнущих слов. Взял цветы на таинственном камне, Взял цветы на таинственном камне, Что невидимы нам до поры, Что невидимы нам до поры, И устлал к нам тропу лепестками, Пред Хозяйкою Медной горы. И устлал к нам тропу лепестками, Пред Хозяйкою Медной горы.

5 «Колдун уральский бородатый», сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было Колдунков

6 Герои сказов Бажова жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

7 Сысерть Бажов родился в уральском городке Сысерть, в 1879 году в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей.

8

9

10

11 Многим гордятся уральцы. И чудесной природой могучих гор, и их богатствами, и историей своего края, и заводами, которые были построены на Урале больше двухсот лет назад еще по приказу Петра Первого.

12 Добыча сверкающих самоцветов, словно вырастающих, как невиданные плоды, на стенах пещер и скрывающихся в толще земли, издавна вызывала у людей священный трепет. Горное дело – одновременно мрачное и увлекательное занятие, происходящее в глубоких шахтах, где не светит солнце, не растут деревья, не поют птицы, – всегда считалось работой таинственной, окутанной множеством примет и суеверий. Наверное, не найдется народа, в мифах и легендах которого нет места для горных духов – обычно то маленькие, злобные старички-гномы, стерегущие золото и драгоценные камни и способные как помочь работнику, так и погубить.

13 Однако среди всех прочих нигде, наверное, нет горного духа, подобного хранительнице Уральских гор – Хозяйке Медной горы, прекрасной вечно юной деве в малахитовом уборе, что хорошо известна нам всем по сказам Бажова.

14 Горняки верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают… Впрочем, и сам Урал – явление в мировом масштабе настолько уникальное, что вполне заслуживает подобной Хозяйки…

15 Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием, хотя на самом деле обрывки сведений о чудесных горных кладовых поступают к нам из глубины веков. Так, древние греки писали о стране Гиперборее, владевшей огромными драгоценными богатствами, которая располагалась на Севере. Однако все подобные сообщения туманны, и с началом нашей эры наступает странный провал в исторической памяти – будто Хозяйка притворила самоцветные сундуки, скрывая их от жадных глаз.

16 Однако настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьез и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. Ученые- естествоиспытатели, путешествующие по Уралу с научными экспедициями, приносили новые вести о заново открытых камнях, а на самом Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург, ныне называемый «неофициальной столицей» Урала.

17 В конце 18-го и особенно в первой половине 19-го века, когда добыча камня достигла пика активности, из поделочных самоцветов изготавливали большие парадные вазы и чаши, колонны, скульптуру, облицовывали каменной мозаикой и плиткой стены, полы и потолки величественных дворцов и храмов.

18

19

20 Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа

21 Яшма – второй по значимости камень Урала; нигде в мире больше нет такого разнообразия расцветок и рисунков этого удивительно разного самоцвета, который встречается у нас по- прежнему в достаточно крупных месторождениях.

22 Третий из «большой уральской тройки» – родонит, любимый в России за малиново- красный насыщенный цвет; он был открыт в конце 18-го века простым крестьянином, случайно наткнувшимся на родонитовую жилу близ Екатеринбурга, и назывался тогда «орлецом» или малиновым шпатом. Однако тремя камнями, пусть и совершенно необыкновенными, уральские богатства не исчерпываются

23 РИММА ДЫШАЛЕНКОВА. УРАЛЬСКИЕ КАМЕШКИ. Интересно, знают дети, Что такое самоцветы? На Урале проживая, Знают дети или нет, Что волшебным называют Каждый камень самоцвет? Тот, кто любит аметист, Дружбе верен, сердцем чист. Кто силач и богатырь, Носит камешек – сапфир. Кто секрет хранить умеет, Кто таинственно молчит, Тот всегда понять сумеет Камень ящерок и змеек – Темноглазый малахит. Самоцветный камень красный, Будто ломтик ветчины, Это главный камень – яшма- Сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор – Красота уральских гор, Будто в чаше, в этой яшме Воды чистые озёр. На закат похож гранат, На восход похож агат, Эти камни в ожерельях Силу солнышка таят… На Урале самоцветы, Самоцветен весь Урал. Я хочу, чтобы об этом Ты немножко тоже знал

24 УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА Любимые герои Бажова - мастера, которые стремятся познать тайны своего ремесла. Не случайно именно Даниле- мастеру открывает свои секреты Медной горы Хозяйка, хранительница подземных богатств, хранительница тайн мастерства и красоты.

25 Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения

26 Л.К.Месеренко, Л.Н.Коротовских. «В гостях у Хозяйки Медной горы». Наглядно-дидактическое пособие для занятий по изобразительной деятельности. /Челябинск.: «Взгляд», 2003 Литература. Учебник-хрестоматия. 5 класс. Под редакцией В.Я.Коровина. В 2-х ч./ Москва.: «Просвещение», 2006

www.myshared.ru

Бажов: уральские самоцветы

Презентацию на тему Бажов: уральские самоцветы можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

Слайд 1

Слайд 2

Творчество П.П. Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр, неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми горами и прозрачными озёрами влекли писателя.

Слайд 3

Пожалуй, он знал все о родных местах. Любил здешние легенды. Вот, например, эту - башкирскую сказку о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Великан прятал в них свои богатства. Пояс у него был огромный. Однажды великан снял его, растянул, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. «Урал» по- башкирски - пояс. Длина его 2500 км. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах.

Слайд 4

Ещё одна легенда, полюбившаяся Бажову. Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных да по всей земле и рассыпал. Где погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золото, самоцветов осталось еще целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озера - горным хрусталем переливаются, рябины по осени рубином горят. А люди, что здесь живут чисто камень - самоцвет: трудолюбивые и мастеровые. А вот что говорят об Урале ученые.

Слайд 5

«Урал - это горы, простирающиеся на 2000 км вдоль границы Европы и Азии и разделяющие Русскую равнину и Западно - Сибирскую низменность, протянувшиеся от побережья Карского моря до степей Казахстана. Ширина гор -50-150 км. Высота - 1500 м и меньше. Самая высокая вершина - гора Народная (1895 м). Уральские горы - гряды хребтов, кряжей, одетых тайгой. Коренные народы Урала - башкиры, удмурты, коми -пермяки, ханты, манси, татары. Они занимались охотой, рыболовством. Потом появились русские поселения. А с 17 века Урал прославился добычей железа.

Слайд 6

Само название «Урал» появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. А раньше эти горы называли камень, каменный пояс земли русской. У античных авторов мы встречаем название «Рифейские горы». Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Горы эти невысоки. Но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождения железа, меди, платины, драгоценных камней, золота, каменной соли. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней Уралу принадлежит одно из первых мест в мире.

Слайд 7

Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец. А. Твардовский.

Слайд 8

Именно на Урале родилось слово «самоцветы». Толковый словарь указывает: «Самоцветы - группа минералов, обладающих красивым цветом, прозрачностью, ярким блеском после огранки или полировки, высокой твердостью». Самоцветы делятся на две группы: 1) Драгоценные (встречаются редко, поэтому дороги): алмаз, сапфир, аметист, рубин, изумруд, сердолик, горный хрусталь, александрит, бирюза, топаз, опал, аквамарин; 2) Поделочные: нефрит, лазурит, малахит, яшма, гранит, агат, мрамор» Из самоцветов делают украшения, вазы, столы, панно. В Эрмитаже в г. Санкт-Петербург есть Малахитовая комната. И в сказах П.П. Бажова мы встретим упоминание самоцветов. Давайте попробуем назвать их.

Слайд 9

То волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста Демидовскую медницу, Гумешки, Прославил этот камень неспроста. В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Слайд 10

В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? (малахит)

Слайд 11

Этот козлик непростой. С серебром его копытца. Только топнет он ногой, Засияет, заискрится Снег в каменьях дорогих – Этот камень... (хризолит)

Слайд 12

Словно капелька росы на листе, Как сиянье милых глаз по весне, Будто шелковый прозрачный платок, Ювелиры в этом камне знают толк. И в рассказе Куприна скакуна Этим именем молва нарекла. (изумруд)

Слайд 13

Камень этот-горные слезы, Будто льдинки блестящие-дочки мороза, Капли речки прозрачной иль воды из колодца, В нем всегда отражаются лучики солнца. (горный хрусталь)

Слайд 14

Морщинистой и серой скорлупой Ещё от наших глаз укрыта – Воображенье чертит нам орбиты, Овеянные тайной голубой, Круги в воде, Сирень ночного сада, И вольные изгибы облаков... Лишь распадется скорлупы покров, И ты увидишь чудеса... (агата)

Слайд 15

Легенды сложены о нем, Слывет в народе «горным льном», Велик его удельный вес И вклад в технический прогресс. Теперь его легко узнать И безошибочно назвать, (асбест)

Слайд 16

Его узоров хитрое сплетение Напоминают ветра завихренье, В причудливых расцветках и тонах, Которые не выразить в словах. Рисунок свой обычно он скрывает, Но тот, кто душу камня понимает, Его распилит так, что вскроет суть, Способную восторг в сердца вдохнуть. Встречался вам он в жизни много раз То в виде пепельниц, то в форме плит и ваз, Ну а теперь позвольте мне узнать, Смогли ли вы загадку отгадать. (Яшма)

Слайд 17

Он не рубин, но блеск его и цвет Роднит с рубином этот самоцвет. Он,верность обещания храня, Чарует взоры искрами огня. Когда ж Куприн назвал им свой браслет, Он повести отдал свой дивный свет. Теперь его нетрудно отгадать И благородным именем назвать, (гранат)

Слайд 18

Екатеринбуржским символом В историческом сквере камень этот лежит, Розово-румяный, словно зори, С именем красивым... (родонит)

Слайд 19

Этот камень цвета неба, В нем художник намешал Голубые незабудки Синеву уральских скал. (лазурит)

Слайд 20

Он поймал зарю и солнце, Вишни сок и земляники, Крови капельку на донце, Потому и звездноликий. (рубин)

Слайд 21

Посмотрите, какую красивую картину рисует К. Бальмонт, используя самоцветы. У Феи- глазки изумрудные, Всё на траву она глядит. У ней наряды дивно-чудные, Опал, топаз и хризолит. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел взор ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей.

Слайд 22

Ещё есть платье подвенечное Да колокольчик полевой, Сулил ей счастье бесконечное, Звонил в цветок свой голубой.

prezentacii.org

Орлец. Из истории уральского камня.

Орлец — старинное уральское название родонита. Уже более двух столетий этот красивый розово-алый камень используется в самых разнообразных камнерезных изделиях. Он обладает великолепной окраской, достаточно тверд, хорошо режется, шлифуется, принимает зеркальную полировку.

Почему уральский родонит прозвали орлецом, достоверно неизвестно. По легенде, маленькие алые камешки в старину находили в орлиных гнездах. Цвет орлеца сравнивают с утренней зарей и красой осеннего леса, с кораллами и рубинами, с вишней и малиной. Но любые сравнения весьма приблизительны: у орлеца своя собственная, легко узнаваемая окраска с разнообразными, но характерными только для него оттенками и свой особый блеск после полировки. Светло-розовый цвет камня то плавно меняется в яркий карминно-красный, то расходится причудливыми узорами черных дендритов, соседствуя с желтоватыми, бурыми, зеленоватыми пятнами.

Богатство оттенков и замысловатые узоры линий будят воображение, вызывая самые разнообразные ассоциации. Родонитовой окраске присуще некое неуловимое изящество, придающее камню своеобразный «благородный» вид. Орлец прекрасно смотрится в изделиях любого размера — от бусин и запонок до обелисков и колонн метро.

Месторождения родонита известны во многих странах, но уральский орлец не имеет себе равных. Именно Урал принес родониту всемирную известность. А. Е. Ферсман считал его одним из самых замечательных российских самоцветов, вторым по значимости уральским камнем (после малахита).

В наше время родонитом называют как минерал состава (Mn,Ca)5[Si5O15], так и сложенную им породу. Помимо собственно минерала родонита в уральском орлеце присутствуют примеси желтовато-бурого граната спессартина, бледно-розового бустамита, серого тефроита, красного родохрозита, белого кварца, зеленоватого пьемонтита и других минералов.

В окрестностях месторождений уральского родонита не увидишь крупных горных хребтов или обнаженных скал, есть только плавные очертания невысоких холмов и увалов. Неспешно текут Чусовая и другие реки и речушки; светлые березовые рощи, сосняки, изумрудно-зеленые поляны — самые обычные спокойные российские пейзажи.

Однако сотни миллионов и миллиарды лет назад здесь происходили грандиозные геологические катаклизмы: сталкивались дрейфующие континенты, извергались горячей магмой вулканы, вздымались в поднебесье и рушились гигантские горные хребты, возникали и исчезали моря, на дне которых миллионы лет накапливались осадки. И всё это повторялось неоднократно.

Следы бурной и таинственной геологической истории Урала почти не видны на земной поверхности. Они прослеживаются на глубине — в обнажениях древних горных пород, в том числе и в старинной орлецовой шахте Малое Седельниково.

Здешний родонит генетически связан с марганцевыми месторождениями, которые приурочены к вулканогенным и осадочным породам Среднего и Южного Урала. При этом он может иметь как гидротермальное, так и метаморфическое происхождение.

В силурийском и девонском периоде (360 — 450 млн лет назад) на месте современных Уральских гор плескались морские волны и извергались вулканы. Застывшие лавы скапливались на дне древних морей, а в периоды снижения вулканической активности покрывались слоем осадков. В результате неоднократного повторения этих процессов образовался своеобразный кремниевый «слоеный торт» из чередующихся пластов изверженных и осадочных пород, насыщенных соединениями марганца и железа.

В начале каменноугольного периода (около 350 млн лет назад) моря отступили и началось образование гор. Породы уплотнялись и при этом раскалывались. В разломы проникали горячие гидротермальные воды, насыщаясь железом, алюминием, марганцем и другими элементами. В полостях и трещинах из остывающих растворов рождались новые минералы и породы, в том числе и орлец.

У метаморфического родонита несколько иное происхождение. Содержащие марганец вулканические породы древних морских островов и прибрежных зон миллионы лет подвергались выветриванию а также химическим и биохимическим изменениям, вымывались водами рек; в результате чего на дне морей накапливались будущие марганцевые руды, состоящие из манганита, пиролюзита, псиломелана и прочих окислов и гидроокислов марганца. В процессе поднятия Уральских гор дно морей становилось сушей и в новых условиях первичные соединения частично перешли в силикаты и прочие минералы, слагающие современный орлец.

Точная дата открытия месторождений орлеца не известна. Геологическое изучение района орлецовых копей началось во времена Петра I, когда уральскими горными заводами управляли В. Н. Татищев и В. И. де Геннин. Во второй половине XVIII века здесь проходили пути научных экспедиций.

Среди их участников был выдающийся естествоиспытатель, ученый-энциклопедист Пётр Симон Паллас, который одним из первых всерьез заинтересовался геологией Урала. Летом 1770 года он посетил Полевской и Сысертский горные заводы и осмотрел все окрестные копи, описывая россыпи и обнажения горных пород. Но никаких упоминаний об орлеце в его работах нет. Очевидно, к тому времени месторождение родонита еще не было открыто.

В Эрмитаже хранится родонитовый обелиск высотой более трех метров. На нем имеется надпись, сделанная накладными бронзовыми буквами — «1777 декабря 12 дня». Но эта дата не имеет отношения ко времени изготовления изделия или открытия орлеца.

12 (23) декабря 1777 года — день рождения императора Александра I, а обелиск доставили в Эрмитаж только в 1802 году. Это изделие было вырезано на Екатеринбургской гранильной фабрике, которая в 1773 году практически дотла сгорела при пожаре и до 1779 года никакие камнерезные работы на ней не производились.

Первые находки уральского орлеца обычно относят к 1781 — 1783 гг. Возможно, так оно и было, но достоверные подтверждения этих находок пока не обнаружены. А в архивных документах с описью «Месторождений цветных камней по Уралу 1792 — 1797 гг» уже имеется запись:

«По объявлению Арамильской волости деревни Седельниковой крестьянином Никитой Партиным заявлен шпат или орлец малинового цвета с черными железистыми прожилками и пятнами изредка желтыми».

Вероятно, это была первая, документально подтвержденная находка орлеца. Далее следуют точное расположение месторождения и его приблизительная оценка:

«... от показанной Седельниковой деревни по той же Сысертской дороге, переехав поскотину, и от поскотины не более двухсот сажен от дороги в левую сторону, например, шесть сажен, при сосновом и березовом лесу на ровном месте и от написанного шпата со сто сажен, от Екатеринбурга 27 верст».

«По разработке и свидетельству оказалось означенного шпата во внутренности земли не в большом положении немалыми штуками, но токмо по природным паринам разбористыми, коего немалое число и на разные поделки годного доставаемо было и впредь к добыче надежда полагается».

В 1798 году первое упоминание об орлеце появилось в специальной литературе — в «Первых основаниях минералогии» российского ученого, академика В. М. Севергина. С начала XVIII века название маленькой уральской деревушки Малое Седельниково стало хорошо известно минералогам всего мира.

«Ни одно месторождение мира не может соперничать с замечательным месторождением деревни Седельниково на Среднем Урале, откуда в течении более чем полутораста лет вывозились огромные глыбы этого цветного камня» — писал А. Е. Ферсман.

До начала прошлого столетия оно было единственным в России месторождением родонита и вполне удовлетворяло потребности Екатеринбургской и Петергофской камнерезных фабрик. Добыча орлеца велась не постоянно, а по мере надобности. Спрос на него был довольно стабилен, но время от времени происходили вспышки моды на розовый камень и тогда приходилось расширять добычу.

Так, в 1859 году в обработку поступило 4870 пудов (около 78 тонн) орлеца, затем добыча почти на десять лет была приостановлена. Из добытого камня было изготовлено несколько уникальных изделий, среди которых особое место занимает большая орлецовая чаша, изготовленная из камня весом около тысячи пудов. Когда приступили к обработке, выяснилось, что в монолите есть трещины, по которым он мог расколоться. Так как работать пришлось очень осторожно, мастера трудились над чашей почти десять лет.

Наконец чашу доставили в Петербург и разместили в кладовой каменных вещей Кабинета. Затем ее экспонировали сначала на Всероссийской мануфактурной выставке, а 1873 году — на Всемирной выставке в Вене. Оттуда чашу перевезли в Эрмитаж, где она и находится по сей день. Размеры этого уникального изделия — 180 X 125,5 X 88 см, а вес — 2,2 тонны.

На Александра II чаша произвела очень сильное впечатление. Император живо заинтересовался тем добывается ли еще этот камень и не истощено ли его месторождение. И в скором времени в Екатеринбург понеслась депеша с предписанием министра Кабинета его императорского величества: «... возобновить в текущем году, когда наступит удобное время, добычу камней, нужных для приготовления изделий». В следующем предписании предлагалось «стараться добыть сколь возможно большие куски орлеца».

И уже 7 октября 1869 года тогдашний директор Екатеринбургской гранильной фабрики А. И. Лютин докладывал в столицу: «Имею честь донести, что добыча орлеца окончена; в течение нынешнего лета добыто камней довольно хорошего цвета и прочности всего с мелкими кусками приблизительно до 5000 пудов».

После перевозки камня на фабрику выяснилось, что за лето 1869 года было добыто 8616 пудов орлеца, в том числе гигантский монолит весом 2850 пудов (46,7 тонны). Это был самый крупный камень за всю историю месторождения. Вероятно, нигде и никогда прежде из рудника не извлекали монолит подобного размера.

Для того чтобы доставить его с копей на фабрику, пришлось построить специальную дорогу и дожидаться зимы. Добытого в том году орлеца камнерезам хватило надолго. Ведь даже на распиловку глыбы в 1 — 1,5 метра (а таковых было немало) иногда уходило до 7 лет.

Наверное, самым известным монументальным изделием из орлеца является саркофаг императрицы Марии Александровны. Для него и выбрали тот самый гигантский монолит весом более 46 тонн. Из самого большого орлецового камня было изготовлено самое крупное в мире родонитовое изделие.

Работы начались в 1888 году. Поскольку перенести монолит в здание камнерезной фабрики было невозможно, вокруг глыбы построили специальное помещение. Пилили камень медленно — по несколько миллиметров в сутки. Поскольку из столицы торопили, черновая обработка была завершена за год — к лету 1889 года.

Продолжить работу должны были петергофские мастера. Перевезти этот гигантский полуобработанный камень из Екатеринбурга в Петергоф было совсем непросто. От фабрики до ближайшей железнодорожной ветки был проложен временный рельсовый путь. От Перми монолит везли на барже, а затем вновь по железной дороге. Петергофские камнерезы трудились над ним до 1905 года.

Размеры готового саркофага — 179 X 114 X 87 см; вес — 6,7 тонны. Его можно увидеть в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — усыпальнице рода Романовых.

Со второй половины XIX века Екатеринбургская гранильная фабрика обладала исключительными правами на разработку орлеца близ деревни Малое Седельниково. Но несмотря на самые строгие запреты добычей занимались и местные жители. Поскольку копи не были четко отмежеваны от крестьянских угодий, контролировать таких «вольных старателей» было совсем непросто.

Уже в те времена были известны и другие месторождения орлеца: близ деревень Гагарская, Курманка, Бородулино, Курганово. Но и в начале XX века Малоседельниковская копь оставалась главным источником родонита. Как по запасам так и по качеству розового камня она не имело себе равных. Даже в наши дни геологи считают что у этого месторождения нет аналогов. Да и мастера-камнерезы всегда предпочитали работать с седельниковским орлецом.

Однако любое, даже самое богатое месторождение рано или поздно иссякает. Подсчитать, сколько всего здесь добыто родонита не представляется возможным. Вероятно, многие тысячи, а может и десятки тысяч тонн. Глубина карьера Большой орлецовой копи, которую также называли урочищем «Красный камень», когда-то составляла десятки метров; в наше время копь полузавалена, а старинные отвалы превратились в холмы, заросшие кустарником и соснами.

Но история Малоседельниковского м-ния на этом не заканчивается. В советские времена в этом районе были обнаружены четыре новых залежи родонита. Только добыча велась не открытым способом, а в шахтах, наиболее глубокие из которых доходили до родонитовых тел, находящихся на глубине около 40 метров.

В старину месторождения обычно открывали старатели-одиночки, и зачастую случайно. Брали в основном то, что буквально лежало на поверхности или совсем близко от нее, а когда даже самые богатые копи отрабатывались, начинались разговоры об оскудении Уральских гор. В наше время хорошо известно, что главные богатства Каменного пояса России скрываются глубоко в недрах и наткнуться на них случайно, увы, невозможно.

В 1970-х основным источником орлеца стало Кургановское месторождение — крупнейшее из разведанных советскими геологами на Урале. Долгое время оно было известно как марганцевое; поиски родонита начались здесь еще в 50-х, но без особого результата. Геолого-разведочные работы возобновились в 1976 году. В результате бурения на глубину 65 — 80 метров было обнаружено 17 родонитовых тел.

Выяснилось, что запасы качественного орлеца составляют здесь минимум сотни тонн, а при расширении месторождения вполне могут быть увеличены. Параллельно велись исследования и в других районах Свердловской области; в результате была признана перспективной целая группа родонитовых проявлений: Александровское, Афанасьевское, Барановское, Горнощитское, Дмитриевское, Змеиногорское, Полдневское, Октябрьское.

Месторождения орлеца есть не только на Среднем, но и на Южном Урале — так называемая Магнитогорская группа. Многие из них расположены вдоль берегов реки Урал и тянутся цепочкой с севера на юг: Кураминское, Никольское, Сулеймановское, Уразовское — десятки месторождений и проявлений.

Чего только не делали за прошедшие двести лет из уральского родонита: шкатулки, бусы, запонки, броши, табакерки, пепельницы, подсвечники, бокалы, абажуры, ручки для тростей, чернильницы, печати и т. д. и т. п. Спрос на него всегда был довольно стабилен, невзирая ни на какие капризы моды. Орлецом облицованы колонны станции метро Маяковская в Москве.

Есть у орлеца одна особенность, отличающая его от многих других поделочных камней — он просвечивает в тонких пластинах. Поэтому мастера часто используют его при изготовлении витражей, светильников или люстр. При подсветке изнутри он меняет интенсивность и глубину окраски, а не различимые в отраженном свете узоры проявляются особенно четко.

И вот что интересно. Орлец довольно хрупок и поэтому далеко не для любых камнерезных изделий достаточно хорош. Например, для изготовления таких тонких предметов, как ножи для разрезания бумаги, линейки или книжные закладки лучше использовать более вязкие камни, например, нефрит или змеевик. Но почему-то наибольшей популярностью в подобных изделиях пользовался именно орлец. Очевидно, этот розовый камень вызывает у многих людей особые симпатии.

Вот уже более двух веков уральский родонит охотно используют в своих работах мастера-камнерезы и ювелиры, создавшие из розово-алого камня бесчисленное множество самых разнообразных изделий. Многие выдающиеся изделия оз орлеца хранятся в коллекциях Эрмитажа и других музеев: обелиски-пирамиды, парные торшеры в виде колонн, вазы, канделябры.

Дипломатические подарки из орлеца еще в XIX веке обеспечили ему всемирную известность. Изделия из уральского родонита преподносили императорам и президентам. Этот камень был одним из излюбленных материалов в мастерских К. Фаберже. Наряду с малахитом и яшмой, орлец стал одним из символов сказочных богатств Урала — Каменного пояса России, и пользуется своей славой вполне заслуженно.

Литература (основная): Аринштейн М. Б., Мельников Е. П., Шакинко И. М. — «Цветные камни Урала», 1986. Буканов В. В. — «Цветные камни. Энциклопедия», 2008. Ефимова Е. М. — «Русский резной камень в Эрмитаже», 1961. Павловский Б. В. — «Камнерезное искусство Урала», 1953.

Ферсман А. Е. — «Очерки по истории камня». т. 1 — 2, 1954.

pro-kamni.ru

Уникальные самоцветы Урала

    Какими драгоценными камнями гордится Урал? Как развивалась их добыча и почему пару веков назад иностранные ювелиры называли Россию малахитовой страной?

    До 18-го века считалось, что в России нет драгоценных камней, но всё изменилось, когда на Урале нашли первые месторождения малахита, берилла, топаза, аметиста и других камней. Поначалу добыча шла кустарным способом, настоящая разработка наладилась намного позже, да и не везде. Урал оказался удивительно богат многими самоцветами, но активнее других камней добывали малахит, который прославил Россию на весь мир. Но об этом позже, а сначала давайте ознакомимся с историей драгоценных камней. Ведь они – привычная часть каждой человеческой цивилизации. И им, как любым другим вещам, было суждено пройти свою эволюцию.

История извечных сокровищ

    Уже несколько тысячелетий драгоценные камни являются атрибутом исключительного достатка. Ими украшают себя богатые леди, а их влиятельные мужья инкрустируют самоцветами телефоны, автомобили, часы и запонки. Люди испокон веков привыкли считать драгоценности необыкновенной вещью, привыкли восторгаться и дорожить ими. И эта привычка так сильна, что очень трудно поверить, что когда-то драгоценные камни имели бытовое назначение.

    Нам это покажется непозволительной дикостью, но в каменном веке люди действительно использовали драгоценные камни (правда, только твёрдые минералы) в качестве скребков, ножей, наконечников для стрел и прочих предметов домашнего обихода. Единственным оправданием такому расточительству может служить неприглядный вид необработанных минералов. Ведь для того, чтобы засиял бриллиант или нефрит, его нужно тщательно обработать, чего древние люди делать, конечно, не умели. Они просто подбирали твёрдый камень с режущей кромкой и пускали его в дело.

    Но уже в эпоху неолита (приблизительно 7-4 тыс. лет назад) человечество оценило красоту минералов, и из них стали изготовлять украшения и идолы божков. Мода на драгоценные камни настолько захватила умы, что люди начали их добычу под землёй. Древние шахты, где разрабатывали именно камни, а не медную или бронзовую руду, обнаружены по всей Европе и Азии. Это значит, что добыча минералов и изготовление из них украшений была одним из первых ремёсел, которые освоил человек умелый.

    А дальше – больше. С образованием древних государств обработка и применение камней развились в целое искусство. Все мы помним древние и вычурно украшенные самоцветами храмы Средиземноморья, египетские гробницы, индийские дворцы, а также геммы, ожерелья, кубки, перстни, печати и многое другое.

    В Европе высокая техника обработки самоцветов в тёмное Средневековье забылась. Монархи и богатые церковнослужители большей частью покупали готовые драгоценности на Востоке. Искусство работы с драгоценными камнями вновь развилось в Европе лишь в 15-ом веке и быстро достигло современного уровня.

Что прятала Хозяйка Медной горы

    Как уже говорилось, Россия долгое время закупала драгоценные камни за границей. Были свои мастера обработки, но не было своих камней и минералов. Такое положение дел длилось достаточно долго: до 19-го века. И выручил Россию Урал.

    До этого на Урале были развиты лишь добыча каменной соли и горной руды: Екатеринбург был столицей российской металлургии, где отливали из чугуна различные предметы, в том числе удивительные по красоте художественные фигуры. Но местные жители давно знали о спрятанных в недрах богатствах. Они постоянно находили на поверхности земли некоторые виды драгоценных камней. Находились даже смельчаки, которые рыли свои шахты и с риском для жизни добывали самоцветы. Затем мастера-самоучки обрабатывали их простым, кустарным методом и продавали в города. Оттуда они попадали в столицу России, но никто не думал о промышленной разработке.

    Первая настоящая добыча драгоценных минералов началась с середины 18-го века. В это время на основанных по указу Петра Великого медных рудниках стали находить большие залежи малахита. Но оценили люди по достоинству богатства Хозяйки Медной горы только в 19-ом веке. Именно в это время началась промышленная добыча золота, платины, поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней. Тогда были обнаружены многие виды самоцветов: алмазы, изумруды, турмалины, топазы, рубины, сапфиры, аметисты, бериллы, яшма, агат, сердолик и многие другие.

    Почти все уральские камни очень высоко ценятся на мировом рынке, так как они не имеют себе равных по красоте и качеству иностранных аналогов. А некоторые камни, такие как александрит и малахит, настолько качественны и редки в природе, что являются достоянием страны.

Непревзойдённый малахит

    Но настоящую славу России принёс малахит. Это необычайно красивый минерал зелёного цвета с белыми и чёрными натёчными узорами, обладающий матовым блеском. Он всегда сопутствует залежам медной руды, и поэтому в России именно он стал первым разрабатываемым драгоценным минералом. В прошлых веках малахит добывали в огромном количестве, расточительно использовали сами, а излишки продавали за границу. Россия обеспечивала такие щедрые поставки на мировой рынок, что прослыла малахитовой страной.

    Самыми большими залежами малахита славился Гумёшевский рудник. Добываемый здесь зелёный минерал использовался в отделке прекрасного Зимнего дворца в Петербурге и восхитительного Версаля в Париже. Здесь были найдена рекордная глыба малахита весом более 2,5 тонн, и другие куски, весом поменьше, которые и сейчас хранятся в музеях Европы.

    Малахитовый век в России длился с 18-го по середину 19-го века, когда на Урале тоннами добывали этот поделочный камень. Малахит было некуда девать: он шёл на изготовление украшений, отделочных плит для стен, столов, ваз, часов, статуэток. Оставшуюся после работ крошку выкидывали, как мусор или засыпали ею дорожные ямы. Такое непозволительное расточительство привело к тому, что сейчас запасы малахита на Урале практически иссякли.

    В наши дни изделия из уральского малахита очень высоко ценятся, а некоторые из них являются экспонатами в мировых музеях.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru


Смотрите также