Каталог
  

Обработка драгоценных камней


Обработка драгоценных камней

В МИРЕ САМОЦВЕТОВ

Подробности Как уже говорилось, драгоценные камни в большинстве своем представляют собой чудесные природные кристаллы, и тем не менее человек издавна обрабатывал эти удивительные образования, стремясь усилить их блеск и сияние. В таком виде они украшали своих владельцев, подчеркивая их влиятельность и богатство, будь то в светской жизни или в культовых отправлениях. Одним из самых древних ввдов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика. В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки, плодом которого является высокохудожественное произведение. Техника резьбы при этом была достаточно простой: камень помещался на каменную плиту, с помощью порошка из более твердых пород ему придавалась желаемая форма, а затем железными резцами или острыми осколками более твердых минералов на нем наносился желаемый рисунок. Различают искусство углубленной резьбы — скульптуру и выпуклой рельефной гравировки — торнатуру. И в том, и в другом случае резной камень носит название геммы. Однако, строго говоря, под теммой следует понимать изображение, вырезанное в технике углубленного, отрицательного рельефа, называемое также инталия, тогда как выпуклое резное изображение на камне носит название камея. Исторически инталии предшествовали камеям — они служили печатями, оттиски которых делались на глине и воске. Самые ранние сообщения о таких печатях мы обнаруживаем в библейских преданиях. Так, согласно Библии, еще Соломон владел перстнем с печатью, а Моисей повелел вырезать на драгоценных камнях, составлявших нагрудное украшение первосвященника, имена двенадцати колен Иуды. Древнейшие цилиндры из камня, украшенные резным рисунком, дошли до нас с Ближнего Востока, из Ассирии и Вавилонии, ще они служили в качестве печатей и амулетов. Как сообщает Геродот, каждый знатный вавилонянин носил перстень с печатью. Еще до III тысячелетия до н. э. в Египте применялись цилиндрические печати (печати-цилиндры), в эпоху пирамвд (3000—2300 гг. до н. э.) к ним добавились круглые печати (печати-пуговицы), а в период Среднего царства (2100—1800 гг. до н.э.)— печати в форме скарабея. В крито-микенском искусстве конца III тысячелетия до н. э. мотивы изображений на камнерезных изделиях становятся богаче и разнообразнее, наряду со знаками и буквами на них появляется орнамент. Со времен греко-персвдских войн геммы широко распространились и в Древней Греции. В VII и VI вв. до н. э. на них изображают не только животных, но и богов и героев. Резные камни античной Греции классического периода свидетельствуют о дальнейшем расширении круга тем и сюжетов. Глиптика следует в своем развитии за крупной пластикой. В качестве материала для резьбы используются преимущественно мягкие камни. Но иногда инталии резались и на достаточно твердых минералах. Согласно Геродоту, драгоценный перстень Поликрата* представлял собой резной изумруд работы самосского мастера Феодора (VI в. до н. э.). Материалом для изготовления гемм служили одноцветные, прозрачные, пятнистые, облачные (мутные) камни. Даже разноцветные жилки искусно вплетались в композицию при изображении волос, одежд или украшений. Чаще других камней употреблялись гранат, халцедон, сардоникс, карнеол и яшма. Пожалуй, самая блестящая эпоха в развитии античного искусства резьбы по камню относится к Греции времен Александра Македонского (IV в. до н. э.), а наиболее выдающимся камнерезом того времени считается Пирготель. Ему одному было дано право вырезать портреты Александра Великого. По преданию он занимался и резьбой по изумруду, что свидетельствует о высокой технике камнерезного искусства в ту эпоху. Слава Пирготеля была столь велика, что даже в древности мастера ставили его имя на ими самими вырезанных геммах, дабы повысить их цену. Попытки подобных фальсификаций особенно участились с XVI в. В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) очень высоко ценились многоцветные многослойные камни с сильной игрой цветов. К этому времени относится и появление камей*, и с тех пор их режут наравне с инталиями. Правда, увлечение ими художников-резчиков, как и художественная ценность изделий, исполненных и в той и в другой манере, периодически меняется. Уже в VI в. до н. э. греческие геммы проникли в Италию, что послужило стимулом для возникновения самобытного этрусско-италийского камнерезного искусства. Самым значительным резчиком гемм во времена Древнего Рима слыл Диоскурид. Кроме него, Плиний в своей «Естественной истории» (37-я книга) упоминает еще имена Лпполонида и Кронида. Известна гемма из яшмы, принадлежащая резцу Аспазия. Сохранилось и имя резчика гемм Афениона, работавшего во 11 в. до н. э. Поздняя Римская империя породила помпезный стиль в искусстве, который не мог не коснуться и глиптики. Главной темой гемм этого времени становится семья императора. Так, «гемма Августа»**, хранящаяся в Вене, принадлежит к числу шедевров камнерезного искусства, так же как и знаменитая «гемма Гонзага», находящаяся в Государственном Эрмитаже (Ленинград). Геммы как небольшие, но первоклассные произведения искусства очень рано, особенно во времена Древнего Рима, стали объектом систематического коллекционирования. В Риме одним из первых владельцев дактилиотеки (коллекции перстней с печатями) был Скавр, пасынок Суллы. Известно, что Помпей выставил в Капитолии коллекцию гемм, захваченную им у царя Митридата, а Гай Юлий Цезарь свое богатейшее собрание гемм завещал государству. В эллинистическую эпоху вместе с глиптикой получило развитие и искусство резьбы по стеклу. Самое значительное произведение, свидетельствующее о высоком уровне стеклорезного искусства того времени, — портланд-ваза, хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Средневековье привело искусство резьбы по камню в почти полный упадок. Однако позднеантичные и раннехристианские геммы и в это время продолжали цениться столь высоко, что ими — независимо от изображенных на них сюжетов — украшали кресты и оклады икон, короны и ковчеги, их можно было увидеть на переплете Евангелия и бесценного фолианта. С захватом Константинополя турками (XV в.) греческие мастера резьбы по камню нашли себе пристанище в Риме и дали новый импульс развитию этого искусства в Италии.,. Свой высший расцвет камнерезное искусство пережило в XVI в. Лоренцо Медичи поручил Джованни Бернарды из Кастельболоньезе преподавание этого искусства во Флоренции. Бернарди являлся одним из самых знаменитых резчиков по камню своего времени, за выполненные в карнеоле прекрасные работы его назвали Джованни делла Карнеоли. Он работал как преемник знаменитого скульптора и ювелира, художника и медальера Бенвенуто Челлини на папском монетном дворе и признан обновителем камнерезного искусства в Италии. Джованни Бернарди умер в 1555 г. Приблизительно в одно время с ним работали Доменико Кампанья (прозванный деи Камеи) и Амброзий Карадоссо из Павии, первым решившийся на резьбу по алмазу (для папы Юлия II он вырезал на алмазе портреты отцов церкви). Хотя возрождение искусства резания гемм в Италии оживило развитие глиптики в других европейских странах, Италия продолжала сохранять в этой области ведущее. положение. Это относится прежде всего к Милану, где работала семья камнерезов Мизерони. Изготовленные ими кувшины, бокалы, чаши, блюда из агатов, лазурита, гелиотропа можно встретить в крупнейших сокровищницах Европы. Гаспаро Мизерони работал во второй и (достоверно) третьей четверти XV в., Оттавио Мизерони — с 1588 по 1624 г. (умер он в Праге). Шестнадцатое столетие было отмечено превосходными работами и другой семьи миланских камнерезов — пяти братьев Сараки: Симона (род. в 1548 г.), Джованни Амброджио (род. 1550), Стефано (1551—1595), Рафаэло (ум. в 1595 г.) и Микеле. Амфоры и ларцы из горного хрусталя работы А ннибали Фонтаны (ок. 1540—1587), Валерио Белли и Якопо да Треццо (1514—1589) также свидетельствуют о высоком развитии глиптики в ту эпоху. Итальянские златокузнецы часто начинали как скульпторы — в этом причина их удивительного мастерства как в резьбе по камню (будь то инталии или камеи), так и в работе по металлу при изготовлении оправ. Немецкие мастера обучались искусству глиптики сначала в Италии, преимущественно в Милане, а позднее во Франции, в Париже. Среди них наиболее известны Ганс Нейбургер (Нюрнберг, XV в.) и Даниэль Энгельгард (ум. в 1552 г.). Лукас Килиан был настолько искусным^езчиком, что его называли немецким Пирготелем. Император Рудольф II (1552—1612) был страстным покровителем этого вида искусства, чему немало способствовало богатство самоцветами входившей в ту пору в империю Габсбургов Богемии. Его личный врач Ансельм Боэций де Боот издал свой известный трактат « Gemmarum et lapidum historia» — трактат об обработке, чудодействии и лечебной силе драгоценных камней. В XVII и XVIII вв. выделялись своими работами Эрхард Дорш (1646—1712), Кристоф Дорш (1676—1732), Сусанна Мария Прайслер (урожденная Дорш), Филипп Кристоф фон Беккер (ок. 1675—1743) из Кобленца, Иоганн Антон Пихлер (1700—1779). Лейман Каспар из Ульцена получил от Рудольфа II привилегию на занятия искусством шлифовки стекла и хрусталя. Поистине большим мастером был Лоренц Наттер из Бибераха (1705—1763), работавший при царском дворе в Петербурге (ще он и умер). И в нашем веке искусство резьбы по камню сохраняет свои традиции. Так, Август Вильд из Идар-Оберштейна получил за свои камнерезные работы на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. золотую медаль. Судя по древнейшим сохранившимся геммам, античные мастера работали с определенными видами камней, преимущественно это были карнеол, оникс, празем, однотонная яшма, агат и аметист, несколько позднее — лазурит. С течением времени глиптика расширила спектр применяемых материалов, и к изумруду, известному уже по работам Пирготеля, присоединились берилл, гиацинт, топаз, опал, хризолит, сардер, халцедон, гелиотроп, малахит, гранат, бирюза, горный хрусталь, янтарь, нефрит, роговик, обсидиан и другие камни. Обработка твердых камней, как уже упоминалось, не сводилась исключительно к инталиям и камеям. Те же мастера создавали и художественные сосуды, чаши, диски и блюда. Шлифовка имела в древности подчиненное значение. С Востока ведет свое происхождение округление камней, состоявшее в стачивании (скруглении) углов, придании некоторой выпуклости смотровой стороне камня и легкой ее полировке. В Индии развивались собственные методы шлифовки, частично применяемые и в настоящее время. Самым значительным средневековым источником сведений о технике обработки драгоценных камней является трактат Теофила «Diversarum artium schedula» («Описание различных искусств»), созданный около 1100 г. В гл. 94 книги III этого трактата этом под термином polire следует понимать как шдифовку, так и полировку. Для резки горного хрусталя применяли железную пилу и песок, замешанный на воде. Для полировки кусок горного хрусталя наклеивали на палку-держатель и с помощью воды полировали сначала на неподвижной плите из твердого, а затем на такой же неподвижной плите из более мелкозернистого песчаника. После этого производилась доводка на свинцовой плите с помощью увлажненной кирпичной муки. Порошок горного хрусталя в свою очередь служил для шлифовки и полировки изумруда, яшмы, берилла, халцедона, оникса и другйх использовавшихся тогда драгоценных камней. Напротив, гиацинт вследствие его высокой твердости приходилось шлифовать наждаком. Этот метод шлифовки описан и в латинском трактате «Hortus sanitatis» (1491), а также в сословной книге И оста Аммана (1568). В позднем средневековье появляются шлифовальные мельницы с водяным приводом и большими вращающимися дисками, кроме того, мастера пользуются и малыми шлифовальными мельницами, диски которых приводят в движение посредством рукоятки и колеса с веревкой. Метод вращающегося в вертикальной плоскости колеса был, по-видимому, изобретен в Брейсгау (географическая область на юго-западе ФРГ. — Перев.) а оттуда перенесен в область Саар-Наэ (бассейн рек Саар и Наэ. —Перев.) и в Богемию. Уже в те времена было известно, что драгоценные камни легче всего резать алмазом. Основными центрами шлифовки драгоценных камней в средние века являлись Париж, Фрейбург (Брейсгау), Прага иИдар. В 1290 г. в Париже образовался ремесленный цех шлифовальщиков камней, с 1327 г. шлифовальные мельницы (slipehuslin) существовали в районе Фрейбурга — в Брейсгау, а с 1368 г. они упоминаются и в Вальдкирхе. В Бургундии уже в XIV в. имелись каменные мельницы и шлифовальные мастерские, а в 1385 г. нюрнбергские полировщики алмазов (сведения о которых прослеживаются с 1373 г.) объединились в цех. Немецкие полировщики и резчики алмазов около 1400 г. появляются в Париже, а с 1465 г. устанавливается их пребывание в Брюгге (их там называли «диамантслиперс»). В Праге ремесло обработки драгоценных камней расцвело при Карле IV (1346—1378), о чем свидетельствуют ювелирные камни на стенах капеллы св. Вацлава в соборе св. Вита в Пражском кремле и в часовне св. Екатерины замка Карлпггейн (окрестности Праги). После гуситских войн (1419—1434) обработка Драгоценных камней стала развиваться и в Вене. Известно также, что в 1434 г. в Страсбурге шлифовальщиком камней работал изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг. В XV в. техника обработки драгоценных камней сделала значительный шаг вперед. К 1454 г. относится сообщение о первых агатовых мельницах в районе Идар-Оберштейна, а в 1456 г. некий Луи де Беркен (или Беркем) из Брюгге, работая при дворе герцога Бургундии Карла Смелого, по-видимому, первым стал шлифовать алмазным порошком алмаз. Тем самым он, очевидно, должен считаться изобретателем огранки драгоценных камней, в частности огранки алмазов розой. До того удавалось лишь приполировывать естественные грани кристаллов алмаза — таким образом делались так называемые точеные («заостренные») камни для французского и английского двора. Повсеместно возникали цехи и союзы («братства») по обработке драгоценных камней, что уже само по себе свидетельствует о широком распространении этого ремесла: в 1451 г. создается братство сверловщиков и резчиков во Фрейбурге, в 1465 г.—цех шлифовщиков алмазов в Брюгге, в 1478 г. — братство шлифовщиков в Санкт-Арнуале (Саарбрюккен), насчитывавшее двадцать одного члена (включая трех шлифовщиков из основанной а 1469 г, в Цвейбрюккене мастерской по шлифовке агатов). Заказчики — а ими были князья и высшее духовенство (клир) — принимали самое живое участие в развитии и совершенствовании ремесла. Если верить Тейерданку (21-я гравюра), в 1473 г. при осмотре шлифовальной мельницы во Фрейбурге император Священной Римской империи Максимилиан I (1459—1518) даже угодил модным по тем временам узким длинным носком («клювом») своей туфли прямо в мельницу. В Италии эпохи Ренессанса не только резьба по камню, но и шлифовка камней переживала период нового расцвета. Проявляется интерес к естественнонаучным наблюдениям, а вместе с тем и к минералогическому изучению драгоценных камней. Возникают многочисленные кабинеты минералов при библиотеках. Примитивное округление камней повсюду вытесняется шлифовкой; формы, которые имеют кристаллы минералов, стараются подчеркнуть их обработкой в виде многогранников; благодаря этому усиливается блеск камней, и они кажутся красивее в цветовом отношении. Потребность в ювелирных камнях возрастает, так как прикладное искусство постепенно приобретает более массовый характер и охватывает более широкие в социальном смысле слои заказчиков. В Северной Европе ведущее положение занимают шлифовальные мастерские Фландрии и прежде всего Антверпена. В Германии в конце XV и начале XVI в. входит в моду огранка драгоценных камней в форме толстой таблицы. В Нюрнберге, по-видимому, впервые была применена (к гранатам) бриллиантовая огранка с пирамидально-заостренной верхней и плоской нижней частью. В Саксонии, близ Цеблица, с 1600 г. работали промышленные мастерские по шлифовке серпентина, а Идар-Оберштейн по-прежнему отличался шлифовкой агатов. Около 1600 г. в Париже удалось произвести полную бриллиантовую огранку алмаза и был получен бриллиант (от французского «брийе» — блестеть, сверкать); этот тип огранки в существенных чертах сохранился до наших дней. Лишь спустя десятилетия значение Парижа в искусстве огранки алмазов пошло на убыль, и главными центрами их огранки стали Антверпен и Амстердам. Шлифовка и огранка драгоценных камней все более совершенствовались в техническом отношении; напротив, искусство резьбы по драгоценным камням после кратковременного оживления в эпоху классицизма вновь стало приходить в упадок. В настоящее время виды обработки драгоценных камней можно подразделить. шлифовка агатов (с окраской);. огранка аметистов (с обкалыванием и обжигом);. огранка твердых самоцветов (с обжигом);. производство технического камня. Шлифовка агатов (иновда ее называют также шлифовкой больших камней) — древнейший вид шлифовки. Абразивным материалом при этом служит главным образом песчаник. Работа слагается из последовательных операций распиловки, грубой и тонкой шлифовки. Теперь тонкая шлифовка больше не выполняется на песчанике, а производится на карборунде (карбиде кремния, получившем свое название от латинского «карбо» — углерод и корунда); по твердости этот материал занимает промежуточное положение между алмазом и корундом. Далее следует зачистка шлифованной поверхности с помощью наждачной бумаги и, наконец, полировка, для которой применяются круги из букового дерева, кожи, олова или фетра, а также трепел, диатомовая земля , окись хрома (крокус) и другие полировочные материалы. Кроме агата тем же способом обрабатываются и другие столь же твердые (или более мягкие) непрозрачные и просвечивающие камни, такие, как, например, авантюрин, родохрозит, родонит, содалит, тигровый глаз. Отрасль камнеобработки, называемая «шлифовкой больших камней», изготовляет в настоящее время преимущественно пепельницы, чаши, кубки, шары, яйца и тому подобные изделия. Особое место в обработке агатов занимает изготовление вставок для колец. При этом шлифовальщики сидят на стуле с опорой для груди и живота. Для предварительной (грубой) полировки плоских вставок или полировки кабошоном часто используют карборунд. Наряду с агатом так обрабатывается бирюза, лазурит, опал и другие камни. Огранка аметистов — это тип обработки, переходный к огранке самоцветов. Хотя вследствие относительно низкой твердости аметист и цитрин обрабатываются на песчанике, но, поскольку эти камни прозрачны, округлая, или гладкая, шлифовка к ним не применяется и они подвергаются огранке. Требуется большое искусство, чтобы, не прибегая к каким-либо вспомогательным средствам, без помощи палочки-держателя для наклейки заготовок (кича) шлифовать мелкие грани и при этом выдерживать нужные углы (не «завалить» грани). Прежде чем приступить к шлифовке (за которой и в данном случае следует полировка), необходимо предварительно подготовить ограночное сырье. Это делается посредством обкалывания, при котором искусно удаляются все включения и непригодный для огранки материал, так что камни оказываются уже в известной степени предварительно пришлифованными («подбитыми»). Затем их сортируют по величине и цвету и подготавливают к аукционам. Некоторым аметистам путем нагревания изменяют окраску. Выдержанные в термостатах при температуре порядка 400° С, они приобретают желтый цвет различных оттенков и интенсивности. Как уже упоминалось, к таким камням (в ограненном виде) в обиходе применяется ложное название «топазы»: это золотистые и винно-желтые (цвета мадеры) бразильские камни из Пальмейры (по месторождению в штате Риу-Гранди-ду-Сул) или из Байи (по месторождению w штате Байя). В минералогии все эти топазы носят название цитринов. Но существуют и природные желтые кварцы, называемые цитринами. Их гранят так же, как и необожженные и обожженные аметисты. Дымчатый кварц (или раухтопаз) и горный хрусталь шлифуются аналогичным способом.

juwelir.info

Основные способы обработки драгоценных камней

Наиболее известные способы обработки драгоценных камней: термический; пропитка жидкообразными веществами; облучение; диффузные методы. Каждый из этих способов по облагораживанию минералов имеет свои отличия. Давайте рассмотрим их каждый по отдельности.

Термический способ (нагревание, отжиг)

Без термической обработкиС термической обработкойДанный подход, повсеместно используемый в обработке минералов, помогает улучшить чистоту камня и неповторимый цвет. Используется для таких камней как: танзанит, рубин, сапфир, гранат, циркон, аметист, турмалин и др. Разные самоцветы требуют к себе различного метода термического воздействия, начиная от элементарного нагревания на открытом пламени огня, и заканчивая высокотехнологичными электрическими печами, с встроенным регулятором давления, интенсивности магнитного поля и температурных режимов.

В подавляющем большинстве случаев минералы подвергаются термическому воздействию для повышения качества цвета. Так, например, танзаниты проходят процесс термообработки, из-за того, что в натуральном виде они имеют смешанный колер, а нагревание помогает проявиться главенствующему цвету. А турмалиновые камни нагревают для осветления их цветовых характеристик, так как он от природы в основном темных оттенков. Процессу термической обработки обязательно подвергаются редкие минералы — голубой циркон (старлит), для того чтобы закрепить цвет, иначе через несколько недель необлагороженный камень может поменять свой колер на кофейный.

Благодаря тому, что термическая обработка — процесс, не влияющий на химическое строение минерала, международное геммологическое сообщество вполне спокойно относится к таким подходам по облагораживанию.

Общепринятые методики термического воздействия на драгоценные и полудрагоценные камни

Печь для термической обработки камнейНа сегодняшний день существуют следующие основные методы обработки (облагораживания) природных минералов:

Заполнение натуральной пастой (Fracture filled)

Из-за того, что основная часть добываемых природных минералов из группы корундов не отличается высокими показателями качества, самые крупные экземпляры самоцветов приходится подвергать процессу обработки для улучшения их внешних характеристик. Для начала подготавливается паста, перемолотая в микроскопический песок из натуральных минералов подобного вида корунда, который предполагают обрабатывать. Затем, облагораживаемый камень помещают в специализированную печь вместе с пастой и запекают продолжительное время, в температурном диапазоне от 1300 до 1500 градусов. Разогреваясь, разжиженная паста за счет более высокой плотности, выталкивает излишнюю влагу и примеси, заполняя собой все неровности, трещины и сколы, как бы запаивая и выравнивая все образовавшиеся изъяны в минерале.

В последнее время данный подход используется все меньше, а если и применяется, то только для редчайших (уникальных) и крупноразмерных камней, из-за того, что огромным минусом такого способа облагораживания является применение природных минералов высокого качества для измельчения и получения пасты. Но в конечном итоге, стоимость таких самоцветов на рынке не слишком отличается от необработанных камней.

Leg-glass filled — заполнение стекломассой

Данный процесс обработки отличается от выше изложенного, лишь тем, что основа пасты является не измельченный корунд, а стекло и во время отжига все сколы и дефекты самоцветов равномерно заполняются стекломассой. После прохождения таких процедур украшения с подобными камнями запрещается паять, по причине того, что самоцвет может разрушиться из-за различного диапазона температурного расширения природного корунда и материала заполнения — стекла. Так же, в случае, когда уровень заполнения неровностей стекломассой превышает 25-35%, камень не рекомендуют держать продолжительное время под стриммером или в ультрасонике — может раскрошиться.

Таким видом облагораживания подвергаются почти все добытые рубины. А, например, в случае с сапфиром, такой подход не укоренился. И вот какой вывод можно сделать из выше описанного: когда на рынке имеется предложение драгоценного камня — рубина по цене 25-55 доллара за карат, то стоит задуматься над тем, какое соотношение стекла и природного корунда содержится в этом экземпляре.

Наполнение резиной

Зачастую добываются изумруды хорошей чистоты и изысканного цвета, но при этом они имеют повышенную естественную трещиноватость, что во время огранки почти нет никакой возможности сохранить его в целостности. Тогда для таких изумрудов применяют не только метод промасливания, а еще обрабатывают специальной, не имеющей цвета резиной. Она действует не только как клеевой состав, но и как поддержка при различных механических воздействиях на камень. Исходя из этой информации, стоит понимать, что сейчас на рынке примерно 55% предлагаемых изумрудов — это резинодополненные изделия.

Диффузия ионами Ве

На месторождениях сапфиров в Таиланде, Индии или Мьянме все сырье добывается в виде беспорядочной смеси вперемешку с шпинелем, турмалином, цирконием, хризобериллом и иными ценными и не очень ценными минералами. При этом в процессе промышленного производства не всегда есть возможность отбирать и делить добытые минералы. Тогда вся эта смешенная масса поступает в печь для нагревания, и, как правило, драгоценные самоцветы остаются в целостном состоянии, а остальные минеральные породы распадаются и отшелушиваются.

Благодаря одному случайному происшествию на фабрике Таиланда, при штатном ежедневном отжиге породы был обнаружен интересный эффект: после прохождения процесса нагревания смешанной партии добытого сырья, бледно-фиолетовые самоцветы стали интенсивно желтыми и розовыми. Было проведено множество длительных испытаний, которые показали, что такой результат можно получить, если в обжигаемой массе природного материала присутствует такой элемент как хризоберилл, и содержащийся в нем бериллий. Экспериментальным путем в процесс накаливания начали искусственно добавлять небольшие количества бериллия, что тоже дало ожидаемый положительный результат.

Уже пару десятилетий данный подход к обработке драгоценных камней используется повсеместно, и практически 99,9% добываемых минералов проходят через эту процедуру. Проверить небольшой образец камня на предмет обработки диффузией ионов достаточно тяжело без использования разрушающих геммологических подходов. В этом может помочь только лишь спектроскопия, но немногие обычные геммологические лаборатории снабжены таким оборудованием. Куда проще обстоит дело с более крупными самородками, от 0,5 карат. Из-за того, что бериллий проникает во внешний и неглубокий средний слой камня, сердцевина остается не тронутой, поэтому используя обычный микроскоп или даже неплохую геммологическую лупу, можно распознать, обрабатывался ли самоцвет или нет.

Облучение

Процесс радиоактивного воздействия на минерал — это вполне себе природный элемент цепочки, происходящий под корой земли. Только естественным путем, влияние происходит в течение десятки миллионов лет, а человек просто придумал, как сократить время для данного влияния.

В большинстве случаев, облучение дает безвозвратный результат, и цвет закрепляется навсегда, но все-таки исключения присутствуют. Наиболее чаще данная процедура применяется в изготовлении цветных бриллиантов.

Пропитка маслом

Еще с древних столетий такой подход применялся к облагораживанию драгоценных камней. На сегодня, это самый используемый метод для обработки изумрудов, применяемый повсеместно. Одним из наиболее распространенных веществ для пропитки самоцветов является кедровое масло. Хотя в последнее время его чаще используют под обработку изумрудов высокого класса, а для прочих самоцветов употребляют синтетические масла. К недостаткам такого метода можно отнести его недолговечность, минералы подлежат специализированному уходу, и довольно часто приходится проводить процедуру промасливания повторно.

Вышеперечисленные способы обработки драгоценных камней имеют статус общепринятых. Поэтому в геммологических кругах вполне приемлема взаимосвязь с такими камнями, но единственным условием реализации обработанных минералов является соответствующая отметка при продаже камней.

Непопулярные способы обработки драгоценных камней

На рынок продажи драгоценных камней так же попадают самоцветы, облагороженные по не совсем общепринятым стандартам. Такие подходы не популярны и не поддерживаются геммологическим обществом. К таковым можно отнести следующие способы:

  • Магнетронное нанесение тонких пленок. При помощи такого процесса создают порозовевшие топазы, насыщенные желто-синеватые аметрины, в общем, добавляются не совсем естественные цвета тем или иным самородкам. А само воздействие выглядит таким образом, что смесь из различных минералов помещают на считанные секунды в вакуумную камеру магнетрона, и как результат — куча камней смешанных цветных колеров. Такой способ не отличается особой долговечностью, а нанесенная пленка очень просто повреждается;
  • Диффузия поверхности. Основа такого вида обработки — это нанесение тонкого пленочного слоя легкоплавких оксидов металла (ванадий и титан). Далее после покрытия пленкой минералы попадают в печь, в которой при отжиге покрывающее вещество разваливается, а ионы металлов проходят в наружный слой камня, тем самым лишь окрашивая его внешний облик. Но такая окраска достаточно не стабильна, и самоцвет может потерять свой цвет в любое время.

Хотя большая часть методов обработки не влияет на химическую структуру минерала, но главное требование, предъявляемое к облагораживанию драгоценных камней, остается неизменным — любое воздействие в конечном итоге должно приводить к стабильному и долговечному результату.

gems.spb.ru

Способы огранки минералов

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Содержание:

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира. Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение — распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Кабошон. Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

Фацетная. В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Бриллиантовая. Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Роза. Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная. Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка — самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная — овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая — треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз — форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша — боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса — минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд — минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант — основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер — вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце — контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная. Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная. Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Багет. Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко — октагон.

Вернуться к содержанию

Выбор способа

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы. Вернуться к содержанию

Особенности камней с разной огранкой

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения. Вернуться к содержанию

Работа с алмазами

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Перед началом работы по облагораживанию алмаза ювелир оценивает исходные параметры: размер, форму, чистоту, наличие трещин или помутнений. После этого принимается решение об использовании минерала. Можно сделать большой бриллиант невысокого качества или несколько мелких с идеальными характеристиками. К сожалению, приходится жертвовать одним из ювелирных параметров качества алмазов: весом, цветом, огранкой или чистотой.

Следующий этап — распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист — тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани — фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап — полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют. Вернуться к содержанию

(1 голосов, средний балл: 5,00 из 5) Loading... Выберите себе оберег в интернет-магазине Ювелирных Украшений:

topkamni.ru

Способы обработки драгоценных камней

Ювелирные украшения всегда пользуются популярность. В наше время, каких только нет форм, огранок, размеров и вставок. Если вы хотите узнать методы обработки драгоценных камней, то такую информацию можно найти в сети Интернет. Под термином «облагораживание» понимается процесс улучшения качеств ювелирного металла (чистота / цветовая гамма/насыщенность).

В результате срок жизни минерала увеличивает, и он становится пригодным для того, чтобы его применили в качестве украшения, например, для кольца, подвески или часов. Само собой, что они очень нечасто попадают в руки покупателя в своём истинном виде.

Обработка драгоценных камней

Под словом «драгоценный» подразумевается «редкий». То есть это яркий, чистый камешек, который в природе редко встречается. Большинство природных минералов могут быть непривлекательного цвета, иметь в себе примеси, которые снижают их качество. С помощью развивающейся науки и техники, люди стали улучшать внешний вид ценных минералов. Специалисты выделяют такие способы обработки ювелирных украшений, как:

  • термическое облагораживание;
  • пропитка специальным составом;
  • покраска термодиффузионная;
  • облучение.

Однако не все названые методы могут привести к изменению стандартной структуры минерала. Что касается полировки и огранки, то их выносят за рамки «облагораживания» так как они понадобятся для наполнения кристалла природного некоторой «дороговизны». Такие способы обработки драгоценных камней способствуют механическим изменениям внешнего вида кристалла, изменяют его химическую структуру.

Что важно знать об этом деле?

Современные методы обработки драгоценных камней, а также применяемые различные технологии позволяют изменить некоторые свойства минерала (природного или синтетического). Помните, что свойства, которые приобретёт камешек, могут быть неустойчивыми, что приведёт в дальнейшем к изменению его внешнего вида. Устойчивым облагораживание считается лишь в том случае, если кристалл не утратил свой прежний вид (чистоту или цвет) во время нормального ношения в качестве украшения, а также при чистке или полировке.

Обратите внимание на список минералов, которые подвергаются облагораживанию. Изумруд, например, промасливают и заполняют резиной. Голубой топаз постоянно проходит облучение, а что касается малахита и лазурита, то их пропитывают специальным бесцветным воском. Коралл и жемчуг всегда необходимо отбеливать, а вот чёрный оникс, наоборот, постоянно окрашивают. К основным причинам облагораживания кристаллов относят красоту, стоимость, а также востребованность.

bool(false)

Добавить в избранное

parure-at.ru


Смотрите также