Каталог
  

Ограненные камни


Виды, особенности и оценка качества огранки камней

В этой статье:

Рассматривая ювелирные изделия с драгоценными или полудрагоценными камнями, можно отметить, что вставки в виде самоцветов имеют определенную форму (квадрат, сердце, овал и т. д.) и количество граней. Наверняка все знают о том, что в природе камни не имеют такой формы, и кроме того, для них нехарактерно и наличие граней. Придание камню формы и огранки — это все результат колоссального труда человека. Огранка камней — это отдельный вид искусства, требующий максимальной аккуратности, терпения и мастерства специалиста-огранщика, ведь только настоящий профессионал может увидеть в осколке камня сияющий и великолепный самоцвет.

Виды огранки

Задача любого огранщика заключается в том, чтобы максимально подчеркнуть красоту и блеск самоцвета. Для этого специалист должен срезать все ненужное с камня, придать ему форму и высечь определенное количество граней. Каждый ювелирный камень считается уникальным, поэтому для него выбирается определенный вид огранки. Круг, груша, овал, квадрат, багет, восьмиугольник, сердце, принцесса — этим перечень существующих видов огранки камней не заканчивается. Но для того чтобы лучше разобраться в особенностях каждого из видов, условно их все можно разделить на 2 типа:

  • бриллиантовая;
  • фантазийная.

Бриллиант — это уникальный драгоценный камень, который получается путем обработки высококачественных алмазов. Самоцвет обладает сильным светоотражающим эффектом, но только в том случае, если огранщик правильно его обработает. К бриллиантам применяется круглая огранка, которая предполагает высечение 57 граней или фасет (если камень мелкий, то ему придают 17 граней).

Круглая огранка требует максимального уровня профессионализма мастера, так как в результате его работы камень должен обладать завораживающим блеском и сиянием, что достигается благодаря раскрытию преломляющих свойств алмаза. Недостатком круглой огранки можно назвать то, что в процессе обработки алмаза теряется до 50% его массы. Кроме того, округлую огранку можно применять лишь к алмазам округлой формы, а в природе такие встречаются не так уж и часто. Поэтому к камням прямоугольной или другой формы применяется фантазийный тип огранки, который условно делят на такие подвиды:

  • измененная круглая огранка;
  • ступенчатая огранка;
  • смешанная огранка.

Модифицированная, или измененная круглая огранка бриллиантов включает в себя овал, маркиз, грушу, сердце и кушон. Придавая камням такую формы, можно максимально раскрыть их сияние и нанести столько же граней, как и при круглой огранке. Все подвиды измененной круглой огранки имеют свои особенности:

  1. Маркиз: в эпоху барокко обработанные таким способом бриллианты называли «лодочка» и «челнок». Есть версия, что название “маркиз” появилось тогда, когда Людовик XV презентовал своей фаворитке Маркизе де Помпадур великолепный бриллиант, форма которого напоминала ее же улыбку. Продолговатый самоцвет великолепно выглядит в изделиях, особенно если он находится в окружении мельчайших бриллиантов, рубинов и других драгоценных камней.
  2. Овал: этот способ огранки полностью напоминает круглую огранку, а разница заключается лишь в форме камней.
  3. Груша: несколько столетий тому назад такой бриллиант назывался «Бриолет», и сегодня он считается предшественником грушевидного самоцвета. По сути груша сочетает в себе особенности огранки маркиз и круг, но такой камень имеет 56, а не 57 граней. Такими камнями инструктируются серьги и перстни.
  4. Сердце: схема огранки напоминает ту, которая существует для груши. Вставка из бриллианта в виде сердца встречается во всех моделях изделий из золота и платины — кольцах, серьгах, подвесках и т. д. Такие изделия зачастую приобретаются в качестве подарка на помолвку, годовщину бракосочетания, День святого Валентина.
  5. Кушон: по своей форме такой бриллиант напоминает подушку. Камень имеет 4 округлых угла и широкие грани. Огранённый камень имеет 40 фацетов в верхней части и 32 — в нижней части. Кушон зачастую применяется к алмазам, которые обладают идеальной чистотой.

Если была выбрана ступенчатая огранка, то камень будет иметь форму квадрата, трапеции или прямоугольника, что достигается путем нанесения квадратных, прямоугольных и трапециевидных граней. Они расположены параллельно относительно рундиста — грани, которая условно делить камень на верхнюю и нижнюю часть. Ступенчатая огранка не позволяет превратить алмаз в сияющий бриллиант, но и у такого способа обработки камня есть свои преимущества — он разрешает сделать акцент на чистоте бриллианта и его оттенке. К ступенчатой огранке относят:

  1. Изумруд: бриллиант этой формы используется в качестве вставки в такое изделие, как кольцо. Одной из разновидностей можно назвать огранку ашер — она имеет квадратную форму и большее количество ярусов. Ашер используется в качестве вставки в украшения для мужчин.
  2. Радиант: сочетает в себе изумруд и принцессу (о последней будет сказано позже).
  3. Триллиант: представляет собой камень в виде треугольника с равными сторонами. Триллиант был разработан около тридцати лет тому назад.

Сочетание ступенчатой и измененной круглой огранки называется смешанной огранкой. Этот способ обработки самоцветов появился в шестидесятых годах прошлого столетия, и ему дали название «принцесса». В своей популярности она не уступает круглой огранке. Благодаря этому способу обработки минерала можно повторить естественную форму восьмиугольного алмаза. Также эта огранка драгоценных камней позволяет избежать существенной потери первоначального веса алмаза. Основная масса бриллианта принцесса сосредоточена в его нижней части (павильоне), поэтому все сияние камня можно увидеть внутри.

Спустя 10 лет после разработки огранки принцесса были созданы и другие виды огранки — квадриллион и барион.

Можно подумать, что все описанные выше виды огранки применимы лишь к алмазам, но это не так. Аналогичными способами могут обрабатываться и такие камни, как рубины, сапфиры, изумруды и т. д.

Оценка

Оценка огранки бриллиантов и других подобных им ювелирных камней — это сложный процесс, который требует специальных знаний. Сегодня качество огранки бриллиантов оценивается в соответствии со стандартом Гомологического Института США, а также согласно требованиям Международного алмазного совета. Оцениваются ювелирные камни по таким критериям:

  • размер площадки: площадкой называют верхнюю плоскую часть камня (в идеале составляет 53-60% площади самоцвета, но отклонение не должно достигать 70%);
  • угол короны: короной считают всю верхнюю часть, которая находится над рундистом (идеальным считается угол 34-35 градусов, но у менее качественных камней этот показатель не должен быть меньше, чем 30 градусов);
  • рундист: разделительная грань между нижней и верхней частью камня (в идеале рундист должен иметь вид сияющей линии);
  • глубина павильона: павильон представляет собой нижнюю часть бриллианта, и его глубина определяет сияние самоцвета (оптимальным значение считается 43%);
  • каллета: это нижняя точка камня, которая в идеале не должна быть видна, если смотреть сквозь корону.

Также при оценке камней внимание уделяется особенностям их полировки. На этом этапе обработки камень очищается от пыли и грязи, что обеспечивает его безупречной чистотой и сиянием.

Методы огранки и обработки камней продолжают совершенствоваться. Этот процесс возможен благодаря применению ультрасовременного оборудования, которое позволяет не только придать камню красивую форму, но и снизить объем потери первоначального веса алмаза.

Рекомендуем похожие статьи

okaratah.com

Виды огранки ювелирных камней

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую, и фантазийную.

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

  Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

 

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре), часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

 

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

 Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион. Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

  

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

 

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца.

Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

 

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза: у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

 

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер  и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

На что обратить внимание при выборе нужной формы огранки?

Круглый или фантазийный?

Поскольку круглая форма стала по существу стандартом ограночной индустрии, более 90% бриллиантов на рынке имеют эту форму огранки. Круглую огранку от всех остальных форм отличают в первую очередь стандартные орнамент граней и пропорции, подход к оценке качества обработки, более высокая стоимость. С другой стороны, знаменитый огранщик бриллиантов из Антверпена Габи Толковский, который огранил за свою жизнь много алмазов, считает, что правильнее называть фантазийной именно круглую форму.

Дело в том, что алмазы в природе встречаются в разных формах, но те сечения кристаллов алмаза, которые задают форму будущего бриллианта, могут быть и квадратными, и прямоугольными, и со скошенными уголками, и треугольными, но никогда – круглыми.

Известно, что при огранке круглого бриллианта обычно стачивается в безвозвратные потери более половины от массы исходного алмаза, потери при огранке фантазийных форм меньше.

Привлекательность фантазийных огранок бриллианта основана главным образом на привлекательности их формы. В ряде случаев название той или иной огранки звучит более привлекательно, например «принцесса». Стандартная круглая огранка бриллианта наиболее продумана в плане оптический свойств, т.е. сверкания, сцинтилляции, игры, поэтому обычно фантазийные огранки стоят меньше (в долларах за карат), чем круглая. Это еще и потому, что при огранке фантазийных форм используются уплощенные или удлиненные алмазы, и выход годного больше, чем при изготовлении круглых бриллиантов из того же кристалла.

Если огранить бриллианты разными формами огранки, но при этом выдержать для них одинаковую массу, то одни будут визуально больше, чем круглый, например, маркиз или триллиант, другие – меньше, например, принцесса. Об этом можно судить, зная общую высоту камня и сравнивая ее с высотой круглого бриллианта.

Бриллианты, имеющие удлинение, такие как овал, груша, маркиз, могут проявлять оптический эффект «галстука-бабочки» в виде потемнения в центральной части камня, ориентированного поперек удлинения. Это эффект в торговле считается нежелательным и приводит к снижению стоимости камня.

Существуют наиболее признанные соотношения длины к ширине, которые разные для разных форм. Например, для маркиза это 2:1, для изумруда 1,5:1 (разновидность изумруда без удлинения обычно идет с названием Ашер), для принцессы 1:1, но персональные предпочтения могут и отличаться от этих пропорций, поэтому камни могут быть как длиннее, так и короче.

Нужно обращать внимание, что если та или иная фантазийная форма предполагает изменение толщины рундиста по периметру камня, то в самой толстой части рундист не должен казаться чрезвычайно толстым, а в самой тонкой части – чрезвычайно тонким.

Источники:

  • https://juvelirum.ru/baget-tablitsa-flanders-polnyj-gid-po-vidam-ogranki-kamnej/
  • http://www.diamanters.ru/forms-cutting.htm

gemguide.ru

О видах огранки камней

Ювелирная огранка камней, является настоящим искусством. Это мастерство оттачивалось в течение многих столетий для того, чтобы самоцветы проявили себя максимально эффектно. Именно от огранки зависит, как заиграет камень в готовом украшении. Из этой статьи вы узнаете о существующих техниках огранки камней, их специфике и особенностях создания красивейших в мире кристаллов.

Технологический процесс

Первый этап предполагает обточку минерала. От этой работы зависят качество и размер будущего изделия. В прошлом она выполнялась вручную, а сегодня обточка – технологически управляемый процесс, для которого используют специальные машины. Это экономит время, поскольку таким способом одновременно обтачивается сразу несколько камней. Все этапы контролирует оператор и наблюдает за процессом через монитор.

Второй этап – огранка. Процесс огранки драгоценных камней и синтетических материалов подразумевает шлифовку и полировку. При шлифовке устраняются неровности и другие дефекты, а также создается форма будущего изделия. После полировки камень приобретает зеркальный блеск и радужное сияние.

Шкала качества

Виды огранки определяются не только формой, но уровнем качества выполнения. Российская шкала выделяет четыре уровня, которые условно обозначаются буквами А, Б, В и Г. Камень огранки А и Б может иметь внутри дефекты природного происхождения, а также их следы. Поверхность такого минерала должна быть глянцевой, однородной, чистой, а также иметь зеркальный блеск. Если на поверхности присутствуют шероховатости, структура камня неоднородная и мутная, ему присваивают одну из двух последних категорий.

Огранка фасетом и ее разновидности

Эта техника предполагает наличие граней на поверхности камня. Популярные виды огранки фацетом:

  • принцесса,
  • октагон,
  • овал,
  • маркиз,
  • багет и другие

Огранку драгоценных камней классифицируют на бриллиантовую круглую и фантазийную.

Фантазийные формы огранки разделяют на клиновидные (овал, маркиз, груша, принцесса, фландерс) и ступенчатые (октагон, ашер и багет).

Обилие разновидностей и техник позволяет сделать камень наиболее привлекательным, используя его природные свойства и особенности структуры.

Видов огранки камней существует великое множество. Огранщики фантазируют и стремятся к созданию необычных вариаций привычных форм. На ювелирном рынке регулярно появляются новые техники и рисунки. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Круглая

Круглая огранка – это классика ювелирного искусства. Впервые ее применили в начале прошлого века. Тогда же появились инструменты для ее создания. Такую огранку часто используют при обработке алмазов. Для раскрытия красоты бриллианта его ограняют 57, 33 или 17 гранями. Их количество прямо пропорционально размерам исходного материала. Для самых мелких алмазов используется «восьмерка» (8 граней на поверхности и в боковых частях камня).

Овальная

Форма огранки «овал» или радиант широко используется ювелирами со второй половины прошлого столетия. Камень, выполненный в этой технике, имеет вытянутую форму, 56 и 70 граней. Чаще всего овал применяют для инкрустации колец.

Изделие с овальным гранением выглядит эстетично на женской руке и делает пальцы визуально длиннее и изящнее. Мужской вариант огранки в технике радиант тоже пользуется популярностью на рынке. В этом случае используют камни темных оттенков. В этой форме для мужчин и женщин прекрасно смотрится топаз.

Маркиз

Техника используется со времен средневековой Франции и названа в честь маркизы де Помпадур. Форма представляет собой удлиненный и заостренный на концах овал.

После огранки Маркиз, самоцвет напоминает лепесток цветка, поэтому часто выступает в качестве элемента рисунка в ювелирных изделиях.

«Маркиз» предполагает 55 граней. Камни, обработанные таким способом, ярко блестят и переливаются радужными красками. Их используют для создания серег, колец, кулонов и целых комплектов, выдержанных в едином стиле.

Грушевидная

«Груша» схожа на огранку «маркиз». Она имеет от 55 до 56 граней. В верхней части камешек заострен. В таком виде он напоминает стекающую каплю. Форма идеально подходит в качестве основы для кулонов и сережек. Изделие с грушевидным самоцветом визуально удлиняет шею, делая ее более изящной и женственной.

Принцесса

Огранка для истинных леди и современных принцесс. Кристаллы, обработанные в этом стиле, имеют прямоугольную форму. В ней используют 49, 65, реже 68 граней. Прямые углы минерала во избежание деформаций надежно укрепляются специальной оправой. Форма появилась относительно недавно. Огранку «Принцесса» применяют с конца 70-х годов прошлого столетия. Она часто встречается в оформлении обручальных и помолвочных колец.

Изумруд (октагон)

Поверхности самоцвета придают форму восьмиугольника. Этот стиль напоминает огранку «Принцесса», поскольку в этом случае камень также принимает прямоугольные очертания. Для такой огранки подходят массивные камни. Речь идет не только об изумруде. В такой форме прекрасно смотрятся гранат, непрозрачные камни, а также драгоценный топаз. Этой техникой невозможно добиться максимального переливчатого блеска и радужных бликов. Но, обработанный огранкой октагон камешек отличается глубиной и завораживает своей загадочностью.

Сердце

Огранка «Сердце» внешне и по технологии обработки походит на вышеупомянутую грушу. Однако, процесс изготовления сердца отличается сложностью и трудоемкостью. В связи с этим, украшения, в которых присутствует «сердечный» самоцвет, стоят дороже. Кроме того, форма требует соблюдения идеальных пропорций, при которых все стороны находятся в равном соотношении.

Багет

Имеет форму прямоугольника со ступенчатой обработкой. Багет – показатель качества камня, где максимально проявляются недостатки и достоинства самоцвета. Если минерал плохо обработан или его качество низкое, в багетной огранке вы заметите дефекты без помощи ювелира. Выбирая украшения с камнями такой огранки, внимательно и скрупулезно рассматривайте изделие.

Квадрат

Квадратный камешек имеет одинаковую ширину и длину. Здесь применяется ступенчатая обработка. Самоцветы квадратной формы отлично смотрятся, как в серьгах, кольцах и кулонах, так и в браслетах. Они образуют ровный гармоничный ряд и четкий узор. Форму квадрата охотно принимает топаз, рубин, изумруд и гранат.

Триллион

Эту технику изобрели в Амстердаме. Сегодня она является лучшим вариантом для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта необычная эффектная форма представляет собой треугольник с клинышками. Плюс такой обработки в том, что вне зависимости от качества, разновидности минерала и дизайна, число граней и внешний вид остаются прежними. Форма «триллион» идеальна для таких самоцветов, как топаз, агат, аметист, цитрин и других.

Фландерс

Этот стиль представляет собой вариацию «принцессы» с количеством граней 61. Свое название он получил благодаря одноименному региону в Бельгии, где появился впервые. Техника широко используется для огранки драгоценных камней, а также полудрагоценных самоцветов.

 Ашер

Огранка ювелирных камней «ашер» напоминает изумрудную. Она пользовалась большой популярностью в 30-е годы прошлого века. В настоящее время этот стиль является классикой ювелирного мастерства, поэтому не утратил своей актуальности. В зависимости от габаритов исходного сырья, ашер оформляется в 72, 49 или 25 граней.

Кабошон

Классическая давняя техника обработки, которая впервые появилась в средневековой Франции. В переводе с французского языка термин означает «шляпка гвоздя». Используется для прозрачных или полупрозрачных самоцветов, а также камешков под «кошачий глаз». Гранение кабошоном смотрится эстетично только при условии, что камень безупречно отполирован.

Бриолет

Форма используется для драгоценных самоцветов, в частности, бриллиантов. Один такой экземпляр несколько лет назад поставил рекорд веса и стоимости. Это гигантский бриллиант весом более 75 каратов, который был продан на аукционе Кристис. Камень имеет форму слезы. Его структура абсолютно прозрачная и чистая. Стоимость лота оценивалась в пределах от 8 до 12 миллионов американских долларов.

Шахматная доска

Камень, ограненный таким способом, имеет поверхность с одинаковыми квадратными поверхностями. Все они располагаются симметрично и напоминают шахматную доску. Огранка популярна для многих типов камней, включая драгоценные, полудрагоценные и синтетические.

Nirav Modi

Фантазийные обработки Nirav Modi (Нирав Моди) – это бренд, который запатентовала одноименная индийская компания. Благодаря ей на ювелирном рынке появились четыре новые техники: бесконечная огранка Endless, жасмин, Mughal и Ainra. В изделиях с камнями Nirav Modi были замечены такие знаменитости, как Кейт Уинслет, Наоми Уоттс, Коко Роша. Технологии производства и обработки держатся в секрете.

Фантазийная форма «жасмин» является креативной вариацией обработки бриллианта в технике «роза». Стиль отличает вдвое большее количество граней. Его применяют для раскрытия возможностей камня через игру света. Готовый кристалл горит на солнце и переливается, создавая эффект живого огня внутри.

Особенность стиля Endless заключается в использовании невидимой закрепки Enigma, которая создает визуально нескончаемый тоннель из бриллиантов в узоре. Именно поэтому технике дали название «бесконечная огранка». Бриллианты располагаются так, словно не имеют закрепки. Это создает видимость того, будто украшение целиком состоит из монолитного бриллианта.

До изобретения техники Mughal, для создания композиции в виде полумесяца ювелиры собирали ее из нескольких камней различной каратности. Данная технология образовывает форму полукруга из одного камешка. При создании украшений полукруглые элементы композиции размещают вокруг основного, формируя бриллиантовый цветок.

Техника Ainra считается самой необычной из всех четырех. Компания разработала ее для создания изделий, где использование металла в качестве крепежной основы практически не требуется. Камни обрабатываются таким способом, чтобы создавать звенья непосредственно из них. Затем крепежные элементы соединяют и преобразуют в готовую цепочку. Изделия получаются воздушными, легкими, а каждый миллиметр украшения горит на солнце.

Ашока

Еще один запатентованный товар с мировым именем. Его владелец — британская ювелирная компания Boodes. Ашока применяется для бриллиантов. Ограненные таким способом алмазы считаются эксклюзивными и статусными украшениями. Камень выглядит, как прямоугольник, углы которого закруглены. Такая огранка подходит не для всех алмазов. В работу берут только прозрачные минералы с однородной структурой.

Другие огранки

Выбор огранки зависит от типа камня, его разновидности, структуры, цвета и дизайна украшения. Форма «октагон» чаще используется, если структура самоцвета хрупкая. Октагон является наиболее безопасным вариантом для таких драгоценностей.

Камешки формы «пятигранник» инкрустируют в массивные аксессуары, стиль которых отвечает последним веяниям моды.

«Шестигранник» универсален, поскольку приближен к классике. Часто камешек с шестью гранями ставят в основу композиции изделия. Эффектно в этой форме смотрится топаз.

У кабошона граней нет и такая огранка подходит для всех непрозрачных минералов.

Типы огранки и знаки Зодиака

Астрологи считают, что выбор талисмана зависит не только от типа камня, но и от его формы.

Для представителей земной стихии кроме Дев подходят овальные минералы, обработанные в технике «кабошон».

Огненным знакам рекомендуются фацетная ступенчатая огранка, а также овальный и круглый кабошон.

Стихия воздуха предполагает классическую бриллиантовую огранку и кабошон любой формы.

Водяным знакам рекомендуются круглый кабошон и фантазийная обработка.

Если эта статья вызвала у вас интерес, ставьте «класс», оставляйте свои комментарии и делитесь прочитанным с друзьями.

pulskamnya.ru

Методика и выбор формы огранки камней

Огранка камней — это один из этапов процесса обработки. Ювелиры получают неограненный минерал, которому нужно придать красивую форму и сделать так, чтоб камень заиграл красками. Этот процесс сложный и требует терпения, а также опыта. Поэтому не всем ювелирам доверяют огранку, особенно дорогих минералов.

Методика и выбор обработки

Иногда вместо термина «грань» используется слово «фасет». Площадки, или фасеты, наносятся на камень для того, чтоб луч света, падая на экземпляр, преломлялся и создавал эффект сияния. Существует несколько видов огранки, но все они, кроме круглой, называются фантазийными. Схема огранки любого вида есть у ювелира в качестве ориентира для дальнейших действий.

Виды огранки камней

Огранка выбирается по таким критериям, как:

  • Характеристики и вид минерала. Особенно влияет такое качество, как хрупкость, поскольку при неосторожной огранке камень может рассыпаться в руках ювелира.
  • Количество недостатков и их расположение в минерале. Эти дефекты можно скрыть с помощью правильной огранки и падения лучей на камень.
  • Раскрытие потенциала минерала и лучших его качеств, при этом экономия сырья.
  • Сложность процесса по отношению к конкретному минералу. В зависимости от сложности может вырасти и стоимость изделия.
  • Размеры камня и мастерство огранщика также влияют на выбор техники.

Основные формы огранки ювелирных камней

С помощью огранки можно скрыть включения в структуру, убрать трещинки, исправить неравномерность оттенка. Среди разновидностей процесса выделяют такие формы:

  • Традиционная круглая огранка, или «Роза». Число граней равняется 57 (бриллиантовый подвид), 33 или 17. Это универсальная форма, которая может выполняться на любом минерале, но чаще применяется по отношению к бриллиантам. Это самый старый и проверенный способ обработки, который появился в начале 1900 годов. Методика демонстрирует блеск и игру минерала в камне, а также способствует его «долгожительству». Именно эта форма предупреждает появление сколов или других внешних повреждений на камне. Она не позволяет сэкономить сырье, поскольку теряется до 50% материала во время обработки, но бриллиант можно переогранять. Если камень маленький, весом до 1 карата, то огранка делается на 33 грани, а если вес составляет меньше 0,3 карат, то применяется 17 граней.
  • Овальная огранка также имеет 57 граней. Чаще всего используется в женских украшениях: серьгах, кольцах, браслетах или подвесках. Методика появилась в шестидесятых годах ХХ века. Вытянутая форма камня дает возможность рассмотреть переливы оттенков. Если она используется в кольце, такое изделие визуально удлиняет пальцы.
  • Техника «Маркиз» делает 55 граней минералу. Такая огранка драгоценных камней используется для колец, сережек или подвесок. Форма камня овальная с заостренными концами. Камень получается хрупким, визуально напоминает улыбку. Он способен удлинять пальцы, если самоцвет оправлен в кольцо. Камни такой обработки носили аристократы, впервые технику изобрели во Франции в честь маркизы де Помпадур.
  • Техника «Бриолет», она же «Капля» или «Груша». Количество фасетов в ней 55-56, минералы оправляются в ожерелья, кулоны или серьги. Разновидность объединила способы «Маркиз» и овальный. Один конец сужен и защищен оправой, поскольку острая сторона хрупкая. Капли могут быть разных размеров и красиво выглядят в висячих украшениях.
  • Огранка «Принцесса» с количеством граней 49, 65 или 68. Относительно дешевая разновидность обработки, поскольку минерал теряет в процессе мало веса. Камень получается прямоугольной или квадратной формы. Методика используется для обработки камня и оправления в обручальные кольца. Но острые углы требуют защиты драгметаллом из-за хрупкости материала.
  • Восьмигранник, или «Изумруд», в котором может быть разное количество фасетов. Используется для всех типов мужских или женских украшений. Грани большие и не слишком хрупкие. Но при этом камень должен обладать внушительными размерами и хорошим показателем чистоты. Скрыть дефекты такой обработкой не получится. Можно продемонстрировать насыщенность оттенка, игра света будет меньшей, но более ощутимой по яркости вспышек. Стоимость минералов после этой обработки дорогая из-за характеристик камня.
  • Технология «Ашер». Часто встречаются минералы на 25, 49 или 72 грани, но возможно любое количество. Это подвид огранки «Изумруд», правда, с большим количеством этажей, то есть ярусов фасетов. Изобрели методику в Бельгии в 1902 году и назвали в честь братьев-ювелиров Ашер. Число граней зависит от размера камня, но характеристики самоцвета должны быть практически идеальными. Огранка подходит для украшений в стиле арт-деко.
  • Способ «Радиант» с количеством фасетов 65 или 70. Камень по виду напоминает восьмиугольник или квадрат со срезанными углами. Это такая комбинация «Принцессы» и «Изумруда». Также методика требует чистоты, прозрачности и игры света. Восьмиугольник будет красиво выглядеть при условии больших размеров минерала. Из-за величины камни часто выбирают мужчины, чтоб подчеркнуть свою статусность, но техника немного укорачивает пальцы, если применяется в кольце. Хорошо таким образом огранять полихромные минералы, а также аметрины.
  • Форма огранки «Сердце» с количеством фасетов 57-58. Используется для сережек, кулонов или подвесок. Камень такого вида можно подарить возлюбленной. Главное, при огранке соблюдать пропорции, чтоб сердце не стало слишком хрупким и уязвимым.
  • Методика «Триллиант» или «Триллион». Количество граней может быть разным. Происхождение огранки — голландское. Она возникла относительно недавно, в восьмидесятые годы ХХ века. Это фантазийная огранка, которая пока редко применяется на практике.
  • «Кушон», способ еще называется античным, или антиком. Минерал ограняют таким образом, когда требуется сохранить сырье и обработать материал наиболее экономно. Вес минерала практически не теряется, но внешний вид иногда страдает. Углы у минерала получаются закругленными, а грани широкими. Применяется даже по отношению к бриллиантам.
  • «Кабошон», имеет несколько подвидов, но общая черта камней — круглая, выпуклая форма. Это самая старая огранка, которая сейчас снова входит в моду. Граней в таком минерале нет. Название произошло с французского языка, ведь именно во Франции форма стала популярной настолько, что ею ограняли даже алмазы. Отлично подходит для минералов с эффектом астеризма или кошачьего глаза. Поделочные или полудрагоценные камни чаще всего ограняют таким способом. Стоит обратить внимание на шлифовку и полировку минерала.
  • Пятигранник или шестигранник — фантазийные огранки, по форме напоминающие геометрические фигуры. Гарнитуры и украшения такого плана приобретаются не на один сезон. Способ обработки только набирает популярность. Крупные вставки в изделии обрабатывают таким способом.

Чтоб оценить качество обработки, используются специальные шкалы. Оценка огранки и информация указывается в сертификате экземпляра. Если говорить о шкале Геммологического Института Америки, то там присутствуют такие градации:

  • excellent (отличная огранка);
  • very Good;
  • good;
  • fair (средняя);
  • poor (неудовлетворительная), но камни можно переогранить.

В России и на территории стран СНГ используется буквенное значение от «А» до «Г». «А» отвечает первоклассной обработке, а «Г» — плохой.

Виды огранки камней значительно меняют внешний вид изделий, расставляют цветовые акценты. Но разбираются во всех тонкостях процесса только ювелиры. Обычные покупатели оценивают симметрию и внешнюю красоту минерала — именно на это следует обращать внимание при выборе украшения.

Рекомендуем другие статьи

dedpodaril.com


Смотрите также