Каталог
  

Почему священники не носят обручальное кольцо


Почему священники не носят обручальные кольца? / Православие.Ru

    

Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня.

С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так…

Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его.

Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности.

Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.

Священные одежды, в которые облачают новорукоположенного иерея, говорят о том, что Господь наш Иисус Христос будет покрывать его Своею благодатью и действовать его руками. Подризник – символ чистоты, епитрахиль – благодатных даров Святого Духа для совершения Таинств и богослужений, пояс – силы, поручи – символ уз Христовых и того, что руками священника действует Бог; фелонь (риза) – символ багряницы, уз, страданий Спасителя и одновременно знак того, что священник облечен во Христа. Это высочайшее и страшное служение: быть посредником между Богом и народом. Оно потребует у священнослужителя максимальных самоотдачи, самоотвержения и сил.

Потому брак для священнослужителя возможен только до рукоположения в сан. После Таинства Священства он – человек, посвященный Богу. Конечно, с «белого» батюшки не снимается забота о семье. Он должен опекать свою малую церковь. Но это является для него второстепенной задачей. На первом месте он – служитель Божий.

Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест. Вот Кому он принадлежит всецело.

Конечно, может возникнуть вопрос: а как же жена и дети? Но самое поразительное состоит в том (сужу по личному опыту), что чем ревностнее ты служишь Богу, тем благоприятнее микроклимат создается и у тебя в семье. Божья благодать каким-то дивным образом передается-изливается щедро и в священническую семью, скрепляя ее узами любви.

Так что хранительницей кольца батюшки является его матушка. Часто матушки, например, носят кольца своих супругов на руках или как украшение на шее.

Кроме того, в неношении священником кольца есть еще и чисто технический момент. Во время Литургии крошки Тела Христового или изъятые на проскомидии частички просфор могут забиться под кольцо и позже, не дай Бог, упасть на пол. И случится святотатство.

Так что, дорогие братья и сестры, смею надеяться, что несколько приоткрыл вам завесу над священнической жизнью. Поверьте мне, она удивительна!

Но самое, пожалуй, главное впечатление, которое я, как священник, вынес из своего скромного опыта, состоит в том, что Господь, как было сказано святому пророку Моисею при неопалимой купине, действительно Сущий, Живой. Каждый раз, когда предстою у Престола во время Божественной литургии или служу другие Таинства, я в этом убеждаюсь.

www.pravoslavie.ru

Почему женатые православные священники не носят обручальных колец?

В Русской Церкви с давних времен живет традиция – женатым священникам не носить обручальных колец. Абсолютное большинство священников нашей Церкви этой традиции следуют, в том числе и Ваш покорный слуга. Несмотря на то, что у меня есть и жена, и дети. Вернее так – обручальное кольцо я ношу, но не на пальце, а на цепочке вместе с нательным крестом.

Традиция не носить обручальных колец священниками в нашей Церкви существует довольно давно. Скорее всего, она пришла к нам из Греции, так как и там я обручальных колец на пальцах женатых священников я не видел. В чем же причина такого явления?

Во-первых, отсутствие обручального кольца на пальце ни в коем случае нельзя расценивать как пренебрежение священника в браку в целом и своей супруге в частности. Православная Церковь очень бережно относится к браку как к таинству, освященному самим Христом. Женатый священник не освобождается от ответственности за свою семью и должен о ней заботиться.

Но священник – человек с особой миссией от Церкви. В каком-то смысле священник не принадлежит своей семье, даже себе он не принадлежит. Он, прежде всего, принадлежит своему церковному служению. В этом и состоит причина того, почему во время посвящения в сан с безымянного пальца священника снимается обручальное кольцо. Это напоминание ему, что теперь он должен беречь не только свою супругу и свою семью, но большую семью, данную ему Богом, – свой приход.

Есть и практическая причина отсутствия кольца. Когда священник совершает главное церковное богослужение, Литургию, он благословляет хлеб и вино и они становятся Телом и Кровью Христовыми. Освященный хлеб священник должен в определенный момент разделить на несколько частей. Одной он причащается сам, другими – причащает прихожан.

Священник должен обращаться с освященными хлебом и вином, Святыми Дарами очень аккуратно. Ни одна частица не должна пропасть, куда-либо задеваться. В том числе – и под обручальное кольцо. Во избежание этого священники и не носят обручальных колец.

Но не во всех Православных Церквах такая традиция практикуется. Если вы, например, приедете в православную Румынию, то увидите, что там священники носят обручальные кольца. Причем делают это совершенно осознанно. Румынские священники полагают, что они должны служить примером для своих прихожан. В семейной жизни в том числе. Нося обручальное кольцо на пальце, они показывают, что живут в браке и берегут верность своей супруге.

Строго говоря, четких церковных постановлений относительно ношения обручального кольца священником в Православной Церкви нет. Поэтому к этому вопросу допускаются разные подходы. Что мы и можем видеть в разных Православных Церквах.

(9 оценок, в среднем: 4,89 из 5) Загрузка...

radiovera.ru

Почему священники не носят обручальные кольца?

Исчерпывающий ответ дает иерей Андрей Чиженко.

Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня.

С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так…

Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои  образ и подобие и опять усыновляет его.

Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности.

Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…»  Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.

Священные одежды, в которые облачают новорукоположенного иерея, говорят о том, что Господь наш Иисус Христос будет покрывать его Своею благодатью и действовать его руками. Подризник – символ чистоты, епитрахиль – благодатных даров Святого Духа для совершения Таинств и богослужений, пояс – силы, поручи – символ уз Христовых и того, что руками священника действует Бог; фелонь (риза) – символ багряницы, уз, страданий Спасителя и одновременно знак того, что священник облечен во Христа. Это высочайшее и страшное служение: быть посредником между Богом и народом. Оно потребует у священнослужителя максимальных самоотдачи, самоотвержения и сил.

Потому брак для священнослужителя возможен только до рукоположения в сан. После Таинства Священства он – человек, посвященный Богу. Конечно, с «белого» батюшки не снимается забота о семье. Он должен опекать свою малую церковь. Но это является для него второстепенной задачей. На первом месте он – служитель Божий.

Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест. Вот Кому он принадлежит всецело.

Конечно, может возникнуть вопрос: а как же жена и дети? Но самое поразительное состоит в том (сужу по личному опыту), что чем ревностнее ты служишь Богу, тем благоприятнее микроклимат создается и у тебя в семье. Божья благодать каким-то дивным образом передается-изливается щедро и в священническую семью, скрепляя ее узами любви.

Так что хранительницей кольца батюшки является его матушка. Часто матушки, например, носят кольца своих супругов на руках или как украшение на шее.

Кроме того, в неношении священником кольца есть еще и чисто технический момент. Во время Литургии крошки Тела Христового или изъятые на проскомидии частички просфор могут забиться под кольцо и позже, не дай Бог, упасть на пол. И случится святотатство.

Так что, дорогие братья и сестры, смею надеяться, что несколько приоткрыл вам завесу над священнической жизнью. Поверьте мне, она удивительна!

Но самое, пожалуй, главное впечатление, которое я,  как священник, вынес из своего скромного опыта, состоит в том, что Господь, как было сказано святому пророку Моисею при неопалимой купине, действительно Сущий, Живой. Каждый раз, когда предстою у Престола во время Божественной литургии или служу другие Таинства, я в этом убеждаюсь.

Иерей Андрей Чиженко

pravlife.org

Почему женатые священники не носят обручальные кольца

Немногие знают о том, что большинство священников, даже будучи людьми семейными, обручальных колец не носят. Почему так ? Запрет ли это, согласно церковным канонам, или обычная традиция?

Обряд рукоположения

В православной церкви служат 3 вида священников: монахи, которые вообще не могут жениться, так называемые целибаты (это те, кто не принимает ни монашество, ни семейную жизнь) и белое духовенство. Вот последние как раз таки и вступают в брак. Интересно, что сан представители белого духовенства получают только после женитьбы. Во время церемонии бракосочетания (венчания) они, как и обычные люди, надевают на пальцы обручальные кольца. Только будучи законными супругами, они проходят обряд рукоположения или хиротонию (посвящение в духовный сан).

Во время обряда рукополагаемые троекратно обходят вокруг престола. Данными действиями они выражают желание и дают обет до конца дней своих служить исключительно Господу. Кстати, в процессе обряда венчания священник также проводит супругов 3 раза вокруг аналоя (высокого столика для богослужений). Перед рукоположением служитель церкви снимает обручальное кольцо навсегда.

Служение Богу

На самом деле религиозными канонами священникам не запрещено носить обручальные кольца. Скорее, это всего лишь традиция. Однако даже у традиции есть множество доводов. Главный из них – это тот факт, что после совершения таинства рукоположения священник целиком и полностью отдает себя служению Богу. Юрий Пущаев, автор рубрики «Толковый словарь» православного журнала «Фома», пишет: «Человек становится венчан не только со своей женой, но и с Церковью». Причем, последняя для священника встает на первое место.

Обручальное кольцо – это знак принадлежности другому человеку, а священнослужитель принадлежит исключительно Господу. С момента получения сана семья начинает занимать в жизни представителя церкви по меньшей мере второе место. «Его знаком принадлежности становится наперсный крест», - утверждает иерей Андрей Чиженко (портал «Православная жизнь»).

Данная традиция имеет не только символическую, но и практическую основу. Так, на сайте радио «Вера» сообщается, что во время Литургии священники благословляют вино и хлеб (кровь и тело Христовы). Последний они делят на части и причащают им верующих. Так как просфоры (то есть хлеб) являются освященными, с ними необходимо обращаться очень бережно для того, чтобы не растерять ни крошки. В связи с тем, что хлебные частички могут легко забиться под кольцо, а после случайно упасть на пол, то, конечно, гораздо удобнее вообще не иметь никаких украшений на пальцах.

Стоит также отметить, что не во всех православных церквях священники не носят обручальные кольца. Например, в Румынии подобной практики не существует, и женатые священнослужители кольца там не снимают никогда.

cyrillitsa.ru


Смотрите также