Каталог
  

Поделочные и драгоценные камни примеры


Драгоценные и поделочные кам­ни - «Энциклопедия»

ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ (самоцветы, цветные и декоративные камни), благородные разновидности минералов, моно- и полиминеральных, а также органоминеральных агрегатов, физические, химические и декоративные свойства которых позволяют их использовать преимущественно в ювелирном и камнерезном производстве. Изучением драгоценных и поделочных камней занимается геммология.

Универсальной классификации драгоценных и поделочных камней нет. В России при поисках и оценке камнесамоцветного сырья драгоценные и поделочные камни подразделяют по назначению на ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные камни и по относительной стоимости - на порядки. Ювелирные камни (собственно драгоценные) 1-го порядка - алмаз, рубин, изумруд, синий сапфир, александрит, морской натуральный жемчуг; 2-го порядка - розовый сапфир, демантоид, шпинель (цейлонит, плеонаст), фенакит, благородный чёрный опал, жадеит (прозрачный, сорт империал), танзанит, цаворит, эвклаз, бериллонит; 3-го порядка - жёлтый, зелёный и фиолетовый сапфир, циркон, гиацинт, старлит, клиногумит, титанит, аквамарин, оранжевый топаз (империал), розовый турмалин (рубеллит, лиддикоатит), разновидности опала (благородный белый и огненный, арлекин, джиразоль, празопал, гиалит), сингалит, бразилианит; 4-го порядка - разновидности турмалина (полихромный, верделит, индиголит, ахроит), дравит, разновидности берилла (благородный, гелиодор, морганит, воробьевит, гошенит), топаз (розовый, дымчатый, голубой, жёлтый), сподумен (кунцит, гидденит), хризолит, хромдиопсид, энстатит, кордиерит (иолит, дихроит), гранаты (топазолит, малайя, родолит, альмандин, пироп, гессонит), скаполит (вернерит), разновидности кварца (аметист, цитрин, морион, дымчатый кварц, горный хрусталь), датолит, корнерупин, эпидот, андалузит (хиастолит), аксинит, данбурит, бирюза, варисцит, улексит, благородный коралл. К ювелирным камням относятся минералы (преимущественно кристаллы) - бесцветные или обладающие красивой окраской, ярким блеском, прозрачностью, высокой твёрдостью (от 5 до 10 по минералогической Мооса шкале), устойчивостью к изнашиваемости, высоким светорассеянием, чистотой тона окраски, однородностью цвета. Все они используются главным образом для огранки, реже обрабатываются в виде кабошонов. Блеск определяется присущим этим минералам оптическим свойством - высоким показателем преломления. Из оптических свойств ценятся также эффекты опалесценции (опал) и иризации (переливчатость цвета в результате интерференции, например у лабрадора), астеризм (световой отблеск в виде 6-лучевой звезды, например у астросапфира) - выявляются особенно в кабошонах; изменение цвета при различном освещении (александрит), полихроизм (различие в окраске при прохождении света по разным направлениям в кристалле). Высокая твёрдость определяет устойчивость к изнашиванию, способность сохранять полировку, острые углы и рёбра огранки. Ценность определяется их редкостью, величиной, а также индивидуальными качествами камней. Оценка с учётом индивидуальных особенностей камня производится по каратам; для жемчуга за единицу расценки принят 1 гран = 0,25 карат. Стоимость необработанных ювелирных камней 1-го порядка - от тысяч до десятков тысяч и более долларов за 1 карат; 2-го порядка - от сотен до тысяч долларов за 1 карат, 3-го порядка - от десятков до сотен долларов за 1 карат, 4-го порядка - от единиц до десятков долларов за 1 карат. Ювелирные камни используют в дорогостоящих изделиях в оправе из благородных металлов. В некоторых странах добыча, обработка и продажа особенно дорогих ювелирных  камней (в России  -  камни 1-го порядка), если они не являются составными частями ювелирных изделий, регулируются законодательно.

Реклама

Ювелирно-поделочные камни 1-го порядка - лазурит, жадеит, нефрит, малахит, янтарь, хризопраз, чароит, везувиановый жад (калифорнит), гидрогроссуляровый   жад,  ксонотлит,   дианит; 2-гопорядка - гематит (кровавик), обыкновенный опал, полевые шпаты (лабрадор, лунный камень, беломорит, солнечный камень, амазонит), тулит, розовый кварц, тигровый глаз, соколиный глаз, бычий глаз, виолан, дюмортьерит, переливчатый обсидиан, родонит (орлец), азурит, перламутр, хризоколла и др. К ювелирно-поделочным камням относятся преимущественно просвечивающие (полупрозрачные) и непрозрачные стекловатые, аморфные, скрытокристаллические, зернистые моно- или полиминеральные агрегаты (горные породы). Камням данной группы предают чаще округлые формы (кабошоны, бусины и др.). При этом выявляются оптические эффекты, связанные с отражением света от  микровключений  в  минералах  (в том числе эффект кошачьего и тигрового глаза). Цены  на   ювелирно-поделочные   камни 1-го порядка варьируют от десятков до сотен долларов за 1 г, 2-го порядка - от единиц до десятков долларов за 1 г. Декоративные достоинства камней определяются текстурным разнообразием, однородностью или сочетанием различных оттенков цвета, определяющих способ их обработки и сферу применения. Ювелирно-поделочные камни используются в относительно недорогих ювелирно-галантерейных изделиях, а также для производства камнерезных художественных поделок - ваз, чаш, пепельниц, шкатулок, столешниц,  скульптурных фигурок и  т. д.

Поделочные камни - яшма, письменный гранит, окаменелое дерево, разновидности скрытокристаллического кварца (агат, сердолик, халцедон, кахолонг), мраморный оникс, обсидиан, лиственит, гагат, селенит, флюорит, змеевик (серпентинит), льдистый кварц, авантюриновый кварцит, офикальцит, агальматолит, родусит, роддингит, переливт, мрамор, алебастр, волластонит-геденбергитовый скарн и др. Они представлены моно- и полиминеральными агрегатами с красивым цветом или рисунком, непрозрачными или просвечивающими в тонких сколах, хорошо полируются благодаря достаточно однородной структуре (мелкозернистой, тонковолокнистой или скрытокристаллической). Стоимость поделочных камней варьирует от единиц до десятков   долларов  за   1 кг.  Поделочные камни используют преимущественно в камнерезных изделиях, в которых ценятся не столько декоративные свойства камня, сколько совершенство форм изделия и сложность техники исполнения. Благодаря высокой твёрдости и вязкости некоторые поделочные камни (яшма и агат) используются в технических целях, например для изготовления ступок и др., а также для облицовки зданий (например, мрамор, обсидиан).

Среди месторождений драгоценных и поделочных камней известны представители всех генетических групп: экзогенные, эндогенные и метаморфогенные. Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней на мировой рынок являются: Россия (янтарь, топаз, алмаз, лазурит, нефрит, чароит); в Европе - Чехия (пироп); в Азии - Афганистан (лазурит, рубин, изумруд, турмалин, кунцит), Мьянма (рубин, жадеит), Индия (сапфир, изумруд, альмандин, агат), Иран (бирюза), Китай (бирюза, нефрит), Пакистан (рубин), Таиланд (сапфир, циркон, рубин), Вьетнам (сапфир), Шри-Ланка (сапфир, рубин, александрит, циркон, шпинель, гроссуляр, лунный камень); в Африке - Ангола (алмаз), Ботсвана (алмаз), Гана (алмаз), Демократическая Республика Конго (алмаз, малахит), Замбия (изумруд, аметист), Зимбабве (изумруд, аметист), Кения (рубин, гроссуляр), Мадагаскар (сапфир, аквамарин, турмалин, циркон, кунцит), Мозамбик (турмалин, берилл, кунцит), Намибия (алмаз), Сьерра-Леоне (алмаз), Танзания (рубин, цоизит), ЮАР (алмаз, пироп, тигровый глаз); в Северной Америке - Канада (нефрит), Мексика (опал, агат), США (бирюза, турмалин, хризолит); в Южной Америке - Бразилия (аквамарин, топаз, аметист, агат, изумруд), Венесуэла (алмаз), Колумбия (изумруд), Уругвай (агат, аквамарин). Австралия поставляет сапфир, благородный опал, хризопраз, нефрит, родонит.

Центры обработки драгоценных и поделочных камней за рубежом известны в Бельгии (Антверпен), Нидерландах (Амстердам), Франции (Париж), Израиле (Тель-Авив), США (Нью-Йорк), Германии (Идар-Оберштайн), Индии (Джайпур), Китае (Сянган), Таиланде, Шри-Ланке и Бразилии. В России ограночные и камнерезные предприятия находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Смоленске, Якутске, Барнауле и др.

Ценность драгоценных и поделочных камней в естественном виде определяется возможностью использования их в ювелирных и камнерезных изделиях (смотри Ювелирное искусство), в качестве коллекционного материала, а также в специальных технических целях. Цена за огранённые камни резко возрастает. Качество огранённых драгоценных и поделочных камней определяется размером, оттенком, тоном (светлотой) и насыщенностью цвета, чистотой (прозрачностью, количеством, размером, цветом и распределением включений), степенью совершенства формы и огранки. При экспертной оценке камней коллекционного назначения учитываются, наряду с редкостью, декоративные достоинства, целостность, историческое значение. Среди наиболее известных драгоценных камней с многовековой историей: алмазы «Куллинан», «Великий Могол», «Шах», «Хоуп» и др., шпинель («Рубин Чёрный принц», «Рубин Тимура»), сапфиры («Сапфир Святого Эдуарда», «Сапфир Стюарта»), а также «Рубин Эдуарде», «Девонширский изумруд». Качество ряда природных драгоценных и поделочных камней может быть улучшено искусственно (облагораживание драгоценных и поделочных камней); например, путём тепловой обработки и облучения (рентгеновскими лучами, ионизирующими частицами и др.) усиливается или изменяется окраска берилла, топаза, циркона, аметиста, лазурита и др. Блёклые агаты, бирюза и другие микропористые минеральные агрегаты окрашиваются пропитыванием различными пигментами. Мелкая крошка янтаря и бирюзы поддаётся укрупнению прессованием или цементацией.

Разработана также технология синтеза драгоценных камней: в промышленных масштабах выпускаются прозрачные корунды (в том числе имитирующие александриты), алюмомагниевая шпинель, изумруд, аметист, а также имитирующие алмаз кристаллы иттрий-алюминиевого и гадолиний-галлиевого гранатов (ИАГ, ГГГ, гранатит), титаната стронция (фабулит), кубических оксида циркония (фианит) и др. Цены мирового рынка на синтетические и облагороженные камни на порядки ниже, чем на природные.

Лит.: Ферсман А. Е. Избр. труды. М., 1962. Т. 7: Драгоценные и цветные камни СССР; Петров В. С. Драгоценные и цветные камни. М., 1963; Смит Г. Драгоценные камни. М., 1980; Балицкий В.С., Лисицына Е. Е. Синтетические аналоги и имитации природных драгоценных камней. М., 1981; Киевленко Е .Я., Сенкевич Н. Н., Гаврилов А. П. Геология   месторождений   драгоценных  камней. 2-е изд. М., 1982; Киевленко Е. Я., Сенкевич Н. Н. Геология месторождений поделочных камней. 2-е изд. М., 1983; Корнилов Н. И., Солодова Ю. П. Ювелирные камни. 2-е изд. М., 1986; Декоративные разновидности цветного камня СССР / Под редакцией Е. Я. Киевленко. М., 1989; Путолова Л. С. Самоцветы и цветные камни. М., 1991; Здорик Т. Б., Фельдман Л. Г. Минералы и горные породы: В 2 т. М., 1998; Киевленко Е. Я. Геология самоцветов. М., 2001.

О. В. Кононов.

knowledge.su

Драгоценные и поделочные камни

Рубин.

К концу XIX века перечень минералов достигал 750 наименований. Сегодня в перечне уже около 3000 наименований различных минералов. Наука развивается и человечеству становятся известны всё новые и новые виды.

Но круг минералов, которые можно отнести к разряду драгоценных и поделочных камней ограничивается всего лишь примерно первой сотней, а непрофессионалам известно обычно не более 25 самых известных камней. Если сомневаетесь - попробуйте взять листок бумаги и написать те камни, которые вы знаете. Сколько получится?..

Для изготовления различных изделий используют самоцветы, цветные камни, и камни органического происхождения.

Самоцветами называют прозрачные бесцветные и цветные драгоценные, полудрагоценные и поделочные минералы и горные породы, обладающие какими-либо ценными свойствами: высокой твердостью, большой химической стойкостью, прозрачностью, красивым цветом или рисунком, блеском, большим светорассеянием, способностью принимать огранку, шлифовку и полировку. К ним относятся минералы, представляющие в первую очередь драгоценные камни – среди них алмаз, сапфир, изумруд, рубин, а также  полудрагоценные – топаз, александрит, горный хрусталь, опал (белый и черный) и другие камни. Эти камни хорошо гранятся, с красивой игрой цвета, применяются в основном для вставок в ювелирные изделия – кольца, броши и другие, изготовленные из дорогих драгоценных металлов.

Существует также группа минеральных видов, которые чаще других используются в качестве драгоценных камней, или такие, которые пользуются постоянным спросом на рынке драгоценных камней и ювелирных изделий и очень любимы людьми с древнейших времён. К ним относят бирюзу, гранаты, жадеит, кварц (аметист, цитрин, халцедон и др.), нефрит, оливин (перидот), полевые шпаты (лунный камень, амазонит и т. д.), топаз, турмалин, циркон, шпинель, аметист, лазурит, бирюза, малахит и другие камни-самоцветы.

Цветные камни бывают слабо просвечивающимися или непрозрачными. Они очень красиво окрашены минералами, входящими в состав камня: малахит окрашен в зеленый цвет, т.к. в его состав входит 57 процентов окиси меди.

По твёрдости поделочные камни подразделяют на три группы:
  1. твердые – халцедон, агат, орлец (родонит), яшма, нефрит, лазурит, чароит и др.; с
  2. редние малахит, серпентин (змеевик), мрамор и др.;
  3. мягкие – гипсовый камень, ангидрит, алебастр, селенит, тальк, талькохлорит, кальцит и др.
Цвет камней самоцветов

В природе чаще всего встречаются минералы зеленого и желтого цветов с переходами между ними:, желтовато-зеленые, зеленовато-желтые и т. д. Их более половины – почти 40 процентов зеленоватых и 20 процентов желтых. Здесь мы видим желтоватые топазы, желтый цитрин, золото, зеленовато-желтая самородная сера, янтарь, золотисто-бурые цирконы, ярко-зеленый малахит, прозрачные желтоватые или зеленоватые бериллы, густо-зеленый нефрит. И самый зеленый и любимый, и дорогой камень в этой группе – изумруд.

На втором месте по распространенности в природе – бесцветные, прозрачные минералы это горный хрусталь, ювелирные топазы, алмазы и другиекамни.

Около 10% самоцветов – красных, оранжевых, и бурых расцветок. Сюда относят темно-красную киноварь, эвдиалит, бурый железняк, розовые кварц, уральский родонит, темно-вишневый гранат, оранжево-красный сердолик, ярко-красный рубин.

Синие, черные, голубые и фиолетовые оттенки цветных камней встречаются намного реже перечисленных. К ним относят черные морионы, ярко-синие лазуриты, аметисты.

Распространенность цветов и окраска камней связаны со свойствами и составом минералов горных пород.

Одна группа камней своим цветом обязана окраске основного химического элемента. Это цвет постоянно присущ данному минералу. Галенит – руда свинцовая, и у него серый, холодный – настоящий свинцовый цвет. Гематит (кровавик) состоит из ионов трехвалентного железа, наша кровь окрашена в красный цвет благодаря именно ионами трехвалентного железа, которое входит в состав гемоглобина. Соответствующим элементам обязана своим цветом самородное золото, серебро, сера.

Бусы из лазурита

Другая группа самоцветов окрашена едва уловимыми, совсем незначительными, примесями титана, ванадия, марганца, кобальта, никеля, меди и т. д. Сотые и тысячные доли этих элементов способны окрасить весь минерал или «нарисовать» внутри него иголочки, точки, создать тона и полутона.

Малахит обязан окраской окисям меди. Окиси железа диктуют красные и оранжевые цвета камней. Соединения, содержащие закись железа, дают зеленые и зеленовато-желтые цвета (это нефриты, эпидоты). Соединения с марганцем – дают камни розового цвета.

Парадоксальные цвета дает хром. В зависимости от его количества получаются ярко-красные гранаты (пиропы), рубины, или эталоны зеленого цвета – изумруды.

Агат

Сказочные расцветки определяются различными включениями и строением самого минерала. Сочетание кварца разной окраски с примесями глинистого вещества создает неповторимые узоры агатов - потрясающе красивые камни, любимые как в древности, так и сегодня, недаром некоторые коллекции посвящаются только агатам. 

Авантюрин

Природный авантюрин (синий и зелёный) из своей коллекции: образец минерала и галтовка. На заднем плане - авантюриновое стекло (коричневые сердечки и тёмно-синие бусины).

Золотистые чешуйки слюды, жильберита или фуксита наполняют мерцанием  авантюрин. Его назвали так за обманное сходство с золотоносным песчаником. Цвет мерцания может быть темно-зеленым, а если включения помимо слюды содержат также гётит, то красный или коричневый. Из авантюрина делают талисманы, которые помогают сохранить радостное настроение, бодрость и ясность ума. Ношение авантюрина любого цвета помогает при заболеваниях кожи, сыпях, экземе, нейродермите, облысении.

Считается, что зеленый авантюрин делает ясным разум, уравновешивает эмоции, очищает ауру. Камень помогает подавать тревогу и страх, создает положительное отношение к жизни. Кроме того, он улучшает состав крови и способствует развитию мышечной ткани. Человек, носящий авантюрин, обретает веру в себя, становится независимым. Но сегодня при покупке авантюрина нужно уточнять, природный ли он - подавляющее большинство украшений с ним - это авантюриновое стекло. Как талисман можно купить галтовку, или камень покрупнее на минералогических сайтах.

АВАНТЮРИНОВЫЙ КВАРЦ – то же, что авантюрин.АВЕНТУРИН, -а, м. (устаревшее) – то же, что авантюрин.

Кварц

Браслет из розового кварца

Кварц-волосатик называют также волосы Венеры. Тонкие черные иглы и золотистые нити рутила пронизывают, словно солнечные лучи, прозрачные кристаллы кварца. - удивительно красиво! Из волосатика изготовляют броши, печатки, заколки и другие украшения.

Желтый кварц может соперничать по красоте с топазом.

Вообще, у минералов с кварцевыми включениями - изумительная окраска. У кварца выделяют ледующие разновидности самоцветов: горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц, марион, цитрин, розовый кварц, авантюрин, кошачий глаз, раух-топаз (дымчатый кварц) и другие камни.

Чистый кварц - без окраски, совершенно прозрачный. Впервые его обнаружили в Альпах и предположили, что это форма замерзшей воды, а потому его назвали хрусталем (по-гречески – лед). Эта разновидность и в наши дни называется горным хрусталем.

Название кварц впервые было применено горняками из Рудницких гор.

Цвет кристаллов кварца зависит от примесей, образующих разновидности минерала:

  • морион - темный кварц, почти черный и малопрозрачный.
  • цитрин – золотистый или буровато-желтый прозрачный горный хрусталь, желтая разновидность кварца. Название происходит от французского слова, означающего «лимон» и дано этому камню потому, что цветом он напоминает этот плод.
  • розовый кварц встречается редко.
Игра окраски и цвета камня

Бусы из лунного камня

Изменение окраски, игру цвета можно наблюдать у таких минералов, как лунные камни, лабрадоры и некоторых других. При повороте камня мы видим цветные сполохи, т.к. эти минералы построены из тончайших, видимых при огромных увеличениях под микроскопом прозрачных пластинок. По оптическим законам, луч света, попав на кристаллы, проходит сквозь них, делясь при этом на разноцветные лучики, множится и создает эффект вспышек и сполохов, как северное сияние.

Некоторые камни (александрит), меняют свой цвет в зависимости от дневного или вечернего освещения.

Породы и минералы

Некоторые поделочные камни состоят из нескольких минералов и поэтому являются скорее горными породами в геологическом смысле, чем отдельными минеральными видами. Примером являются мраморы, которые обычно состоят из одного минерала (кальцита), но встречаются в таких количествах, что рассматриваются скорее чем породы, а не как большие массы одного минерала.

Пример использования горной породы в качестве украшения: подвеска из мрамора

Породами считаются также серпентин, лазурит, различные типы гранита и другие, используемые в качестве поделочных камней. Они могут быть красивыми, чтобы использоваться в ювелирных украшениях, или нет, но зато из них часто делают декоративные предметы интерьера и нередко – больших размеров, например колонны, или облицовка стен метро в Москве.

К разряду драгоценных и поделочных камней, имеющих не столь большое значение, как перечисленные выше, относят варисцит, везувиан, гематит, гипс, кальцит, обсидиан, пирит, родонит, серпентин, сигналит, скаполит, смитсонит, содалит, сподумен, стеатит, томсонит, флюорит, цоизит. Сегодня многие из них используются не только как поделочные камни, но и в украшениях - бусах, брошах, подвесках, кольцах...

Существуют драгоценные камни, которые по ряду причин не пригодны для изготовления ювелирных изделий или так редки, что их можно видеть только в коллекциях, например азурит, аксинит, анатаз, бенитоит, бериллонит и другие. Эти названия знают уже только профессионалы.

TreeLand.ru, 20 сентября 2011 года.

www.treeland.ru

Поделочные камни

Камни поделочные – собирательное понятие. В мировой практики так называют все минералы и породы, идущие на  ювелирные, или камнерезные изделия. Четкого термина нет. Поэтому, некоторые именуют поделочными полудрагоценные и недрагоценные камни, то есть, образцы бюджетной группы.

   

Иногда, понятием обозначают все кристаллы, пригодные для украшений. Но, в России принято разделять камни на ювелирные – для колец,  браслетов, брошей, и поделочные – для камнерезных предметов. К последним относятся шкатулки,  рамки для фото, пепельницы, статуэтки. Однако, часть образцов применяются в обеих сферах. Их называют ювелирно-поделочными.

Принцип выделения камней в группу поделочных

По данным Всероссийского научно-исследовательского института ювелирной промышленности камни драгоценные и поделочные отличаются по твердости. У ювелирных образцов она, как правило, от 6-ти баллов по шкале Мооса и выше. Максимальная отметка – 10 баллов, ей обладает алмаз.

Для камнерезных изделий используют минералы и породы из нижней части таблицы Мооса. В шкатулках и прочих поделках, как правило, используется широкий пласт камня. Учитывая его размеры, он не сломается, даже будучи непрочным. Это то же самое, что разделить надвое одну тростинку и попробовать сломить целый веник.

В украшениях же вставки, обычно, тонкие, небольшие. Если их твердость ниже 6-ти баллов, могут долго не прослужить. Если не треснут, то поцарапаются. Кольца, к примеру, трутся друг об друга, обо все, чего касается человек. Поделочные изделия, зачастую, стоят на полочке, царапины им не страшны.

   

Полудрагоценные поделочные камни стоят на грани допустимой для ювелирных изделий твердости. К примеру, гранат. Его показатель – 6 баллов. Эксперты не советуют хранить серьги да перстни с огненными кристаллами вместе с другими украшениями. Они царапают гранатовые вставки. Приобретая изделия с ювелирно-поделочными минералами, надо быть готовым к их бережной эксплуатации и хранению.

Зато, для создания те же рамок, статуэток, мягкие камни идеальны. Мастеру предстоит срезать с глыбы большие пласты, чтобы придать желаемую форму. Во-первых, недорогой материал не так жалко отбрасывать. Во-вторых, нетвердые породы проще режутся, работа быстрее спорится.

Геологи и ювелиры отметают камни и по принципу прозрачности. Среди поделочных образцов полностью прозрачных не встретишь. Такие кристаллы относят к драгоценным. Один из показателей красоты вставки в броши, или кольце – преломление камнем света, его искристость. Прозрачные, как слеза, кристаллы ценят высоко, относят к категории «ювелирные поделочные камни».

Список поделочных камней и их особенности

Поделочные камни – список обширный. Он делится на 3 группы по твердости образцов. Первая категория – минералы и породы, твердость которых превышает 5 баллов. К таковым относятся: микрокварцы, обсидианы и яшмы. Кстати, самые красивые и качественные яшмы добывают в России – на Алтае. К первой группе поделочных камней относят и граниты и амазониты. Они не подвергаются резке на масляных эмульсиях.

Некоторые поделочные камни на фото предстают с неоднородной полировкой. Ее неидеальность – результат наличия в породах джеспилита и лиственита. Это крайне мягкие минералы. Будучи составляющей породы, они выкрашиваются при ее обработке. Получается неровная поверхность. Такие образцы относят к первой категории поделочных, но ставят пометку «гетерогенные».

Рельеф на изделии может проявиться и если в основе есть излишне твердый минерал. Поделочный камень с гнейсом гранатовым, или частицами турмалина – именно из таких. Без дефектов в обработке обходятся только лабрадориты, порфиры и нефелиновые сиениты.

Во вторую группу поделочных камней входят образцы с твердостью от 3-х до 5-ти баллов. Среди них есть, как просвечивающие, так и непрозрачные. К последним относятся: мрамор, офиокальцит, змеевик – зеленый поделочный камень. Он, собственно, потому и именуется змеевик, что имеет цвет чешуи рептилий и волнообразный рисунок, напоминающий ползущих змей.

К полупрозрачным минералам средней твердости относятся: ониксы, флюориты и арагониты. Последние найдены в Арагонии, поэтому так и названы. Камни из Испании бывают белыми, серыми, желтоватыми и красноватыми. Флюорит бывает полностью прозрачным, всех цветов радуги. Подкачала лишь твердость, иначе, быть минералу драгоценным. У оникса эффектная слоистая структура. Полосы расположены параллельно, давая красивый узор. Минерал отливает перламутром, искрится.

   

Поделочные камни купить можно и совсем мягкие, в 1-3 балла по шкале Мооса. Такой кристалл – не ценный поделочный камень, но не лишенный прелести. Так, селенит считают символом Богини Луны. В России есть месторождения поделочной разновидности гипса в Пермском крае. Минерал сложен из иглоподобных кристаллов. Они имеют шелковистый блеск, светлый цвет.

Для камнерезных изделий используют и брусит. Это гидроксид магния. Для его выделения минерал закупают промышленные предприятия. Мастера же народного промысла пользуются свойством камня рассеивать свет. Оптический эффект – результат примеси магнезита.

   

На поделки идет даже графит. Его твердость не достигает и 2-х баллов. Цельных предметов из камня не делают. В этом случае, вещи, как и карандаши с графитом, оставляют повсюду серо-черный след. Минерал используют, как вставки в изделиях из других пород. Главное же назначение графита – промышленное. Кроме пишущих принадлежностей сырье идет на краски, электроды и сухие смазки.

tvoi-uvelirr.ru

ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

 

ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ

Драгоценные и поделочные камни - минералы, используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Основными критериями для отнесения минерала к драгоценным и поделочным служат красота (цвет, блеск, прозрачность, «игра», иризация, опалесценция, рисунок и др.), прочность (твердость — для сохранения качества огранки и полировки, вязкость — для устойчивости изделия и др.). 

Встречаются в природе редко; большие экономические затраты на поиски, добычу, обработку и огранку камней определяют их высокую стоимость. Делятся на:       собственно драгоценные камни (самоцветы) — прозрачные, твердые (св. 7 по шкале Мооса), цветные или бесцветные с ярким блеском, идущие после огранки на изготовление дорогих ювелирных изделий, и       поделочные цветные камни — полупросвечивающие или непрозрачные, с красивой окраской, рисунком или включениями, используемые для художественно-декоративных поделок (стенной орнамент, столы, вазы и др.), мелких вставок, а также для технических целей. 

Учение о драгоценных и поделочных камнях называется геммологией. Известно свыше 100 драгоценных и поделочных камней. Часто в качестве поделочных камней используются полупрозрачные или красиво окрашенные разновидности рудных и других минералов. Ювелирные драгоценные камни помещают в дорогостоящие оправы из золота и платины, поделочные камни I порядка обрамляют в основном серебром или мельхиором, II порядка — мельхиором и дешевыми металлами. 

Синтез и облагораживание камней

В 1902 Н. Вернейль во Франции впервые синтезировал рубин и сапфир. Современный рынок заполнен синтетическими ювелирно-ограночными материалами, которые либо идентичны по составу, структуре и свойствам природным, либо имеют с ними внешнее сходство. В ювелирном деле широко используются синтетические рубин, сапфир, изумруд, аметист, цитрин, зеленый, голубой, синий и коричневый кварц, разноцветные шпинели, рутил, благородный опал, бирюза, малахит, лазурит и др. В значительных количествах выращивается жемчуг. Однако стоимость синтетических аналогов в десятки и сотни раз ниже, чем природных камней таких же размеров. Причем если для последних характерна постоянная тенденция к увеличению цены, то стоимость синтетических камней с течением времени падает.           Известно много способов улучшения качества природных драгоценных камней за счет их нагрева (топаз, морион и др.), обработки флюидами в автоклавах (берилл и др.), воздействия ионизирующим облучением (алмаз, кунцит и др.), либо окрашиванием с поверхности или на полную глубину (низкосортная бирюза, разновидности халцедона и опала и др.).

          Твердые камни (алмаз, рубин, сапфир, кварц, турмалин, халцедон, яшмы) широко используются в технике. 

Добыча камней

В средние века большинство самоцветов добывалось в Индии (алмазы, рубины, сапфиры), Бадахшане (красная шпинель, лазурит). Основными поставщиками драгоценных и поделочных камней в конце 20 в. служат страны, расположенные в Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Колумбия), Африке (ЮАР, Ангола, Ботсвана, Заир, Сьерра-Леоне, Замбия, Зимбабве, Мадагаскар), Юго-Восточной Азии (Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд).            В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз.           Крупные запасы алмазов известны в Заире (600 млн. карат), ЮАР (200 млн. карат), Ботсване (150 млн. карат), Австралии. Крупнейшая в мире фирма по добыче и объему продаж алмазов — «Де Бирс». Стоимость ограненных алмазов (бриллиантов) меняется в зависимости от качества камня и огранки от 600 до 6000 дол/карат. Включения и желтый оттенок (нацвет) снижают стоимость, голубой — повышает ее.           Рубины добываются из речных россыпей в Индии, Таиланде, Кении, Танзании, Мьянме (наиболее ценные кроваво-красные камни с легким фиолетовым оттенком — «голубиная кровь»). Цены на таиландские рубины — 500-3000 дол/карат; рубины из Мьянмы стоят в несколько раз дороже.          Сапфиры добываются в Мьянме (вместе с рубинами), Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке. Самыми ценными считаются васильково-синие сапфиры из Мьянмы, стоимость которых от 700 до 2000 дол/карат. Еще дороже ценятся звездчатые голубые сапфиры, при полировке которых кабошоном выявляется шестилучевая звезда (астеризм), обусловленная тонкоигольчатыми включениями рутила.          Изумруды добывались в Древнем Египте на побережье Красного моря. С 16 в. начался вывоз изумрудов из Южной Америки; наиболее крупные месторождения расположены в Колумбии (Музо, Чивор, Коскуэс), ежегодно добывающей до 1,5 млн. карат, т. е. 70-80% мировой добычи, из них 50 тыс. карат высшего качества. Известны также месторождения изумруда в Бразилии (Карнаиба и др.), Юго-Восточной Африке (Сомерсет, Кобра, Гравелот, Сандвана и др.), Индии, Пакистане, Австралии.

          В России изумруды были найдены в 1830 на Урале, к востоку от Екатеринбурга (Малышевское месторождение). Самые дорогие изумруды обычно густого или яркого травяно-зеленого цвета (обусловленного примесью трехвалентного Cr); стоимость высококачественных изумрудов — 500-5000 дол/карат. 

Коллекции камней 

Наиболее крупные коллекции драгоценных камней находятся в:

Москве (Алмазный фонд, Оружейная палата, Минералогический музей, Музей землеведения МГУ, Минералогический музей Московской горно-геологической академии),            Санкт-Петербурге (музей Горного института, Минералогический музей Санкт-Петербургского университета, Эрмитаж),             Лондоне (Британский музей, Геологический музей в Южном Кенсингтоне),             Фрайбурге (Геологический музей Горной академии),             Париже (Музей истории природы),            Вашингтоне (Национальный музей истории природы Смитсоновского института);             Нью-Йорке (Американский музей истории природы) и             Кембридже (Минералогический музей Гарвардского университета).

Библейские и исторические камни

Драгоценные и поделочные камни известны с глубокой древности. Им придавалось сакральное значение, они использовались в ритуалах. В Библии описан наперсник первосвященника, украшенный 12 драгоценными камнями (по числу колен израилевых).   В 1-м ряду располагались рубин, топаз, изумруд;   во 2-м — карбункул, сапфир, алмаз;   в 3-м — яхонт, агат, аметист;   в 4-м — хризолит, оникс, яспис (яшма); (Исход, гл. 28).

            Они упоминаются в Новом Завете (Апокалипсис, гл. 21) при описании Небесного города: основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис (яшма), второе — сапфир, третье — калкидон (халцедон), четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое — хризолит, восьмое — вирилл (берилл), девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист.

 На протяжении человеческой истории многие драгоценные камни, обладающие огромной ценностью, получили собственные названия: «Куллинан», «Орлов», «Шах», «Кохинор», «Регент», «Хоуп», «Девонширский изумруд», «Гимедра», «Рубин Тимура» и др.

Драгоценные и поделочные камни в прикладном искусстве

Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для ювелирных украшений, выполнения деталей убранства интерьеров, предметов культа, парадного оружия, доспехов, а также символов власти. Находки орудий и украшений, выполненных из поделочных камней, встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В эпоху бронзы (с 4-го тыс. до н. э.) камни стали помещать в металлическую оправу.

Искусство древнего Востока

В цивилизациях древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование поделочных камней достигли высокого уровня к началу 3-го тысячелетия до н. э. Для изделий мастеров Шумера характерны мягкая полихромия, ритмичность орнаментальных композиций. Широкое распространение в тот период получили цилиндрические печати с геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах.            Ювелирное искусство Египта периода Древнего Царства (с нач. 3-го тысячелетия до н. э.) представлено золотыми украшениями с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы из гробниц близ Абидоса и Нагады. С нач. 2-го тысячелетия до н. э. значительного совершенства достигла обработка поделочных камней, была освоена техника «холодной эмали» (маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми перегородками узора). Утонченностью отделки отличаются изделия мастеров Нового Царства, комплекс роскошных украшений из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.).

            Богатство и разнообразие поделочных камней Индии и соседних с ней стран Юго-Восточной Азии обусловили их раннее и широкое использование в искусстве древних цивилизаций этого региона. Памятники 3-1 тысячелетия до н. э. (например, Хараппской цивилизации) дают представление о широком использовании и совершенстве обработки камней в ювелирных украшениях, для которых характерно преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, яркая полихромия. В последующий период, несмотря на значительное влияние других культур, искусству обработки камня в Индии было присуще богатство цвета и детализация почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.

Искусство народов Китая

В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го тысячелетия до н. э. Широко использовался нефрит, издавна почитавшийся на Востоке, и разновидности кварца (аметист, дымчатый кварц, морион и др.). Из нефрита, найденного в предгорьях Куньлуня, выточено церемониальное оружие (ножи, топорики) с гравированным узором, относящееся ко времени династии Инь (16-11 вв. до н. э.). Для камнерезных украшений 3-2 вв. до н. э. характерны условность форм и стилизованный орнамент. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали тончайшие нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста, нефрита. В ювелирных украшениях более позднего времени бирюза, коралл, нефрит, малахит, шпинель и жемчуг вплетены в сложные орнаментальные мотивы (эмалевый, сквозной прорезной, сканый узоры) в виде облаков, ветвей и цветов с фигурами мифологических существ.

Искусство народов Центральной и Южной Америки

Культура использования драгоценных и поделочных камней в этом регионе насчитывает многовековую традицию. На территории современной Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза, благородные кварцы, изумруд; были хорошо развиты техника резьбы по нефриту и инкрустации бирюзой и нефритом. История работы с этими материалами в ряде культур доколумбовой Америки насчитывает до трех тысяч лет (с сер. 2-го тыс. до н. э. до 16 в. н. э.)

Эгейская культура

Средиземноморье: (Кипр, Родос, Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н. э.) На раннем этапе развития эгейская культура находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в коллекции сокровищ из Гиссарлыка (Трои) в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом. В ней содержатся золотые украшения, церемониальное оружие, дополненные лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллом.

Античное искусство

Искусство глиптики классического периода 5-4 в. до н. э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе; сюжеты их композиций определены образцами современной им скульптуры. В них подчеркнуты пластическое совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются работы выдающегося резчика Дексамена Хиосского. В эпоху эллинизма (кон. 4-1 в. до н. э.) искусство резьбы и гравировки по камню достигло высокого совершенства. В 4-3 в. до н. э. центром изготовления инталий и камей становится Александрия. В работах ее мастеров сплетаются традиции классической скульптуры Греции и искусства Древнего Египта. Широкое применение драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 в. Значительный спрос на изделия из них и золота привел к развитию ювелирного искусства; впервые начинается специализация мастеров-ювелиров (шлифование, полировка, резьба, моделирование изделий).

Искусство средневековья и Возрождения

В работах византийских мастеров 4-8 вв. традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для художественных традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие кабошонами цветных камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных камнях, выполненные византийскими резчиками.            Замечательными памятниками ювелирного искусства Европы служат ювелирные украшения, предметы интерьера и церемониальные вещи, относящиеся к эпохе пламенеющей готики (14 в.) и Ренессанса. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служат материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.

           Увеличение (после Великих географических открытий) притока камней из Индии, Цейлона, Сиама и Бразилии определило богатство и разнообразие материалов, применявшихся ювелирами. Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, а отделка — тщательностью проработки. К созданию ювелирных украшений кон. 15- нач. 17 вв. обращались великие мастера А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини. Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения — нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики.

Европейское искусство 17-19 вв.

Совершенствование огранки в сер. 17 — кон. 18 вв. предопределило последующее преобладание драгоценного камня, особенно алмаза, над материалом оправы в ювелирных украшениях. Пышные ювелирные украшения в стиле барокко и изысканные, утонченные вещи в стиле рококо зачастую заказывались комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по подбору камней и декору. Для украшений интерьера наряду с драгоценными и поделочными камнями и металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и страусовые яйца.           В этот период возрождается интерес к прибалтийскому янтарю. В 1701-65 создается шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху классицизма, стилистику которого определило искусство античности, наступает время расцвета глиптики и повсеместного увлечения уникальной красотой камней. Четкая пластика и благородная красота композиции отличает камеи лучших мастеров 18 в. — А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и Ч. Браунов (Англия). В ювелирном искусстве предпочтение отдавалось камням светлых и холодных тонов, которые часто сочетались с серо-голубыми эмалями.          На протяжении 19 в. ювелирное производство постепенно механизируется. Расширяется ассортимент применяемых камней и типов ювелирных изделий. Наряду с уникальными изделиями ручного производства, выполняемыми на заказ, создается массовая ювелирная продукция. Крупнейшими центрами хорошо оснащенного ювелирного производства к концу 19 в. становятся Париж во Франции, Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Англии. В конце 20-х гг. 19 в. на смену торжественно-эффектным украшениям позднего классицизма (ампир) приходит эпоха историзма с характерной быстрой сменой стилистических направлений. С возникновением на рубеже 19 и 20 вв. стиля модерн, наряду с золотом и эмалями мягких оттенков охотно применялись халцедон, агат, янтарь, жемчуг.            Изделиям 1920-30-х гг. эпохи ар деко присуща геометрическая четкость форм и орнаментов, сочетание бриллианта с платиной. Для изделий с цветными камнями характерны яркие контрасты чистых цветов. В эти годы разрабатывается классическая бриллиантовая огранка и более совершенные виды закрепки драгоценных камней.

            Современные ювелирные украшения разнообразны в стилистическом отношении. Богат и широк подбор материалов, наряду с традиционными драгоценными и поделочными камнями в массовой продукции широко используются синтетические камни. Крупнейшие современные центры ювелирного производства — города т. н. «Золотого треугольника» (Виченца, Валенца, Ареццо) на севере Италии, Пфорцхейм в Германии, Париж, Бирмингем в Англии, Нью-Йорк. Заметное место в ювелирном производстве в 1990-е гг. заняли страны юго-восточной Азии. Ведущие ювелирные фирмы — законодательницы в ювелирном искусстве: «Картье», «Бушерон», «Булгари», «Гэрард», «Тиффани», «Ван Клиф и Арпелс», «Гарри Уинстон».

Искусство России

Культура обработки драгоценных и поделочных камней в России имеет многовековую историю. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги из сердоликов, горного хрусталя, коралла и янтаря. В изделиях мастеров домонгольской Руси (10-13 вв.) встречаются местные и привозные (Византия, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде подшлифованных кабошонов неправильной формы. Тонко разработан колорит украшений, в роскошных вариантах сочетающий цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (например, сокровища Старорязанского клада 12 — нач. 13 вв.).            С укреплением централизованного государства растет богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 в. характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приемов художественной декорировки (эмаль по скани, чернение, чеканка, скань). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью формы и благородством убранства. Для ювелирного искусства 17 в. характерны яркость, праздничная нарядность произведений. Сочетание поделочных камней с речным жемчугом дополняет уборы горожанок и представительниц зажиточных крестьянских семей; изделия, выполненные для придворной аристократии, изобилуют роскошными рубинами, изумрудами и алмазами («Евангелие» работы Терентьева, Васильева и др., 1678, парадные венцы царевичей Петра и Ивана 1780-е гг.).            Особое место в русском прикладном искусстве занимает жемчужное шитье. Предметы светского и церковного быта 15-18 вв., шитые жемчугом, составляют гордость отечественных музейных собраний. Реформы Петра I оказали влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также способствовали созданию первых гранильных предприятий (Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика, Колыванская шлифовальная фабрика).            В ювелирном искусстве барокко в1-й пол. 18 в. используется широчайшая палитра драгоценных камней в сочетании с литьем, чеканкой высокого рельефа, яркими эмалями. Для изделий этого времени характерна живописность, пышная декоративность, высокий технический уровень исполнения. Произведения, выполненные в 50-60 гг. 18 в., отмечены особым изяществом. Для них характерны богатые, близкие к природным объемно-пространственные композиции (букеты и гирлянды цветов, каскады воды).            «Веком бриллианта» называют ювелиры 2-ю половину 18 в. Бриллианты доминируют в парадных украшениях. Шедеврами ювелирного искусства стали работы петербургских мастеров И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л. Пфистерера и др. (Большая императорская корона 1762, брошь к корсажу платья «Большой букет» — 1773, хранящиеся в Алмазном фонде).            В эпоху классицизма для ювелирных изделий конца18 — начала 19 вв. из камней характерны стремление к четкости форм, строгости и лаконизму декора. Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины, гиацинты и особенно бриллианты. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу. Увлечение искусством античности нашло яркое выражение в распространении украшений с камеями и инталиями.           Разработка отечественных месторождений яшм, родонита, амазонита и др. обеспечила сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России. С 80-х гг. 18 в. оно переживает период расцвета. В создании рисунков и чертежей каменного убранства дворцов принимали участие выдающиеся зодчие Д. Н. Воронихин, К. И. Росси, К. А. Тон и др. С открытием уральских малахитов и лазуритов в Прибайкалье рождается искусство русской мозаики — облицовки сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору и цвету малахита и лазурита.            В 19 в. в России возник ряд хорошо оснащенных крупных ювелирных фирм («Сазиков», «Овчинников», «Хлебников», «Болин» и др.), мировую известность уже в конце 19 в. получают ювелирные изделия фирмы «Фаберже». На рубеже 19 и 20 вв. русская ювелирная промышленность почти на 95% обеспечивала внутренний рынок. Современные художники-ювелиры охотно обращаются к работе с драгоценными и поделочными камнями. Среди них и мастера старшего поколения В. М. Храмцов, И. Д. Шедов, С. М. Березовская, В. Г. Поволоцкая, и молодые, но уже получившие признание на отечественных и зарубежных выставках (например, художница из Екатеринбурга Елена Оналева, лауреат престижного конкурса бриллиантовых украшений «Diamond Awards», организуемого синдикатом «Де Бирс»).

            Современные ведущие предприятия в России, успешно работающие с драгоценными и поделочными камнями, — акционерное общество (АО) «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге, АО «Ювелиры Урала» в Екатеринбурге, АО «Красносельский ювелирпром» (Красное, Костромская обл.), малое государственное предприятие «Карат» (Москва), фирма «Сирин» (Москва), государственная геологопромышленная корпорация «Кварцсамоцветы» (Москва).

 

 Литература:

Шандровская В. С. Культура и искусство Ближнего и Среднего Востока IV тыс. до н. э. — XVIII в. н.э. и Византии IV — XV вв. Л., 1960. Ферсман А. Е. Драгоценные и цветные камни СССР // Избранные труды. М., 1962. Т. 7.Мартынов М. В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII — XVIII вв. М., 1973.Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство XVI-XIX вв. М., 1974.Солодова Ю. П. Ювелирные камни. М., 1982.

Самсонов Я. П., Туринге А. П. Самоцветы СССР. М.,1984.

grigam.narod.ru


Смотрите также