Каталог
  

Пробы серебра и золота


Разновидности и состав проб серебра и золота

В этой статье:

  • Разновидности
  • Металлы в лигатуре
  • Что дает проба?

Проба — это основа всего ювелирного украшения. Конечно, от вида тоже зависит многое, но вот стоимость такой вещи в большинстве случаев определяет именно проба золота и серебра. Этот показатель наиболее часто подделывают, а также спорят по поводу содержания благородных металлов в изделиях. А каждому обладателю ювелирных украшений всегда интересно узнать, что входит в состав его изделия.

Разновидности

Такие показатели существовали еще с древних времен, когда к чистым благородным металлам стали подмешивать другие вещества. Поэтому чтоб не переплачивать за товар, стали определять соотношение элементов в нем. Так и появились первые пробы:

  • золотниковая система;
  • лотовая проба серебра и золота;
  • английский вариант;
  • испанская система;
  • метрическая система;
  • каратная система.
Образец клейма на золотом изделии

До нашего времени сохранились две самые практичные системы: метрическая и каратная. Их легко использовать во время процесса изготовления, а потом подсчитывать и переводить.

Для начала следует понять, что проба — это количественное содержание чистого драгметалла в изделии, которая выражена в процентах. То есть, если в украшении содержится 58,5% золота, то его проба будет называться 585. Есть еще американская (европейская) система оценки драгметалла. Она выражается в каратах, и чистый металл имеет показатель 24 карата. Конечно, можно научиться переводить пробу в караты и наоборот. Обозначается такая система каратности буквами K или C в зависимости от страны.

Металлы в лигатуре

Остальная часть сплава состоит из лигатуры. Под понятием «лигатура» скрываются остальные металлы, которые есть в драгоценной вещи. Если говорить о золотых изделиях, то среди них могут быть:

  • Серебро — наиболее безобидный и часто встречаемый благородный металл. Он придает золоту светлый оттенок, поэтому изделия, в которых содержится серебро, называют белым золотом.
  • Никель и цинк встречаются в качестве лигатуры для украшений редко, поскольку оба металла обладают аллергенными свойствами, а также меняют внешний вид украшения со временем.
  • Медь — лигатура, которая особенно часто использовалась в Советском Союзе. Она придавала золоту красноватый оттенок. Сейчас, вместе с серебром, медь берет участие в формировании розового золота.
  • Латунь — дешевый металл, который редко используется в качестве добавки к украшениям.
  • Палладий — усовершенствует свойства золота, придает благородный блеск, но изделие с палладием дороже, чем обыкновенное золото.
  • Платина — самый дорогой благородный металл, который добавляют в сплавы по заказу. Их стоимость самая высокая среди всех украшений.

Как можно понять из вышеперечисленных вариантов лигатур, не все вещества при добавлении к чистому золоту делают изделие дешевле. Хотя именно факт низкой стоимости и заставляет ювелиров понижать количество драгметалла. Большинство элементов попадает под этот критерий, но платина и палладий, наоборот, делают предмет более дорогим и уникальным.

А вот для серебра в качестве лигатуры используют:

  • медь — универсальная добавка для всех изделий, не меняющая свойств украшения;
  • платину;
  • германий;
  • кремний.

Если не брать во внимание платину, все лигатуры значительно удешевляют стоимость товара.

Пробирные клейма

Для изготовления украшений можно выбрать либо один металл в качестве лигатуры, либо несколько в разной пропорции. При этом проба такой вещи не изменится, поскольку она учитывает только количество чистого драгметалла. Не все металлы подходят для изготовления украшений: одни просто испортят внешний вид, а другие могут вызвать аллергию.

Поэтому ювелир должен посоветоваться с клиентом о виде и составе металла, если украшение делается на заказ. Если вы приобретаете вещь в магазине, попросите продавца озвучить состав лигатуры. Эту информацию не найти на бирке изделия, там указана только проба. А вот на полных документах или сертификатах можно узнать все подробности.

Обязательно на изделии из благородного металла проставляется клеймо — это государственный знак, который гарантирует состав и подлинность вещи. Если вы захотите продать изделие и обратитесь в ломбард или мастерскую, там первым делом посмотрят на клеймо. В таком случае тщательной экспертизы проверки можно избежать.

Но если вы заказывали изделие у ювелира и использовали при этом нестандартное содержание металлов, тогда эту вещь ожидает длительная проверка на процентное содержание всех элементов в изделии, а эта процедура стоит недешево. В домашних условиях определить пробу металла невозможно. Это делается с помощью специального аппарата, определяющего спектральный анализ.

По стандартам ГОСТ для золота допускаются такие пробы: 375, 500, 585, 750, 999. Для серебра принимаются такие значения: 800, 830, 875, 925, 960, 999. Изделия ниже 585 пробы для золота и 830 для серебра считаются низкопробными. Но это совсем не означает то, что они некачественные. Низкопробные изделия широко применяются в качестве декора интерьера, а также изготовления личных аксессуаров.

На всех вещах ставятся государственные клейма, которые находятся на обратной стороне украшения. А также вся информация о пробе располагается на бирке. Если вы заказываете индивидуальное украшение с нестандартной пробой, на него можно поставить клеймо, но только с более низким значением. Это повлияет на стоимость, если вы захотите продать украшение в дальнейшем. Специальный знак ставят даже на позолоченные или посеребренные вещи.

Что дает проба?

Для филигранных изделий используют высокие пробы; для столовых приборов, например, из серебра походит высокое и среднее содержания драгметалла.

Сплавы используются не только в украшениях, но и в технических целях. А подбор лигатуры открывает широкие возможности, например:

  • Смена цвета металла достигается с помощью увеличения количества других металлов в сплаве, а сама проба уменьшается.
  • Смена свойств металла, таких, как пластичность, прочность, ковкость. Это особенно актуально для золота, поскольку вещество в чистом виде имеет мягкую консистенцию. Золото деформируется даже при нажатии пальцами, его можно легко поцарапать острым предметом. А если изделие из чистого золота будет массивным, оно сменит форму под тяжестью веса со временем. Поэтому добавление лигатуры способствует укреплению украшения и его долговечности. Раньше изготавливали изделия даже из 333 пробы, которая считалась самой прочной.
  • Смена внешнего вида изделия из-за воздействия внешних факторов. Пункт актуален для серебра, поскольку чистый металл окисляется и чернеет при взаимодействии с кислородом. Поэтому серебряные вещи изготавливаются из 925 пробы и ниже. Сверху их покрывают специальным слоем родия, чтоб избежать окисления. Для золота этот пункт неактуален, поскольку любая лигатура не сможет изменить внешний вид изделия, и в целом он зависит от правильного ухода за вещью.

Все остальные свойства у металлов в чистом виде соответствуют требованиям ковкости, пластичности. Благодаря таким характеристикам их даже используют в промышленности, правда, в небольших количествах. А в целом проба — это показатель практичности изделия. Обычно люди выбирают среднепробные украшения, поскольку они требуют меньшего ухода, а все оттенки вешнего вида сложно отличить непрофессионалу. Или же процесс выбора происходит по дизайну изделия, а не по пробе.

hochuzoloto.com

Какие бывают пробы? Серебро - пробы. Проба 925, золото. Пробы платины.

Какие бывают пробы золота, серебра и платины, какого цвета различные сплавы золота, как должны выглядеть клейма.

Золото

Для золота существуют утвержденные ГОСТом цифровые значения - пробы, указывающие на количество драгоценного металла, содержащегося в 1000 частях сплава. Проба присваивается каждому драгоценному сплаву.

ГОСТ 6835-85 предусматривает 40 золотых сплавов восемнадцати проб, имея в виду их различное назначение. Для ювелирных изделий используются сплавы пяти проб - 958, 750, 585, 583, 375.

 

За рубежом используют 333-ю пробу для изготовления недорогих ювелирных изделий. Сплав 958-й пробы трехкомпонентный, кроме золота в своем составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец. Сплав имеет приятный ярко - желтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго.

Сплав 750-й пробы трехкомпонентный, имеет в своем составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато - зеленого через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16% меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и для изготовления оправ для хрупких самоцветов, напряженных бриллиантов.

Сплав 585-й пробы (введен взамен 583-й пробы) - трехкомпонентный сплав, цвет может быть различным, в зависимости от лигатуры - от красного, розового через желто - зеленые оттенки до белого. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твердость. Эти сплавы имеют хорошую паяемость. Сплав 375-й пробы имеет красноватый приглушенный цвет, при потере полировки приобретает серую тональность, используется для изготовления обручальных колец.

Сплав 333-й пробы легко растворяется в азотной кислоте, на воздухе неустойчив.

Серебро придает золотому сплаву мягкость, ковкость, понижает температуру плавления и изменяет цвет золота. По мере добавления серебра цвет сплава зеленеет, переходя в желто - зеленый; при содержании серебра более 30% цвет становится желто - белым и бледнеет по мере увеличения количества серебра; при содержании в сплаве 65% серебра цвет сплава становится белым.

Медь повышает твердость золотого сплава, сохраняя ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватые оттенки, усиливающиеся по мере повышения процентного содержания меди; при содержании 14,6% меди сплав становится ярко - красным. Однако медь понижает антикоррозийные свойства сплава.

Палладий повышает температуру плавления золотого сплава и резко изменяет его цвет - при содержании в сплаве 10% палладия слиток окрашивается в белый цвет. Пластичность и ковкость сплава сохраняются.

Никель изменяет цвет сплава в бледно - желтый, повышает твердость. Содержание никеля повышает текучесть расплава, а значит, литейные качества.

Платина окрашивает золотой сплав в белый цвет интенсивнее палладия. Желтизна теряется уже при содержании 8,4% платины в сплаве. Резко повышается температура плавления сплава. При повышении содержания платины до 20% увеличивается упругость сплава.

Кадмий в составе золотого сплава резко понижает температуру плавления, но сохраняет ковкость и пластичность сплава.

Цинк резко понижает температуру плавления сплава, повышает текучесть его, придает золотому сплаву хрупкость и зеленоватый оттенок.

Участие каждого компонента в золотом сплаве определяется в зависимости от свойств, которыми должен обладать сплав. Так, серебро и медь дают возможность создавать сплавы от бледно - желтого до красного через зеленоватые или красноватые тона; сохранить мягкость, пластичность, ковкость и среднюю температуру плавления сплава. Палладий, никель и платина позволяют получить золотые сплавы белого цвета с более высокой температурой плавления и очень высокими антикоррозионными свойствами. Кадмий и цинк дают возможность получить золотые сплавы с довольно низкой температурой плавления, а следовательно, использовать полученные сплавы в качестве припоев.

Сплавы серебра

Сплавы серебра - в ювелирном деле почти во всех случаях используются сплавы, в которых содержание серебра выше 72%. Белый цвет серебра с увеличением содержания меди становится все более и более желтоватым. Если медь составляет 50% сплава, то сплав становится красноватым, а при содержании 70% меди имеет красный цвет. Если сплав после литья необходимо получить мягким, то его следует подвергать закалке; с другой стороны, нагревом до определенной температуры можно достигнуть существенного увеличения твердости. Для эмалирования следует использовать сплавы с высоким содержанием серебра или даже чистое серебро, для того чтобы изделие, на которое наносится эмаль, не расплавилось.

Серебряные сплавы менее разнообразны, чем золотые, все сходны по цвету, близки по механическим свойствам и, как правило, имеют один легирующий компонент. Серебряные сплавы (как и все драгоценные) характеризуют по пробам. Различают следующие пробы серебряных сплавов: 960, 925, 916, 875, 800, 750.

Сплав платины

В современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается значительно реже. Платина, ранее широко применяемая для изготовления изделий с бриллиантами, а также оправ для бриллиантов, уступила место белому золоту. Платина насчитывает большое количество сплавов в основном технического значения, большинство из них двухкомпонентны. Для ювелирных изделий используется сплав 950-й пробы, в состав которого кроме платины входит медь или иридий. Цвет сплава остается характерным для чистой платины.

Сплавы цветных металлов

В настоящее время для производства ювелирных изделий применяют большое количество сплавов на основе меди: бронза, латунь, мельхиор, нейзильбер, цветовые свойства которых позволяют использовать их в качестве имитаторов золотых и серебряных сплавов. В качестве основной легирующей добавки изделия из сплавов меди - имитаторов золотых ювелирных сплавов содержат цинк или алюминий. Низкие антикоррозионные свойства медных сплавов приводят к необходимости иметь на поверхности изделий из них слой защитного лакового покрытия.

Пробы драгоценных металлов

Пробой называют количественное содержание драгоценного металла в сплаве. Выражается проба количеством граммов благородных металлов в килограмме сплава. Контроль за содержанием драгоценного металла во всех материалах ведется повсеместно, начиная от только что добытых руд до готовых изделий и последующих их переработок. Средством контроля для готовых изделий является пробирное клеймо, которое указывает на содержание драгоценного металла в сплаве и ставится на каждое изделие, выпускаемое государственными предприятиями. Контроль, расход, учет и хранение драгоценных металлов осуществляется через зональные инспекции пробирного надзора. Инспекции пробирного надзора проверяют изделия на соответствие данной пробы, и только они имеют право пробирного клеймения.

Большинство стран пользуются метрической (самой точной) системой проб из расчета 1000-я проба - наивысшая, таким образом, клеймение идет трехзначным числом. Но 1000-я проба является условной, т.е. теоретически может достигать очень высокой чистоты драгоценного металла 999, 999-й пробы и больших значений, но не получить 1000. Так же трудно добиться в сплаве идеально точного содержания драгоценного металла, поэтому устанавливается ремедиум (предельное отклонение от нормы).

В сплавах золотосеребряных, золотомедных и золотосеребряномедных установлен ремедиум, равный 3 единицам. Например, в золотом сплаве 583-й пробы содержание золота должно находиться в пределах 580…586 единиц (58,0…58,6%), т.е. отклонение от нормы составляет 3 ед. Золотые сплавы с содержанием никеля имеют ремедиум, равный 5. В сплавах 585-й пробы установлен плюсовой ремедиум, равный 5, исключающий минусовое отклонение.

В серебряных сплавах от 800-й пробы и выше установлен ремедиум 3, в сплавах ниже 800-й пробы - 5. Таким образом, допустимое отклонение основного компонента от нормы колеблется в пределах 0,003…0,006% в зависимости от сплава, что заставляет производителей выпускать довольно “строгие” сплавы. Метрическая система проб начала действовать в нашей стране с момента перехода на международные единицы массы в 1927 году. В соответствии с Положением о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов (Приложение 1) в Российской Федерации со 2 октября 1992 года для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие метрические пробы:

платиновая 950-я (девятьсот пятидесятая)

золотая 375-я (триста семьдесят пятая)

золотая 500-я (пятисотая)

золотая 585-я (пятьсот восемьдесят пятая)

золотая 750-я (семьсот пятидесятая)

серебряная 800-я (восьмисотая)

серебряная 830-я (восемьсот тридцатая)

серебряная 875-я (восемьсот семьдесят пятая)

серебряная 925-я (девятьсот двадцать пятая)

серебряная 960-я (девятьсот шестидесятая)

палладиевая 500-я (пятисотая)

палладиевая 850-я (восемьсот пятидесятая).

Допускается изготовление изделий из золота 583-й пробы предприятиями бытового обслуживания по заказам граждан из давальческого сырья.

Кроме того, на территории Российской Федерации имеют хождение и реализуются изделия из драгоценных металлов, изготовленные и заклейменные ранее следующими метрическими пробами:

золотая 583-я (пятьсот восемьдесят третья)

золотая 958-я (девятьсот пятьдесят восьмая)

серебряная 750-я (семьсот пятидесятая)

серебряная 916-я (девятьсот шестнадцатая).

В силу исторических особенностей клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо - двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652 годам. Первые клейма еще не являлись показателем пробы в точном смысле этого слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определенной пробы. Как правило, качественное серебро было от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе “любских талеров” или “ефимков” - привозных монет, которые переплавляли для изготовления вещей. В последней четверти XVII века законом допускался и более низкопробный образец - “левок”. Появилось клеймо - в овале слово “левок”.

Городские клейма, указывающие на место производства, а также и клейма - именники, которые имеют инициалы автора, появляются в XVIII веке.

Для всех городов в XVIII - XIX веках клейма состояли:

из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;

из клейма с начальными буквами имени и фамилии - “именником” пробирного мастера;

из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;

из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т.е. число золотников чистого серебра или золота в лигатурном фунте. Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма - именники до представления изделий государственному пробиреру.

От обязательного клеймения освобождались медали, изготовленные по распоряжению правительства, изделия серебряников и золотых дел мастеров, предназначенные для великокняжеских дворов и нужд монастырей, старинные предметы, важные в историческом, археологическом и художественном отношениях, а также предметы, инкрустированные золотом и серебром.

Для клеймения изделия представлялись на таком этапе, чтобы поставленные на них пробирные клейма не могли изгладиться при дальнейшей обработке. Клейма были двух размеров: большие - для крупных вещей и малые - для ювелирных предметов.

На крупные изделия до 1896 году ставились так называемые “тройники”, т.е. клейма, на которых цифра пробы, герб, начальные буквы пробирера и год клеймения были соединены вместе на одном штампе. До 1897 года клейма были выпуклыми. В 1897 году клейма стали вдавленными (линии клейма углублены).

С 1899 года для всей России установлено единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике в профиль влево, носившее название “Знак удостоверения”.

С 1927 года для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено для всех пробирных учреждений новое клеймо - голова рабочего с молотом и совершен переход на метрическую систему проб.

С 1 июля 1958 года для клеймения изделий из золота, серебра и платины были введены пробирные клейма нового образца с эмблемой “серп и молот” на фоне пятиконечной звезды.

В настоящее время для клеймения ювелирных изделий используют клейма с изображением женской головы в кокошнике.

До 1927 года существовали старые русские единицы массы и ювелирные изделия клеймились в золотниковой системе проб из расчета максимальной пробы - 96. Проба в золотниковой системе означала количество золотников в 1 фунте. Если в золотом изделии стоит проба 56, это значит, что в сплаве содержится 56 золотников чистого золота на 96 золотников общей массы, т.е. на 1 фунт. Один фунт равен 96 золотникам и соответствует 409,512 г; 1 золотник равен 96 долям и соответствует 4,266 г; 1 доля соответствует 0,044 г. В свою очередь 40 фунтов составляют 1 пуд и соответствуют 16,380 кг.

В золотниковой системе для золотых изделий были предусмотрены 56, 72, 92 и 94-я пробы. Серебряные изделия в разные периоды времени могли клеймиться 72, 74, 82, 84, 87, 88, 90, 91, 94-й пробами.

Золотниковое клеймо указывает на качество сплава. Например, проба 56 означает, что в 96 частях сплава находится 56 частей золота.

Некоторые страны клеймят ювелирные изделия в каратной системе проб из расчета максимальной пробы - 24. В данной весовой системе 24 карата составляет 1 кельнскую марку, что соответствует 233,855 г, следовательно, 1 карат соответствует 9,744 г. Существующие каратные пробы 9, 14, 18, 22-я предусмотрены только для золота и означают содержание чистого золота в сплаве. Например, проба 18 карат означает присутствие 18 частей золота в 24 частях сплава. Для пробирного клеймения серебряных изделий в этих странах существует множество фигурных клейм, означающих качество сплава или надпись “серебро” на языке, принятом в данной стране для клеймения.

В связи с тем, что в России до 1927 года существовала золотниковая (З) система проб, а за рубежом используется каратная (К) система проб, то при необходимости их пересчитывают в метрическую (М), используя следующие соотношения:

М = 1/0,096 З М = 1/0,024 К.

Источник: http://yuvelir.my1.ru/publ/3-1-0-9 Постоянный адрес статьи: http://pisaka-gold.blogspot.com/2011/02/blog-post_10.html  Ключевые фразы:

серебро пробы, проба 925 золото, золото 925 пробы, проба золота и серебра, пробы золота и серебра, пробы платины, какие бывают пробы, какая проба лучше, 925 проба золото или серебро, как определить золото без пробы, какого цвета серебро, какие пробы серебра бывают, какой пробы бывает серебро, какие бывают пробы серебра, какая хорошая проба у серебра, золотниковая проба, какая проба у платины

Загрузил Сергей Денисевич, Писака

pisaka-gold.blogspot.com

Что такое пробы золота и серебра

Золото и серебро, которые люди с древних времен использовали для изготовления ювелирных украшений, сами по себе являются довольно мягкими металлами. Поэтому из них делают сплавы, куда добавляются другие металлы, называемые лигатурой. Для того чтобы в таких сплавах знать точное содержание драгоценного металла, используют пробы золота и серебра, в которых указывается их содержание в составе сплава ювелирного изделия.

Впервые на ювелирных украшениях пробы золота и серебра стали ставить в XV веке. В России клеймление золотых изделий было введено в 1700 году, а серебряных еще раньше – в 1613 году. Это гарантировало качество ювелирных изделий. В Российской Федерации, например, клеймление изготовленных из драгоценных металлов изделий выполняется пробирной палатой, а подделка государственной пробы золота и серебра на изделиях преследуется по закону. Однако в некоторых странах государственный контроль за качеством ювелирных сплавов полностью отсутствует, а клеймление ювелирных украшений осуществляется самим производителем.

 В настоящее время в мире существует основные три системы пробы золота и серебра – это метрическая, каратная и золотниковая. При метрической системе такая проба отражает количество частей драгоценного металла, которое содержится в 1000 частях сплава. При золотниковой системе в качестве основной меры используется фунт, состоящий из 96 золотников. При каратной системе измерения содержание драгоценного металла в сплаве определяется на основании того, что одна единица веса делится на 24 карата.

Количество добавок влияет на пробу, а при применении различных добавок можно получать сплавы с заранее заданными свойствами, например необходимые прочность и цвет драгоценного изделия. Поэтому при изготовлении ювелирных изделий применяются различные пробы драгоценных металлов, в зависимости от их назначения. Поэтому трудно однозначно ответить, какая проба золота лучше. Обычно самую высокую пробу имеют золотые обручальные кольца, но уже серьги и цепочки нельзя делать из золота такой пробы, так как они должны быть более прочными.

В России общепринятыми считается пять проб ювелирных сплавов из золота – 375, 500, 585, 750 и 958. 375 проба изготовляется с использованием в качестве лигатуры меди и серебра, в зависимости от этого имеет цветовую гамму от желтого цвета до красного. Из этих же компонентов делают 500 пробу. В 585 пробу уже дополнительно добавляют никель и палладий, получая сплав, который широко применяется при производстве ювелирных изделий. Основными добавками сплава золота 750 пробы также являются медь, серебро, никель и палладий, но к ним еще добавляется платина. Этот сплав имеет широкую цветовую гамму от красного до зеленого через ярко-желтый цвет. Кроме производства ювелирных изделий, его часто используют при филигранных работах. Сплав золота 958 пробы используется не очень часто, так как он недостаточно твердый и не обладает насыщенным цветом. В мире встречаются и другие сплавы золота, например в Латинской Америке для производства золотых монет используется проба золота 875.

Сплавы серебра в ювелирном деле используются с небольшими добавками меди. Самым популярным из них является серебро 925 пробы. Существуют еще 875, 800 и 750-я пробы. Они используются не только для производства ювелирных украшений, но и для изготовления предметов сервировки стола. Отдельно стоит сплав серебра 960 пробы – его применяют при производстве филигранных изделий. Он обладает такими уникальными свойствами, что изделия, выполненные из такого сплава с помощью филигранной техники, больше нельзя повторить ни из какого другого драгоценного металла. Поэтому бывает, что цена таких ювелирных украшений из серебра бывает выше, чем цена золотых изделий.

fb.ru

Пробы серебра и золота: какие существуют пробы

Существующие сегодня пробы драгоценных металлов

Пробой драгоценного металла называется определенное количество серебра или золота, содержащееся в сплаве, из которого изготавливается ювелирное изделие. Первые пробы на золотых и серебряных изделиях появились еще в XV веке. В царской России серебряные изделия начали клеймить в 1613 году, а золотые – в начале XVIII века, в 1700 году.

Качество ювелирного изделия должно гарантироваться соответствующей пробой золота или серебра, к примеру, клеймением ювелирных изделий из драгметаллов в РФ занимается пробирная палата. Подделка пробы на украшениях из драгметаллов является нарушением уголовного кодекса и преследуется по закону. В некоторых государствах производить клеймение золотых или серебряных изделий должен непосредственно сам производитель, а государственный контроль над качеством сплава отсутствует.

На сегодняшний день в ювелирной практике используются три основные системы проб золотых и серебряных изделий. Это каратная, золотниковая и метрическая системы. Согласно метрической системе, проба золота или серебра показывает долю золота в тысяче частей сплава. Золотниковая система аналогична метрической, единственное отличие состоит в использовании фунта, который состоит из 96 золотников. В каратной системе единица вес золота или серебра состоит из 24 карат.

Добавки, включаемые в сплав, влияет на пробу, соответственно, манипулируя объемами добавок, можно получить сплав драгметалла, удовлетворяющий требуемым критериям. К примеру, добавляя в сплав определенные металлы, ювелир изменяет цвет золота и твердость.

При изготовлении ювелирных изделий могут использоваться драгметаллы с различной пробой. Чаще всего наивысшей пробой обладают обручальные кольца, в то время, как пробы цепочек или серег более низкие. Это связано с тем, что такие изделия должны иметь более высокие механические свойства, поскольку их носят ежедневно.

Со времен СССР пробирная палата в течение долгого времени использовала изображения молота и серпа на фоне звезды с пятью вершинами для клеймения. Теперь в качестве клейма применяется оттиск, на котором изображена женская голова в кокошнике.

Также в настоящее время при клеймении золотых или серебряных изделий используют именник, дающий возможность идентифицировать предприятие, изготовившее ювелирное изделие.

Приобретая золотое или серебряное изделие, покупатель должен посмотреть на пробу на изделии, которая должна быть поставлена в обязательном порядке. В случае если подлинность пробы вызывает сомнения, покупателю желательно отказать от покупки. Если же ювелирное изделие было куплено за границей, для проверки подлинности пробы следует обратиться к экспертам. Только специалист сможет определить истинную пробу изделия из драгметалла в полном соответствии с нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации.

www.b-sector.ru


Смотрите также