Каталог
  

Размеры поршневых колец таблица взаимозаменяемость


Как самому заменить поршневые кольца

Необходимость замены поршневых колец может возникнуть как в результате отдельной неисправности или сильного износа самих колец, так и входить в общий комплекс работ по ремонту или тюнингу двигателя. Замена поршневых колец без расточки блока цилиндров или подбор поршневых колец по размеру уже после проведения данной операции предполагает ряд точных измерений при помощи микрометра и нутромера. Также правильная установка поршневых колец на поршень требует соблюдения определенных условий и рекомендаций.

Для оптимального подбора необходимо отдельно учитывать не только размеры поршневых колец по таблице и взаимозаменяемость деталей, но и материал изготовления. Дополнительно потребуется уделить особое внимание вопросу теплового зазора и ряду других особенностей.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать поршневые кольца по размеру. Из этой статьи вы узнаете о тонкостях и нюансах самостоятельного подбора поршневых колец для бензинового или дизельного двигателя.

Добавим, что во время подбора следует отдельно учитывать тот факт, что в цилиндрах, которые имеют на зеркале покрытие хромом, запрещается использование хромированных поршневых колец.

Назначение и устройство поршневых колец

Для лучшего понимания нюансов касательно диагностики неисправности и замены поршневых колец необходимо сначала рассмотреть их устройство и назначение. Поршневые кольца обеспечивают необходимую герметичность камеры сгорания (надпоршневого пространства) в процессе совершения поршнем возвратно-поступательных движений. Кольца бывают:

  • компрессионными — верхнее (первое) и второе (среднее, промежуточное) кольцо;
  • маслосъёмное кольцо (нижнее);

Компрессионные кольца не позволяют газам из камеры сгорания попадать в картер ДВС. Маслосъёмные кольца осуществляют удаление масла со стенок цилиндра и предотвращают проникновение смазки в камеру сгорания. Кольца имеют немного овальную форму и не являются цельными, так как имеют разрез. Такой разрез называется замком поршневого кольца. Также поршневые кольца обеспечивают до 50% отвода тепла и эффективно охлаждают поршень. Через кольца избыточный нагрев передается на стенки цилиндров. По этой причине к материалам изготовления колец выдвигаются особые требования, так как они подвержены не только механическим, но и температурным нагрузкам.

Поршневые кольца являются стальными или чугунными деталями, которые имеют определенную упругость и способны пружинить. Указанные кольца устанавливаются на головку поршня, то есть на верхнюю часть. На головке выполнены специальные канавки для установки поршневых колец. Поршневые кольца дополнительно покрываются легирующим материалом, который обеспечивает деталям повышенную прочность и добавляет стойкости к износу. Торцевая часть колец имеет специальную форму «бочки», а также покрыта особым антифрикционным легирующим составом.

На торцевую часть колец, которая контактирует со стенками цилиндра, в качестве покрытия наносится олово или медь. Нанесение данного материала обусловлено задачей качественной притирки (приработки) поршневых колец после сборки нового двигателя или проведения капитального ремонта ДВС. Добавим, что поршневые кольца специально не изготавливаются из высокопрочной легированной стали, так как такие кольца не смогут нормально притереться в цилиндре двигателя. По этой причине инженеры и производители всегда выдерживают определенный баланс для достижения необходимой прочности колец, при этом сохранив способность приработки. Решением стало указанное выше нанесение сплавов на поверхность детали.

Признаки износа поршневых колец

Чтобы понять, надо ли менять поршневые кольца, необходимо  изучить симптомы, которые прямо или косвенно укажут на необходимость такой замены. Сразу отметим, что не стоит рассчитывать на ту сумму, которую изначально озвучил механик или автосервис в ответ на вопрос заказчика, сколько стоит замена поршневых колец.

Дело в том, что поменять только поршневые кольца и полностью решить проблему зачастую не удается, так как после вскрытия мотора обычно выявляются дополнительные скрытые дефекты. По этой причине необходимо заранее быть готовым к более серьезным расходам на ремонт двигателя.

Надвигающаяся замена поршневых колец определяется по следующим признакам:

От общего состояния колец и всей ЦПГ зависит показатель компрессии, по которому можно определить состояние мотора. Обычно при описанных выше симптомах компрессия в цилиндрах снижается, растет давление картерных газов.

Потеря мощности, повышение расхода топлива и затрудненный запуск чаще всего являются главными причинами, которые заставляют владельца менять поршневые кольца или делать комплексный ремонт ДВС. Силовой агрегат с неисправными кольцами плохо заводится, особенно после простоя в холодное время года. При езде под нагрузкой такой двигатель не «тянет».

Неисправности поршневых колец могут быть вызваны естественным износом, а также перегревом двигателя. Во втором случае даже на новом моторе кольца теряют свои свойства и перестают выполнять прямое назначение. Наиболее подвержены перегреву маслосъёмные кольца коробчатого типа.

Значительный расход моторного масла часто возникает по причине того, что изношенное маслосъемное кольцо не убирает в должном количестве масло со стенок цилиндров и активно пропускает смазку через неплотности в камеру сгорания. Результатом становится закоксовка и дымление двигателя. Также остатки несгоревшего в двигателе масла активно загрязняют систему выпуска, выводя из строя фильтры и катализаторы. Проблема еще больше усугубляется.

Для точной диагностики состояния ЦПГ замеры компрессии необходимо подкреплять анализом цвета и содержания выхлопных газов. Дело в том, что ухудшение качества уплотнения поршневыми кольцами может компенсироваться моторным маслом. В этом случае показатель компрессии бывает приближен к допустимому, при этом расход масла все равно будет увеличен.

Помните, эксплуатация двигателя с изношенными кольцами заставляет в значительной мере прогрессировать износ зеркала цилиндра.  По этой причине менять поршневые кольца необходимо как можно раньше после точного определения неисправности. Данная рекомендация поможет избежать увеличения стоимости последующего ремонта двигателя.

Повышенный расход топлива в случае проблем с поршневыми кольцами возникает в результате того, что  компрессия снижена и мощность упала. Параллельно с этим водитель продолжает ездить в привычном темпе, сильнее нажимая на педаль газа для компенсации потерь.  В результате в цилиндры попадает обогащенная топливно-воздушная смесь, которая не полностью сгорает. Свечи зажигания в подобных условиях часто заливает топливом.

Еще одним неприятным моментом является попадание бензина или солярки через изношенные поршневые кольца в картер двигателя и последующее перемешивание горючего с моторным маслом. Масло в системе смазки разжижается, теряет свои защитные и другие полезные свойства, а износ нагруженных деталей ЦПГ и КШМ при этом сильно возрастает.

Добавим, что сегодня достаточно широко распространена практика использования присадки для очистки поршневых колец в масло или в топливо. Также владельцы иногда заливают в цилиндры так называемую раскоксовку двигателя. Это делается для того, чтобы почистить нагар в камере сгорания и попытаться вернуть подвижность залегающим поршневым кольцам для увеличения компрессии.

Необходимо отметить, что при появлении явных признаков неисправности (сильное дымление, большой расход масла, низкая компрессия и т.д.) присадка вместо замены поршневых колец является или временной мерой, или вовсе не помогает исправить ситуацию.

Как правильно установить поршневые кольца

Чтобы ответить на вопрос, как заменить поршневые кольца не снимая двигатель, необходимо на начальном этапе произвести дефектовку ЦПГ. Для этого потребуется осуществить снятие головки блока цилиндров, после чего производится оценка общего состояния поршней и стенок цилиндров.

Это делается для выявления возможных дефектов (задиров на стенках, износа, разрушения или оплавления поршня и т.д.). Добавим, что существуют двигатели, на которых невозможно оценить состояние ЦПГ без снятия поддона. Зачастую высока вероятность того, что одной замены колец на новые может оказаться недостаточно, так как при выявлении серьезной выработки необходимо растачивать блок цилиндров .

Отметим, что установка новых компрессионных колец без снятия двигателя в изношенные цилиндры крайне не рекомендуется. Дело в том, что в процессе эксплуатации на зеркале цилиндра образуется так называемая ступень. После установки новых деталей высока вероятность поломки поршневых колец об указанную ступеньку, что потребует повторной разборки и более дорогостоящего ремонта двигателя.

Более того, кольца изнашивают как зеркало цилиндра, так и внутреннюю поверхность канавки поршня. По указанным причинам новые поршневые кольца, которые ставятся без замены поршней и ремонта цилиндров, или совсем не притираются, или притирка происходит очень медленно и неэффективно.

С учетом вышесказанного оптимальным вариантом будет расточка блока цилиндров, выполнение хонингования цилиндров, после чего производится установка новых ремонтных поршней и поршневых колец. Без снятия двигателя такой ремонт произвести не представляется возможным. При этом положительные результаты ремонта со снятием мотора намного более прогнозируемы.

В любом случае, меняются кольца на снятом двигателе или замена поршневых колец производится без снятия агрегата, общий порядок действий следующий:

  • осуществите снятие ГБЦ;
  • выполните дефектовку ГБЦ, БЦ и ЦПГ;
  • проведите соответствующие измерения для определения необходимого размера поршневых колец;
  • приобретите поршневые кольца, подходящие по размерам и эксплуатационным характеристикам;
  • слейте моторное масло и реализуйте вскрытие поддона картера;
  • при необходимости снимите масляный насос;
  • далее потребуется удалить нагар в верхней части цилиндра;
  • затем выполните откручивание головок (крышек) шатунов и выталкивайте их наверх (отмечайте каждую головку, так как при последующей сборке головка шатуна должна соответствовать тому шатуну, откуда она была снята).

Чтобы разобраться с тем, как правильно поставить кольца на поршень, следуйте дальнейшим рекомендациям. Сами поршневые кольца меняются относительно просто. Для снятия старых колец необходимо развести края кольца в области замка до того момента, пока кольцо не выйдет из канавки на поршне. Данную процедуру можно совершать как посредством специальных щипцов, так и при помощи небольшой плоской отвертки.

После необходимо удалить из канавок на поршне нагар. Если этот нагар не снять, тогда после установки новых поршневых колец поршень будет сложно установить обратно в цилиндр. Для удаления нагара из поршневых канавок можно воспользоваться старым компрессионным кольцом, которое для удобства ломается на две части.

Завершив процедуру по очистке канавок поршня необходимо изучить инструкцию по установке колец, которая прилагается к новому комплекту.  В такой инструкции содержится порядок установки поршневых колец на поршень, то есть последовательность их правильной установки и порядок расположения. Также указывается верхняя или нижняя сторона, согласно чему поршневое кольцо должно быть установлено с верхним или нижним расположением специальной метки.

При установке колец на поршень требуется соблюдать аккуратность, так как среднее компрессионное и нижнее маслосъемное кольцо отличаются повышенной хрупкостью. Что касается верхнего кольца, данный элемент прочнее остальных, но также требует правильного подхода при установке.

Установка колец на поршень

Далее будут рассмотрены выдержки из инструкции по установке поршневых колец производителя Mahle, а также добавлены отдельные советы и рекомендации.

  1. После очистки канавок от нагара необходимо убедиться, что на их боковых поверхностях и радиусах нет повреждений.
  2. Для монтажа колец используйте специальное цанговое приспособление.
  3. Установку колец необходимо начинать с нижнего поршневого кольца. Избегайте лишних усилий, чтобы исключить возможную деформацию колец.
  4. Перед установкой найдите на кольце маркировку в виде надписи TOP (от англ. «верх»). Кольца с такой маркировкой нужно ставить в сторону днища поршня маркированной стороной.
  5. Если производится монтаж колец, которые имеют эспандерную пружину, тогда место стыка в виде концов пружины с проволочной вставкой размещается с учетом рекомендуемого смещения на 180° градусов относительно стыка поршневого кольца. В случае наличия у эспандерной пружины рубашки из тефлона, данный элемент должен находиться в области размещения стыка кольца. Кольца, которые состоят из нескольких ламелей, после монтажа пружины необходимо располагать с учетом того, чтобы стыки указанных ламелей были направлены на отверстие поршневого пальца. Во время размещения верхней ламели концы пружины необходимо фиксировать.
  6. Если поршень имеет специальные фиксаторы в своих канавках, которые предотвращают проворачивание колец, тогда стыки поршневых колец должны находиться на штифтах для фиксации.
  7. После завершения установки необходима проверка зазора боковых поверхностей. Если показатель укладывается в рамки до 0.100 мм, тогда такой зазор допускается. Выявление увеличения зазора от максимально допустимого указывает на необходимость приобретения и установки новых поршней.
  8. Во время установки необходимо учесть степень износа зеркала цилиндра. Такой износ считается допустимым при значении 0.100 мм (с учетом диаметра цилиндра). Если зазор оказывается больше, тогда блок цилиндров требует перегильзовки или расточки под ремонтные поршни.

Как уже было сказано выше, повышенное внимание при установке следует уделять как взаимному расположению и ориентации, так и типу поршневых колец. Маслосъёмные кольца отличаются от компрессионных уникальным п-образным профилем, а также имеют в своей конструкции расширительную пружину.

Второе компрессионное кольцо оснащается скребком-кромкой, так как частично участвует в процессе съема масла параллельно работе маслосъёмного кольца. Наличие кромки на поршневом кольце обычно указывает на то, что такое кольцо устанавливается с учетом нижнего расположения кромки. Во время установки колец на поршень необходимо тщательно дозировать усилие. В противном случае можно с легкостью сломать поршневое кольцо.

Также добавим, что после установки колец на поршень и помещения его в цилиндр кольца осуществляют плотное прилегание к стенкам цилиндра. В замках образуется так называемый тепловой зазор. После при помощи щупа необходимо промерить этот зазор, который не должен превышать показатели 0.25-0.45 мм. Если указанный зазор окажется меньше, тогда кольцо не сможет нормально разместиться в канавке поршня. Для решения проблемы можно воспользоваться надфилем и аккуратно удалить лишние доли миллиметров.

Что касается правильного расположения, для предотвращения прорыва газов через замки колец необходимо знать, как ставить поршневые кольца. При правильной установке кольца надеваются на поршень с учетом смещения по окружности. В качестве примера можно рассмотреть установку 3-х поршневых колец.  При такой установке замки необходимо ставить так, чтобы каждый из замков располагался через 120 ° относительного другого.

Обкатка двигателя после замены поршневых колец

Независимо от того, производилась только замена поршневых колец или двигатель прошел капитальный ремонт, мотору потребуется обкатка. Это вызвано необходимостью приработки новых деталей. Обкатывать двигатель после замены поршневых колец следует аналогично обкатке мотора нового бензинового или дизельного автомобиля.

Двигатель после замены колец нельзя эксплуатировать в тяжелых нагруженных режимах (высокие обороты при езде, простой на холостых оборотах, движение с малой скоростью на повышенных передачах и т.д.) минимум 3-5 тыс. км. Также не следует начинать поездку без предварительного прогрева ДВС.

Далее рассмотрим мнения опытных автомехаников и ответим на общий вопрос, сколько нужно обкатывать двигатель после замены поршневых колец. Среди специалистов достаточно распространено утверждение, что для полной притирки колец потребуется около 10-15 тыс. км. Отсюда следует вывод — после минимальной обкатки автомобиля после капремонта двигателя или замены колец (до 5 тыс. км.) крайне не желательно раскручивать силовой агрегат выше среднего диапазона оборотов еще около 5 или даже 10 тыс. км. пробега.

Подведем итоги

В исправном атмосферном бензиновом или дизельном двигателе, который эксплуатируется в нормальных условиях, средний ресурс поршневых колец может составлять от 150 до 350 тыс. км. Высокофорсированные «атмосферники» и моторы с турбонаддувом (особенно бензиновые) могут нуждаться в замене колец уже при пробеге около 100 тыс. км. Усредненные показатели приводятся по причине того, что на срок службы поршневых колец сильно влияют следующие факторы:

  • режимы работы ДВС;
  • качество моторного масла;
  • работоспособность систем смазки, охлаждения и т.д.

Например, поршневые кольца могут немедленно выйти из строя в случае перегрева двигателя. Износ колец сильно увеличивается при эксплуатации мотора на несоответствующем рекомендуемому, грязном или попросту низкосортном масле. Проблемы с запуском холодного двигателя или неустойчивая работа агрегата на холостом ходу могут заставить водителя «подгазовывать» на холодном двигателе, в результате чего поршневые кольца очень сильно и быстро изнашиваются.

Напоследок добавим, что если была произведена замена поршневых колец и не запускается двигатель без видимых причин, тогда возможно разрушение колец в случае непрофессиональной установки новых деталей в цилиндры без ремонта. В этом случае распространенной проблемой является то, что после замены поршневых колец нет компрессии, которая необходима для сжатия смеси и нормального холодного запуска. Такая неисправность может быть результатом неправильно подобранных ремонтных размеров деталей или других ошибок во время проведения ремонта.

В том случае, если после замены поршневых колец машина дымит, тогда следует оценить интенсивность дымления и цвет выхлопных газов. В самом начале процесса приработки поршневых колец появление сине-серого дыма допускается, далее интенсивность дымления и цвет должны постепенно нормализоваться. Если после первых 1-3 тыс. км. этого не происходит, тогда потребуется провести повторную диагностику силового агрегата.

krutimotor.ru

Напоминалка для тех, кто самолично перебирает двигатель ВАЗ 2108-2112 — DRIVE2

После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого поршневого кольца.

2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.

3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.Номинальный зазор поршневых колец, мм:верхнее компрессионное кольцо 1 — 0,04-0,075;нижнее компрессионное кольцо 2 — 0,03-0,065;маслосъемное кольцо 3 — 0,02-0,055.

Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец — 0,15 мм.

4. Наиболее точно зазоры поршневых колец можно определить промером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину поршневого кольца в нескольких местах по окружности, затем…5. …с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.

6. Измерьте зазоры в замках поршневых колец, вставив поршневое кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте поршневое кольцо в цилиндр (в котором поршневое кольцо работало), продвиньте поршнем как оправкой поршневое кольцо в цилиндр, чтобы поршневое кольцо установилось в цилиндре ровно, без перекосов и…7. …щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. Номинальный зазор поршневого кольца должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) -1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените поршневое кольцо.

8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.

9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор между поршнями и цилиндрами определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор между поршнями и цилиндрами равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор между поршнями и цилиндрами не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор между поршнями и цилиндрами был как можно ближе к номинальному. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

Рис. 4.9. Места измерения зазоров цилиндра

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (см. рис. 4.9.) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор — нутромер.11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметров делят на пять классов: А, В, С, D, Е (табл. 4.1).В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный — увеличенный на 0,4 мм, второй — на 0,8 мм.

По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», на кольцах второго ремонтного размера — «80».

Таблица 4.1 Номинальные размеры цилиндров и поршнейКласс Диаметр, ммцилиндра поршняА 82,00-82,01 82,00-82,01В 82,01-82,02 82,01-82,02С 82,02-82,03 82,02-82,03D 82,03-82,04 82,03-82,04

Е 82,04-82,05 82,04-82,05

12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) напротив каждого цилиндра. 13. На днище поршня выбиваются следующие данные:1 — класс поршня по отверстию под поршневой палец;2 — класс поршня по диаметру;3 — стрелка, показывающая направление установки поршня;4 — ремонтный размер (1-й ремонтный — треугольник, 2-й ремонтный — квадрат);

5 — группа по массе (нормальная «Г», увеличенная на 5 г «+», уменьшенная на 5 г «-»).

14. Поршневые пальцы с трещинами замените. Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте поршневой палец в поршень. Если при покачивании поршневого пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему поршневой палец по классу

Таблица 4.2 Классы поршневых пальцев, поршней и шатуновРазмерная группа Модель двигателя ВАЗ 2108Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, ммА 76,00-76,01 75,965-75,975В 76,01-76,02 75,975-75,985С 76,02-76,03 75,985-75,995D 76,03-76,04 75,995-75,005

Е 76,04-76,05 75,005-75,015

Размерная группа Модель двигателя ВАЗ 21083Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, ммА 82,00-82,01 81,965-81,975В 82,01-82,02 81,975-81,985С 82,02-82,03 81,985-81,995D 82,03-82,04 81,995-82,005

Е 82,04-82,05 82,005-82,015

(табл. 4.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-, 2-, 3-й) через 0,004 мм. Класс поршневого пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу — на крышке шатуна.

15. Замените сломанные поршневые кольца и расширитель маслосъемного кольца.

16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

18. Вставьте поршневой палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании поршенвого пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на классы (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Класс шатуна по массе верхней и нижней головкиМасса головок шатуна, г Маркировкаверхний нижний буквой краской184+2 489±3 Ф Красный495+3 Л Зеленый501±3 Б188+2 489+3 X495±3 М501+3 В192+2 489±3 Ц495±3 Н

501+3 Г Голубой

19. В двигателе автомобилей ваз 2108 , ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться шатуны одного класса. Маркировка шатуна наносится на крышке шатуна: 1 — класс шатуна по массе (буква или краска), 2 — класс шатуна по поршневому пальцу.

20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленвал необходимо заменить.

21. Промерьте коренные и шатунные шейки коленвала.Номинальные диаметры шеек коленвала, мм:коренных-50,799-50,819;шатунных-47,830-47,850.Если износ или овальность шеек коленвала превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера.Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек коленвала:первый — 0,25 мм;второй — 0,5 мм;третий — 0,75 мм;

четвертый -1,00 мм.

22. Если на коренных и шатунных шейках коленвала 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера. Работу по шлифовке шеек коленвала рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки коленвала и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленвал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек коленвала после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек коленвала установите вкладыши ремонтных размеров. 23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.

24. Измерьте осевой зазор коленвала. Для этого установите коленвал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).

25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец коленвала. Сдвиньте коленвал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте коленвал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленвала равен 0,0б-0,26 мм, предельно допустимый осевой зазор коленвала — 0,35 мм. Если осевой зазор коленвала превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального -2,31-2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) — 2,437-2,487 мм.

26. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на шатунных и коренных вкладышах есть трещины, задиры, выкрашивание — замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.Номинальная толщина коренных и шатунных вкладышей, мм:коренных-1,824-1,831;шатунных -1,723-1,730.Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины:первый — на 0,25 мм;второй — на 0,5 мм;третий — на 0,75 мм;

четвертый — на 1,00 мм.

27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.Зазоры между вкладышами и шейками коленвала равны:коренные подшипники (номинальный) -0,026-0,073 мм, предельно допустимый -0,15 мм;шатунные подшипники (номинальный) -0,02-0,07 мм, предельно допустимый -0,1 мм.Если зазор превышает предельно допустимый, коленвал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.28. В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленвала. Биение шеек коленвала должно составлять:коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм;посадочная поверхность под маховик — не более 0,04 мм;

посадочная поверхность под шкивы и сальники — не более 0,05 мм.

29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленвала.

30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.

31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив водяной насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок цилиндров негерметичен и блок цилиндров надо заменить.

33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок цилиндров ремонту не подлежит и блок цилиндров надо заменить.

34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив диаметры цилиндров.

www.drive2.ru

Автомастерская - Технологии для Авто-любителя

Подгонка и восстановление поршневых колец

По данному способу можно сделать нужные вам кольца из колец от других марок машин, мотоциклов и т.д., которые имеются в наличии или которые легче приобрести. Работоспособность таких колец равна заводским.

Для переделки хороши и изношенные кольца больших диаметральных размеров, что дает им вторую жизнь. Так как длина окружности равна Д х 3,14, то при износе кольца на 0,2 мм (то есть 0,1 мм на сторону) зазор в замке уже 0,628, износ цилиндра на 0,02 - 0,03 мм прибавляет еще 0,07 - 0,1 мм зазора, в сумме это заметно и часто такие кольца меняют.

Что необходимо для работы: токарный станок, плоскошлифовальный станок (если необходима доработка по высоте) и желательно круглошлифовальный станок, а также микрометры, но квалифицированный токарь может обойтись штангенциркулем.

Как известно, иногда вставляют ремонтные увеличенные, обрезав излишек в стыке, но в этом случае кольцо в цилиндр ложится с искажением и чем больше увеличение, тем оно больше. Таким образом, еще можно поставить кольца с увеличением до 0,5 мм (излишек в стыке более 1,5 мм). Если увеличение больше 1-2 мм, то нужно следуя дальнейшему описанию, обработать наружный диаметр под размер цилиндра. А если кольцо не родное и толще, то следует и прошлифовать до нужной толщины или доработать канавку на поршне.

И так: вытачиваем втулку (см. рис. 1), внутренний диаметр которой определяется формулой:

Например, для ВАЗ-2101 после капремонта нужны кольца 76,4, а имеются изношенные от мотоцикла «Урал» 78 тогда

Затем кольца вставляем вовнутрь втулки и совместив концы внахлест, отчеркиваем чертилкой излишек. Удаляем излишек с одного конца кольца точно до черты, это удобно делать зажав полкольца в тиски (но губки должны быть параллельны) строго по риске (см. рис. 2). Прижимая полотно ножовки к губкам тисков, аккуратно обрезаем выступ и доводим торец напильником, вставляем кольцо для контроля в разметочную втулку и проверяем зазор в замке, доводя его до необходимого теплового. При наличии круглошлифовального станка точим оправку (см. рис. 3). Диаметр посадочного пояска «А» делаем по внутреннему диаметру поршневого кольца, вставленного в разметочную втулку. Затем базируем кольцо на оправку с помощью разметочной втулки и сжимаем по торцам прижимной шайбой, затягивая гайку, после чего снимаем разметочную втулку. Шлифуем наружный диаметр кольца по микрометру в размер цилиндра. Если при отрезки излишка, зазор в замке окажется чуть больше нужного, то при наружной шлифовке следует добавить необходимое количество сотых мм на диаметр, т.к. умножаясь на «П»-3,14, они уменьшают зазор. При зажиме все торцевые поверхности должны быть чистыми и сухими. Если нет шлифовального станка, эту операцию можно выполнять и на токарном станке (см. рис. 4), если разметку делаем по штангенциркулю, то точим в «плюс», так как возможна припиловка стыка. В маслосъемных кольцах после наружной обработки необходимо занизить соответственно и канавку в середине кольца. Вообще в этом случае, несколько уменьшается сечение кольца, но за счет его большого скручивания, упругость кольца не уменьшается и оно работает как новое.

Если высота кольца больше, то можно расширить канавку резцом в размер колец или прошлифовать кольца до нужного размера на плоскошлифовальном станке, закрепив их на магнитной плите (плита должна иметь частое расположение магнитных элементов). Для этого шлифуем магнитную плиту, алмазим круг, располагаем кольца (зачистив базу на шкурке или прошаржировав см. рис. 5) и фиксируем их, обложив снаружи и внутри. Шлифуем в малом режиме с подачей на проход 0,03 - 0,04 мм. Маслосъемные кольца шлифуем с переворотом, получая одинаковой толщины скребущие пояски.

Если плоская шлифовка колец необходима, то лучше начать с нее, потом разметка и все остальное.

Маслосъемные кольца «Жигулей» имеют на внутренней поверхности выточку под спиральную пружину. Кольцо с дополнительной пружиной быстрее прирабатывается, но при некачественной нашей отечественной смазке быстрее и снашивается (отчего многие «Жигули» и дымят). Поэтому при использовании на «Жигулях» отечественных колец нет смысла делать внутреннюю выточку и ставить пружину, лучше сделать более глубокой наружную проточку, т.е. углубить канавку.

Для ориентации размеров колец наиболее распространенных в России, приведена таблица (см. ниже), следуя которой и исходя из ремонтных увеличений можно подобрать кольца, которые подойдут или которые можно переделать под нужный размер.

Например у мотоцикла «Урал» 78 мм, ремонтные с увеличением 1,0 мм будут 79 мм, то есть подойдут для «Жигулей» или убрав от 78 мм можно получить кольца для ВАЗ-2101. Кроме того, некоторые кольца подойдут напрямую: маслосъемные кольца «Москвич-408» 76 мм и высотой 4 мм, т.е. соответствуют ВАЗ-2101 без всякой переделки, а компрессорные высотой 2,2 мм чуть с доработкой по высоте. Хорошо подходят и от «Запорожца» 76 мм и высотой 1,5 - 2,0 мм. Причем маслосъемное кольцо из стальной ленты очень хорошо снимает масло и долговечно. Кроме того, компрессорные кольца можно использовать и мотоциклетные 78 мм с переделкой. Подходит к «Москвичу» от ГАЗ-51 второе компрессионное и маслосъемное кольца. Поэтому если нет новых колец, то верхнее хромированное (с целым слоем хрома) оставляем, а остальные ставим от ГАЗа. Они могут быть чугунными, либо из стальной ленты. Если верхнее изношено, то подойдет и от ГАЗа, но нужно прошлифовать кольцо до высоты 2 мм или увеличить резцом на токарном станке канавку до Н-2,5 мм, учитывая взаимозаменяемость колец из одной размерной группы, например, 76 мм для «Запорожца» подойдут кольца от «Жигулей», «Москвича-408», «403» и т.д. (см. таблицу). Поэтому для ЗАЗ можно найти изношенные кольца от старых «Москвичей-408 и 403». Грузовые «Москвичи» (чебурашки) используют двигатель М-408 ( 76). У старых «Москвичей» двигатели прошли не один капремонт, поэтому у владельцев остались изношенные кольца ремонтного размера, т.е. 76,5 мм, которые после износа имеют размер 76,4 - 76,3 мм и их, используя данную технологию, достаточно пропилить в размер 76 мм или поставить на ВАЗ первого ремонта ( 76,4 мм). Также имеются изношенные кольца 77 мм и т.д. Двигатели «Москвичей-403 и 408» двух стандартов, т.е. новые кольца первого стандарта 76,0 и второго 76,2 мм.

Такие кольца ( 76,2 мм), как новые так и изношенные можно сразу ставить на ЗАЗ и ВАЗ припилив зазор в стыке замка, (на ЗАЗ применяется маслосъемное кольцо из стальной ленты). Но чугунное, например, от М-408 (чебурашки) или ВАЗ можно использовать любое, оно будет работать не хуже. В качестве компрессорного можно использовать любые из группы колец 76 мм (см. таблицу) или, например, для мотоплуга с двигателем «Электрон» нужны кольца 57, тогда ближайшее увеличенное будет 58 от мотоцикла «Ява-350» или «ЧЗ», взятые у них новые или изношенные кольца квалифицированный токарь по этой технологии подгонит в размер 57.

Или для лодочного мотора «Вихрь» можно использовать кольца от мотоцикла «Иж-Планета» с небольшой доделкой под стопор.

Данная разработка является изобретением (положительное решение по заявке №44888126).

Кольца от 2-х тактных двигателей взаимозаменяемы с 4-х тактными, но имеют стопор. Если на поршне два компрессорных кольца, то верхнее можно поставить хромированное, если три, то допустимо два верхних хромированных, но если зеркало цилиндра хромированное (особо обратить внимание владельцам зарубежных моторов), то использование хромированных и из стальной ленты колец недопустимо.

Предостережение: если 2-х тактный двигатель форсирован (окна увеличены) будьте осторожны!

Так как рабочие газы пропускают поршневое кольцо к низу канавки и попадают в полость за кольцом, поэтому они своим давлением разжимают кольцо изнутри, уплотняя его к диаметру. При износе зазор в замке выпускает газы из полости кольца и оно не держит компрессию, поэтому необходим минимальный тепловой зазор в замке и обработка кольца в размер цилиндра.

О маслосъемном кольце: оно работает в наименее изношенной части цилиндра и покрыто маслом. Верхняя кромка кольца поддерживает компрессию (хотя оно не разжимается газами), его упругость достаточна. В изношенный цилиндр есть смысл поставить увеличенное на 0,5 мм по диаметру кольцо, сделав спецзамок в стыке (см. рис. 6). Разметку чертилкой (совместив концы внахлест) следует произвести в нижней части цилиндра. При припиловке замка необходимы надфили, и желательна тренировка на старом кольце и пользование мерителем, контролируя кольцо по канавке. Поскольку кольцо высокое (4 - 5 мм), то высота шипа (2 - 2,5 мм), что нисколько не уменьшает его прочность. Хотя кольцо полнее по диаметру на 0,5 мм за счет своей жесткости оно хорошо облегает цилиндр (убедитесь на просвет) и полностью прирабатывается за 1-2 тыс. км. Припиливая к разметке нужно добавить минимальный тепловой зазор. Кольцо должно плотно сидеть в канавке (разбитая будет пропускать газы внутрь поршня). Хорошо сделанное кольцо будет долго работать как компрессионное.

ТАБЛИЦА распространенных в России колец и их размеры

u-business.narod.ru

Таблица для проверки зазора в замке поршневого кольца - Весь мир Mitsubishi!

Двигатель

Компрессионное кольцо №1

Компрессионное кольцо №2

Маслосъемное кольцо

Серии 4G1

Номинальный

0,20 — 0,35 мм

0,20 — 0,35 мм

0,20 — 0,70 мм

Предел, допустим.

0,8 мм

0,8 мм

1,0 мм

4G91-DOHC

Номинальный

0,25 — 0,40 мм

0,40 — 0,55 мм

0,20 — 0,60 мм

4G9-SOHC

Предел, допустим.

0,8 мм

0,8 мм

1,0 мм

4G92-DOHC

Номинальный

0,25 — 0,40 мм

0,40 — 0,55 мм

0,10-0,35 мм

4G93-DOHC

Предел, допустим.

0,8 мм

0,8 мм

1,0 мм

4D68

Номинальный

0,20 — 0,32 мм

0,35 — 0,50 мм

0,10-0,30 мм

Предел, допустим.

0,8 мм

0,8 мм

0,8 мм

Метки
Метки: DOHC, SOHC, зазор, кольцо (рейтинг +2, голосов 2) Loading...

citydrive-nk.ru


Смотрите также