Каталог
  

Состав мела школьного


Из чего делают школьный мел?

Из чего делают школьный мел?

  • Мел создан самой природой, это осадочная горная порода. Основа мела, включая школьный, - кальций. Но школьный мел очищен от различных вкраплений, присутствующих в природном, и спрессован вместе со связующими добавками в привычные нам брусочки.

  • В состав обычного природного мела входит карбонат кальция, магния, а также оксиды металлов, кусочки кварца. Насчет школьного мела, может быть, туда добавляют еще какие-то соединения, чтобы они лучше писали, но на вкус мелки бывают разные и отличаются.

  • Главное составляющие мала - это известняк(CaCO3). Также добавляют различные добавки для придания цвета-красители,связующие вещества, гипс. Кстати хороший производитель должен указывать состав мелков на упаковке.

  • Мел - это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет из себя остатки древних организмов.

    Но для школьных досок применяют обычно уже обработанный мел, потому что в природном часто встречаются крупные частицы, камешки, песчинки, ведь он образовывался в древнем море. Поэтому природный мел дробят, высыпают в воду и делают взвесь. Крупные тяжелые частицы, песчинки, камешки оседают на дно, а мелкие частицы кальция вместе с водой перетекают из резервуара в резервуар, пока не оседают в специальной емкости. Потом его вынимают, сушат, добавляют, чтобы не рассыпался, декстрин, и уже из этой смеси делают тот самый мел, которым пишут в школе. На последнем этапе можно добавить красители, тогда получатся цветные мелки.

  • Вообще мел - это природный компонент. И школьный мел делают именно из природного мела. НО в связи с тем, что природный мел имеет много вкраплений в виде камушек и прочего мусора, его предварительно дробят и очищают от примесей. А далее добавляют связующий элемент и красители - затем мел сохнет в специальных формах и вс, он готов.

  • Писчий мел - это осадочная горная порода. Состоит из карбонатных скелетов мельчайших морских моллюсков. Более, чем на 90% состоит из кальцита (карбонат кальция). При дальнейшей литификации (породообразовании) образуется известняк. Можно распилить куски породы, можно мел измельчить, а потом добавить различные красители, клей, придать ему нужную форму. Как показывает практика, самый хороший мел не тот, что сделан искусственно с применением всяческих добавок, а природный.

  • Химический состав мела включает целый ряд разных компонентов, к примеру,

    Также незначительную долю могут составлять такие вещества, как

    Как такового жестко утвержднного стандарта состава мел не имеет.

    **

    Если говорить о школьном меле, то чаще всего он включает

  • Мел использовался для рисования с доисторических времен, археологи до сих пор иногда находят пещерные рисунки, сделанные мелом.

    Позже некоторые художники стали использовать его для эскизов своих картин. Именно тогда, для их удобства мел приобрел свою традиционную форму в виде палочки.

    Так как мел - это мягкая и рассыпчатая горная порода, попросту говоря, порошок (основа мела - карбонат кальция), для его изготовления приходится добавлять воду и глину в качестве связующего вещества.

    Полученную массу затем укатывают в формочки и сушат. Для того, чтобы получился цветной мел, в него добавляют разные примеси. Для получения черного цвета, например, добавляют углерод, а для ярко-красного - оксид железа.

  • Белый школьный мел имеет состав из нескольких химических веществ. В основном это кальций, а остальное примеси. В состав школьного мела входят:

    Мел является очень распространенным мин. веществом, а также он получается химическим путем (второй способ наиболее сложный)

  • Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния

  • Основная составляющая школьного мела - это карбонат кальция. Но сейчас добавляют различные примеси, например, гипс.

    Знаю, что многие едят мел. Если вопрос связан с поеданием мела, то лучше не рисковать и не восполнять недостатки кальция поеданием школьного мела. Лучше купить в аптеке препарат, содержащий кальций.

info-4all.ru

Мел мрамор известняк формула. Школьный мел и его влияние на здоровье учителей.

Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы в детстве не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

Минеральный мел – свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена.

Происхождение мела

Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.

Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились в хорошо нам знакомый мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:

  • обломки скелетов – около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях.
  • раковины микроскопических моллюсков фораминифер – около 10%. Однако не все корненожки (русское наименование животных) имели известковый панцирь. Некоторые сооружали свой защитный слой из хитиноподобного вещества. Во многом поэтому в меловых отложениях собственно карбоната кальция отыскивается не более 98% (и не менее 91%).
  • фрагменты известковых наростов водорослей – до 40%. Кокколитофориды – растительный планктон океанов – прекрасно чувствует себя и в наше время. До 98% микроскопической живой взвеси в верхних слоях морей приходилось и приходится на этот вид водорослей. Поэтому известковый минерал, на самом деле, - продукт по большей части растительного, а не животного генеза. Происхождение мела – заслуга растений!
  • мелкодисперсный кристаллический кальцит – до 50%. Речь идет об «обломках обломков», причем настолько миниатюрного размера, что определить их биологическую принадлежность не представляется возможным.
  • нерастворимые минералы (в основном силикаты) – до 3%. В основном это геологический мусор (песок и обломки различных горных пород), занесенные в меловые отложения ветрами и течениями. Хотя помимо того биогенные кальциевые образования обогащаются соединениями фосфора и кремния во время обменных процессов при жизни животного.

Раковины более или менее крупных моллюсков, скелеты кишечнополостных, конкреции чужеродных минералов в меловых толщах встречаются относительно редко. Лишь некоторые фото мела демонстрируют наблюдателю массивы, испещренные полостями объемных раковин.

Состав мела

Условно считается, что химическая формула мела соответствует формуле карбоната кальция СаСО3. Однако реальный состав мела отличается от состава кальциевой соли угольной кислоты.

Собственно окиси кальция в минерале около половины: концентрация СаО колеблется от 47% до 55%. Немало в мелу и углекислого газа, находящегося в связанном состоянии. СО2 – до 43%!

Окись магния MgO может доходить до 2% от общей массы мела. Включения кварца SiO2 обычно не слишком значительны, но в целом обязательны, и могут достигать 6%-ной концентрации. Плотность мела с высоким содержанием кремния больше обычного.

Несколько меньше в составе мела оксида алюминия Al2O3 – не более 4%. Разнообразные окислы железа редко превышают полупроцентный порог концентрации, однако именно они окрашивают мел в красный цвет довольно часто.

Применение мела

Как самостоятельный строительный материал мел применяется только в качестве сырья для производства меловых красок. Вышедшая из массового употребления полвека назад, побелка помещений коллоидным раствором чистого или подцвеченного мела сегодня почти не производится.

Как кладочный камень мел несостоятелен – хотя помещения, отрытые в меловых массивах, веками сохраняют пригодность для жизни. Малая твердость мела дает возможность постепенной выемки камня без масштабных разрушений массива.

В строительной индустрии применение мела растет и ширится. Производство цемента и стекла без мела практически невозможно! Требуется мел и бумагоделательным предприятиям, и легкой промышленности, и органической химии. Краски и резина, гигиенические товары и удобрения для почв, комбикорма и парфюмерные композиции производятся с использованием мела.

Можно ли есть мел?

Известно, что при недостатке кальция в организме может развиться тяга к поеданию мела. Опыт поколений, выросших в условиях дефицита органического кальция, говорит: мел съедобен! Однако врачи, отвечая на вопрос можно ли есть мел, настроены не столь однозначно.

Свойства мела резко меняются под воздействием желудочного сока. Мел, прошедший через горнило окислительных процессов, теряет первоначальную нейтральность, становится химически активным реагентом. По действенности он делается похож на гашеную известь. Слизистая оболочка пищеварительного тракта страдает от контакта с окисленным мелом.

Кроме того, концентрация кальция в мелу чрезмерно велика. Поедание мела может спровоцировать известкование сосудов. Гораздо безопасней при дефиците кальция обращать внимание на медицинские препараты этого металла. Таблетка глюконата кальция воздействует на организм куда более позитивно, чем кусок съеденного мела.

Канцелярский, строительный и даже кормовой сельскохозяйственный мел не годятся к употреблению в пищу! Человек не имеет возможности безопасно (и тем более с пользой для себя) переработать и усвоить данный минерал!

Меловые отложения Евразии протянулись широкой полосой от казахской реки Эмбы до западной оконечности Британии. Наибольшей толщины отложения достигают южнее Харькова: здесь наличествуют настоящие меловые горы с толщиной массива до 600-т метров. Продолжающиеся разработки белого минерала сулят ученым немало новых открытий.

Ка́льций — элемент главной подгруппы второй группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 20. Обозначается символом Ca (лат. Calcium). Простое вещество кальций (CAS-номер: 7440-70-2) — мягкий, химически активный щёлочноземельный металл серебристо-белого цвета.

История и происхождение названия

Название элемента происходит от лат. calx (в родительном падеже calcis) — «известь», «мягкий камень». Оно было предложено английским химиком Хэмфри Дэви, в 1808 г. выделившим металлический кальций электролитическим методом. Дэви подверг электролизу смесь влажной гашёной извести с оксидом ртути HgO на платиновой пластине, которая являлась анодом. Катодом служила платиновая проволока, погруженная в жидкую ртуть. В результате электролиза получалась амальгама кальция. Отогнав из неё ртуть, Дэви получил металл, названный кальцием.

Соединения кальция — известняк, мрамор, гипс (а также известь — продукт обжига известняка) применялись в строительном деле уже несколько тысячелетий назад. Вплоть до конца XVIII века химики считали известь простым телом. В 1789 году А. Лавуазье предположил, что известь, магнезия, барит, глинозём и кремнезём — вещества сложные.

Из-за высокой химической активности кальций в свободном виде в природе не встречается.

На долю кальция приходится 3,38 % массы земной коры (5-е место по распространенности после кислорода, кремния, алюминия и железа). Содержание элемента в морской воде — 400 мг/л

Изотопы

Кальций встречается в природе в виде смеси шести изотопов: 40Ca, 42Ca, 43Ca, 44Ca, 46Ca и 48Ca, среди которых наиболее распространённый — 40Ca — составляет 96,97 %.

Из шести природных изотопов кальция пять стабильны. Шестой изотоп 48Ca, самый тяжелый из шести и весьма редкий (его изотопная распространённость равна всего 0,187 %), как было недавно обнаружено, испытывает двойной бета-распад с периодом полураспада 5,3×1019 лет.

В горных породах и минералах

Большая часть кальция содержится в составе силикатов и алюмосиликатов различных горных пород (граниты, гнейсы и т. п.), особенно в полевом шпате — анортите Ca.

В виде осадочных пород соединения кальция представлены мелом и известняками, состоящими в основном из минерала кальцита (CaCO3). Кристаллическая форма кальцита — мрамор — встречается в природе гораздо реже.

Довольно широко распространены такие минералы кальция, как кальцит CaCO3, ангидрит CaSO4, алебастр CaSO4·0.5h3O и гипс CaSO4·2h3O, флюорит CaF2, апатиты Ca5(PO4)3(F,Cl,OH), доломит MgCO3·CaCO3. Присутствием солей кальция и магния в природной воде определяется её жёсткость.

Кальций, энергично мигрирующий в земной коре и накапливающийся в различных геохимических системах, образует 385 минералов (четвёртое место по числу минералов).

Миграция в земной коре

В естественной миграции кальция существенную роль играет «карбонатное равновесие», связанное с обратимой реакцией взаимодействия карбоната кальция с водой и углекислым газом с образованием растворимого гидрокарбоната:

СаСО3 + h3O + CO2 ↔ Са (НСО3)2 ↔ Ca2+ + 2HCO3−

(равновесие смещается влево или вправо в зависимости от концентрации углекислого газа).

Огромную роль играет биогенная миграция.

В биосфере

Соединения кальция находятся практически во всех животных и растительных тканях. Значительное количество кальция входит в состав живых организмов. Так, гидроксиапатит Ca5(PO4)3OH, или, в другой записи, 3Ca3(PO4)2·Са(OH)2 — основа костной ткани позвоночных, в том числе и человека; из карбоната кальция CaCO3 состоят раковины и панцири многих беспозвоночных, яичная скорлупа и др. В живых тканях человека и животных 1,4-2 % Са (по массовой доле); в теле человека массой 70 кг содержание кальция — около 1,7 кг (в основном в составе межклеточного вещества костной ткани).

Получение

Свободный металлический кальций получают электролизом расплава, состоящего из CaCl2 (75-80 %) и KCl или из CaCl2 и CaF2, а также алюминотермическим восстановлением CaO при 1170—1200 °C:

4CaO + 2Al = CaAl2O4 + 3Ca.

Алюминотермия (алюмотермия; от лат. алюминий и греч. therme — тепло, жар) — способ получения металлов, неметаллов (а также сплавов) восстановлением их оксидов металлическим алюминием.

Физические свойства

Металл кальций существует в двух аллотропных модификациях (аллотро́пия (от др.-греч. αλλος — «другой», τροπος — «поворот, свойство») — существование одного и того же химического элемента в виде двух и более простых веществ, различных по строению и свойствам: так называемых аллотропических модификаций или аллотропических форм.). До 443 °C устойчив α-Ca с кубической гранецентрированной решеткой (параметр а = 0,558 нм), выше устойчив β-Ca с кубической объемно-центрированной решеткой типа α-Fe (параметр a = 0,448 нм). Стандартная энтальпия ΔH0 перехода α → β составляет 0,93 кДж/моль.

При постепенном повышении давления начинает проявлять свойства полупроводника, но не становится полупроводником в полном смысле этого слова (металлом уже тоже не является). При дальнейшем повышении давления возвращается в металлическое состояние и начинает проявлять сверхпроводящие свойства (температура сверхпроводимости в шесть раз выше, чем у ртути, и намного превосходит по проводимости все остальные элементы). Уникальное поведение кальция похоже во многом на стронций (т.е. параллели в периодической системе сохраняются).

Химические свойства

Кальций — типичный щелочноземельный металл. Химическая активность кальция высока, но ниже, чем всех других щелочноземельных металлов. Он легко взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, из-за чего поверхность металлического кальция обычно тускло серая, поэтому в лаборатории кальций обычно хранят, как и другие щелочноземельные металлы, в плотно закрытой банке под слоем керосина или жидкого парафина.

В ряду стандартных потенциалов кальций расположен слева от водорода. Стандартный электродный потенциал пары Ca2+/Ca0 −2,84 В, так что кальций активно реагирует с водой, но без воспламенения:

Ca + 2Н2О = Ca(ОН)2 + Н2 + Q.

С активными неметаллами (кислородом, хлором, бромом) кальций реагирует при обычных условиях:

2Са + О2 = 2СаО

Са + Br2 = CaBr2.

При нагревании на воздухе или в кислороде кальций воспламеняется. С менее активными неметаллами (водородом, бором, углеродом, кремнием, азотом, фосфором и другими) кальций вступает во взаимодействие при нагревании, например:

Са + Н2 = СаН2, Ca + 6B = CaB6,

3Ca + N2 = Ca3N2, Са + 2С = СаС2,

3Са + 2Р = Са3Р2 (фосфид кальция), известны также фосфиды кальция составов СаР и СаР5;

2Ca + Si = Ca2Si (силицид кальция), известны также силициды кальция составов CaSi, Ca3Si4 и CaSi2.

Протекание указанных выше реакций, как правило, сопровождается выделением большого количества теплоты (то есть эти реакции — экзотермические). Во всех соединениях с неметаллами степень окисления кальция +2. Большинство из соединений кальция с неметаллами легко разлагается водой, например:

СаН2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + 2Н2,

Ca3N2 + 3Н2О = 3Са(ОН)2 + 2Nh4.

Ион Ca2+ бесцветен. При внесении в пламя растворимых солей кальция пламя окрашивается в кирпично-красный цвет.

Такие соли кальция, как хлорид CaCl2, бромид CaBr2, иодид CaI2 и нитрат Ca(NO3)2, хорошо растворимы в воде. Нерастворимы в воде фторид CaF2, карбонат CaCO3, сульфат CaSO4, ортофосфат Ca3(PO4)2, оксалат СаС2О4 и некоторые другие.

Важное значение имеет то обстоятельство, что, в отличие от карбоната кальция СаСО3, кислый карбонат кальция (гидрокарбонат) Са(НСО3)2 в воде растворим. В природе это приводит к следующим процессам. Когда холодная дождевая или речная вода, насыщенная углекислым газом, проникает под землю и попадает на известняки, то наблюдается их растворение:

СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСО3)2.

В тех же местах, где вода, насыщенная гидрокарбонатом кальция, выходит на поверхность земли и нагревается солнечными лучами, протекает обратная реакция:

Са(НСО3)2 = СаСО3 + СО2 + Н2О.

Так в природе происходит перенос больших масс веществ. В результате под землей могут образоваться огромные провалы, а в пещерах образуются красивые каменные «сосульки» — сталактиты и сталагмиты.

Наличие в воде растворенного гидрокарбоната кальция во многом определяет временную жёсткость воды. Временной её называют потому, что при кипячении воды гидрокарбонат разлагается, и в осадок выпадает СаСО3. Это явление приводит, например, к тому, что в чайнике со временем образуется накипь.

Карбонат кальция

Карбонат кальция (мел, углекислый кальций, известняк) — неорганическое химическое соединение, соль угольной кислоты и кальция. Химическая формула — . В природе встречается в виде минералов — кальцита, арагонита и ватерита. Карбонат кальция является главной составной частью известняка, мела и мрамора. Нерастворим в воде и этаноле.

Зарегистрирован как белый пищевой краситель (E170).

Используется как белый пищевой краситель Е170. В виде карбоната кальция мел используется для написания на досках. Для самых различных целей используется в быту: для побелки потолков, покраски стволов деревьев, для подщелачивания почвы в садоводстве.

Очищенный от посторонних примесей, карбонат кальция широко используется в бумажной и пищевой промышленности, при производстве пластмасс, красок, резины, продукции бытовой химии, в строительстве. Производители бумаги используют карбонат кальция одновременно в качестве отбеливателя, наполнителя (заменяя им дорогостоящие волокна и красители), а также раскислителя. Производители стеклянной посуды, бутылок, стекловолокна используют карбонат кальция в огромных количествах в качестве источника кальция — одного из основных элементов, необходимых для производства стекла. Широко используется при производстве продукции личной гигиены (например, зубной пасты), и даже в медицинской промышленности. В пищевой промышленности часто используется в качестве антислеживающего агента и разделителя в сухих молочных продуктах. При употреблении сверх рекомендованной дозы (1,5 г в день) может вызывать молочно-щелочной синдром (синдром Бернетта). Рекомендован при болезнях костных тканей.

Производители пластмассы — одни из основных потребителей карбоната кальция (более 50 % всего потребления). Используемый в качестве наполнителя и красителя, карбонат кальция необходим при производстве поливинилхлорида (PVC), полиэфирных волокон (кримплен, лавсан, и т. п.), полеолефинов. Изделия из данных видов пластмасс распространены повсеместно — это трубы, сантехника, кафельная плитка, черепица, линолеум, ковровые покрытия, и т. п. Карбонат кальция составляет порядка 20 % красящего пигмента, используемого при производстве красок.

Подавляющее большинство карбоната кальция, добывающееся из полезных ископаемых, используется в промышленности. Чистый карбонат кальция (например, для производства продуктов питания или использования в фармацевтических целях), может быть изготовлен из чистого источника (как правило, мрамор).

В качестве альтернативы карбонат кальция может быть подготовлен кальцинацией оксида кальция. Вода добавляется к этому оксиду, давая гидроксид кальция, и затем проводится углекислый газ, который проходит через этот раствор для осаждения желаемого карбоната кальция.

Применение металлического кальция

Главное применение металлического кальция — это использование его как восстановителя при получении металлов, особенно никеля, меди и нержавеющей стали. Кальций и его гидрид используются также для получения трудновосстанавливаемых металлов, таких, как хром, торий и уран. Сплавы кальция со свинцом находят применение в аккумуляторных батареях и подшипниковых сплавах. Кальциевые гранулы используются также для удаления следов воздуха из электровакуумных приборов.

Легирование сплавов

Чистый кальций применяется для легирования свинца, идущего на изготовление аккумуляторных пластин, необслуживаемых стартерных свинцово-кислотных аккумуляторов с малым саморазрядом. Также металлический кальций идет на производство качественных кальциевых баббитов БКА.

Ядерный синтез

Изотоп 48Ca — наиболее эффективный и употребительный материал для производства сверхтяжёлых элементов и открытия новых элементов таблицы Менделеева. Например, в случае использования ионов 48Ca для получения сверхтяжёлых элементов на ускорителях ядра этих элементов образуются в сотни и тысячи раз эффективней, чем при использовании других «снарядов» (ионов).

Применение соединений кальция

Гидрид кальция

Гидри́д ка́льция — сложное неорганическое вещество с химической формулой Cah3.

Белого цвета. При плавлении разлагается. Чувствителен к кислороду воздуха. Сильный восстановитель, реагирует с водой, кислотами. Применяется как твердый источник водорода (1 кг. Cah3 дает 1 000 л. h3), осушитель газов и жидкостей, аналитический реагент для количественного определения воды в кристаллогидратах.

Нагреванием кальция в атмосфере водорода получают Cah3 (гидрид кальция), используемый в металлургии (металлотермии) и при получении водорода в полевых условиях.

Оптические и лазерные материалы

Фторид кальция (флюорит) применяется в виде монокристаллов в оптике (астрономические объективы, линзы, призмы) и как лазерный материал. Вольфрамат кальция (шеелит) в виде монокристаллов применяется в лазерной технике, а также как сцинтиллятор.

Ацетат кальция

Ацетат кальция — кальциевая соль уксусной кислоты. Бесцветное кристаллическое вещество хорошо растворимое в воде.Формула (Ch4COO)2Ca

В лаборатории получают действием уксусной кислоты на карбонат кальция до прекращения выделения газа.

2Ch4COOH+CaCO3→(Ch4COO)2Ca+h3O+CO2Используется в лаборатории для получения диметилкетона (ацетона). Эту реакцию осуществляют нагревая ацетат кальция.

(Ch4COO)2Ca→Ch4C(O)Ch4+CaCO3

Ацетат кальция зарегистрирован в пищевой промышленности в качестве пищевой добавки E263

Сульфид кальция

Сульфид кальция — неорганическое бинарное химическое соединение с формулой CaS.

Известен минерал Ольдгамит (англ. Oldhamite) состоящий из сульфида кальция с примесями магния, натрия, железа, меди. Кристаллы бледно-коричневого цвета, переходящего в темно-коричневый.

Физические свойства

Белые кристаллы, кубическая гранецентрированная решётка типа NaCl (a=0.6008 нм). При плавлении разлагается. В кристалле каждый ион S2− ион окружен октаэдром, состоящим из шести ионов Са2+, в то время как каждый ион Са2+ окружен шестью S2− ионами.

Малорастворим в холодной воде, кристаллогидратов не образует. Как и многие другие сульфиды, сульфид кальция в присутствии воды подвергается гидролизу и имеет запах сероводорода.

Применяют для приготовления люминофоров, а также в кожевенной промышленности для удаления волос со шкур, также применяется в медицинской промышленности в качестве гомеопатического средства.

Карбид кальция

Карбид кальция CaC2 широко применяется для получения ацетилена и для восстановления металлов, а также при получении цианамида кальция (нагреванием карбида кальция в азоте при 1200 °C, реакция идет экзотермически, проводится в цианамидных печах).

Химические источники тока

Кальций, а также его сплавы с алюминием и магнием используются в резервных тепловых электрических батареях в качестве анода(например кальций-хроматный элемент). Хромат кальция используется в таких батареях в качестве катода. Особенность таких батарей — чрезвычайно долгий срок хранения (десятилетия) в пригодном состоянии, возможность эксплуатации в любых условиях (космос, высокие давления), большая удельная энергия по весу и объёму. Недостаток в недолгом сроке действия. Такие батареи используются там, где необходимо на короткий срок создать колоссальную электрическую мощность (баллистические ракеты, некоторые космические аппараты и.др.).

Огнеупорные материалы

Оксид кальция, как в свободном виде, так и в составе керамических смесей, применяется в производстве огнеупорных материалов.

Лекарственные средства

Соединения кальция широко применяются в качестве антигистаминного средства.

Хлорид кальция (CaCl2) — лекарственное средство, восполняющие дефицит Ca2+. Растворы хлорида кальция использовались в качестве противоаллергического средства (внутреннее).

Препарат Ca2+, восполняет дефицит Ca2+, необходимого для осуществления процесса передачи нервных импульсов, сокращения скелетных и гладких мышц, деятельности миокарда, формирования костной ткани, свёртывания крови. Снижает проницаемость клеток и сосудистой стенки, предотвращает развитие воспалительных реакций, повышает устойчивость организма к инфекция м и может значительно усиливать фагоцитоз (фагоцитоз, снижающийся после приёма NaCl, возрастает после приема Ca2+). При внутривенном введении стимулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, усиливает выделение надпочечниками адреналина, оказывает умеренное диуретическое действие.

Приблизительно 1/5-1/3 часть перорально введенного препарата всасывается в тонком кишечнике; этот процесс зависит от присутствия витамина D, pH, особенностей диеты и наличия факторов, способных связывать Ca2+. Абсорбция Ca2+ возрастает при его дефиците и использовании диеты со сниженным содержанием Ca2+. В плазме около 45% находится в комплексе с белками. Около 20% выводится почками, остальное количество (80%) удаляется с содержимым кишечника.

Повышенная потребность в Ca2+ (беременность, период лактации, период усиленного роста организма); кровотечения различной этиологии и локализации (легочные, желудочно-кишечные, носовые, маточные и др.); аллергические заболевания (сывороточная болезнь, крапивница, лихорадочный синдром, зуд, ангионевротический отёк); бронхиальная астма, дистрофические алиментарные отёки, спазмофилия, тетания, туберкулез легких, рахит, остеомаляция, свинцовые колики; гипопаратиреоз, гипокальциемия, повышенная проницаемость сосудов (геморрагический васкулит, лучевая болезнь), гепатит паренхиматозный, гепатит токсический, нефрит, эклампсия, слабость родовой деятельности, отравление солями Mg2+, щавелевой и фтористой кислотами; пароксизмальная миоплегия (гиперкалиемическая форма); воспалительные и экссудативные процессы (пневмония, плеврит, аднексит, эндометрит и др.); экзема, псориаз.

При приеме внутрь - гастралгия, изжога. При внутривенном введении - ощущение жара, гиперемия кожи лица, брадикардия, при быстром введении - фибрилляция желудочков сердца. Местные реакции (при внутривенном введении): боль и гиперемия по ходу вены.

Нельзя вводить подкожно или внутримышечно - возможен некроз тканей (высокие концентрации CaCl2, начиная с 5%, вызывают сильное раздражение). При внутривенном введении CaCl2 появляется ощущение жара сначала в полости рта, а затем по всему телу (ранее использовали для определения скорости кровотока - время между моментом его введения в вену и появлением ощущения жара).

Замедляет абсорбцию тетрациклинов, дигоксина, пероральных препаратов Fe (интервал между их приемами должен быть не менее 2 ч). При сочетании с тиазидовыми диуретиками может усиливать гиперкальциемию, снижать эффект кальцитонина при гиперкальциемии, снижает биодоступность фенитоина.

Порошок белого цвета зернистый или кристаллический. Растворим в воде, практически нерастворим в спирте и эфире. Содержит до 9% кальция.

Препарат Ca2+, восполняет дефицит Ca2+, необходимого для осуществления процесса передачи нервных импульсов, сокращения скелетных и гладких мышц, деятельности миокарда, формирования костной ткани, свертывания крови.

Показания

  • Заболевания, сопровождающиеся гипокальциемией, повышением проницаемости клеточных мембран (в том числе сосудов), нарушением проведения нервных импульсов в мышечной ткани.
  • Гипопаратиреоз (латентная тетания, остеопороз), нарушения обмена витамина D: рахит (спазмофилия, остеомаляция), гиперфосфатемия у больных ХПН.
  • Повышенная потребность в Ca2+ (беременность, период лактации, период усиленного роста организма), недостаточное содержание Ca2+ в пище, нарушение его обмена (в постменопаузном периоде).
  • Усиленное выведение Ca2+ (длительный постельный режим, хроническая диарея, вторичная гипокальциемия на фоне длительного приема диуретиков и противоэпилептических ЛС, ГКС).
  • Кровотечения различной этиологии; аллергические заболевания (сывороточная болезнь), крапивница, лихорадочный синдром, зуд, зудящие дерматозы, реакции на введение ЛС и прием пищевых продуктов, ангионевротический отек); бронхиальная астма, дистрофические алиментарные отеки, легочный туберкулёз, свинцовые колики; эклампсия.
  • Отравление солями Mg2+, щавелевой и фтористой кислотами и их растворимыми солями (при взаимодействии с кальция глюконатом образуются нерастворимые и нетоксичные кальция оксалат и кальция фторид).
  • Паренхиматозный гепатит, токсические поражения печени, нефриты, гиперкалиемическая форма пароксизмальной миоплегии.

Больным с незначительной гиперкальциурией, снижением клубочковой фильтрации или с нефроуролитиазом в анамнезе назначение должно проводиться под контролем концентрации Ca2+ в моче. Для снижения риска развития нефроуролитиаза рекомендуется обильное питьё.

Глицерофосфа́т ка́льция (лат. calcium glycerophosphate) — кальциевая соль 1,2,3-пропантриол моногидрогенфосфата или дигидрогенфосфата.

Брутто-формула: C3H7CaO6P

Характеристика: белый кристаллический порошок без запаха, горьковатый на вкус. Растворим в разведенной соляной кислоте.

Фармакологическое действие: восполняет дефицит кальция, общеукрепляющее. Восстанавливает уровень кальция в организме, стимулирует анаболические процессы.

Показания: гипокальциемия, снижение общей сопротивляемости и тонуса при гипотрофии, переутомлении, истощении нервной системы, рахите.

Противопоказания: гиперкальциемия.

Способ применения и дозы: внутрь, взрослым — по 0,2-0,5 г, детям — по 0,05-0,2 г 2-3 раза в сутки.

Кроме того, соединения кальция вводят в состав препаратов для профилактики остеопороза, в витаминные комплексы для беременных и пожи

Биологическая роль кальция

Кальций — распространенный макроэлемент в организме растений, животных и человека. В организме человека и других позвоночных большая его часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Из различных форм карбоната кальция (извести) состоят скелеты большинства групп беспозвоночных (губки, коралловые полипы, моллюски и др.). Ионы кальция участвуют в процессах свертывания крови, а также в обеспечении постоянного осмотического давления крови. Ионы кальция также служат одним из универсальных вторичных посредников и регулируют самые разные внутриклеточные процессы — мышечное сокращение, экзоцитоз, в том числе секрецию гормонов и нейромедиаторов и др. Концентрация кальция в цитоплазме клеток человека составляет около 10−7 моль, в межклеточных жидкостях около 10−3 моль.

Потребность в кальции зависит от возраста. Для взрослых необходимая дневная норма составляет от 800 до 1000 миллиграммов (мг), а для детей от 600 до 900 мг, что для детей очень важно из-за интенсивного роста скелета. Большая часть кальция, поступающего в организм человека с пищей, содержится в молочных продуктах, оставшийся кальций приходится на мясо, рыбу, и некоторые растительные продукты (особенно много содержат бобовые). Всасывание происходит как в толстом, так и тонком кишечнике и облегчается кислой средой, витамином Д и витамином С, лактозой, ненасыщенными жирными кислотами. Немаловажна роль магния в кальциевом обмене, при его недостатке кальций «вымывается» из костей и осаждается в почках (почечные камни) и мышцах.

Усваиванию кальция препятствуют аспирин, щавелевая кислота, производные эстрогенов. Соединяясь с щавелевой кислотой, кальций дает нерастворимые в воде соединения, которые являются компонентами камней в почках.

Содержания кальция в крови из-за большого количества связанных с ним процессов точно регулируется, и при правильном питании дефицита не возникает. Продолжительное отсутствие в рационе может вызвать судороги, боль в суставах, сонливость, дефекты роста, а также запоры. Более глубокий дефицит приводит к постоянным мышечным судорогам и остеопорозу. Злоупотребление кофе и алкоголем могут быть причинами дефицита кальция, так как часть его выводится с мочой.

Избыточные дозы кальция и витамина Д могут вызвать гиперкальцемию, после которой следует интенсивная кальцификация костей и тканей (в основном затрагивает мочевыделительную систему). Продолжительный переизбыток нарушает функционирование мышечных и нервных тканей, увеличивает свертываемость крови и уменьшает усвояемость цинка клетками костной ткани. Максимальная дневная безопасная доза составляет для взрослого от 1500 до 1800 миллиграмм.

Рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения суточные нормы потребления кальция.

Дети до 3 лет — 600 мг.

Дети от 4 до 10 лет — 800 мг.

Дети от 10 до 13 лет — 1000 мг.

Подростки от 13 до 16 лет — 1200 мг.

Молодежь от 16 и старше — 1000 мг.

Взрослые от 25 до 50 лет — от 800 до 1200 мг.

Беременные и кормящие грудью женщины — от 1500 до 2000 мг.

По результатам американских исследований, наиболее легко усваивается лимоннокислый кальций (цитрат). Так, в исследовании, проведённом с участием женщин в постменопаузальном периоде, было установлено, что усвояемость цитрата кальция в 2,5 раза выше, чем карбоната.

Пониженная или нулевая кислотность желудка встречается до вольно часто. В основном она характерна для

лиц старшего возраста, когда особенно высока потребность в кальции для предупреждения остеопороза. Установлено, что после 50 лет пониженная кислотность отмечается примерно у 40 % людей. В этих условиях усвоение карбоната кальция, для растворения которого в желудке необходима соляная кислота, падает до 2%. А усвоение цитрата кальция, для растворения которого в желудке соляная кислота не требуется, составляет 44 %. В результате в условиях пониженной кислотности цитрат кальция поставляет в организм в 11 раз больше кальция, чем карбонат.

Основные источники кальция

Много кальция содержится в молочных продуктах, мясе, рыбе и морепродуктах, орехах, зелени репы, одуванчике, сыре тофу, капусте, бобовых.

  • мак 1460
  • кунжут 783
  • крапива 713
  • подорожник 412
  • сардины в масле 330
  • шиповник 257
  • миндаль 25
  • лесной орех 226
  • соя бобы сухие 201
  • молоко коровье 120
  • рыба 30-90
  • творог 80
  • хлеб с отрубями 60
  • мясо, субпродукты, крупы, свекла - менее 50

Усваиванию кальция препятствуют аспирин, щавелевая кислота, производные эстрогена. Соединяясь с щавелевой кислотой кальций дает нерастворимые в воде соединения, которые являются компонентами камней в почках.

И они, и водоросли, являются компонентами для суши. Интересно, что и мел съедобен. Это не раз доказывали . Если в положении не хватает кальция, тянет на мел. Съедали его многие, никто не ощутил.

Врачи подтверждают, очищенный мел может принести лишь пользу. Не зря карбонат кальция продают в аптеках. Изучим свойства препарата и полный список сфер его применения. Но, для начала, уточним само понятие.

Что такое мел?

Итак, камень мел – это горная порода. Сие значит, что известняк слагают несколько минералов, могущих существовать и по отдельности. Основу составляет карбонат кальция. Его в породе до 98%.

Поэтому, мел часто так и называют, карбонат кальция, или, попросту, . Но, в камне присутствует и карбонат . Среди минералов он числится, как . Еще доли процента состава мела приходятся на оксиды металлов. То есть, в породе есть и неорганическая составляющая.

Название водорослей, слагающих камень упомянуто. Теперь, определим раковины каких животных дополняют растения. В основном, это панцири фораминифер. Это одноклеточные рачки. Невооруженным не видны.

Заметны фораминиферы становятся, когда опускаются на морское дно. Происходит это после гибели одноклеточных. Частично, их панцири дополняют , раковины устриц и прочих моллюсков. Все вместе спрессовывается под давлением воды, преобразуясь в горную породу.

Свойства мела

Формула мела не подразумевает его растворение в воде. Иначе, отложения породы не смогли бы образовываться на дне океанов. Когда воды осушаются, ландшафт меняется, мел переходит на сушу. Здесь-то его и добывают. Однако, влажность окружения влияет на минерал. Мел в сухой среде прочнее. Изменения запускаются уже при 2% влажности.

Снижение прочности сопровождается увеличением пластичности. Если в сухой среде мел рассыпается в порошок от малейшего давления, влажный лишь деформируется. Однако, работать с водонасыщенным мелом сложно.

Порода налипает на , оборудование. Поэтому, строения из карбоната кальция можно найти лишь в жарких и засушливых регионах, к примеру, в . Из известняка там сложена пирамида Хуфу, считающаяся древнейшей постройкой на Земле.

Холод мел переносит гораздо хуже жары. Пережив минусовые температуры, порода распадается на кусочки в 1-2 миллиметра. В некоторых случаях это облегчает применение мела . Вопросу, в каких, посвятим отдельную главу.

По цвету мел белый . Это единственный натуральный оттенок . Цветные мелки – окрашенная порода. Она бывает прессованной, или кусковой. Пищевые красители в продукцию добавляют редко. Поэтому красочные мелки для организма токсичны.

Поскольку большая часть мела карбонатная, растворяется в и . Неорганическая составляющая, при этом, как правило, остается нетронутой. Нетронутым остались и следы мела в трех .

Они достигли Земли и были изучены. Все три прилетели с Марса. Наличие в породах планеты карбонатов дало исследователям еще один повод думать, что если сейчас на Марсе и нет жизни, то когда-то она там была.

Добыча мела

Наиболее качественным считается мел нижних горизонтов. Так называют глубинные слои породы. Однако, именно они, как правило, насыщенны влагой. Поэтому, добыть с нижних горизонтов удается редко. Порода налипает на оборудование.

В верхних слоях известняков бывает нехватка карбоната кальция. Если его менее 87%, породу приходится обогащать, а это затратно. Поэтому, в почти не осваиваются Валуйское, Знаменское и Заслоновское месторождения. Качественный мел присутствует лишь в Белгородской и Воронежской областях. Там и добывают.

Производство мела на малокарбонатных месторождениях оправдано лишь в строительных целях. В частности из не обогащенного мела получается приемлемая по качеству известь. Ее используют при мелиоративных работах.

Их проводят при раскислении почв. Известняк является щелочью и способен уравновесить среду. Здесь-то и пригождается свойство мела распадаться от морозов. Нет нужды измельчать породу до приемлемых размеров. Достаточно немного размолоть , закинуть крупные куски в почву, а после морозов материал сам рассыплется.

Применение мела

Побелка помещений отжила свой век. Ее осуществляли растворами мела. Под понимаются жидкости с взвесью в них не растворенных частиц породы.

Зато, в современности востребованы меловые краски. Они имеют клеевую основу и применяются только для внутренней отделки. Ее производят по оштукатуренным, выровненным поверхностям.

Не обходится без мела и в производстве цемента. Поэтому, карбонат кальция в фундамент можно добавлять с таким же спокойствием, как и бут. Основой цемента стал благодаря мягкости, пластичности и, конечно, доступности. Более 20% осадочных пород Земли содержат мел. В земной коре он занимает 4% объема.

В мел тоже добавляют. Доля известняка почти равна содержанию . Можно сказать, что мел и замешивают в исходную шихту для в равных долях.

В фермерском деле мел нужен не только для раскисления почв, но и для производства комбикормов. Почему люди едят мел , а животные не могут? Могут, причем, получают от этого пользу.

Мел в комбикорме – источник кальция, проще говоря, минеральная добавка к пище. С ней животные лучше развиваются, не страдают ломкостью , рахитом.

Безвреден мел и при наружном применении. Поэтому, порода стала основой помад, тональных кремов, пудр и корректоров. Остается добавить питательную составляющую, пигмент, и косметика готова.

Порой, мел в декоративные средства добавляют, как отбеливающий компонент. К тому же, карбонат порист и отлично впитывает влагу, жир. Так что, косметика с мелом матирует , не дает появляться жирному .

В косметике применяется тонкодисперсный мел. Такой же нужен в бумажной промышленности. Здесь карбонатная порода служит наполнителем и отбеливателем листов. Если в них есть мел, на проще печатать. К тому же, листы с карбонатом кальция не чувствительны к влаге. Это продлевает срок службы .

Использование мела в обусловлено, так же, бережным отношением к производственному оборудованию. Поскольку материал тонкодисперсный, его абразивные свойства сведены к нолю. Соответственно, трение минимально, как и износ аппаратуры.

Цена мела

Стоимость мела зависит от его назначения и вида. Так, за 5 узорчатых мелков для асфальта просят 200-450 , а за упаковку простых мелков – от 10-ти до 90-та. Кормовой мел продают, как правило, не упаковками, а мешками. Фермерам принято отгружать тоннами. За 1 000 килограммов берут 3 000-4 000 рублей.

Мел пищевой продают в порошке, или кусках. Упаковывают товар в пакеты, отпускают в граммах. За 0,1 кило придется отдать 40-290 рублей. Наибольшие ценники устанавливаются на порошкообразный мел.

Кстати, мел – официальная пищевая добавка. Карбонат кальция скрывается под шифром Е-170. Эта ешка служит стабилизатором, то есть, препятствует комкованию продуктов. Правда, в номенклатуре пищевых добавок Е-170 относится к красителям. Это огрехи систематики, которые, пока, не доходят исправить.

Карбонат кальция представляет собой химическое соединение неорганической природы, в состав которого входит природный кальций и Данное соединение широко встречается в природе в составе известняков, мела, твердых пород мрамора, а также в виде природных минералов кальцита, арагонита и других.

Карбонат кальция используется в самых различных областях промышленности - он незаменим при производстве стекла, широко применяется в пищевой промышленности (там он более известен под маркой Е170) в качестве пищевого красителя белого цвета, является одним из компонентов при изготовлении красок, пластмасс, Основные потребители карбоната кальция - это производители всевозможных пластмасс и пластиков, ведь даже привычные всем сегодня пластиковые панели, линолеум, и черепица - это производные карбоната кальция. Но самым привычным видом, в котором нам знакомо это вещество, являются, конечно же, известные всем с детства таблетки.

Карбонат кальция: применение в медицине.

Использование данного в медицине обусловлено, прежде всего, содержанием в нем кальция в чистом виде. Поэтому данный препарат применяют для восполнения кальция в организме, а также в составе комплексной терапии при лечении заболеваний суставов. Карбонат кальция отлично помогает укрепить кости и зубы, а также рекомендован для улучшения качества ногтей и волос. Помимо этого препарат обладает уникальным свойством нейтрализовать действие соляной кислоты и приводить в норму повышенную кислотность желудка.

Основными показаниями к применению данного препарата являются:

Гиперацидность желудочного сока, а также возникающие на ее фоне всевозможные заболевания желудочно-кишечного тракта. Это гастриты, в том числе и в фазе обострения, дуодениты, язвенные обострения, а также изжога.

Дефицит кальция или повышенная потребность в нем в отдельные периоды жизни: рахит и ранний остеопороз, в том числе возникший после менопаузы, а также период беременности, лактации, гипокальциемия, возникающая в результате плохого всасывания кальция или же вследствие его повышенного выведения из организма.

Карбонат кальция: инструкция по применению.

При дозировании препарата учитывают возраст пациента, а также специфику заболевания. Для детей в возрасте до 10 при лечении рахита или кариеса доза колеблется, в зависимости от веса, от 300 до 600 мг в сутки.

При заболевания ЖКТ препарат назначают для приема внутрь, доза составляет от 0,5 до 1 гр. в сутки.

Для восполнения дефицита кальция, профилактики остеопороза, а также в составе комплексного лечения состояния волос и ногтей, доза препарата подбирается индивидуально, с учетом лекарственного взаимодействия, веса, роста, и состояния ЖКТ. Она может колебаться в диапазоне от 250 мл до 1,5 гр. в сутки.

Противопоказания.

Несмотря на широкий спектр действия, природное происхождение и универсальность, данный препарат также имеет некоторые ограничения в применении.

Наличие камней в почках, особенно кальциевого происхождения.

Склонность кровеносной системы к образованию тромбов.

Атеросклероз в тяжелой форме.

Индивидуальная непереносимость препарата.

Гиперкальциемия.

Также при приеме карбоната кальция следует учитывать и некоторые особенности его взаимодействия с другими препаратами. Так, он обладает способностью при одновременном приеме с антибиотиками, относящимися к группе тетрациклина, снижать их эффективность и уменьшать концентрацию тетрациклина в крови. Также препарат способен снижать абсорбцию индометацина, левотироксина и некоторых других лекарственных средств.

womanizers.ru

Изучить качественный состав школьного мела и его влияние на здоровье учителей. - презентация

1

2

3 изучить качественный состав школьного мела и его влияние на здоровье учителей.

4 приобщить обучающихся к самостоятельной работе с информацией; изучить географическое местонахождение мела; изучить состав школьного мела; выявить влияние школьного мела на организм учителей.

5 Мел имеет растительное и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей – кокколитофорид (70-90%), корненожек - фораминифер (1 -20%). Существует другой способ возникновения мела. Подобно соли и гипсу, которые осаждаются на дно морей, озёр, лагун, за счёт испарения воды. Моря высыхали и отступали, превращаясь в сушу. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы. Самый хороший мел получают в Англии.

6 Известняки встречаются почти на всех материках, за исключением Австралии. На сегодняшний день добыча и производство мела на территории СНГ осуществляется в России, Белоруссии, Украине и Казахстане. В России известняки обычны в Центральных районах европейской части. Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дроблёном и измельчённом виде превышает 150 млн. тонн.

7 Химический состав мела (в %): CaCO 3 ; 0,2-0,3 MgO; 0,5-0,6 SiO 2 ; 0,2-0,4 Al 2 O 3 ; 0,02-0,7 FeO + Fe 2 O 3 ;. Минеральный состав (в %): кальцита; 1-8 глинистых минералов (монтмориллонит, гидрослюды и каолинит); 0,01-0,1 пирита; 0,1-0,5 глауконита;0,2-6 кварца;0,01-0,7 опала; 0,01-0,5 цеолита-гейландита; 0,01 барита, содержание частиц

8 Самый старый в России завод по производству мела находится в Белгороде. В России довольно много предприятий, производящих мел. «Алгем», «Вакарис», «Пегас», «Квартет-1», «Кетбис», «Лантан». Знаменитая градация мела по твердости/мягкости была разработана на «Алгеме».

9 1. Компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии. 2. Лакокрасочная промышленность (белый пигмент), резиновая, бумажная, сахарная (для очистки свекловичного сока), для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), стекольная промышленность, производство спичек, приготовление школьных мелков.пигментизвестьпортландцемент 3. Использование для письма на больших досках для общего обозрения. 4. При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище. 5. Использование в сельском хозяйстве (для известкования почв, подкормки животных).

10 Пыль мела может вызывать аллергические реакции. Мел – это продукт, содержит в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для здоровья.

11 МелЦветСыпучестьМаркостьТвёрдые вкрапления Твёрдый, мягкий КусковойСеро - белый Средняя ИмеютсяТвёрдый КруглыйБелыйБольшая ОтсутствуютМягкий Прямоуго льный БелыйСредняя ОтсутствуютТвёрдо - мягкий

12

13

14

15

16 Мел Окраска пламени спиртовки Выделение углекислог о газа Наличие гипса Окраска раствора йода Кусковой Красно- оранжевый БурноИмеетсяКоричневый Круглый Красно- оранжевый Медленно Небольшое количество Синий ПрямоугольныйКрасно- оранжевый МедленноИмеетсяКоричневый

17

18 В ходе проведённых качественных реакций на катионы ртути и свинца мы получили следующие результаты: данные образцы мела не содержат ионов ртути и свинца.

19

20

21

22

23 не весь мел, который имеется в продаже, обладает хорошим качеством; в продажу и в школу поступает мел, который не соответствует нормам ГОСТ, а имеет ТУ. отсутствие высоких очевидных показателей указывает на несовершенство процесса производства; постоянная работа с мелом вызывает пачкание рук, сухость кожи рук, слоение ногтевой пластины, трескание кож рук, кашель, першение в горле, чихание. по своему химическому составу, все исследуемые образцы мела могут отрицательно влиять на здоровье учителей и обучающихся. Со школьным мелом работать небезопасно. В школах необходимо заменить меловые доски на магнитно- маркерные.

24 После работы с мелом, по окончанию урока, мыть руки туалетным мылом, который увлажняет кожу («Глицериновое», «Ланолиновое», «Вазелиновое», «Молочное», «DOVE»). Доску в классе протирать только влажной салфеткой во избежание попадания пыли мела в верхние дыхательные пути. Перед работой с мелом на кожу рук наносить крем, обладающий защитными свойствами («Силиконовый», «Гидрофобный», «Детский»). В период между работами с мелом на кожу рук и ногтевую пластину наносить любой питательный крем. Использовать мел только хорошего качества. Данная работа может быть использована при изучении темы: «Соли угольной кислоты».

www.myshared.ru

Школьный мел

Обзор материалаАктуальность темы. Мел - это то, с чем ежедневно приходится работать и учителям, и ученикам на уроках и во внеурочное время. Поэтому так важно его качество. Гипотеза: Мел имеет необычное происхождение и широко применяется людьми в различных сферах деятельности.

  • узнать о происхождении мела
  • изучить мел как полезное ископаемое
  • узнать о некоторых свойствах мела
  • проверить другие возможности школьного мела
  • провести анкетирование учителей и учащихся
  • изготовить мел в домашних условиях
  • изучить качество мела, продаваемого в магазинах.
Предмет  исследования: школьный мел. Обьект исследования: свойства мела, которые можно использовать в быту. -проверка качества мела на практике Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учебы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в то же время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса. А так ли уж незаменим школьный мел? Все больше в последнее время говорят и пишут о преимуществах интерактивных досок. Конечно, и в нашей школе в каждом классе висит интерактивная доска. Но у традиционной доски нет конкурентов, потому что она самая удобная и самая безопасная. И мы до сих пор пользуемся мелом. Поэтому нам очень важно его качество. В детстве я рисовала цветными мелками на асфальте. Сейчас в школе, выходя к доске и делая записи мелом, я заметила, что один кусочек мягко пишет, другой - царапает доску, третий слишком бледный и его почти не видно. Почему? Может быть, дело в качестве используемого нами мела? Я подсчитала, что мой учитель пользуется мелом 199 дней в году. Это очень много и составляет больше половины года. Поэтому мел должен быть экологически чистым и безопасным продуктом. Я провела социологический опрос среди 10 учителей нашей школы. Меня интересовало: 1. Довольны  ли они качеством мела, поступающего в нашу школу? 2.Вызывает ли данный мел у них какие-либо отрицательные ощущения? Социологический опрос показал: -80% учителей не довольны качеством мела, поступающего в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается) (приложение 1). -У многих учителей мел вызывает отрицательные ощущения (сушит руки, иногда вызывает кашель). Я провела опрос среди моих одноклассников и выяснила, что 100% детей пользовались мелом, а о его составе, происхождении и назначении большая часть ничего не знает. И мне стало интересно, из чего состоит мел? Почему им можно писать? Как его изготавливают? Можно ли самим сделать мел дома? Что еще можно сделать с помощью обычного школьного мелка? Мало кто знает, что когда-то мел был живым организмом. Он появился в эпоху, когда на Земле господствовали динозавры. В морях той поры обитали различные животные. Их было огромное множество, а размеры этих животных были очень маленькие. В  море  жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи.  Их тельца были защищены известковыми раковинами. Мелкие животные погибали, а их домики-раковины опускались на дно и накапливались там. Со временем  из этих раковин и скелетов образовался толстый слой. На это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.  Но условия на Земле изменились. Море ушло. Дно морское стало сушей. Таким образом, меловые горы - это не что иное, как дно древних морей, образованное отложениями отмерших животных. Под большим увеличением микроскопа можно увидеть тех малюток, которые создали мел. Малютки эти зовутся фораминиферами.  1.2 Местонахождение мела в природе и его добыча. Мел встречается почти на всех материках, за исключением Австралии. Самый крупный пояс запасов мела проходит из Азии (Сирия и Ливия), через Грузию, Западный Казахстан, Россию, Украину, Польшу вплоть до Великобритании. Самый хороший мел получают в Англии. В России в настоящее время известно и разрабатывается 138 месторождений природного мела. Я узнала, что наиболее крупные меловые карьеры находятся в Белгородской области (приложение 2). Мне стало интересно, а есть ли в Калужской области залежи мела? Оказалось, в Жиздринском районе обнаружено крупное месторождение мела, однако промышленные  разработки  мела пока не ведутся. Отличительной особенностью мела является экологическая чистота, легкая добыча и простая переработка, причем на все это тратится  мало энергии и человеческих ресурсов. Переработка и добыча мела не нарушает экологический баланс в природе, что также очень важно на сегодняшний день. Мел добывают в карьере при помощи экскаваторов в виде крупных кусков. Сырье на поездах доставляется в цех. После разгрузки направляется на дробилки, где измельчается и направляется на хранение на склад. 1.3 Производство школьных мелков Школьный мел предназначен для детей, и поэтому он должен обладать безопасностью. Токсичных примесей при производстве школьного мела не применяется. Состав  и все свойства изделия должны быть указаны на упаковке мела. Школьный мел бывает 2х основных типов – кусковой и прессованный.  Кусковой мел сейчас встречается очень редко. Такой мел не содержит никаких других компонентов. Основа же для прессованного мела - это гипс. При изготовлении формованных мелков в порошок гипса добавляют такие компоненты, как известняк, крахмал, а также склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, канцелярский и др.) Формованные мелки также содержат разного рода красители. Поэтому лучший мел для ежедневного использования в школе - это природный (кусковой) мел, он наиболее безопасен для здоровья ребенка и учителя. Для производства школьных мелков круглой формы в специальном смесителе соединяют следующие ингридиенты: сначала засыпают обычный сухой мел, потом добавляют немного влажного мела, к этой массе присоединяют склеивающие вещества, а затем ингредиенты перемешивают несколько минут. Для лучшей эластичности и прочности школьных мелков в их состав добавляют так называемую связку - это раствор из парафина и крахмала, а для цветных мелков добавляют также красители. Потом снова перемешивают 30 минут, пока масса не достигнет необходимой консистенции. После этого полуфабрикат школьных мелков выгружают в небольшую емкость и относят на этап формовки. Сначала из массы удаляют лишнюю влагу и воздух. Затем масса попадает в специальные формы, которые превращают ее в одну сплошную ленту. В итоге на свет появляется длинный школьный мелок. Механический нож сразу же разрезает изделие на части, а работники фабрики аккуратно складывают мелки в специальные лотки. В этих лотках мелки должны пролежать целые сутки при комнатной температуре, а после этого изделия еще три дня будут томиться в специальной сушильной камере,  где воздух прогревается до 60 градусов. В ней мелки окончательно подсохнут. Затем мелки отправляются на упаковку. Работники фабрики укладывают каждый кусочек мела в картонные коробки и затем маркируют товар. А мне стало интересно, где еще, кроме учебной деятельности, применяется мел. И оказалось, что областей применения мела очень много! Мел - необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Большинство современных мелованных сортов бумаги покрыты двумя или тремя слоями мела. Меловое покрытие придает бумаге дополнительную гладкость. -В качестве наполнителя мел широко применяют в лакокрасочной промышленности при производстве краски и эмульсии; -В стекольном производстве мел используется как один из компонентов при варке стекла; -В  бумажной промышленности он необходим в качестве белого пигмента при производстве бумаги и картона; -Мел применяется в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока; -Мел нужен при производстве спичек; -В резиновой промышленности в качестве наполнителя  пластмассовых изделий, резины, кожзаменителей и др.; Природный мел применяется в качестве дешевого материала для побелки, окраски заборов, стен, заборов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов; При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище. При его употреблении он прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей. Осажденный мел используется как составная часть зубных порошков. Мел используется для письма на больших досках. Он оставляет отчетливо видные следы, помогающие школьникам в образовательном процессе. -Мел используют для производства удобрений; -Для приготовления комбикормов. Кто бы мог подумать, что мел, который лежит на школьной доске и которым мы любим рисовать, имеет такое широкое применение в разных отраслях. 1.5 Исследую рынок мелков. Я решила исследовать рынок мелков, предлагаемых магазинами канцелярии в моем городе.  Оказалось, наиболее известные отечественные предприятия по производству мелков - «Алгем», «Эликонт», «Вакарис», «Пегас», «Квартет-1». Другие компании по производству мела - это «Пифагор», «Brauberg»,  «Хатбер», «Koh-I-Noor». Лучшими считаются Maped, Herlitz. Цветные мелки покупают небольшими коробками, по 6-12 мелков. А в случае с белыми мелками наиболее всего популярны обьемные упаковки - сразу 100 штук.  Обьясняется разница очень просто: цветные мелки ориентированы на детей младшего и среднего школьного возраста, их покупают родители для рисования на асфальте. Белый мел-это в основном продукт для образовательных учреждений, его закупают школы. Также мелки имеют различие по твердости. Она зависит от степени сушки и состава мелка. Более твердый мелок рассчитан на рисование на асфальте, для школьных досок лучше всего мел средней твердости, а мягкий используется для портновских работ. Я купила 6 упаковок мелков.  Одни произведены отечественными фирмами, один из образцов зарубежного производства. Большинство из них предназначены для рисования на любой поверхности. Стоят они от 10 до 55 рублей. Я узнала, что основные требования, предьявляемые к школьному мелу, следующие:
  • мел не должен сильно пачкать руки
  • при письме на доске мел не должен сыпаться
  • мел (белый) должен быть чистым
  • в меле не должно быть твердых вкраплений, царапающих доску
Я решила проверить опытным путем, а соответствуют ли данные образцы мела всем этим требованиям (приложение 3). Согласно показателям,  из 6 образцов наиболее качественными, обладающими малой сыпучестью, и при этом оставляющими хороший видимый след на доске, являются образцы под номерами 1 и 4. Мелки №2, №5 и №6 имеют более низкое качество. А образец №3 обладает самыми плохими показателями качества, видимо, потому что этот мел предназначен для рисования на асфальте, а не на школьной доске. К сожалению, не все производители указали состав мела. А образец № 5, не смотря на рекламный лозунг «не пачкает руки», руки пачкает очень сильно. Не весь мел обладает хорошим качеством, что свидетельствует о несовершенстве производства школьного мела. Проведя данное исследование, я узнала, что качество мела зависит от цели использования. Твердым мелом становится от перебора гипса, он менее сыпучий, но и след на доске оставляет бледный. Мягкий мел получается от длительной пересушки или использования очень высокой температуры, им лучше писать, но он быстро раскрошится. 2.1 Изготовление мела в домашних условиях. Я решила провести дома эксперимент. Получится ли у меня сделать мел в домашних условиях? Для приготовления цветных мелков я  взяла гипс, гуашь, воду, емкость для смешивания и различные формочки. Сначала в  пластиковом стаканчике я смешала воду с краской, затем добавила гипс. Надо мешать очень быстро, гипс быстро застывает.  Полученной смесью заполнила различные формочки. Через 10 минут извлекла мелок из формы. Лучше дать ему еще подсохнуть в течение часа. И мелок готов. Таким образом, можно изготовить не только обычные цветные мелки, но и разнообразить их по форме и цветам. Мне удалось сделать даже двусторонние мелки! а 2.2 Изучение свойств мела в быту. Узнав о широком применении мела в разных отраслях, я задумалась, а можно ли найти ему применение в быту? На уроках окружающего мира я узнала, что наша кожа выделяет влагу (пот) и жир. Если после использования мела кожа становится сухой, значит,  мел впитывает в себя влагу и жир. Я провела опыт, чтобы убедиться в этом. На блюдца я налила воду и масло, положила по кусочку школьного мела. Что же произошло? Мел впитал воду мгновенно. На масло у мела ушло немного больше времени, но и его на блюдце почти не осталось. Мел сильно крошится. Превратить его в порошок совсем нетрудно. Я попробовала в обычной повседневной жизни применить свойства мела: -способность впитывать влагу; -способность впитывать жир. Если мел легко превращается в крошку, то им можно до блеска начистить столовые приборы, раковину на кухне или серебряные украшения. У вас неприятность, вы поставили жирное пятно на тетрадь? Не беспокойтесь, вам опять поможет мел. Вспомните, что мел впитывает жир. Следует немного втереть меловой порошок в пятно. И жирное пятно исчезнет! Если не получилось с первого раза, не огорчайтесь. Попробуйте повторить эти действия еще раз. Защита инструментов от ржавчины. Чтобы избавиться от влаги и не допустить ржавчину в ящике с инструментами, я положила в него несколько кусочков мела. Тогда инструменты не пострадают от ржавчины и прослужат дольше. Положу кусочек мела в шкатулку с украшениями. Он предотвратит потускнение моих колечек, браслетов и цепочек. Подводя итоги, я хочу дать рекомендации для учителей и тех, кто постоянно сталкивается с мелом в своей работе:
  1. Во время работы чаще мыть  руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое», и «молочное»;
  2. После каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
  3. Стирать мел с доски только влажной тряпкой;
  4. Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.
Моя гипотеза подтвердилась: такой привычный для нас мел имеет очень интересное происхождение. В ходе исследования мной был изучен большой теоретический материал о происхождении, составе, свойствах и применении мела. Я выяснила, что мел имеет большое практическое значение, это один из распространенных  материалов в промышленности. Из природного мела по специальным технологиям получают школьные мелки, которые содержат склеивающие вещества, а часто красители, что не совсем безопасно для здоровья. Поэтому мел никогда нельзя пробовать на вкус. Благодаря таким своим свойствам как мягкость, способность впитывать влагу, способность впитывать жир, мел также мел широко применяется в быту. Приложения Скачать материал

pedtehno.ru


Смотрите также