Каталог
  

Виды огранки камней в ювелирных изделиях


Огранка драгоценных камней: виды и названия

Чтобы раскрыть красоту драгоценных камней, которые в своем натуральном природном состоянии не всегда выглядят привлекательно, люди стали применять различные виды огранок. Профессиональные ювелиры разработали множество способов огранки кристаллов, придавая им красивые и оригинальные очертания. Правильно выбранная форма огранки подчеркнет красоту минерала и усилит его сияние.

Почему необходимо обрабатывать драгоценные камни?

Огранка камней представляет собой сложный процесс, в ходе которого самоцветам, как драгоценным, так и полудрагоценным, придается необходимая форма. Задача мастера состоит в том, чтобы учесть все нюансы исходного экземпляра, его особенности строения и состава. Приняв во внимание эти тонкости, можно добиться потрясающего результата, когда поверхность невзрачного камушка становится гладкой и на ней начинают проявляться четкие грани.

Различные формы огранок камней способствуют возникновению ярких световых бликов. Их переливы дают потрясающий блеск, и кристалл начинает «играть». Свет, попадая на грани, преломляется, переливаясь всеми оттенками спектра, и мы можем наблюдать необычные световые эффекты.

Виды огранки драгоценных камней могут быть различными, но главное, что учитывается при проведении этой разновидности ювелирных работ, – это тип граней и та форма, которая придается камню. Вариантов огранки камней существует очень много, но любой из них подразумевает очень продолжительный и трудный процесс создания кристалла идеальной формы. Используя различные инструменты для огранки, на самоцвете создается от 30 до 240 граней. Называемые фацетами, они должны быть идеально ровными и располагаться под выверенным углом.

Основные понятия

Главной задачей мастеров является придание привлекательного внешнего вида драгоценным самоцветам. На протяжении нескольких сотен лет появлялись различные виды огранки, которые позволяли в полной мере раскрыть красоты кристаллов, многие из которых без подобной обработки не смогли бы блистать в роскошных ювелирных изделиях.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Кушон

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

karatto.ru

Виды ювелирной огранки драгоценных камней

Самым важным, и одновременно наименее понятным фактором, который нужно принимать во внимание при рассмотрении любого драгоценного камня, является огранка. Когда речь идет об огранке, мы говорим не только о форме, но и о качестве и точности, с которой необработанный камень превращается в законченное ювелирное изделие.

Существует много распространенных видов огранки драгоценных камней, каждая из которых оказывает влияние на его общий внешний вид, но, при условии качественной огранки, его блеск и ценность не ухудшатся вне зависимости от формы. Формы огранки

Для среднестатистического потребителя выбор формы определяется всего-навсего его личным вкусом.

Названия наиболее популярных форм огранки драгоценных камней представлены на рисунке:

О важности класса качества огранки

Форма камня способна повлиять на индивидуальные качества, но в полном объеме красота камня раскрывается только при правильности общей огранки. Термин, которым пользуются профессионалы для общего описания качества огранки, называется «класс качества огранки». Этот термин указывает на общую точность огранки с акцентом на пропорции и финишную обработку (полировка и симметрия).

При создании бриллиантов хорошая огранка особенно важна. Бриллиант «отличной» огранки будет стоить гораздо дороже, чем при огранке «удовлетворительной». Разница в цене между хорошо и плохо ограненным бриллиантом может составлять 50 процентов, а то и больше.

Более того, небрежная (или направленная на получение максимально большего камня из заготовки) огранка может иногда привести к браку, который сделает камень более хрупким и подверженным разрушению. Подобные камни и стоить должны намного меньше, хотя такой брак может и остаться незамеченным до тщательного осмотра экспертом.

Как отличить хорошо ограненный камень

Точность огранки напрямую влияет на красоту и ценность любого камня Особенно это касается фацетированных камней, на которых были выточены и отшлифованы серии миниатюрных плоскостей (или фацетов). (Неограненые драгоценные камни называются кабошонами).

Также следует помнить, что существует несколько стилей огранки, применяемых для фацетированных камней: — бриллиантовая огранка, как, например у круглых бриллиантов (со множеством треугольных и вытянутых граней); — ступенчатая огранка, например «изумруд» (используются трапециевидные и прямоугольные грани);

— смешанная огранка, сочетающая в себе оба стиля.

Части огранки камня

Разберемся в терминах, которые вы услышите и будете использовать, чтобы объяснить, что вы хотите. Особенно это касается правильности употребления терминов, связанных с огранкой камня.

Очень важно научиться правильно смотреть на камень, даже если вы не будете видеть всего того, что сможет увидеть геммолог. • Рундист. Край или граница камня, задающая его периметр, называется рундистом. Этот «поясок» образуется на схождении верхней и нижней частей камня — это его «разделительная линия». Обычно при посадке в оправу именно за эту часть камень и закрепляется в изделии.

• Корона. Корону можно также назвать верхней частью камня. Проще говоря, это все, что находится поверх рундиста.

• Павильон. Павильоном называется нижняя часть камня, от рундиста до самой нижней точки основания.

• Калетта. Самая нижняя часть или точка камня. В некоторых случаях может полностью отсутствовать, что может являться свидетельством повреждений, или, особенно это касается цветных камней, вообще не являться элементом огранки.

• Площадка. Плоское верхнее основание камня и его самая большая грань, часто называемая лицевым фацетом. Термином «размер площадки» описывается ширина грани площадки, часто выражаемая в процентном отношении к суммарной ширине камня.

Как оценить качество огранки

Какой бы стиль огранки ни применялся, следуя известным общим принципам оценки граненых драгоценных камней, вы сможете тоже определить как качество камня, так и качество огранки.

Для начала нужно запомнить, что если исходный материал хорошего качества, то именно от формы и качества огранки будет зависеть, станет ли грубый безжизненный камень красивым и ярким.

В случае с бриллиантами огранка и расчет пропорций самым непосредственным образом влияют на блеск и игру света.

В случае с цветными камнями совершенство огранки не играет такую же решающую роль, как у бриллиантов, но значение расчета пропорции никак не уменьшается, так как эти пропорции существенно влияют на глубину цвета, а также на сверкание и живость камня.

Посмотрите на камень с лицевой стороны через его верхнюю часть (площадку). Именно эта область является критически важной, так как именно она наиболее заметна. Если перед вами бриллиант, присмотритесь, распространяются ли блеск и игра света по всему камню или на его поверхности есть темные пятна. Достаточно ли насыщен цветом под таким углом зрения цветной камень? Расположена ли площадка симметрично и по центру? Чтобы быстро проверить симметричность круглого бриллианта, посмотрите на края площадки. Линии должны быть прямыми, ровными и параллельными. Края площадки должны образовывать правильный восьмиугольник, края которого сходятся в четких точках. Если границы площадки являются волнистыми линиями, общее впечатление от симметрии смазывается, что скажется и на симметричности соседних граней.

Площадка в центре, но не симметричная. Площадка смещена по центру и асимметрична. Площадка в центре и симметрична — идеальное сочетание.

Теперь посмотрите на камень сбоку. Обратите внимание на про-порции камня сверху и снизу относительно рундиста. 1. Слишком мелкая (тонкая) корона 2. Слишком массивные (толстые) корона и павильон 3. Слишком мелкий павильон 4. Слишком глубокий (массивный) павильон 5. Идеальные пропорции Пропорции камня (чрезмерно плоского или чрезмерно массивного) заметным образом отразятся на его красоте. Для цветных камней относительные показатели толщины могут существенно колебаться, что объясняется различием заложенных в те или иные камни оптических свойств.

В целом, можно сформулировать три правила, которые следует держать в уме при покупке цветных камней: 1. Если камень характеризуется живостью и обладает привлекательным цветом при осмотре площадки, какой бы вид ни имели пропорции (сжатые или массивные), именно они, как правило, и будут правильными и приемлемыми для данного конкретного камня.

2. Глубина цвета (тона) будет темнее, если у камня более массивная огранка, особенно если нижняя часть (павильон) расположена глубоко и обладает широкими размерами.

3. Глубина цвета камня будет светлее, если у камня более плоская огранка. Это особенно важно учитывать при покупке камня пастельных тонов. Пропорции такого камня всегда должны быть относительно глубокими.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

dragkam.ru

Виды, формы и особенности огранки драгоценных камней

Красотой наделяет камень сама природа, но для того чтобы эта красота проявилась, необходимо придать самоцвету форму. Этим занимаются огранщики. Огранка драгоценных камней придает им блеск и цвет, она выражает яснее оптические эффекты и сильно влияет на стоимость готового изделия. Какие же бывают виды огранки драгоценных камней?

Содержание статьи

  • Виды ограночной обработки
  • Формы огранки
  • Другие виды

Виды огранки драгоценных камней

Прежде чем разбираться с этим вопросом, выделим, на что же все-таки может повлиять огранка. В зависимости от характеристик минерала для использования его в ювелирном деле применяются различные типы огранки камней. Они будут влиять на то, как камень себя покажет и сколько он будет стоить. Например, для алмазов самая лучшая огранка — это круглая, или бриллиантовая. Но такая форма обладает некоторыми недостатками, в частности, при ее получении спиливается значительная часть минерала. А поэтому он сильно теряет в весе, а, следовательно, и в цене.

Иногда такая огранка видоизменяется для того, чтобы оставить как можно больше исходного материала. При этом декоративные свойства также страдают. Поэтому их разделяют на подгруппы.

Для некоторых камней, обладающих оптическими эффектами, в частности, кошачьим глазом и астеризмом используется огранка кабошон. Она является одной из самых древних и позволяет раскрыть наилучшие характеристики цвета камня, при этом делая его блеск тусклым, а сам минерал непрозрачным. Кабошоном также ограняют камни из категории поделочных и полудрагоценных.

И для изумрудов была придумана своя огранка. Дело в том, что этот камень обладает несколько иными характеристиками, чем бриллиант. Изумруды в природе нередки, имеют крупную форму, а главным критерием их оценки является цвет.

Помимо того, что огранку нужно правильно подобрать, выполнить ее также важно качественно. Как правило, ограняются минералы, твердость которых достаточна для того, чтобы их можно было полировать. При этом чем камень тверже, тем труднее выполнить его огранку. Бриллианты ограняются только алмазами.

Виды ограночной обработки

Помимо форм, огранка отличается также и видами:

  • фацетная огранка;
  • гладкая шлифовка;
  • смешанная.

Фасетная огранка состоит из множества мелких граней, благодаря чему и обретает свои основные черты. Применяется для прозрачных камней и имеет множество форм, большинство из которых можно объединить в две основные группы: бриллиантовая круглая огранка и ступенчатая угловатая.

Бриллиантовая огранка считается наивысшим показателем искусности мастера шлифовки. Ступенчатая применяется для камней, которые имеют средние тона цвета, так как в этом случае получается лучше его передать.

Гладкая шлифовка может быть выпуклой ровной, в виде кабошона или шара. Используется для огранки таких камней, как малахит, агат и другие непрозрачные. Применяется с целью оживить поверхность, раскрыть красоту неприметного минерала, отшлифовать его.

Кабошон, в свою очередь, привлекает внимание своей формой. Обычно тот или иной тип подбирается в зависимости от рисунка и других характеристик минерала.

Работа ювелиров по огранке камней

Смешанная огранка представляет собой смесь двух других, может быть разных форм, например, круглой, овальной, конической, многоугольной. Существуют и фантазийные типы, а также формы, подражающие каким-либо предметам, если того требует дизайнерское решение всего украшения.

Формы огранки

Помимо основных трех видов, они также имеют дополнительное разделение на подвиды и формы. Существуют как разные формы фасетной огранки, так и смешанной. Вот основные типы огранки драгоценных камней.

  • Кабошон. Эта технология известна еще с древности. В те времена от камня отрезали кусок и придавали ему форму круга или овала путем шлифовки. Поступают так и сейчас в отношении минералов, которые не пропускают свет и для которых прозрачность не имеет особого значения. При этом нижняя часть камня может быть как выпуклой, так и ровной. Это делается для того, чтобы максимально скрыть недостатки камня и подчеркнуть его достоинства. С помощью кабошона можно придать камню необходимый оттенок. Вогнутая нижняя поверхность сделает его светлее, а ярким становится камень, ограненный двойным кабошоном с выпуклой нижней частью. Такой эффект, как звездчатость также лучше всего проявляется в кабошонах, потому что основным условием для появления звезды является именно криволинейная поверхность камня. В некоторых случаях эта огранка является лучшим решением при условии, что фасетная не подходит из-за каких-либо дефектов поверхности минералов.
  • Бриллиантовая, или круглая огранка. Этот тип огранки был изобретен в Голландии в XVII веке, и основной задачей его было показать бриллианты в наиболее выгодном свете. Такой тип представляет собой две многогранные пирамиды с одним основанием: снизу пирамида полная, сверху — в усеченном виде. Верхушка выполняется в виде многоугольника. Мелкие камни чаще всего имеют 17 граней, это самое минимальное количество для такого вида огранки. Распространенной считается огранка с 57 гранями: 23 на павильоне, то есть нижней части, и 33 сверху. Большие минералы могут иметь даже 240 граней. Обычно этот способ применяется для огранки алмазов и позволяет показать их игру света и блеск во всем великолепии. Как правило, огранка используется не только для бриллиантов. Ее очень часто применяют и для других драгоценных камней, а также для имитаций алмаза. Например, известная компания Сваровски первая начала использовать эту огранку для обработки самого известного заменителя бриллианта — фианита.

Другие виды

  1. Овальная огранка. Используется чаще всего для серег, колец, браслетов, ожерелий и подвесок. Является разновидностью круглой огранки, которая в шестидесятые годы широко вошла в обиход ювелирных украшений. Имеет грани-клинья большой площади и вытянутую форму, что делает более выраженным блеск и переливы оттенков. Находясь в кольце, визуально удлиняет и утолщает пальцы.
  2. Маркиз. Этот вид огранки был назван в честь маркизы де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Что интересно, несмотря на то, что в русском языке это звучит как мужской титул, на самом деле происхождение названия, используемого для формы драгоценных камней, относится к женскому роду. По форме она больше напоминает лодочку, но ее происхождение несколько другое — эта огранка должна была увековечить кокетливую улыбку маркизы. Такое кольцо с камнем также визуально удлиняет пальцы. Однако в этом случае с украшением надо быть аккуратными, потому что клиновидные концы уязвимые и очень хрупкие.
  3. Огранка груша. Вид обработки камней, который в себе объединяет несколько, в частности, огранку маркиз и круглую. Используется чаще всего для серег, кулонов или ожерелий. Имеет один суженый конец, который должен быть защищен в оправе. Как и все остальные огранки подобного типа, удлиняет палец или шею, в зависимости от изделия.
  4. Принцесса. Как и круглая огранка, принцесса передает игру света в камне, но при этом имеет форму прямоугольника. Придумана она была в конце шестидесятых годов и с тех пор является весьма популярной. При обработке таким способом самородок теряет меньше исходного веса и соответственно стоит несколько дешевле. Принцесса чаще всего используется для колец, в этом случае углы должны быть защищены, так как являются очень хрупкими.
  5. Изумруд. Огранка представляет собой прямоугольник и применяется для самоцветов большого размера и очень высокой чистоты. Это связано с тем, что в этом случае любой недостаток невозможно будет скрыть. Несколько уступает огранке в форме круга или принцессе по сиянию, но превосходит их по яркости отдаваемых вспышек света. Используется для колец, браслетов, подвесок, ожерелий и серег. Именно ею ограняются изумруды.
  6. Ашер. Представляет собой квадратную разновидность изумруда, но имеет больше ярусов и граней. Была придумана братьями Ашер, пик ее популярности пришелся на 30-е годы. Количество граней варьируется и зависит от веса камня. Используется для колец, серег, браслетов и ожерелий.
  7. Радиант. Камень имеет вид шестиугольника-квадрата или прямоугольника со срезанными углами. Включает черты огранок принцессы и изумруда. Используется для того, чтобы показать прозрачность камня, игру цвета, блеск, но в основном большие размеры. Чаще всего применяется для мужских украшений, например, перстней, визуально укорачивает пальцы. Может также использоваться для серег и кулонов.
  8. Сердце. По технике близка к грушевидной, играет на свету. В основном используется для романтических подарков. Очень важно соблюдать пропорции, иначе камень будет хрупким.
  9. Триллиант. Представляет собой вид треугольника с равными сторонами и острыми или сглаженными углами. Была придумана в Голландии. Это самый молодой способ по сравнению с другими основными видами. Количество граней различное, так же как и их форма, которая может быть разной в зависимости от замысла мастера и размеров самоцвета.

На самом деле разнообразие типов огранок не ограничивается основными видами. Достаточно много их вариаций или же вовсе фантазийных форм. В некоторых случаях могут выполняться под заказ и необычные формы камней.

Рекомендуем другие статьи

dedpodaril.com

Обработка и огранка драгоценных камней. Виды и этапы огранки

Обработка и огранка драгоценных камней

Обработка и огранка драгоценных камней известна миллионы лет. Если драгоценные камни не подвергают никакой обработке, то только потому, что и в первозданном виде они настолько хороши, что люди хотят сохранить их природную красоту. Или потому, что люди верят, будто вмешательство человека может отрицательно повлиять на силу, энергию или на душу драгоценного камня.

   

Однако в подавляющем большинстве красота драгоценных камней может быть выявлена более ярко благодаря творческой фантазии и мастерству ювелиров профессионалов. По мере того как совершенствовались навыки обработки камней и техническое оснащение, возможности скульпторов, резчиков по камню, гранильщиков драгоценных камней и ювелиров значительно расширились, но цель осталась неизменной — работать с природным материалом так, чтобы стали видны все его лучшие качества.

Превращение найденного минерала (куска породы, кристалла или его фрагмента) в конечный продукт — сверкающий драгоценный камень — зависит от искусства гранильщика. Выбираемые им приемы обработки и огранки драгоценных камней определяются,  прежде всего, оптическими и физическими свойствами минерала, а также зависят от его формы и состояния.

Не ограненные и ограненные драгоценные камни

Разноцветные или цветные, непрозрачные или полупрозрачные камни, имеющие большое количество  включений или повреждений, как правило, превращают их в бусины или, с помощью обработки, придают им форму кабошона. Кабошон — это форма с выпуклым полированным верхом и плоским неполированным низом, которая имеет очертания овала или круга. Это, довольно  простейшая и старейшая форма огранки камней, используемая для выявления таких оптических эффектов, как радужность, игра цвета, «кошачий глаз» и астеризм.

   

Большую часть прозрачных драгоценных камней подвергают огранке. Камни разрезают и полируют так, что у них образуется несколько полированных поверхностей (фасетов). Углы  и количество граней  между ними рассчитывают на основании специальных математических формул, так что грани работают подобно  зеркалам, благодаря которым в камень попадает и  отражается от него максимальное количество света.

Правильно ограненный кристалл способен наилучшим образом продемонстрировать всю игру цвета и роскошный, сверкающий блеск. Однако обычно, чтобы достичь максимального баланса между этими характеристиками, приходится идти на компромисс, в результате чего и достигается конечный облик камня. Иногда бывает необходимо сохранить максимальный вес камня, ибо именно от веса зависит его цена.

История огранки алмазов

Среди драгоценных камней алмазы всегда занимали особое место. Алмазы — самые твердые камни, и их обработкой и огранкой занимаются мастера-гранильщики, которые специализируются исключительно в этой области, а нередко даже на какой-то одной стадии процесса огранки и полировки алмазов.

Самая ранняя огранка алмазов, возможно, заключалась лишь в удалении вершины октаэдрического кристалла и называлась точечной огранкой. Другой вариант ранней огранки, которая называется огранкой со срезом, предусматривал превращение вершины октаэдра в так называемую площадку — плоский квадратный фасет.

   

Этот вид огранки был популярен в Средние века. По мере того как совершенствовалась техника огранки, появились новые ее варианты и начали полировать фасеты. Огранка розой — плоская база и верхняя часть, образованная треугольными фасетами, — появилась в XIV веке.

Самой популярной огранкой алмазов является бриллиантовая огранка. Первой бриллиантовой огранкой была одинарная огранка: самая большая грань, так называемая площадка, окружена 8 фасетами меньшего размера на коронке (коронкой называется верхняя часть камня) и 8 фасетами на павильоне (павильон — это нижняя часть камня).

В XVII в. на основе этой огранки возникла двойная огранка, или огранка Мазарини, включающая по 16 граней коронки и павильона, верхнюю площадку и маленькую нижнюю грань — колету. Тем временем число фасетов продолжало расти. К середине XVII в. появилась тройная огранка, или огранка Перуцци; в разных вариантах огранки, включая бразильскую и лиссабонскую, количество фасетов (с учетом колеты) достигло 58. Столько же фасетов сохраняется и в современной бриллиантовой огранке, появившейся в двадцатых годах XIX веке  вместе с механической обработкой камней.

Бриллиантовая огранка

Пропорции современной бриллиантовой огранки разрабатывались многими гранильщиками, среди которых самым известным был Генри Морс, открывший в 1860 г. в Бостоне (США, штат Массачусетс) первую фабрику по обработке алмазов. С тех пор появилось немало других вариантов огранки, включая и круглую бриллиантовую огранку Марселя Толковски, в книге которого «Конструкция бриллианта» («Diamond design», 1919) проанализированы и систематизированы оптические свойства алмазов и предложены способы обработки, обеспечивающие их максимальный блеск и сверкание.

Бриллиантовая огранка используется  также при обработке драгоценных камней. Различные  варианты бриллиантовой огранки разрабатываются, и по сей день в соответствии со стандартами Скандинавской номенклатуры бриллиантов (SCAN DN Cut) и Международного алмазного совета (ЮС).

Фантазийная огранка

Виды фантазийной огранки — овал, «панделок» и «маркиза» («челночок») — представляют собой варианты круглой бриллиантовой огранки и дополняют треугольную, гексагональную, пентагональную и ромбовидную огранку. Развитие компьютерных и лазерных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые стили, включая компьютерные схемы огранки, а также драгоценные камни, обработанные лазером.

Ступенчатая огранка

Назначение ступенчатой огранки не столько в том, чтобы создать сверкающий камень, сколько в том, чтобы показать его цвет. Двоили трехцветные драгоценные камни  и обрабатывали таким образом, чтобы при взгляде через площадку, прежде всего, был виден  их лучший цвет. Сапфиры и другие драгоценные камни, которым  присуща неравномерная окраска, ориентируют таким образом, чтобы полосатость была, параллельна ступеням огранки и ее нельзя было увидеть через площадку. Если у кристалла есть область более интенсивной окраски, лучше всего расположить камень так, чтобы она оказалась в его основании, в глубине павильона. Тогда при взгляде через площадку интенсивным цветом будет залит весь камень.

   

Ступенчатая огранка является таким видом огранки, при котором фасеты располагаются друг над другом, форма верхней площадки — многоугольник, а боковые грани имеют форму трапеций или равнобедренных треугольников. Число фасетов определяется размером камня. У таких хрупких камней, как изумруды, углы легко откалываются, во избежание этого в процессе огранки их обычно срезают. Такая огранка называется изумрудной, или модифицированной ступенчатой огранкой. Если срезаны все углы, камень по своим очертаниям приближается к правильному восьмиграннику, и такую огранку можно назвать октагональной.

Огранка «кушон» и смешанная огранка

Огранка кушон обычно используется тогда, когда нужно максимально сохранить вес исходного кристалла. Огранка «кушон» — это вариант бриллиантовой огранки со скругленными углами. Смешанная огранка позволяет добиться лучшего сочетания цвета камня и его сверкания, что достигается разной огранкой фасетов коронки и павильона. Наиболее распространенный вариант смешанной огранки — это сочетание бриллиантовой огранки коронки и ступенчатой огранки павильона.

Стадии огранки алмазов

Четыре главных центра обработки алмазов находятся в Антверпене, Мумбай (бывшем Бомбее), Нью-Йорке и Тель-Авиве. Хотя сегодня большую часть этой работы выполняют компьютеры, сохраняется потребность в глазе эксперта, который мог бы оценить, как продвигается дело, точность выполнения всех операций и внешний вид обработанного драгоценного камня. За каждой стадией этого процесса наблюдают особые специалисты.

Стадия 1. С учетом недостатков исходного камня или содержащихся в нем включений, его веса и качества в целом специалист решает, как лучше всего использовать естественную форму кристалла. Перед дизайнером может стоять задача получить максимально большой камень или несколько меньших по размеру камней с большим общим весом.  

В том, что касается количества и величины камней, которые могут быть получены из исходного кристалла, и конечного выхода ювелирных камней, дизайнеру всегда приходится идти на компромисс. Качество и стоимость обработанного алмаза определяются четырьмя основными  параметрами: цветом, огранкой, чистотой и весом.

   

Стадия 2. После принятия решения об оптимальном использовании исходного кристалла его распиливают. Сегодня на фабриках алмазы распиливают лазерами, которыми управляют компьютеры.

Стадия 3. Первый этап огранки октаэдрического кристалла алмаза может заключаться в удалении его вершины с использованием вращающегося диска, покрытого абразивным алмазным порошком. Алмаз может быть также расколот пополам. Чтобы расколоть алмаз, его закрепляют в специальном медном зажиме и наносят на него неглубокую канавку, в которую помещают стальное лезвие. Затем по лезвию ударяют железным стержнем, и алмаз раскалывается.

   

Стадия 4. Алмазу придают округлую форму обработкой на чугунном шлифовальном круге, покрытом абразивной алмазной пастой, который называется «баклуша». В результате этой обработки (так называемой правки алмазов) камни становятся похожи на покрытое инеем оконное стекло. В конце этой стадии становится заметным рундист — самая широкая часть камня, отделяющая его верхние фасеты (коронку) от нижних фасетов (павильона).

Стадия 5. Затем с помощью «баклуши» наносятся фасеты: сначала площадка, а затем фасеты основания. Фасеты наносятся и полируются в определенном порядке: сначала главные фасеты павильона, колета, фасеты, примыкающие к верхней площадке, фасеты, лежащие над рундистом, и, наконец, фасеты под рундистом.

   

Стадия 6. Завершающая стадия обработки заключается в том, что гранильщик добавляет 24 фасета коронки и 16 фасетов павильона. Общее количество фасетов становится равным 58, включая колету. Затем начинается процесс полировки с помощью тонкодисперсного абразивного алмазного порошка; процесс этот имеет несколько стадий. После этого камень готов, и его можно вставить в кольцо или в любое другое ювелирное украшение.

tvoi-uvelirr.ru


Смотрите также