Каталог
  

Воронцовский дворец из какого камня


Воронцовский дворец

Данную тему впервые поднял Лев Худой в статье   «невозможный Воронцовский дворец», за что ему огромное спасибо. Будучи в Крыму в июле 2017 г я не мог не обойти такое замечательное место и проверить собственными глазами — прада ли то что написано и так ли это на самом деле.

Оказалось правда, даже больше чем правда.  Но обо всем по порядку.

Как оказалось, из долерита, или как говорят экскурсоводы из диабаза, выстроен не только дворец. Вокруг дворца всё из этого камня. В паре сотен метрах от дворца вверху на горке площадь с магазинчиками и автостоянкой, так вот ступеньки к ней (лестница)  так же сделаны из этого камня. И поребрики вдоль лестницы. Аналогично вниз к морю и по сторонам. И разного рода статуи тоже. Сам ландшафд этого участка местности представляет собой долеритовый склон горы. Он там всюду. В виде скал, булыжников, стен и т.д.. Ограждение (решетки, стены забора) дворца местами просто стыкуется в каким-нибудь долеритовым булыжником.

За забором видны громадные глыбы из долерита.

Вообще сам камень мелкозернист и очень похож на обычный цементно-песчаный бетон. У меня сперва даже возникла мысль — а не бетон ли это всё? И скалы обтекаемые, как будто из гигантского ковша налитые. Однако справочный материал прямо указывает на то, что долерит является продуктом вытекания магматических пород и по сути является застывшей вулканической лавой, как и базальт. В Крыму сейсмическая активность большая, выходы магматических пород вполне могли быть. Так что вопрос «бетона» снимается с повестки дня.

Здесь видно что забор из долерита стыкуется в булыжником из долерита.

Стены забора вокруг дворцового комплекса достаточно толстые, состоят из блоков. При том что внутренние блоки тонкие и являются лишь фасадной декоративной отделкой. Внутренняя часть ограждения уложена беспорядочным способом из необработанных камней уложенных на затвердевающий раствор. Самое интересное, что булыжники собраны разные, не только долеритовые. Есть и из обычного гранита. Тут правда возникает закономерный вопрос — не новодел ли это? Или следы реставрации?

Теперь давайте посмотрим на сам дворец. Он имеет сложные геометрические формы. Обратите внимание на оконные проемы.

А здесь на оконные рамы. Они из камня! Даже если бы это был материал значительно более мягкий чем диабаз, лично я не представляю как это можно сделать чтобы не расколоть или не сломать. И уж точно это сделано не методом долбежки молотком по зубилу. А только высокооборотистым инструментом. Или если отлить в форме. Обратите внимание на то, что горизонтальная перекладина целая, вертикальные к ней приставлены.

Орнамент дворца перенасыщен декорами сложнейшей формы.

Похоже что остроконечная маковка явлется единым целым с верхним блоком. Во всяком случае шва я не увидел.

А здесь маковки (купола) башенок внутри полые!

Вспоминается доктор Ватсон…

Входные группы (двери) тоже не простые. И даже с барельефами.

Причем с одной стороны мальчик, с другой девочка. Видимо не просто так.

Порог так же сложнейшей формы (боковые части).

Какие фрезы использовались чтобы так точить я не представляю.

Логично предположить что это не механическая обработка, а литье. Сторонников этой версии очень много. Однако факты говорят об обратном. Налицо следы именно механической обработки камня и сейчас я это покажу.

Здесь хорошо видно что по «дикому» камню прошелся «рубанок» и снял несколько миллиметров слоя. При том что «рубанок» и фреза работали уже по готовому оконному и дверному проему. Подобная технология сейчас используется при изготовлении дверных и арочных проемов в внутриквартирных перегородках из пазогребневых плит, сперва делается стенка, потом в ней прорезается проем любой формы.

При близком рассмотрении видно шаг и зуб  «рубанка» и фрезы». Одинаковый шаг с достаточным промежутком говорит о постоянной скорости инструмента, причем достаточно большой скорости. Обработка камня шла быстро и на удивление легко. Как буд-то по мягкому. Подобный след оставляет ручная ножовка в гипсовых плитах и газобетонных блоках при современном строительстве и отделке помещений.

Здесь так же хорошо видна работа фрезы.

Причем на заборе выделка камня отличается. Она менее качественная. Не знаю, или данная часть забора подверглась водной эррозии, то есть какое-то время находилась в воде, либо фреза была другой. Оба варианта одинаково возможны, при том что эта часть забора находится ниже дворца примерно на 5-10 метров. Если допустить вариант водной эррозии, то получается что поднятие уровня воды в Черном море в 18 веке можно достаточно точно определить — примерно до уровня стен дворца. А это 45-50 метров от современного уровня. То что дворец старше чем нам говорит официальная история — бесспорный факт. Граф Воронцов со своими крестьянами понятное дело ничего не строил и построить не мог в принципе. Это дело рук мастеров прошлой ойкумены. Великих мастеров. А граф молодец в том что всё это расчистил, привел в порядок и сохранил для наследников.

Однако не всё сохранилось. Присутсвуют и обломки, в частности колонн.

И никаких следов арматуры в обломках мы не наблюдаем.

В пользу предположения о том что какое-то время нижняя часть дворцового комплекса была под водой говорят и ступеньки парадной лестницы. Они имеют ярко выраженные следы эррозии и отслоений.

При том что так же хорошо просматриваются следы от пилы.

Внимательный осмотр «дикого» камня в окрестностях дворца позволил так же выделить следы отслоений. При том что снаружи «дикий» камень почему-то частично окрасился в красный цвет. Видимо водоросли…

Чтобы окончательно отсечь мысли о бетонном характере камня приведу пару фото со следами кварцевых прожилок которые возможны только в природном камне и невозможно повторить бетонной технологией. Эти кварцевые прожилки, равно как и текстурный рисунок природного камня, хорошо заметен как на стенах, так и на ступенях , на заборе и т.д.

Кстати ступеньки лестницы тоже не простые. Смотрим как сделана нижняя ступенька. И не лень было?

Если спуститься по ступенькам вниз, куда простой турист обычно не ходит, можно найти совершенно удивительные вещи. То, чего совсем не ожидаешь. А именно каменные изваяния. Данный факт говорит только о том что дворцовый комплекс строился не христианами и не прочими мусульманами (магометянами) или иудеями. Изваяния так же сделаны из долерита, правда качество обработки камня низкое, плюс явные следы водной эррозии. Трудно однозначно сказать почему так, возможно этим божкам поклонялись строители дворца. Хотя барельефы на дверях…, в общем что-то языческое здесь точно присутсвует. И в орнаменте каминов внутри дворца так же есть ведические нотки, но об этом в следующей части статьи.

Понятное дело присутсвует и мрамор. Как же без него. Разного рода львы, чаши, вазы, ванны и пр. Вообще очень красиво и посетить данное место я советую каждому.

 Эта ванна очень напоминает гроб. Наводит на некоторые мысли.

Около билетных касс в верхней части дворцового комплекса растет огромный платан диаметром более полутора метров. По видимому он повидал многое, жаль что рассказать не может.

Теперь заглянем внутрь.

Экскурсия по дворцу начинается с осмотра стендов с историей строительства.  Кому интересна официальная история читайте Википедию или иные официальные справочники. Я её повторять не буду, она мне не интересна. Мы посмотрим лишь на то, что поможет приоткрыть завесу тайны подлинной истории. Начнем вот с такой литографии.

Первое что обращает на себя внимание  — отсутствие растительности. Жалкий кустик слева и всё. Напомню что сейчас весь склон горы утопает в зелени. Видно что площадка перед дворцом ниже уровня земли. Тут вот что. Либо при строительстве вырубалась некая площадка, либо мы наблюдаем некие следы некого наносного слоя. Оба варианта возможны. А может и то и другое вместе.

Идем дальше. Другая сторона, с моря. Опять-таки лунный пейзаж, даже травинки нет. Слева виден огромный булыжник, вопрос как он там оказался и почему при строительстве не убрали (взорвали, раскололи, вывезли)? И куда уходит лестница? В песок! Сейчас там нижний ярус комплекса с лестницами и еще одним забором. И каменные идолы тоже там. Под песком. Очень похоже на то что эта часть дворцового комплекса еще не расчищена, а значит версия в потоп в 18 веке находит еще одно подтверждение.

Далее видим такую картинку. Появляется растительность. У береговой линии огромное количество валунов. Обращаем внимание на парусник в левом нижнем углу, он плывет вокруг островка. И на белое здание у кромки воды.

А вот как сейчас. Уровень воды ниже примерно на высоту здания, то есть метров на 10 где-то. По всей видимости это дейтвительно постройка первой половины 19 века, когда шли масштабные работы по расчистке и реставрации дворцового комплекса.

Подпись к картинке дает нам четкую дату. Можно ли верить? Не знаю, хотя нам важен лишь факт. Факт иного уровня воды ~150-200 лет назад.

Там стендов с картинками много. Но по сути интересен лишь вот этот, показывающий что в начале 20 века нижняя терраса с заборами (и идолами) уже была расчищена. Левая фотка.

Хотя нет, вру. Есть еще один очень примечательный стенд. По версии академической науки именно такими инструментами и был построен дворцовый комплекс. Кстати, твердость железа 300-600 МПа (от марки стали), а твердость диабаза 630 МПа. Для примера — гранит примерно 320-370 МПа (от вида), мрамор 90-130 МПа, бетон (от марки) от 170 до 300 МПа. Эти данные в любом справочнике.

Мебель и прочее внутреннее убранство дворца рассматривать не будем, ибо это с высокой степенью вероятности новодел. В лучшем случае действительно 19 века, а скорее всего уже послевоенный, ибо фашисты скорее всего всё что можно упереть — упёрли. Кому интересно как внутри — поищите, фоток в интернете много. Я остановлюсь лишь на каминах, ибо они весьма примечательны.

Как строитель и отделочник  скажу, что камины рабочие, а не некая бутафория, как допустим в Екатерининском дворце в Пушкине под Питером.

Материал из которого изготовлен данный камин весьма интересен. Это не диабаз. Очень похоже на гранит, но в окрестностях Питера где я живу, такого гранита я не встречал, хотя облазил на карачках километры собирая материал по данной тематике. В перспективе будет большая статья по граниту и мифам вокруг него, в том числе и по бетонным технологиям. Есть схожего состава гранит, но он бывает только серый или черный. Красного с таким составом я не встречал. В Питере красный — это так называемый рапакиви, но у него структура совершенно иная. Отсюда вывод, что либо это искуственный гранит, либо где-то на Земле есть место где такой гранит существует в природном варианте. В пользу искуственного гранита говорит и тот факт что характерных для природного гранита кварцевых прожилок и прочих текстурных разводов мы не видим.  А вообще у меня склонность предполагать что это вообще новодел. Современный новодел. Конкретно в данном случае. Но сделано хорошо. И скорее всего по старым рисункам или фотографиям.

А вот в следующем зале мы видим как раз именно серый гранит. И текстурные разводы характерные для природного камня мы так же отчетливо наблюдаем. И орнамент архисложный, характерный для всего дворцового комплекса. Так что этот зал с каминами по всей видимости действительно родной и древний.

При близком осмотре видно что камень не молодой. Конечно чистился и полировался, но все-равно на вид значительно старше чем тот что из красного гранита. Тот блестит как кухонная столешница, а этот с благородным отливом характерным для мастеров прошлого, когда те же деревянные части натирали исключительно воском, а не разного рода блестючими лаками ядовито раздражающими глаз. Видны и сколы.

Уровень обработки камня запредельный. Я не представляю чем и как это можно сделать. Особенно если предположить что это не серый гранит (кстати значительно более твердый чем красный), а диабаз. Но по виду это все же серый гранит. Диабаз имеет более мелкую зернистость.

А это другой камин. Центральный, самый большой.

Вам покажется что он другого цвета, но это я просто экперементировал с настройками в телефоне для лучшей съемки, в зале достаточно темно.

Вот эти выступы сделать крайне сложно. Если предоложить что работала фреза создавая ряды выступов, то как она обходила эти выступы непонятно. Работа ювелирная.

 А это вообще космос. Кстати в верхней части хорошо виден текстурный рисунок камня, это не бетон.

А здесь орнамент нанесен по ВЫПУКЛОЙ плоскости!

В правом и левом углах мы видим гербы. По официальной истории это родовые гербы самого графа Михаила Семеновича Воронцова и его супруги Елизаветы Ксаверьевны Браницкой (герба Корчак). Однако нам не известно, имели ли эти фамилии (роды) брачные или иные союзы ранее середины 19 века. Набор фактов говорит о том что такие связи должны быть. Более того, их искать нужно не только ранее середины 18 века когда произошла катастрофа на Черном море, а ранее условного 13-14 века, когда произошла всемирная катастрофа с глобальным мировым потопом и гибелью цивилизации. Кстати, герб Корчаков имели многие роды (фамилии), чуть ли не вся восточная Европа, так что тут может быть даже банальное совпадение. 

Герб Корчаков 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA_(%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1)

Герб Воронцовых 

https://gerbovnik.ru/arms/28.html

На мой взгляд граф М.С. Воронцов не просто так прибыл в Крым и не просто так стал губернатором Новороссии, а позднее вдобавок еще и наместником всего Кавказа. Думаю он просто вернулся в родное гнездо, или в одно из гнездышек. 

Треугольник с тремя звездами можно объянить некими ведическими мотивами. Три звезды, это могут быть например три ипостаси Солнца (рождающееся, сильное и умирающее), треугольник — символ времени и жизни. Остальное объяснить пока не могу.

На соседнем (третьем) камине в углах в орнаменте мы видим четырех и пяти-лучевые кресты. Однозначно в этом есть умысел и его обосновать можно исключительно ведическими мотивами. По всей видимости солярные знаки в данном случае как-то связаны с огнем. Три камина могут отождестляться с тремя фазами жизни солнца и (или) огня. Рождение (возгорание), пламя (свет, тепло…), угасание.

Здесь 5 лучей…

Здесь 4 луча.

Кроме гранитных каминов есть и мраморные. Тоже красивые и тоже сложной формы.

На этом с каминами закончим и перейдем в «зимний сад». Примечательное место. Очень красиво и светло.

Много мрамора.

На последней фотке видна девочка из мрамора. Очень примечательная штучка. О ней подробнее. По словам экскурсовода эта девочка входит в топ 100 величайших скульптур мира. Не будем утруждать себя демагогией по поводу мог ли это сделать озвученный официальной историей мастер, просто будем внимательно рассматривать. Первое что бросается в глаза — это не свежесть мрамора. В Эрмитаже в Питере величайшее множество разных поделок из мрамора разных эпох и я их хорошо смотрел. Эта девочка хоть и чистилась бесконечное количество раз и за ней следят очень внимательно, но в общем и целом видно что статуя не молодая, вернее не свежая. В углублениях впадин и ямок мутно, ржаво и т.п.. В живую это хорошо видно. К сожалению фото не глаз. Для детализации и лучшего воприятия размер фото сделаю максимальным.

Здесь мы видим как сделаны кружева юбки. Видно каждый стежок.

Здесь на правой руке у локтя виден прыщик.

Рукав платья. Обратите внимание на свисающую нитку. А так же на то что хорошо просматривается текстура ткани. Думаю портные смогут определить что за ткань.

Аналогично на подушке стула о который девочка опирается ногами.

И на чем стоит.

Здесь хорошо видна вертикальная строчка.

Здесь резинка…

Вид сверху, волосы.

Вид сверху, спина.

Вид сбоку.

А это полностью с табличкой автора.

Нууу.., в общем-то все что хотел показать я показал. Мысли так же озвучил. Думаю было интересно и полезно.  За сим откланиваюсь.

источник:

http://zodchi1.livejournal.com/6251.html

http://zodchi1.livejournal.com/6574.html

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Воронцовский дворец (Алупка) - украшение южного Крыма

Воронцовский дворец — визитная карточка крымского полуострова. Имение графа Михаила Воронцова расположено в Алупке у моря, посреди великолепного парка. Дворец прекрасно смотрится на фоне величественных зубцов Ай-Петри, возвышающихся прямо над фасадом здания. Здесь вы узнаете как и когда лучше посетить Воронцовскийй дворец, как туда добраться и где именно он находится.

Содержание:

История дворца Залы дворца Цены и режим работы Воронцовский парк Как добраться Дворец на карте

Дворец графа Воронцова расположен в центре популярного крымского курорта, но в начале XIX века эти земли только начинали застраиваться. Они как раз обрели значительную популярность у русских помещиков. Не стала исключением и Алупка, бывшая в те годы татарским поселением. Именно это место облюбовал граф Воронцов для возведения собственного имения, которое осталось в истории под именем Воронцовский дворец. Причин этого было много:

• теплый климат;

• обилие родников;

• близость моря;

• окружающие пейзажи — над выбранным участком располагается горный массив Ай-Петри.

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить Воронцовский дворец. Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVI века. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Воронцовский дворец внутри - фото и описание

Воронцовский дворец, или просто Алупкинский, представляет собой классический образец английской архитектуры, которая сочетается с восточными деталями. Так комнатам свойственна симметричность. Для этого двери в комнатах устанавливались напротив. Часто устанавливались ложные двери. Каждая комната была оборудована камином. Стены украшали портреты известных личностей того времени, а также пейзажи Крыма и Италии.В оранжерее выставлены скульптуры, представляющие генерал-губернатора и его семейство.

Сегодня экспозиция дворца немного изменилась, в 1914 году было проведено электричество, некоторая мебель не относится к оригинальному гарнитуру, но это не нарушает общую картину, которая стоит того, чтобы посетить дворец и изнутри оценить покои богатейшего семейства России.

Тем, кто желает посетить Воронцовский дворец, на карте, размещенной в усадьбе, можно увидеть все достопримечательности, расположенные вокруг него - знаменитый Воронцовский парк, хаос, скульптуры и террасы.

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Стоит упомянуть, что среди портретов семейства Воронцовых можно увидеть и портрет Уинстона Черчилля, проживавшего здесь во время Ялтинской конференции-1945, прошедшей в Ливадийском дворце.

Кроме основной экспозиции, которой так славится Воронцовский дворец, Крым предлагает своим гостям и другие. Вот общий список открытых в имении Воронцовых выставок, а также установленные в Воронцовский дворец цены 2018 года (на 26 июня):

Экспозиция

Цена взрослого билета

Студент, пенсионеры, дети (16-18 лет)

Парадные залы главного корпуса

350

200

Квартира дворецкого

110

55

Зал «под платаном»

150

80

Выставка в конференц-зале

110

55

Дом графа Шувалова

150

80

Гостевой (Шуваловский) корпус

150

80

Воронцовская кухня

110

55

Скульптура Южных террас

50

25

Экскурсия по парку в 11-00, 13-00 и 15-00 для группы в 20 чел

100

70

Единый билет на все выставки (кроме понедельника и среды)

830

450

Детям до 16 лет и льготным категориям граждан цена экскурсии установлена в 70 рублей.

Фотографировать внутри разрешено, но без вспышки.

Кстати, имеет крымский Воронцовский дворец официальный сайт - worontsovpalace.org.

И еще важная информация про Воронцовский дворец - режим работы выставок:

Дворец работает без выходных. Главная касса открыта с 9-00 до 17-15. В субботу с 9-00 до 19-15. Касса для парадных залов и скульптур Южных террас работает ежедневно с 9 до 18 часов, а в субботу с 9-00 до 20-00. Остальные экспозиции открыты ежедневно с 9 до 18 часов.

Воронцовский парк в Алупке

Парк представляет приятное дополнение к убранству дворца. Он условно разделен на верхний и нижний. В Верхнем парке расположен каменный хаос, родник, озера, фонтан «Трильби» и лунный камень.

Нижний Воронцовский парк покоряет царством магнолий, лавра и других растений. Обрамленные бетоном воды родника срываются здесь живописными водопадами. Здесь расположены фонтан «Раковина» и уменьшенная копия Бахчисарайского фонтана слез из Ханского дворца. Здесь есть выход на пляж.

Воронцовский дворец: как добраться из Ялты

Попасть в Воронцовский дворец из Ялты можно от центрального автовокзала автобусами №32 или 27, которые едут по нижней трассе. Выходить нужно на остановке «Алупкинский (Воронцовский) дворец». Отсюда к дворцу можно пройти через парк.

Маршрутки №107 и 115 подвозят к автовокзалу, откуда придется идти по указателям около 15 минут (850 метров). Любителям экзотики можно проехать к нему на катере, осмотреть виды дворца на фоне Ай-Петри и затем подняться от пляжа к южным воротам.

Из других городов можно добраться маршрутками до автовокзала Алупки, а оттуда пройти 15 минут к началу экспозиции. Из Севастополя и Ялты можно доехать с пересадкой — нужно выйти на верхней трассе на остановке «Питомник» и проехать затем до автовокзала на маршрутке №10.

Воронцовский дворец фото:

Воронцовский дворец на карте

krymea.ru

Истории о дизайне. История №2. Воронцовский дворец в Алупке: английский стиль для крымского дворянина

4 августа 2016 г.

Отправившись за новыми впечатлениями в Крым, мы – авторы проекта «Истории о дизайне», журналист Наталья Ханова и дизайнер Ольга Герасимова, – не могли не побывать в Воронцовском дворце. 

С постройки и до наших дней 

Дворец раскинулся у подножия горы Ай-Петри. По задумке английского архитектора Эдварда Блора, который,  между прочим, никогда не бывал в Крыму, а делал проект дворца по эскизам местности, присланным ему из России, сооружение возведено из местного камня – диабаза. 

Камин из диабаза 

Блор выбрал диабаз для постройки дворца неслучайно: этим он хотел подчеркнуть единство здания и окружающей природы. Дворец как будто вписан в горный рельеф местности. А вот камень, образованный из вулканической магмы, добавил строителям много трудностей. Диабаз твёрже гранита, а потому трудно подвергается обработке. Одно неверное движение камнетёса – и камень оказывался негодным для строительства.  Воронцовский дворец является единственным сооружением в мире, построенным из диабаза. 

Строилось здание 20 лет (с 1820 по 1840 гг.) как родовое гнездо для семьи графа Михаила Семёновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Впрочем, в 1920 году потомкам графа пришлось навсегда покинуть Воронцовский дворец в связи с падением царского режима. 

Морёный дуб и краска «под дерево» 

Мы с Олей перешагнули порог Воронцовского дворца в северной его части и оказались в длинном и тёмном, словно тоннель, коридоре. Коридор соединяет  библиотеку и центральную часть Дворца. И эта комната, и большинство помещений здания отделаны морёным дубом, который специально для прочности несколько лет держали под водой, благодаря чему этот дорогой отделочный материал приобретал твёрдость железа. 

Коридор 

На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии возведения дворца, лучших строителей из числа крепостных, и, конечно, портрет архитектора Блора. Одна из стен коридора – это скрытые дверцы шкафов. 

Блор Эдвард, архитектор Дворца

Скрытые дверцы шкафов в стенах коридора 

Интересно освещение коридора: свет попадает сюда через узкие, высокие окна и поддерживается лампами, встроенными в цоколи бра в виде факелов. Оказывается, эти бра сохранились со времён графа Воронцова. До того как во дворец было проведено электричество в начале XX века, он освещался этими самыми факелами, а также «слуховыми» окнами, расположенными на потолке. 

Окна в коридоре 

Воронцовский дворец – классический пример английского замка, правда, с добавлением пышных элементов восточных построек в южной части здания. Во время путешествия по дворцу дизайнер Оля Герасимова то и дело указывала мне на чопорность и сдержанность интерьеров, присущих англичанам. Она же и тяжело вздыхала, когда видела, что реставрация дворца проведена некачественно или даже вопреки здравому смыслу. 

– Посмотри, – говорила Оля, когда мы покидали длинный коридор. – Видишь, как варварски обошлись с этим морёным дубом? Его попросту покрасили масляной краской, которая полностью перекрывает его природную текстуру и цвет. Это преступление и против исторической ценности интерьера, и против современных музейных технологий. 

Мне же особенно запомнилось Олино сравнение ритма помещений дворца с ритмом сердца. Она сказала: «Когда мы заходим в это здание, то и сердце начинается биться упорядоченно. Всё потому, что английские постройки всегда понятны и симметричны, отличаются фундаментальностью. Посмотри, какие тут толстые стены, широкие подоконники, какая симметрия в каждой детали. Мы, конечно, не можем судить, как жилось хозяевам дворца в таком интерьере, но то, что они подчёркивали этим свой статус и основательность, очевидно». 

Дамская и мужская половины

Нам удалось побывать только на первом этаже дворца, где расположены парадная зала, зимний сад, столовая, бильярдная, голубая гостиная, кабинеты, ожидальня и вестибюль. 

Кабинет хозяина отделан бумажными обоями – точной копией обоев времён графа. Сейчас трудно в это поверить, но тогда бумажные обои являлись предметом роскоши, поскольку каждый рисунок на них выполнялся мастером вручную. 

Кабинет М.С.Воронцова 

– А вот типичная деталь английского интерьера, – кивнула Оля мне на камин, выполненный, как и большинство каминов дворца, из диабаза. – Интересно, а они рабочие? 

Как будто услышав шёпот моей подруги, экскурсовод строго сказала «рабочие» и добавила, что обычно супруги Воронцовы возвращались в своё имение к осени, а потому все помещения отапливались этими самыми каминами. 

На стенах кабинета Михаила Семеновича – портреты участников Отечественной войны 1812 года, героем которой являлся сам Воронцов. В эркере поместились крытый зелёным сукном стол и два кресла. 

Мебель в кабинете Воронцова 

После кабинета Михаила Семеновича мы попали в ожидальню, т.е. маленькую комнатку без окон, зажатую между двумя кабинетами хозяев. Стены ожидальни обшиты ситцем. Здесь неуместно смотрится громоздкий диван. Кажется, что он вот-вот выйдет за пределы комнаты. 

Ожидальня с громоздким диваном 

Из ожидальни мы шагнули в личный кабинет Елизаветы Ксавельевны. Каждая деталь обстановки этой комнаты шептала, что она когда-то принадлежала изысканной даме. Стены кабинета обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, а вся мебель украшена узорами в восточном стиле. Самыми ценными достопримечательностями комнаты являются два шкафчика. Один из них – китайский, выполненный по сложнейшей технологии из чёрного дерева. Процесс изготовления шкафчика насчитывал десятилетия. Он был настолько дорог, что его везли в Россию по морю только в штиль. В общем, пока шкафчик оказался в доме Воронцовых, он был уже весьма состаренный и насчитывал лет 30–40. Второй шкафчик семье презентовала сама императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. Именно поэтому шкафчик считался одной из самых ценных семейных реликвий.   

Кабинет Е.К.Воронцовой

Шкафчик из чёрного дерева в кабинете Е.К.Воронцовой

Потолок в кабинете Е.К.Воронцовой 

Следующим пунктом путешествия по дворцу стал домашний театр Воронцовых, который получил ласковое название – голубая гостиная. Это самое светлое и нарядное помещение дворца, по светло-голубым стенам которого вьётся тонкий лепной орнамент, в котором каждый цветок неповторим. 

Голубая гостиная – домашний театр Воронцовых

Лепной орнамент стен голубой гостиной, Роман Фортунов, крепостной лепщик 

Комната разделена на две половины. В одной – сцена, в другой – места для зрителей. Между этими половинами – выезжающий деревянный занавес. Кстати, голубая гостиная – единственная комната во дворце с массивными деревянными полами, оставшимися со времён его постройки. В остальных помещениях пол «неродной», заменённый на художественный паркет. «Это тот случай, когда безвкусная роскошь проигрывает природной красоте материалов», – шепнула мой эксперт Оля. 

Голубая гостиная

Выезжающий деревянный занавес

Родной массивный деревянный пол сохранился только в междверных проёмах и Голубой гостиной

Неродной пол во дворце, художественный паркет 

Зимний сад и бильярдная-колодец 

Если бы я оказалась во дворце одна, то услышала бы о нём только заученный рассказ экскурсовода. А вместе с Олей я будто приняла участие в своеобразном дизайнерском расследовании. 

Вот мы заходим в зимний сад, и экскурсовод начинает вещать о том, что зимний сад – типичная часть дворца в английском стиле. Всё это время Оля с подозрительностью осматривала помещение. Её взгляд сквозил по стенам, потолку из стекла и был словно направлен мимо скульптур, бюстов и двухсотлетнего фикуса. 

Зимний сад 

– Оля, разве тебе не интересно слушать про зимний сад?

– Ты знаешь, я уверена, что это помещение не было предусмотрено под сад – слишком оно нетипично для этого назначения. 

Тогда я подумала, что Оля – сумасшедшая с дурацкими дизайнерскими фантазиями. Пожала плечами и пошла послушно вслед за экскурсоводом. Мы оказались в парадной столовой, плавно переходящей в бильярдную. 

Девушка принялась снова твердить свой заученный текст. И снова моя спутница ходила по периметру помещения и что-то высматривала. 

– Посмотри, как искажено пространство, – сказала Оля. – Это помещение – колодец. Хоть здесь высота потолков и 8 м, комната кажется маленькой и совсем непригодной для бильярда. Слишком мало места. 

Бильярдная-колодец с галереей портретов 

С интересом слушая размышления Оли, экскурсовод сказала: «Вы правы, это помещение не предназначалось первоначально для этих целей. Бильярдную должны были сделать из того помещения, где сейчас находится зимний сад. Но позднее решено было сделать в бильярдной  зимний сад, а бильярдную устроить в парадной столовой. Отсюда и ощущение, что бильярдная маловата по своим размерам». 

Развлекайтесь, господа 

– Мы находимся с вами в самой большой комнате дворца – парадной столовой, – продолжала экскурсовод. – Площадь этого помещения составляет 160 кв. м. Стены отделаны деревянными панелями с встроенными панно. В парадной зале установлены два камина и фонтан, все три выполнены из диабаза, а фонтан в центре зала отделан итальянской майоликовой плиткой. В жаркое время года фонтан освежал залу прохладной водой, поступавшей в дворцовые резервуары из подземных источников. В центре залы установлен огромный стол из цельного куска красного дерева. Ножки стола и стульев выполнены в виде львиных лап – ещё одна английская мебельная традиция, подчеркивающая могущество владельцев замков. 

Парадная зала

Французский сервант – подарок М.С.Воронцова сыну на свадьбу

Камин в парадной зале. Над ними – панно Робера Гюбера 

Олю стол очень заинтересовал.  Для его рассматривания она приняла странную позу: стала почти параллельно горизонтальной плоскости столешницы. 

Стол в парадной из цельного спила красного дерева 

– Оля, что ты на этот раз заметила, – нервно теребила я подругу, взглядом извиняясь за неё перед остальными посетителями и экскурсоводом.

– Ты только посмотри, как искусно обработана столешница. На ней идеально сохранён природный рисунок спила дерева, видны даже ходы, которые проделывали жучки, когда дерево ещё было живым. Я всё время пытаюсь найти стыки, соединяющие разные куски красного дерева в одну столешницу, но таковых нет. Неужели можно было найти такой гигантский спил этого дерева? 

Слушая Олины слова, многие посетители приняли схожую с ней позу, стали искать стыки и удивлённо перешептываться. Правда, Оля этого не заметила, она переключилась на двери. 

– О-о-о… Какие прекрасные филёнки, они сделаны выпуклыми, что сейчас очень актуально. Удивительно, как интерьерная мода движется по спирали. Модно было 180 лет назад, и сейчас снова на пике популярности. Ну посмотри же на филёнки. Разве они не вызывают у тебя восторг? 

Двери с выпуклыми филёнками 

Я пыталась изобразить восторг, но не смогла, а только строчила за Олей её замечания и мысленно готовилась к посещению другого дворца – Ливадийского. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем читателям BERLOGOS на следующей неделе.

Фото: Ольга Герасимова

www.berlogos.ru

Воронцовский парк и Воронцовский дворец в Алупке

Южный берег Крыма — одно из самых любимых мест у туристов, что и неудивительно, ведь помимо чудесной природы — солнца, мягкого субтропического климата, сравнимого только со средиземноморским, чистого и ласкового моря, здесь еще и множество достопримечательностей, которые просто невозможно посетить за один приезд. Многочисленные дворцы, парки, природные красоты — сюда стоит возвращаться и возвращаться, ведь некоторые места требуют и заслуживают того, чтобы потратить на них целый день.

Воронцовский дворец

Одно из таких мест — Воронцовский дворцово-парковый комплекс — чудо ландшафтного и архитектурного искусства. Этот комплекс включает в себя парк и дворец, расположенные в небольшом городке Алупка, у подножия самой знаменитой горы Крыма — Ай-Петри. Это место совсем недалеко от Ялты, поэтому добраться сюда совсем не трудно, хоть на общественном транспорте, хоть на такси.

Мое знакомство с комплексом началось с парка, поэтому и свой рассказ я тоже начну с него. Сразу скажу, что перед посещением Воронцовского парка мы побывали в Никитском ботаническом саду, поэтому контраст между этими двумя комплексами заметили сразу: если Никитский сад поразит вас многообразием и буйством красок, разнообразием растительности, в том числе и экзотической, собранной практически со всего света, то Воронцовский парк выглядит более сдержанно и менее искусственно. И в этом, пожалуй, и заключается гений его создателя — знаменитого садовода Карла Кебаха. Парк выглядит очень ухожено, но при этом очень естественно, он органично вписывается в сложный рельеф местности, словно бы создан не рукой мастера, а самой природой. Начало созданию парка было положено в 20-е годы позапрошлого столетия.

Воронцовский парк

Парк разделен на несколько зон. Его размер составляет почти 40 гектаров, и, как предупредил нас экскурсовод, отбиваться от группы нежелательно, так как на такой территории несложно заблудиться. В парке собрана большая коллекция растений, в основном — это флора Средиземноморья и Кавказа, в целом около 200 видов кустарников и деревьев. Есть здесь и тисы, и кипарисы, и дубы, и платаны, и чинары, и пробковый дуб, тисы, клены, ясени, лавры и многое другое.

Воронцовский парк

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Май 1 2017 в 12:21 PDT

Кстати, под лавром стоит задержаться на несколько минут, спокойно и глубоко вдыхая воздух, наполненный эфирными маслами, самым благотворным образом влияющими на организм человека. Некоторые деревья за свою долгую жизнь достигли просто гигантских размеров.

Воронцовский парк

Есть здесь и совершенно уникальные экземпляры, например, араукария чилийская — хвойное дерево, родиной которого, как нетрудно догадаться, является Чили, да еще Аргентина. На территории нашей страны она встречается только в ботанических садах Кавказа и Крыма. Ее особенность в том, что нижние ветви постепенно отпадают, и крона поднимается все выше и выше, оставляя внизу голый ствол.

Араукария чилийская – хвойное дерево

Араукария чилийская – хвойное дерево

Прогуливаясь дальше, вы выйдете к зоне с прудами и водопадами. Здесь в тени огромных деревьев располагается несколько прудов, в которых кипит жизнь — рыбки, разные водоплавающие птицы, земноводные и пресмыкающиеся. В одном из прудов живут лебеди, он так и называется — лебяжий.

Лебяжий пруд

Лебяжий пруд

Идем дальше, и перед нашими глазами открывается впечатляющая картина — нагромождения огромных камней, валунов, между которыми извилисто петляют дорожки и журчат небольшие водопады.

Водопад

Выглядит это все максимально естественно, но на самом деле — это тоже результат фантазии архитекторов и, говоря современным языком, ландшафтных дизайнеров, а также труда человеческих рук. Называется это место «хаос», а камень, из которого сложен этот «хаос» называется диабаз и имеет вулканическое происхождение. Из этого же камня построен и сам Воронцовский дворец, а также выполнены некоторые элементы его внутреннего декора, например, готические камины.

Воронцовский парк

Замок очень гармонично вписывается в пейзаж и рельеф, являясь логическим завершением прогулки по парку. Построил его в 20-е — 40-е годы XIX столетия английский архитектор Э. Блор. Кстати, позже он станет придворным архитектором английской королевы Виктории, с именем которой связывают целую эпоху в английском искусстве.

Воронцовский дворец

Дворец строился в качестве резиденции генерал — губернатора всей Новороссии графа Воронцова. Граф был очень богатым и влиятельным человеком, его отец нес дипломатическую службу в Англии, поэтому вырос будущий губернатор в этой стране, усвоив многие английские аристократичные манеры, безупречный вкус и передовые взгляды. Он сделал очень много для развития южных городов Новороссийского края, но особенное внимание уделял именно Крыму, способствуя развитию здесь виноделия, овцеводства и пароходства.

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Апр 30 2017 в 11:07 PDT

Воронцовский дворец — один из самых необычных в Крыму. Его уникальность заключается в том, что, глядя на него с разных сторон, вы ни за что не догадаетесь, что это один и тот же дворец, настолько различаются его стили. Вид с внутреннего двора, того, что непосредственно выходит к парку, выдержан в строгом английском стиле эпохи Тюдоров. Подобную архитектуру можно часто увидеть в английских фильмах, так как в этом стиле выдержаны многие английские поместья.

Внутренний двор огорожен диабазовой стеной. Здесь есть лавочки, чтобы отдохнуть после прогулки по парку, а также небольшой магазин, где можно купить сувениры, воду или мороженное. Со внутреннего двора открывается впечатляющий вид на гору Ай-Петри.

Ай петри

Воронцовский парк

Пройдя под аркой с правой стороны от входа, вы словно перенесетесь на несколько столетий назад в средневековье. Перед вами откроется та часть дворца, которая напоминает средневековый замок: высокие крепкие каменные стены, башни, кажется, что сейчас по этой вымощенной булыжником дороге проедут рыцари в доспехах.

Воронцовский дворец

Говорят, что здесь снимались многие известные исторические фильмы в советское время, правда, какие именно, не уточнили, чтобы не раскрыть всех секретов.

Воронцовский дворец

Южная сторона дворца поразит великолепием мавританского стиля. Это самая роскошная и пышная в плане декора сторона комплекса. Здесь же — выход из зимнего сада, которым завершается экскурсия по внутренним залам. Отсюда спускаются каменные лестницы, охраняемые знаменитыми львами, а с террас, поражающих буйной густой растительностью, открывается великолепный вид на море. Теплое крымское море...

Море

Считается, что эта часть дворца была выполнена по примеру знаменитых дворцов Альгамбры в Испании.

Воронцовский дворец

Роскошные виды органично дополняют пальмы, высаженные вдоль зубчатой стены, поверх которых возвышается все та же Ай-Петри. Честно говоря, просто не знаешь, в какую сторону смотреть и восхищаться.

Ай-Петри

Внутри дворца располагается музей. Вход в него платный. В экскурсию также входит посещение зимнего сада и некоторых террас с экзотическими и редкими растениями. Убранство дворца поражает вкусом и роскошью его владельцев. Голубая гостиная, залы в готическом стиле с мебелью из дорогих пород дерева, предметами из малахита, хрусталя, фарфора, вазы и бронзы и многое другое — все это предстает перед взорами посетителей. Здесь же представлена коллекция картин английских, итальянских и французских мастеров живописи, правда, не слишком известных. Зато коллекция русской живописи впечатляет: Левицкий, Айвазовский, Боровиковский и другие — их полотна являются предметами гордости многих столичных музеев. Правда, к сожалению, фотографировать внутри дворца не разрешается, поэтому получить все визуальные впечатления от его посещения вы сможете самостоятельно.

Завершить экскурсию вы сможете по затененным каменным лестницам, ведущим вниз к берегу моря. Здесь же располагаются многочисленные лавочки с сувенирами. Главный сувенир, который обязательно нужно привести из Алупки — это небольшая фигурка льва, подобная тем, которые охраняют южные террасы и являются своеобразной «визиткой» дворца.

Воронцовский дворец

И Воронцовский парк и Воронцовский дворец оставляют неизгладимые впечатления на туристов.

Полезные ссылки

Отели и гостиницы Ялты

Отели и гостиницы Севастополя

Отели Крыма: отзывы и бронирование

shagau.ru


Смотрите также